ПЕРЕСЕЛЕНИЕ УЙГУР И ДУНГАН В СЕМИРЕЧЬЕ.
НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В КАЗАХСТАНЕ
Переселение уйгур и дунган в
Семиречье
Формирование этнических групп
на территории Казахстана
По переписи населения 1897 года
Переселение уйгур и дунган в Семиречье.
В XIX веке не
раз происходили восстания уйгур, направленные против политики притеснения
Цинской империей этих народов. Пример тому самое обширное по охвату территории
восстание уйгур и дунган, произошедшее в
После
подавления восстания в Синьцзяне между правительствами России и Китая начались
переговоры о возвращении Илийского края Китаю. По Петербургскому договору
Занятия уйгур и дунган. Уйгуры и
дунгане в основном, занимались земледелием. Преимущественно выращивали рис и
занимались садоводством. Валиахун Юлдашев – богатый уйгур Жаркентской волости
Верненского уезда, взяв в аренду 10.363 десятин земли у обедневших уйгур, в
своих руках сосредоточил огромные земельные богатства. Он владел также
водоразделами, и за подачу воды в арыки, дехкане отдавали ему треть, а иногда и
половину своего урожая. Валиахун был монополистом в хлебной торговле. Богатый
дунганин Хасансе, которого казахи прозвали – Байсемиз, брал землю в аренду с
условием орошения и занимался земледелием. Начиная с реформы
У уйгур были
развиты: извозный промысел, различные ремесла (сапожное, кузнечное, ювелирное,
плотницкое, столярное, мыловаренное, обработка камня и другие). Занимались они
и перепродажей товаров.
У уйгуров и дунган была многовековая развитая культура: уйгурская литература в XIX в. обогатилась именами Низари, Гарной, Зия, Сабуру, Садыр Палвана.
Уйгурская поэзия. Поэт Бил Назым
написал поэму об истории многолетней борьбы уйгуров против цинских правителей.
Сеид-Мухамед Каши в своей поэме описал переселение уйгуров в Семиречье. Мусса
бен Айса Сайрами воспроизвел историю уйгуров «Двенадцать мукамов», которая была
опубликована в
Сохранились труды о духовной культуре уйгуров ученых-путешественников Ш. Уалиханова, В.И.Роборовкого, Н.М.Пржевальского. Выше изложенный материал позволяет сделать вывод о том, что уйгуры и дунгане имели хорошо развитое хозяйство, высокий уровень развития многообразных ремесел. В уйгурской и дунганской культуре, поэзии ярко отражена история переселения и борьбы этих народов с цинскими правителями.
Формирование этнических групп на территории
Казахстана.
Этнос - народ (племя, народность, нация) исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая не только общими внешними чертами, и особенностями культуры, включая язык, и психики, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп, т.е. самосознанием.
Происхождение
этнонима «казах» долгое время являлось предметом дискуссии исследователей. Слово
«казах» возникло в регионе обитания кыпчаков. По мнению ряда тюркологов,
первоначальный ареал распространения термина «казах» связан с Восточным
Дешт-и-Кыпчаком. Впервые термин «казах» в письменном источнике употреблен в
арабо-кыпчакском словаре, составленном в
В XVIII-начале XX веков казахи составляли большинство населения Казахстана: по переписи 1897 года в крае проживало 4147,7 тысяч человек, из них около 80% составляло коренное население. Другую часть жителей Казахстана составляли представители казачьего и переселенческого крестьянского населения, а также уйгуры, дунгане, татары, узбеки и представители других этнических групп. Из переселенцев на территории Казахстана стали формироваться в XVIII-начале XX веков этнические группы. В Казахстане первыми русскими переселенцами стали казаки, которые проживали в приграничных крепостях и станицах. Позднее появились русские крестьяне-переселенцы, которые должны были решить задачи снабжения продовольствием войск на границе, горнозаводского населения Колывано-Воскресенских заводов.
По переписи населения 1897 года на территории Алтая насчитывалось 90 тысяч русских крестьян. И их численность постоянно увеличивалась. В этот период в шести областях Казахстана численность русских составила 544 тысячи человек, а удельный вес русских переселенцев составил 12,8% от всего населения края. Русское население в основном состояло из крестьян, которые составляли 40%, казаки (33%), мещане (19%), дворяне (5%) и другие.
