РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

 

Строительство железных дорог

Зарождение и развитие банковского дела в Казахстане

Формирование рабочего класса в Казахстане

Глоссарий

 

С середины XIX века в Казахстане быстро развиваются производительные силы и распространяются капиталистические отношения. В 50-х годов XIX века в результате исследований проявляются районы с богатыми природными ресурсами. В Казахстан капитализм проникает по 3 направлениям:

1. Развитие горнодобывающей промышленности.

2. Переработка сельскохозяйственного сырья.

3. Строительство железных дорог.

Горнодобывающая промышленность.

С целью расширения сфер влияния России в Казахстане в 60-е годы XIX века российские промышленники стали направлять свои средства на освоение природных богатств казахского края. За небольшую сумму горнопромышленники скупали у казахов богатейшие месторождения. Например, за 100 рублей было приобретено Джезказганское месторождение; купец Ушаков купил за 255 руб. Карагандинское месторождение каменного угля и за 114 руб. – Саранское. За угольное месторождение Кумшоль в Каркаралинском уезде товарищество промышленников заплатило 375 руб.

В 1884 г. капиталист А.Попов создал в Каракарлинском уезде «Товарищество серебряного промысла» и в 1885 г. – общество «Степной каменный уголь». Появились товарищества золотопромышленников.

Горнодобывающая промышленность стала важной отраслью промышленного производства края. В 1896 г. в одном только Каракарлинском уезде насчитывалось около 70 небольших медных, 170 серебряно-свинцовых, 3 железных, 2 никелово-серебряных, 4 цинковых рудника, однако больше половины их не действовали. Во второй половине XIX в. было известно о значительных запасах угля в Акмолинском, Баянаульском, Каркаралинском, Петропавловском уездах. В Кокшетауском уезде Акмолинской области в 70-х годах XIX века, в золотопромышленности появляются фирмы Подсосова, Петрова, братьев Шевелиных, Бутбриных и др. Самые крупные предприятия горнодобывающей промышленности, имевшие численность работников 300-400 человек:

Спасско-Успенский медный рудник;

Карагандинский угольный бассейн;

Риддерские рудники цветных металлов;

Экибастузский угольный бассейн.

В Казахстане, в XIX веке, большое внимание уделялось обработке сырья. Были введены в строй – кожевенные, маслодельные, мукомольные, мыловаренные, пивоваренные и другие предприятия. Действовали соляные месторождения – Эльтонское, Баскунчакское, Илецкое, Коряковские. Например, Баскунчакские месторождения дало: в 1867 году – 54847, в 1870 – 1 287 994, в 1880 – 12 800 000, в 1900 – 20 197 111 пудов соли. До 60-х годов XIX в. крупнейшим поставщиком соли на внутренние рынки России были Эльтонские соляные промыслы.

Рыбный промысел развивался на берегах Каспия, Арала, Балхаша, Зайсана. В конце XIX в. на Каспии существует 150 рыбных промыслов, вводятся в строй Баунтинский, Гортамбаевский рыбозаводы.

Строительство железных дорог.

В это время активно ведется строительство железнодорожных линий, которые связывают Казахстан с другими районами Российской империи. Большое значение для экономической жизни Казахстана сыграли железные дороги, проложенные через территорию Петропавловского и Омского уездов Акмолинской области – Транссибирская магистраль протяженностью в 178 км. Уральск и Петропавловск были связаны через железнодорожные ветки с городами России.

В 1892-1905 гг. была построена Оренбургско-Ташкентская железная дорога, почти вся протяженность, которой проходила по территории Казахстана, это дорога связывала Туркестанский край с промышленными районами России. Если в конце XIX века в Казахстане протяженность железных дорог составляло 482 км, то к началу XX в. показатель достиг – 1818 км.

Наладить судоходство по Иртышу и озеру Балхаш пытались с 80-х гг. XIX в. На северном берегу Балхаша у Бертысской пристани было построено парусное судно «Святой Николай», на котором, начиная с 1860 г., в период навигации ежегодно доставляли грузы по р. Или.

Зарождение и развитие банковского дела в Казахстане.

Быстрое освоение природных богатств способствовало развитию денежно-товарных отношений, которые открыли путь для организации банков и кредитных учреждений.

Отделения Государственного банка возникли в Уральске (1876), Петропавловске (1881), Семипалатинске (1887), Омске (1895), Верном (1912). В 1894 г. отделение банка открылось на Кояндинской ярмарке.

Первым акционерным банком, учредившим свое отделение в Казахстане, стал один из крупнейших банков Петербурга – Сибирский торговый банк, занимавший ведущее место в кредитовании торговых операций за Уралом. Из 57 Сибирских торговых отделений 7 открылись в Казахстане. Самые крупные из них в 1894 году – в Омске, в 1898 году – в Семипалатинске. Значительное место в хозяйственной жизни края занял «Русский торгово-промышленный банк», филиалы которого были организованы во многих городах Казахстана в начале XX в.

