РАЗВИТИЕ
НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
В
КАЗАХСТАНЕ
Рост рабочего и
национально-демократического движения
Начало деятельности партии
«Алаш»
Журнал «Айкап» и газета
«Казах»
Рост рабочего и национально-демократического движения
В центральных районах России, на Урале и в Сибири, происходили события, оказавшие воздействие на расстановку сил и на общественно-политическую ситуацию в Казахстане. Восточные и северо-западные районы казахской степи явились очагами революционных событий.
Активно против национального угнетения выступали рабочие Оренбургско-Ташкентской железной дороги, выражая протест против массовых увольнений рабочих.
Забастовка рабочих акционерного общества «Атбасарские медные рудники», золотодобывающих рудников «Николай» и «Основательный» в Усть-Каменогорском уезде прошла в мае 1911 года.
2-6 октября 1912 года произошли стачка рабочих угледобывающего предприятия «Байконур», забастовки на Семипалатинских водяных мельницах, на шахте «Шокпаркул» в Тургайском уезде, которые стали частью общероссийского революционного движения.
Организаторами митингов и забастовок рабочих Омска, Оренбурга, Петропавловска, Усть-Каменогорска были социал-демократические организации левого направления и большевики.
Период нового подъема демократического движения – весна и лето 1912 года. Увенчались успехом стачки рабочих Доссора в Уральско-Каспийком нефтяном обществе и забастовка Эмбенского производства. Администрации этих предприятий были вынуждены удовлетворить часть требований рабочих, в частности повышение зарплаты на 26%.
25 июня 1915 года был принят закон «Об использовании инородцев на государственных предприятиях», фактически прикрепивший рабочих к владельцам предприятий. Усиливался контроль полицейско-жандармских участков за рабочими предприятий, выполнявшими заказы военно-оборонных учреждений. В августе 1916 г. рабочие Карсакпайского медного рудника организовали крупную политическую забастовку.
Этот период времени в Казахстане характеризуется активизацией рабочего стачечного движения, так как положение рабочих на предприятиях было очень сложным: низкая заработная плата, жесткая система штрафов и наказаний, массовые увольнения, усиление контроля полицейско-жандармских участков за рабочими предприятий. Все это привело к подъему революционно-демократического движения в Казахстане в начале ХХ века.
Новый период революционных событий совпал с подъемом национально-демократического движения. Активными участниками общественно-политической жизни Казахстана стали: Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Шакарим Кудайбердиев, Миржакуп , Дулатов и др.
Алихан Букейханов – общественный и государственный деятель, ученый, лидер национальной казахской интеллигенции, руководитель партии Алаш и Алаш-Орды. Выпускник Санкт-Петербургского лесного института. А. Букейханов - знаток творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, А.П. Чехова, В.Г. Короленко. Он был лидером казахской интеллигенции и поддерживал теплые отношения с омским писателем А. Сорокиным, который значительную часть своего творчества посвятил исследованию жизни казахского народа. А.Букейханов обладал богатым багажом знаний о западноевропейской культуре.
А.Букейханов
активно участвует в крупных политических событиях в годы трех революций
(1905-1907гг., февраль
Верно служить своему народу и родной земле призывал грамотную часть казахского общества А. Букейханов, который всю свою сознательную жизнь посвятил делу обретения казахами независимости.
Шакарим Кудайбердиев – видный деятель общественно-демократического общества. Занимался политикой, был избран в волостные правители. После сорока лет занялся творческой деятельностью: изучал западную и восточную литературу по собственной системе, познакомился с наследием великих поэтов и мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А. С. Пушкина, Л. Толстого. Перевел на казахский язык произведения Хафиза и повесть Пушкина «Дубровский». Владел арабским, персидским, турецким, русским языками, которые изучил самостоятельно. В 1903 году он был принят членом Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.
Шакарим был человеком глубоко верующим и в 1906 году совершил паломничество (хадж) в Мекку, посетил Мыср (совр. Египет), Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семипалатинск приобретённые им книги. Последний период его жизни пришелся на революцию 1905-1907 гг., столыпинскую реакцию, первую мировую войну, национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане, февральскую и октябрьскую революции, гражданскую войну, установление советской власти, коллективизацию. Шакарим был участником национально-освободительного движения «Алаш». Не согласившись с реалиями новой жизни Шакарим с 1922 года жил в местечке Шакпан в горах Чингистау в совершенном одиночестве. 2 октября 1931 года он был тайком без суда и следствия расстрелян.