Этническая группа украинцев появилась на территории Казахстана во второй половине XVIII века. Ее основу составляли участники национально-освободительных движений, укрывавшиеся от наказаний. Большая их часть прибыла на территорию Казахстана в период массового переселения крестьян с территории Российской империи, из Полтавской, Харьковской, Таврической, Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерний. Основным хозяйственным их занятием было земледелие. Между украинцами и коренным населением в основном складывались дружественные отношения. По переписи населения 1897 года, украинцев в Казахстане проживало 86,7 тысяч. Удельный вес украинцев составил, 2%. Украинцы в основном расселились в Акмолинской области (51,1%). Большинство из них крестьяне - 87 %, мещане – 7%, казачество – 5%.
На территории Казахстана в XVIII-XIX веках проживали татары, которые часто были представителями духовенства – мулами. Среди татар было много писарей, владевших и русской грамотой. Значительную долю татарского населения составляло татарское купечество. Татары знали казахский язык, обычаи и обряды, поэтому очень часто они выполняли роль посредника в торговых операциях. Большие группы татар проживали в городах Петропавловск, Семипалатинск, Уральск, Кокчетав, Верный, Акмолинск, Павлодар, Зайсан и Усть-Каменогорск. В местах компактного их заселения появлялись татарские слободки. Численность татар в 1897 году в Казахстане составляла 56 тысяч человек, около 1,3 % от всего населения Казахстана: 38% татар были мещанами, 28% - крестьянами, 10% - казаками, 2% - купцами и т. д.
Небольшую этническую группу на территории Казахстана в этот период времени представляли белорусы, появившиеся в крае после подавления восстания 1863-1864 годов под руководством К.Калиновского. С территории Белоруссии было выслано около 12 тысяч человек. Часть белорусов поселилась в северных районах Казахстана. Выселялись сюда и белорусские ссыльные – народники и социал-демократы. Много белорусских крестьян-переселенцев прибыло в Казахстан в результате Столыпинской реформы. Основным занятием белорусских переселенцев было земледелие.
Немцы в Казахстане. Заметную роль в изучении и исследовании казахского края сыграли немецкие переселенцы, которые были организаторами исследований истории, географии и этнографии Казахстана. Немало было их и среди врачей, учителей, горных инженеров.
Первые из них прибыли сюда в составе воинских частей из Прибалтики. Большая часть из них занимала высокие воинские посты:13 человек, занимавших должности командиров сибирских линий, были генералами из числа немцев: Х.Т. Киндерман, И. Крафт, Д. Риддер, К.Ф. Фрауендорф, Г.Г. Вейрман, И. Шпрингер, И. Клапье де Колонг, Г.Э. Штрандман, Г.И. Глазенап . Генерал-губернатор Туркестанского края - П. фон Кауфман, военный губернатор Тургайской области - Л. Ф. Баллюзек, генерал-губернатор Степного края - М.А. фон Таубе.
Немцы, в основном, проживали в приграничных крепостях: Омская, Петропавловская, Семипалатинская, Усть-Каменогорская, Ямышевская и другие. Их численность составляла 400 человек. Рост численности немцев на территории Казахстана наметился к рубежу XIX-XX веков. Основным занятием немецких переселенцев было земледелие. Часть немцев была занята в обрабатывающей промышленности, в освоении нефтяных месторождений, добыче золота, меди и руд.
Большинство немцев имели хорошее образование (55%). По переписи 1897 года численность немцев в приграничных городах Казахстана составила около 7 тысяч человек. Проживали они компактно, в Акмолинской области: недалеко от города Омска, в поселках Преображенский, Романовский, Канкринский. Значительная группа немцев проживала в Сырдарьинской области.
Поляки. Ссылали на территорию Казахстана и поляков. Первыми переселенцами были польские конфедераты, которых местные власти в обязательном порядке записывали в состав яицких и сибирских казаков. Значительную часть ссыльных представляла шляхта - польское дворянство, которое было сослано в казахский край после подавления восстаний в Польше в 1830-1831 и 1863-1864 годах. В основной массе это были: поэты, писатели, художники, врачи, инженеры и юристы - Адам Янушкевич, Бронислав Залесский, Густав Зелинский, Владимир Недзвецкий Северин Гросс. Царское правительство использовало поляков на военно-административной службе. По данным переписи населения 1897 года в Казахстане проживало 1254 поляка, в Уральской, Семипалатинской, Акмолинской и Сырдарьинской областях.
К концу XIX века на территории Казахстана появляются представители и других этнических групп. Например, мордвины, численность которых оставила 12 тысяч человек, по переписи 1897 года. Расселялись они в Кокчетавском и Петропавловском уездах Акмолинской области и Кустанайском уезде Тургайской области. Постепенно мордвины ассимилировались с русским населением. Во многих городах Акмолинской и Сырдарьинской областей появились евреи. Их численность в городах Казахстана составила к XX веку - свыше 1,6 тыс. человек.
