РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

В КАЗАХСТАНЕ

 

Рост рабочего и национально-демократического движения

Алихан Букейханов

Шакарим Кудайбердиев

Миржакип Дулатов

Мустафа Чокай

Магжан Жумабаев

Начало деятельности партии «Алаш»

Журнал «Айкап» и газета «Казах»

Глоссарий

Документы

 

Рост рабочего и национально-демократического движения

В центральных районах России, на Урале и в Сибири, происходили события, оказавшие воздействие на расстановку сил и на общественно-политическую ситуацию в Казахстане. Восточные и северо-западные районы казахской степи явились очагами революционных событий.

Активно против национального угнетения выступали рабочие Оренбургско-Ташкентской железной дороги, выражая протест против массовых увольнений рабочих.

Забастовка рабочих акционерного общества «Атбасарские медные рудники», золотодобывающих рудников «Николай» и «Основательный» в Усть-Каменогорском уезде прошла в мае 1911 года.

2-6 октября 1912 года произошли стачка рабочих угледобывающего предприятия «Байконур», забастовки на Семипалатинских водяных мельницах, на шахте «Шокпаркул» в Тургайском уезде, которые стали частью общероссийского революционного движения.

Организаторами митингов и забастовок рабочих Омска, Оренбурга, Петропавловска, Усть-Каменогорска были социал-демократические организации левого направления и большевики.

Период нового подъема демократического движения весна и лето 1912 года. Увенчались успехом стачки рабочих Доссора в Уральско-Каспийком нефтяном обществе и забастовка Эмбенского производства. Администрации этих предприятий были вынуждены удовлетворить часть требований рабочих, в частности повышение зарплаты на 26%.

25 июня 1915 года был принят закон «Об использовании инородцев на государственных предприятиях», фактически прикрепивший рабочих к владельцам предприятий. Усиливался контроль полицейско-жандармских участков за рабочими предприятий, выполнявшими заказы военно-оборонных учреждений. В августе 1916 г. рабочие Карсакпайского медного рудника организовали крупную политическую забастовку.

Этот период времени в Казахстане характеризуется активизацией рабочего стачечного движения, так как положение рабочих на предприятиях было очень сложным: низкая заработная плата, жесткая система штрафов и наказаний, массовые увольнения, усиление контроля полицейско-жандармских участков за рабочими предприятий. Все это привело к подъему революционно-демократического движения в Казахстане в начале ХХ века.

Новый период революционных событий совпал с подъемом национально-демократического движения. Активными участниками общественно-политической жизни Казахстана стали: Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Шакарим Кудайбердиев, Миржакуп , Дулатов и др.

Алихан Букейханов – общественный и государственный деятель, ученый, лидер национальной казахской интеллигенции, руководитель партии Алаш и Алаш-Орды. Выпускник Санкт-Петербургского лесного института. А. Букейханов - знаток творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, А.П. Чехова, В.Г. Короленко. Он был лидером казахской интеллигенции и поддерживал теплые отношения с омским писателем А. Сорокиным, который значительную часть своего творчества посвятил исследованию жизни казахского народа. А.Букейханов обладал богатым багажом знаний о западноевропейской культуре.

А.Букейханов активно участвует в крупных политических событиях в годы трех революций (1905-1907гг., февраль 1917 г., октябрь 1917 г.), выдвигая альтернативный путь развития Казахстана как национального самостоятельного государства. После объявления в 1919 г. амнистии ВЦИК бывшим алашординцам был выслан из Казахстана. В 1922, 1926, 1937 гг. был заключен в тюрьму, и в 1937 г. был расстрелян.

Верно служить своему народу и родной земле призывал грамотную часть казахского общества А. Букейханов, который всю свою сознательную жизнь посвя­тил делу обретения казахами независимости.

Шакарим Кудайбердиев – видный деятель общественно-демократического общества. Занимался политикой, был избран в волостные правители. После сорока лет занялся творческой деятельностью: изучал западную и восточную литературу по собственной системе, познакомился с наследием великих поэтов и мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А. С. Пушкина, Л. Толстого. Перевел на казахский язык произведения Хафиза и повесть Пушкина «Дубровский». Владел арабским, персидским, турецким, русским языками, которые изучил самостоятельно. В 1903 году он был принят членом Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.

Шакарим был человеком глубоко верующим и в 1906 году совершил паломничество (хадж) в Мекку, посетил Мыср (совр. Египет), Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семипалатинск приобретённые им книги. Последний период его жизни пришелся на революцию 1905-1907 гг., столыпинскую реакцию, первую мировую войну, национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане, февральскую и октябрьскую революции, гражданскую войну, установление советской власти, коллективизацию. Шакарим был участником национально-освободительного движения «Алаш». Не согласившись с реалиями новой жизни Шакарим с 1922 года жил в местечке Шакпан в горах Чингистау в совершенном одиночестве. 2 октября 1931 года он был тайком без суда и следствия расстрелян.