Великий талант, большой учёный на долгие годы был забыт. Запрет на творчество Шакарима, обвинявшегося в «буржуазном национализме» и прочих нелепых грехах продолжался даже после его реабилитации в 1958 году.
При его жизни были напечатаны такие его книги как «Зеркало казахов», поэмы «Калкаман-Мамыр» и «Енлик-Кебек». Отдельные стихи, статьи, эссе были опубликованы в 1913-1924 годах в журналах «Абай», «Айкап», «Шолпан», в газете «Казах». Журналы «Абай» и «Шолпан» напечатали его переводы из Хафиза и поэму Физули «Лейли и Меджнун». Поэтический перевод «Дубровского» и «Метели» А. С. Пушкина были опубликованы в 1936 году в Алматы в журнале «Эдебиет майданы». Творчество Шакарима Кудайбердиева и его общественная деятельность оставили свой след в истории казахского народа.
Миржакип
Дулатов – видный общественный деятель революционного движения,
талантливый писатель, публицист. Свою революционную деятельность начал в разгар
революции 1905-1907 гг. Его прославили литературные произведения – роман
«Несчастная Жамал», изданный в 1910 году в Казани, сборник песен «Азамат»,
опубликованный в
На развитие революционно-демократического движения в Казахстане повлияли революционные события, происходившие в России. В Казахстане сформировалась казахская интеллигенция, способная повести за собой народ.
Мустафа Чокай – казахский мыслитель, ученый и общественный деятель.
Мустафа Чокай – единственный представитель народов Туркестана
в Политическом бюро Мусульманской фракции Государственной Думы, сыгравший решающую
роль в том, что Дума приняла решение о создании комиссии для расследования
зверств казачества и карателей по отношению к участникам восстания
В марте 1917 г. М.Чокай возглавил Мусульманский центр, созданный на Конгрессе мусульман Туркестана в Ташкенте. Мусульманский центр, опираясь на "Воззвание к трудящимся мусульманам России и Востока", начал подготовку к созданию автономии.
После октябрьской революции и утверждения власти Советов, большевики тоже выступили против Туркестанской автономии.
22 ноября
После активных действий большевиков против правительства "Алаш-Орды", Мустафа Чокай был вынужден эмигрировать за границу. Там, М. Чокай организует и участвует в издании журналов и газет, освещающих жизнь народов Туркестана. В Стамбуле и Париже, Берлине и Лондоне, в Варшаве он печатает свои статьи, теоретические исследования, исторические и политические обзоры Центральной Азии. Его журналы "Жана Туркестан" и "Жас Туркестан" издавались соответственно в Стамбуле и Берлине.
Мустафа Чокай – был выдающимся человеком: гуманист, демократ, человек энциклопедических знаний, просветитель, глашатай древней и богатейшей культуры и истории народов Средней Азии и Казахстана. Он был знатоком русской литературы, блестяще владел английским, французским, немецким, турецким и арабским языками. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за правду, за достоинство и честь народов Средней Азии и Казахстана, его сердце и душа всегда были с родным народом.
Магжан Жумабаев – замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий чувство ответственности перед народом. На его творчество оказало влияние общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и Шпенглера. Широкое признание принес ему поэтический сборник "Шолпан" (1912 г.).
После февральской революции Жумабаев, как поэт был известен в кругах казахской интеллигенции, его ввели в состав областного комитета партии "Алаш". Хотя на всеказахстанских съездах этой партии он избирался кандидатом в депутаты учредительного собрания, активной политической деятельности он не вел.