Переселялись на территорию Казахстана также болгары из Украины и Бессарабии из-за нехватки земли в местах прежнего проживания. В 1908-1910 годах первые болгарские переселенцы были основателями сел Разумовка и Андрияновка в Павлодарском уезде Семипалатинской области и Болгарка в Актюбинском уезде Тургайской области. По переписи населения 1897 года, в Казахстане проживали узбеки (29,5 тысяч), туркмены (2,8 тысяч), башкиры (2,6 тысяч), калмыки (997), таджики (987),эстонцы(375). Отношения между различными этническими группами и казахами складывались мирные и дружественные. Такие отношения способствовали взаимовлиянию культур.
Таким образом, процесс формирования этнических групп на территории Казахстана был напрямую связан с переселенческой политикой царизма. В поисках лучшей жизни крестьяне- переселенцы расселялись на территории Казахстана. В целом между казахами и переселенцами складывались добрососедские отношения, что способствовала взаимообогащению и взаимовлиянию культур разных народов, проживавших в этот период времени на территории Казахстана.
Ассимиляция - изменение, растворение одного народа в составе другого.
Конфедераты - польские революционеры, сторонники независимости Польши.
Народники - российские революционеры во второй половине XIX века, идеализировавшие крестьянскую общину.
Раскольники - религиозное течение в православии.
Социал-демократ - член социал-демократической партии, революционер. Чигирь - водоподъемное сооружение для полива садов, виноградников и бахч.
Дунгане - китаеязычный народ, исповедующий ислам.
Сурепка - растение с тонким корнем, из семян которого получали масло.
Уйгуры - тюркоязычные оседлый народ, проживающий на территории Западного Китая, Казахстана и Средней Азии. Маньчжуры называли их «таранчи», что означает «пахари, земледельцы».
Харчевня - закусочная с дешевыми и простыми кушаньями.
Этнос - народ (племя, народность, нация) исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая не только общими внешними чертами, и особенностями культуры, включая язык, и психику, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп, т.е. самосознанием.
Персоналии
Пржевальский Николай Михайлович (1839-1888) - известный русский географ и путешественник, исследователь Центральной Азии.
Глазенап Григорий Иванович (1751-1819) - генерал, командующий сибирскими линиями (1807-1819). Дувал - высокое глинобитное ограждение.
№ 1
Санкт-Петербургский мирный договор от 24 февраля 1881 года
«...жителям Илийского края предоставляется право остаться на нынешних местах жительства их, в китайском подданстве, или же выселиться в пределы России и принять российское подданство. Они будут опрошены об этом до восстановления китайской власти в Илийском крае, и тем из них, которые пожелают переселиться в Россию, дан будет на это годичный срок со дня передачи края китайским властям...».
История Казахстана. Народы и культуры. Учебное пособие (Масанов Н. и др.). Алматы: Дайк-Пресс, 2000, с. 220
№ 2
«В физическом отношении крестьяне-старожилы имеют много общих черт с казаками. Отличает с виду крестьянина скорее костюм... Киргизский халат, который носит большинство казаков, на крестьянине можно увидеть разве изредка... Отношения между казаками и крестьянами не близки; случаи родства довольно редки... Раскольничьи деревни живут совершенно обособленно, своим миром.
Малороссы (Харьковской, Полтавской, Киевской и других губерний) поселились за последние годы главным образом в южных степных уездах - Акмолинском и Атбасарском. Их деревни можно сразу узнать по белым саманным (сырцового кирпича) хатам с соломенными крышами... С великорусами селятся они только в крайности, предпочитая отдельные поселения.
Немцы-колонисты (менониты, баптисты и др.), а также эсты и латыши появились в Акмолинской области лишь в 90-х годах XIX века; часть их живет на арендованных участках близ Омска, другая - в Акмолинском уезде на надельной земле (пос. Преображенский, Романовский, Канкринский), как и крестьяне. Занимаются они земледелием. С русским населением не имеют близких отношений. В п. Романовском отношения были настолько враждебны, что дело не обходилось без вооруженных столкновений, и администрация впоследствии совершенно отделила русских на новый участок... Поляки, евреи, бухарцы, сарты живут исключительно по городам; последние занимаются торговлей и другими коммерческими предприятиями. Башкиры и калмыки иногда живут в деревнях Уральской и Тургайской областей, где ведут хозяйство...».
Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Под ред. П.П. Семенова. Киргизский край. - С. Петербург, 1903. Т. XVIII, с. 198-199.
Использованная литература
1. Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3
2. Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.
3. Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.
4. Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.
5. Кузембайулы А., Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.
6. Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.