Формирование рабочего класса в Казахстане.

Рост объема промышленных объектов в городах Казахстана привел к росту численности рабочих и изменению национального состава населения.

Основная масса рабочих в основном была сосредоточена в местах развития горной промышленности: к концу XIX в. их насчитывалось – 19 тыс. человек, а к 1902 г. – 30 тыс. человек. Состав рабочих был многонациональным, 60-70% составляли казахи, а остальные русские, украинцы, татары и др. Условия труда были очень тяжелыми, рабочий день длился до 14-16 часов, низкая оплата. Еще более жесткими были условия труда и быт рабочих горных, золотодобывающих предприятий, где властвовал частный капитал. Производственный процесс в основывался на тяжелом ручном труде. Нехватка рабочих-мужчин приводила к использованию в них труда женщин и малолетних. Доля женщин в золотодобывающей промышленности Казахстана составляла от 1-4%. В целом по Казахстану в 1873 г, женщины составляли 12%, в 1893 г. – 17,8%.

С 90-х годов XIX в. в рудниках стали широко применять детский труд. Доля рабочих-детей (до 16 лет) выросла до 14%. Процесс становления рабочего класса в Казахстане и тяжелые условия труда привели к развитию рабочего движения. Основными формами рабочего движения стали жалобы, петиции и т.д.

Свой протест рабочие выражали бегством с предприятий. В 1880 г. в промыслах Семипалатинской области 2,7 %, в 1890 – 4,7%, в 1896 – 6,4 % оставили свои рабочие места. Для пресечения бегства с предприятий в отношении беглецов с конца XIX в. стали применять наказания в виде заключения в тюрьму сроком до 3 месяцев. Человек, доставивший беглеца на предприятие, получал определенную премию

Забастовка стала одной из форм протеста рабочих на предприятиях Казахстана.

Первая забастовка произошла в 1849 г. на приисках Кокчетавского горного округа. 150 рабочих, вооруженных кайлами, лопатами, топорами, бросив работу, потребовали от управляющего расчета. В 1887 г. поднялись на забастовку казахские рабочие горной промышленности Усть-Каменогорского уезда, которые добились повышения заработной платы. В 1891 г. на Владимирском золотом прииске Усть-Каменогорского уезда прошло несколько организованных выступлений, руководителями которых стали И.Жагалтайулы, У.Жангазыулы, У. Толегенулы и др. В 1893, 1895, 1899 гг. прошли забастовки рабочих Западносибирской железной дороги. На предприятиях Казахстана также имели место военные столкновения между рабочими и собственниками производства. В 1890 г. во время одного такого столкновения погиб управляющий Асташевским рудником на Алтае. Но рабочее движение в Казахстане было слабым и этому есть причины: стихийность, локальность и разбросанность очагов производства, малочисленность рабочего класса; недостаточная организованность.

 

Глоссарий

 

Забастовка одна из форм протеста рабочих на предприятиях Казахстана.

Петиция – жалоба, обращение.

Уезд – административно-территориальная единица в царской России.

 

Документы

 

№ 1

О ЗНАЧЕНИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В ЖИЗНИ КРАЯ

Железнодорожный путь должен преобразовать теперь архаическую организацию торговли. Ярмарки теряют свое значение; на них еще собираются купцы и устанавливают цены на товары, но самих товаров привозят все меньше и меньше.

Города, расположенные по участку железной дороги, воспользовались упадком ярмарок, в них устанав­ливаются теперь постоянные склады товаров, и купцы местностей, отдаленных от железной дороги, приезжают сюда закупать их. Непосредственные сношения уста­навливаются между сибирскими торговцами и промыш­ленниками и русскими коммерсантами. Последние устраивают магазины для продажи своих товаров в самых важных городах Сибири.

Омск 38 000 жителей.

Постройка сибирской железной дороги доставила ему теперь привилегированное положение. С одной стороны, через него течет р. Иртыш, с другой проходит железная дорога, и это создало для него транзитный пункт как для товаров, отправляемых в степи, орошаемых Иртышом, так и для продуктов, привозимых из степей. Семипалатинск около 27000 жителей. Центр обмена для южных степей. В Семипалатинской речной пристани нагружают на речные суда зерновой хлеб и продукты киргизского и монгольского скотоводства.

Оланъон Кл. Сибирь и ее экономическая будущность. СПб., 1903. С. 242, 244.

 

Использованная литература

1.      Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3 

2.      Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.

3.      Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.

4.      Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана  и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.

5.      Кузембайулы А.,  Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.

6.      Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.