Напряженный и творчески плодотворный период жизни Жумабаева связан с переездом в 1922 году в Ташкент, где он создает поэму "Батыр Баян", цикл стихов о Туркестане, статьи об Акан-сери, Бухаре-жырау, Абубакире Диваеве. Здесь он сотрудничает с газетой "Ак жол" и журналом "Шолпан". Магжан принадлежит к тому поколению поэтов, которые первыми в регионе Средней Азии и Казахстана воссоединили два потока духовного развития народов Востока и Запада. В это же время начинается волна обвинений в национализме, пантюркизме, самолюбовании. В 1929 году по ложному обвинению Жумабаева осудили на 10 лет лишения свободы, в 1935 году по ходатайству М. Горького он был освобожден досрочно. Но пребывание на свободе длилось недолго. Проработав учителем русского языка и литературы в средней школе, Жумабаев по приглашению С. Сейфуллина прибыл в Алма-Ату. 30 декабря 1937 года по ложному доносу поэт вновь подвергается аресту. В ежовских застенках 19 марта 1938 года Жумабаев был расстрелян.
Творчество М.Жумабаева пронизано гражданской ответственностью писателя перед народом. Его литературное наследие выдержало испытание временем, оно органически вошло в историю казахской поэтической культуры, составив наряду с творчеством других классиков ее неотъемлемую часть.
Начало деятельности партии
«Алаш». На Первом
Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля
Перед выборами в Учредительное собрание России, был
опубликован проект программы партии «Алаш», который ставил в качестве
первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное
национальное представительство, демократическую Российскую федеративную
республику с президентом и законодательной Думой, равенство автономий, входящих
в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства,
равноправие языков и др. Партия «Алаш» на выборах в Учредительное собрание в
ноябре
В декабре
Одним из лидеров «Алаш-Орды» стал Алихан Букейханов. Лидеры «Алаш-Орды» восприняли Октябрьскую революцию негативно. Ахмет Байтурсынов позднее писал, что февральская первая революция была правильно понята и с радостью встречена казахами потому что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства, а во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту – управлять самостоятельно. То, что вторая революция показалась казахам непонятной, наводила ужас на казахов своими внешними проявлениями. На окраинах большевистское движение сопровождалось насилиями, грабежом, злоупотреблениями и своеобразной диктаторской властью, говоря короче, движение на окраинах часто представляло собой не революцию, а полнейшую анархию.
Журнал
«Айкап» и газета «Казах».
А. Н. Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил органам печати. Решено было организовать общенациональную газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания своей роли. Местом издания газеты был выбран Оренбург. К изданию газеты «Казах» (1913-1918 годы) были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции: поэт, прозаик М. Дулатов, поэт, переводчик, лингвист, педагог А. Байтурсынов, который стал редактором газеты «Казах».
Газета «Казах» и журнал «Айкал» (1911-1915 годы), стали выразителем различных идейно-политических мнений и течений среди национальной интеллигенции. Газета «Казах» выражала идеи либерально-демократического направления, вокруг нее объединились А. Букейханов. А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие. Издателем и редактором «Айкап» был М. Сералин, в журнале сотрудничали Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин. Объединяло эти издании то, что они выражали общенациональные идеи, интересы казахского народа в условиях его колониального положения.
Жандарм – полицейский чин.
Партия – группа людей, объединенных общностью политических идей и интересов.
Реакция – политика активного сопротивления общественному прогрессу.
Трибун – выдающийся общественный деятель, оратор и публицист.
Черносотенец – в царской России: крайний реакционер, шовинист и монархист.
Персоналии
Аймауытов Жусипбек (1889-1931) – казахский поэт, писатель, драматург, переводчик, литературовед и педагог. Видный деятель партии «Апаш» и правительства Алаш-Орда. Уроженец Павлодарского уезда Семипалатинской области.
Альжанов Отыншы (1873-1917) – видный общественный деятель Казахстана. Был корреспондентом газеты «Киргизская степная газета». Активный участник движения «Алаш».
Болганбаев Хайретдин (1894-1937) – известный публицист, просветитель, общественный и государственный деятель Казахстана. Участник движения «Апаш», один из основателей Туркестанской автономии. Уроженец Акмолинской области.
Досмухамедов Халел (1887-1938) – известный казахский общественный и государственный деятель. В 1910 году закончил юридический факультет Московского государственного университета. До 1917 года работал помощником томского окружного прокурора. Родился в ауле №1 Уральского уезда Уральской области.
