РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ
Зарождение и развитие банковского дела в Казахстане
Формирование
рабочего класса в Казахстане
С середины XIX века в Казахстане быстро развиваются производительные силы и распространяются капиталистические отношения. В 50-х годов XIX века в результате исследований проявляются районы с богатыми природными ресурсами. В Казахстан капитализм проникает по 3 направлениям:
1. Развитие горнодобывающей промышленности.
2. Переработка сельскохозяйственного сырья.
3. Строительство железных дорог.
Горнодобывающая промышленность.
С целью расширения сфер влияния России в Казахстане в 60-е годы XIX века российские промышленники стали направлять свои средства на освоение природных богатств казахского края. За небольшую сумму горнопромышленники скупали у казахов богатейшие месторождения. Например, за 100 рублей было приобретено Джезказганское месторождение; купец Ушаков купил за 255 руб. Карагандинское месторождение каменного угля и за 114 руб. – Саранское. За угольное месторождение Кумшоль в Каркаралинском уезде товарищество промышленников заплатило 375 руб.
В
Горнодобывающая
промышленность стала важной отраслью промышленного производства края. В
Спасско-Успенский медный рудник;
Карагандинский угольный бассейн;
Риддерские рудники цветных
металлов;
Экибастузский угольный бассейн.
В Казахстане, в XIX веке, большое внимание уделялось обработке сырья. Были введены в строй – кожевенные, маслодельные, мукомольные, мыловаренные, пивоваренные и другие предприятия. Действовали соляные месторождения – Эльтонское, Баскунчакское, Илецкое, Коряковские. Например, Баскунчакские месторождения дало: в 1867 году – 54847, в 1870 – 1 287 994, в 1880 – 12 800 000, в 1900 – 20 197 111 пудов соли. До 60-х годов XIX в. крупнейшим поставщиком соли на внутренние рынки России были Эльтонские соляные промыслы.
Рыбный промысел развивался на берегах Каспия, Арала, Балхаша, Зайсана. В конце XIX в. на Каспии существует 150 рыбных промыслов, вводятся в строй Баунтинский, Гортамбаевский рыбозаводы.
В
это время активно ведется строительство железнодорожных линий, которые
связывают Казахстан с другими районами Российской империи. Большое значение для
экономической жизни Казахстана сыграли железные дороги, проложенные через
территорию Петропавловского и Омского уездов Акмолинской области – Транссибирская магистраль протяженностью
в
В 1892-1905 гг. была построена Оренбургско-Ташкентская железная дорога, почти вся
протяженность, которой проходила по территории Казахстана, это дорога связывала
Туркестанский край с промышленными районами России. Если в конце XIX века в Казахстане протяженность
железных дорог составляло
Наладить судоходство по Иртышу и озеру Балхаш пытались с 80-х
гг. XIX в. На северном
берегу Балхаша у Бертысской пристани было построено парусное судно «Святой
Николай», на котором, начиная с
Зарождение и развитие банковского
дела в Казахстане.
Быстрое освоение природных богатств способствовало развитию денежно-товарных отношений, которые открыли путь для организации банков и кредитных учреждений.
Отделения
Государственного банка возникли в Уральске (1876), Петропавловске
(1881), Семипалатинске (1887), Омске (1895), Верном (1912). В
Первым акционерным банком, учредившим свое отделение в Казахстане, стал один из крупнейших банков Петербурга – Сибирский торговый банк, занимавший ведущее место в кредитовании торговых операций за Уралом. Из 57 Сибирских торговых отделений 7 открылись в Казахстане. Самые крупные из них в 1894 году – в Омске, в 1898 году – в Семипалатинске. Значительное место в хозяйственной жизни края занял «Русский торгово-промышленный банк», филиалы которого были организованы во многих городах Казахстана в начале XX в.
Формирование рабочего класса в Казахстане.
Рост объема промышленных объектов в городах Казахстана привел к росту численности рабочих и изменению национального состава населения.
Основная
масса рабочих в основном была сосредоточена в местах развития горной
промышленности: к концу XIX
в. их насчитывалось – 19 тыс. человек, а к
С 90-х годов XIX в. в рудниках стали широко применять детский труд. Доля рабочих-детей (до 16 лет) выросла до 14%. Процесс становления рабочего класса в Казахстане и тяжелые условия труда привели к развитию рабочего движения. Основными формами рабочего движения стали жалобы, петиции и т.д.
Свой протест рабочие выражали бегством с предприятий. В
Забастовка стала одной из форм протеста рабочих на предприятиях Казахстана.
Первая
забастовка произошла в
Забастовка – одна из форм протеста рабочих на предприятиях Казахстана.
Петиция – жалоба, обращение.
Уезд – административно-территориальная единица в царской России.
Документы
№ 1
О ЗНАЧЕНИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В ЖИЗНИ КРАЯ
Железнодорожный путь должен преобразовать теперь архаическую организацию торговли. Ярмарки теряют свое значение; на них еще собираются купцы и устанавливают цены на товары, но самих товаров привозят все меньше и меньше.
Города, расположенные по участку железной дороги, воспользовались упадком ярмарок, в них устанавливаются теперь постоянные склады товаров, и купцы местностей, отдаленных от железной дороги, приезжают сюда закупать их. Непосредственные сношения устанавливаются между сибирскими торговцами и промышленниками и русскими коммерсантами. Последние устраивают магазины для продажи своих товаров в самых важных городах Сибири.
Омск – 38 000 жителей.
Постройка сибирской железной дороги доставила ему теперь привилегированное положение. С одной стороны, через него течет р. Иртыш, с другой – проходит железная дорога, и это создало для него транзитный пункт как для товаров, отправляемых в степи, орошаемых Иртышом, так и для продуктов, привозимых из степей. Семипалатинск – около 27000 жителей. Центр обмена для южных степей. В Семипалатинской речной пристани нагружают на речные суда зерновой хлеб и продукты киргизского и монгольского скотоводства.
Оланъон Кл. Сибирь и ее экономическая будущность. СПб., 1903. С. 242, 244.
Использованная литература
1. Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3
2. Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.
3. Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.
4. Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.
5. Кузембайулы А., Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.
6. Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.