Великий талант, большой учёный на долгие годы был забыт. Запрет на творчество Шакарима, обвинявшегося в «буржуазном национализме» и прочих нелепых грехах продолжался даже после его реабилитации в 1958 году.

При его жизни были напечатаны такие его книги как «Зеркало казахов», поэмы «Калкаман-Мамыр» и «Енлик-Кебек». Отдельные стихи, статьи, эссе были опубликованы в 1913-1924 годах в журналах «Абай», «Айкап», «Шолпан», в газете «Казах». Журналы «Абай» и «Шолпан» напечатали его переводы из Хафиза и поэму Физули «Лейли и Меджнун». Поэтический перевод «Дубровского» и «Метели» А. С. Пушкина были опубликованы в 1936 году в Алматы в журнале «Эдебиет майданы». Творчество Шакарима Кудайбердиева и его общественная деятельность оставили свой след в истории казахского народа.

Миржакип Дулатов – видный общественный деятель революционного движения, талантливый писатель, публицист. Свою революционную деятельность начал в разгар революции 1905-1907 гг. Его прославили литературные произведения – роман «Несчастная Жамал», изданный в 1910 году в Казани, сборник песен «Азамат», опубликованный в 1913 г. в Оренбурге, литературно-публицистический сборник «Терме», вышедший в 1915 года. Произведения, написанные М.Дулатовым, имели ярко выраженную политическую окраску, так как он решительно выступал против переселения российских крестьян в Казахстан. Его брошюра «Оян казах» (Пробудись казах), тираж которой был конфискован царскими властями, была пронизана антиправительственной критикой и вызвала острую реакцию колониальной администрации. М. Дулатов сыграл огромную роль в создании политической программы борьбы казахских трудящихся.

На развитие революционно-демократического движения в Казахстане повлияли революционные события, происходившие в России. В Казахстане сформировалась казахская интеллигенция, способная повести за собой народ.

Мустафа Чокай казахский мыслитель, ученый и общественный деятель.

Мустафа Чокай – единственный представитель народов Туркестана в Политическом бюро Мусульманской фракции Государственной Думы, сыгравший решающую роль в том, что Дума приняла решение о создании комиссии для расследования зверств казачества и карателей по отношению к участникам восстания 1916 г. Он возглавлял комиссию представителей по защите прав народов Туркестана в Учредительном собрании. После того, как к власти пришло Временное правительство, его глава, А. Ф. Керенский, предложил Мустафе Чокаю портфель министра. От этого предложения Мустафа отказался. М.Чокай – руководитель группы по созданию в Туркестане национальных автономий в составе единой Туркестанской федерации. Но Временное правительство, находившееся в это время у власти в России, выступило против самоопределения народов Туркестана.

В марте 1917 г. М.Чокай возглавил Мусульманский центр, созданный на Конгрессе мусульман Туркестана в Ташкенте. Мусульманский центр, опираясь на "Воззвание к трудящимся мусульманам России и Востока", начал подготовку к созданию автономии.

После октябрьской революции и утверждения власти Советов, большевики тоже выступили против Туркестанской автономии.

22 ноября 1917 г. в Коканде состоялся Всетуркестанский конгресс всех политических партий и движений, на котором было объявлено о создании Кокандской автономии. Ее президентом был избран Мустафа Чокай. В декабре 1917 г. М. Чокай вошел в состав правительства «Алаш-Орды».

После активных действий большевиков против правительства "Алаш-Орды", Мустафа Чокай был вынужден эмигрировать за границу. Там, М. Чокай организует и участвует в издании журналов и газет, освещающих жизнь народов Туркестана. В Стамбуле и Париже, Берлине и Лондоне, в Варшаве он печатает свои статьи, теоретические исследования, исторические и политические обзоры Центральной Азии. Его журналы "Жана Туркестан" и "Жас Туркестан" издавались соответственно в Стамбуле и Берлине.

Мустафа Чокай – был выдающимся человеком: гуманист, демократ, человек энциклопедических знаний, просветитель, глашатай древней и богатейшей культуры и истории народов Средней Азии и Казахстана. Он был знатоком русской литературы, блестяще владел английским, французским, немецким, турецким и арабским языками. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за правду, за достоинство и честь народов Средней Азии и Казахстана, его сердце и душа всегда были с родным народом.