Жумабаев Магжан (1893-1938) – уроженец Полуденовской волости Петропавловского уезда Акмолинской области, известный казахский поэт, участник движения «Алаш».
Карашев Гумар (1876-1921) – казахский поэт и мыслитель. Автор первого казахского гимна. Был известен как религиозный реформатор. Принимал деятельное участие в определении религиозной политики правительства Апаш-Орды.
Кеменгеров Кошке (Кошмухамбет) (1896-1937) – известный казахский общественный деятель, историк, писатель, драматург, литературный критик и языковед. Он родился в ауле Каржас Текинской волости Омского уезда Акмолинской области.
Садвакасов Смагул (1900-1933) – видный общественный и государственный деятель Казахстана, писатель и публицист. Уроженец аула Жаркын Каройской волости Омского уезда Акмолинской области. В 1912-1915 годах учился в Полтавском русско-казахском училище. Получил специальность «народного учителя». Был членом молодежной организации «Бирлик», «Жас азамат». Был участником движения «Апаш».
Сералин Мухамеджан (1871-1929) – видный общественный деятель Казахстана, главный редактор журнала «Айкап», участник движения «Апаш».
Шокай
Мустафа (1890-1941) – общественный деятель, публицист. Выпускник
Санкт-Петербургского университета. Был одним из основателей Кокандской
автономии, позже член правительства Алаш-Орда.
Акбаев Жакып (1876-1934) – видный общественный деятель, юрист. Активный участник формирования партии «Апаш» и правительства Апаш-Орда. С 1907 года член Русского географического общества. В 1903 году с золотой медалью окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Подвергался политическим репрессиям со стороны царизма (1905-1917), Временного правительства (1917), правительства Колчака (1918-1919) и Советской власти (1920-1934).
Байтурсынов Ахмет (1873-1938) – видный общественный деятель, казахский поэт, литературовед, публицист, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания. Видный деятель партии «Апаш» и правительства Алаш-Орда.
№ 1
«В виду всего изложенного, киргизы находят, что:
1) Переселение и отвод киргизских земель необходимо приостановить, с тем, чтобы сначала устроить киргизов, которые сами страдают малоземельем.
2) Для того чтобы правильно устроить киргизов, необходимо произвести новый переучет скота, так как при собирании сведений этого рода экспедицией Щербины киргизы уменьшали действительное количество его из боязни обложения новыми налогами...
3) Киргизов следует устроить на тех местах, где они живут издавна, а не переселять их на новые места.
4) Отобранная от киргизов и арендуемая ими земля должна быть возвращена им.
5) Вернуть в пользование киргизов также все те земли, которые были отобраны от них и отданы переселенцам, но брошены крестьянами за малопроизводностью...
6) Через наделы крестьян должен быть предоставлен свободный и бесплатный пропуск для киргизского скота при кочевании их (киргизов) с одной стоянки на другую.
7) Для закрытия зимовки от буранов и защиты скота, по западной стороне зимовых стойбищ должны быть оставляемы в неприкосновенности все имеющиеся в наличии колки.
8) Киргизам должны быть предоставлены лесные наделы на равных с крестьянами основаниями.
9) Все находящиеся налицо водопои и колодцы должны быть по возможности оставляемы в пользовании киргизов; в случае же их отвода переселенцами и совершенной невозможности оставить их за вырытые киргизами колодцы должно быть выдаваемо соответствующее вознаграждение, или же за казенный счет вырываться новые колодцы...
10) Во избежание споров и столкновений с крестьянами и в предупреждение насилия со стороны, земли переселенцев, так или иначе следует отгородить от киргизских.
11) Не должно допустить внедрения мелких поселков в самый центр киргизских аульных земель. Мелкие поселки следует отселить к крупным.
12) Вблизи мечетей не должно быть отводимо земли под крестьянские поселения.
13) Отмежевание земли должно проводиться не иначе, как при участии представителей от киргизов».
Труды частного совещания, созванного 20 мая 1907 года
степным генерал-губернатором по вопросам
о нуждах киргизов Степного края. Омск, 1908, с. 12-13.
Использованная литература
1. Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3
2. Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.
3. Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.
4. Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.
5. Кузембайулы А., Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.
6. Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.