 Магжан Жумабаев – замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом. На его творчество оказало влияние общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и Шпенглера. Широкое признание принес ему поэтический сборник "Шолпан" (1912 г.).

 После февральской революции Жумабаев, как поэт был известен в кругах казахской интеллигенции, его ввели в состав областного комитета партии "Алаш". Хотя на всеказахстанских съездах этой партии он избирался кандидатом в депутаты учредительного собрания, активной политической деятельности он не вел.

Напряженный и творчески плодотворный период жизни Жумабаева связан с переездом в 1922 году в Ташкент, где он создает поэму "Батыр Баян", цикл стихов о Туркестане, статьи об Акан-сери, Бухаре-жырау, Абубакире Диваеве. Здесь он сотрудничает с газетой "Ак жол" и журналом "Шолпан". Магжан принадлежит к тому поколению поэтов, которые первыми в регионе Средней Азии и Казахстана воссоединили два потока духовного развития народов Востока и Запада. В это же время начинается волна обвинений в национализме, пантюркизме, самолюбовании. В 1929 году по ложному обвинению Жумабаева осудили на 10 лет лишения свободы, в 1935 году по ходатайству М. Горького он был освобожден досрочно. Но пребывание на свободе длилось недолго. Проработав учителем русского языка и литературы в средней школе, Жумабаев по приглашению С. Сейфуллина прибыл в Алма-Ату. 30 декабря 1937 года по ложному доносу поэт вновь подвергается аресту. В ежовских застенках 19 марта 1938 года Жумабаев был расстрелян.

Творчество М.Жумабаева пронизано гражданской ответственностью писателя перед народом. Его литературное наследие выдержало испытание временем, оно органически вошло в историю казахской поэтической культуры, составив наряду с творчеством других классиков ее неотъемлемую часть.

Начало деятельности партии «Алаш». На Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш», где были приняты решения по 14 вопросам: форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), автономия казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.

Перед выборами в Учредительное собрание России, был опубликован проект программы партии «Алаш», который ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство автономий, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. Партия «Алаш» на выборах в Учредительное собрание в ноябре 1917 г. получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), партия «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции.

В декабре 1917 г., на Втором общеказахском съезде была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собранием.

Одним из лидеров «Алаш-Орды» стал Алихан Букейханов. Лидеры «Алаш-Орды» восприняли Октябрьскую революцию негативно. Ахмет Байтурсынов позднее писал, что февральская          первая революция была правильно понята и с радостью встречена казахами потому что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства, а во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту – управлять самостоятельно. То, что вторая революция показалась казахам непонятной, наводила ужас на казахов своими внешними проявлениями. На окраинах большевистское движение сопровождалось насилиями, грабежом, злоупотреблениями и своеобразной диктаторской властью, говоря короче, движение на окраинах часто представляло собой не революцию, а полнейшую анархию.

Журнал «Айкап» и газета «Казах».

А. Н. Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил органам печати. Решено было организовать общенациональную газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания своей роли. Местом издания газеты был выбран Оренбург. К изданию газеты «Казах» (1913-1918 годы) были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции: поэт, прозаик М. Дулатов, поэт, переводчик, лингвист, педагог А. Байтурсынов, который стал редактором газеты «Казах».

Газета «Казах» и журнал «Айкал» (1911-1915 годы), стали выразителем различных идейно-политических мнений и течений среди национальной интеллигенции. Газета «Казах» выражала идеи либерально-демократического направления, вокруг нее объединились А. Букейханов. А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие. Издателем и редактором «Айкап» был М. Сералин, в журнале сотрудничали Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин. Объединяло эти издании то, что они выражали общенациональные идеи, интересы казахского народа в условиях его колониального положения.

Глоссарий

 

Жандарм – полицейский чин.

Партия – группа людей, объединенных общностью политических идей и инте­ресов.

Реакция – политика активного сопротивления общественному прогрессу.

Трибун – выдающийся общественный деятель, оратор и публицист.

Черносотенец – в царской России: крайний реакционер, шовинист и монархист.

 

Персоналии

Аймауытов Жусипбек (1889-1931) – казахский поэт, писатель, драма­тург, переводчик, литературовед и педагог. Видный деятель партии «Апаш» и правительства Алаш-Орда. Уроженец Павлодарского уезда Семипалатинской области.

Альжанов Отыншы (1873-1917) – видный общественный деятель Казах­стана. Был корреспондентом газеты «Киргизская степная газета». Активный участник движения «Алаш».

Болганбаев Хайретдин (1894-1937) – известный публицист, просветитель, общественный и государственный деятель Казахстана. Участник движения «Апаш», один из основателей Туркестанской автономии. Уроженец Акмолинской области.

Досмухамедов Халел (1887-1938) – известный казахский общественный и государственный деятель. В 1910 году закончил юридический факультет Московского государственного университета. До 1917 года работал помощником томского окружного прокурора. Родился в ауле №1 Уральского уезда Уральской области.

Жумабаев Магжан (1893-1938) – уроженец Полуденовской волости Петропавловского уезда Акмолинской области, известный казахский поэт, участник движения «Алаш».

Карашев Гумар (1876-1921) – казахский поэт и мыслитель. Автор первого казахского гимна. Был известен как религиозный реформатор. Принимал деятельное участие в определении религиозной политики правительства Апаш-Орды.

Кеменгеров Кошке (Кошмухамбет) (1896-1937) – известный казахский общественный деятель, историк, писатель, драматург, литературный критик и языковед. Он родился в ауле Каржас Текинской волости Омского уезда Акмо­линской области.

Садвакасов Смагул (1900-1933) – видный общественный и государствен­ный деятель Казахстана, писатель и публицист. Уроженец аула Жаркын Каройской волости Омского уезда Акмолинской области. В 1912-1915 годах учился в Полтавском русско-казахском училище. Получил специальность «народного учителя». Был членом молодежной организации «Бирлик», «Жас азамат». Был участником движения «Апаш».

Сералин Мухамеджан (1871-1929) – видный общественный деятель Ка­захстана, главный редактор журнала «Айкап», участник движения «Апаш».

Шокай Мустафа (1890-1941) – общественный деятель, публицист. Вы­пускник Санкт-Петербургского университета. Был одним из основателей Кокандской автономии, позже член правительства Алаш-Орда.

Акбаев Жакып (1876-1934) – видный общественный деятель, юрист. Ак­тивный участник формирования партии «Апаш» и правительства Апаш-Орда. С 1907 года член Русского географического общества. В 1903 году с золотой медалью окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Подвергался политическим репрессиям со стороны царизма (1905-1917), Вре­менного правительства (1917), правительства Колчака (1918-1919) и Советской власти (1920-1934).

Байтурсынов Ахмет (1873-1938) – видный общественный деятель, казахский поэт, литературовед, публицист, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания. Видный деятель партии «Апаш» и правительства Алаш-Орда.

 

Документы

№ 1

«В виду всего изложенного, киргизы находят, что:

1)  Переселение и отвод киргизских земель необходимо приостановить, с тем, чтобы сначала устроить киргизов, которые сами страдают малоземельем.

2)  Для того чтобы правильно устроить киргизов, необходимо произвести но­вый переучет скота, так как при собирании сведений этого рода экспедицией Щер­бины киргизы уменьшали действительное количество его из боязни обложения новыми налогами...

3)  Киргизов следует устроить на тех местах, где они живут издавна, а не пере­селять их на новые места.

4) Отобранная от киргизов и арендуемая ими земля должна быть возвращена им.

5) Вернуть в пользование киргизов также все те земли, которые были отобраны от них и отданы переселенцам, но брошены крестьянами за малопроизводностью...

6) Через наделы крестьян должен быть предоставлен свободный и бесплат­ный пропуск для киргизского скота при кочевании их (киргизов) с одной стоянки на другую.

7) Для закрытия зимовки от буранов и защиты скота, по западной стороне зимовых стойбищ должны быть оставляемы в неприкосновенности все имеющиеся в наличии колки.

8) Киргизам должны быть предоставлены лесные наделы на равных с крес­тьянами основаниями.

9) Все находящиеся налицо водопои и колодцы должны быть по возможности оставляемы в пользовании киргизов; в случае же их отвода переселенцами и совер­шенной невозможности оставить их за вырытые киргизами колодцы должно быть выдаваемо соответствующее вознаграждение, или же за казенный счет вырываться новые колодцы...

10) Во избежание споров и столкновений с крестьянами и в предупреждение наси­лия со стороны, земли переселенцев, так или иначе следует отгородить от киргизских.

11) Не должно допустить внедрения мелких поселков в самый центр киргиз­ских аульных земель. Мелкие поселки следует отселить к крупным.

12) Вблизи мечетей не должно быть отводимо земли под крестьянские посе­ления.

13) Отмежевание земли должно проводиться не иначе, как при участии пред­ставителей от киргизов».

Труды частного совещания, созванного 20 мая 1907 года

степным генерал-гу­бернатором по вопросам

о нуждах киргизов Степного края. Омск, 1908, с. 12-13.

 

Использованная литература

 

1.      Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3 

2.      Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.

3.      Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.

4.      Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана  и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.

5.      Кузембайулы А.,  Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.

6.      Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.