ПЕРЕСЕЛЕНИЕ УЙГУР И ДУНГАН В СЕМИРЕЧЬЕ.

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В КАЗАХСТАНЕ

 

Переселение уйгур и дунган в Семиречье

Формирование этнических групп на территории Казахстана

По переписи населения 1897 года

Немцы в Казахстане

Поляки

Глоссарий

Документы

 

Переселение уйгур и дунган в Семиречье.

В XIX веке не раз происходили восстания уйгур, направленные против политики притеснения Цинской империей этих народов. Пример тому самое обширное по охвату территории восстание уйгур и дунган, произошедшее в 1864 г. в Восточном Туркестане. В междоусобной борьбе за власть в Восточном Туркестане, в 1867 г., победу одерживает кокандский военноначальник Якуб-бек, овладевший территорией Кашгарии (Жетишаром). Якуб-бек в 1870 г занял Урумчи и подчинил себе Дунганское ханство. А в 1871 г. на территорию Уйгурского султаната были введены русские войска, и Илийский край был подчинен Российской империи. Якуб-бек лишился возможности контролировать Илийский край.

После подавления восстания в Синьцзяне между правительствами России и Китая начались переговоры о возвращении Илийского края Китаю. По Петербургскому договору 1881 г. жителям Илийского края предоставлялся выбор китайского или русского подданства. В пределы Российской империи переселилась основная часть населения края. В Семиречье за период с 1881 по 1884 гг. переселилось 45 тысяч уйгур и 5 тысяч дунган. Уйгуры и дунгане поселились па территории нынешней Алматинской области, в основном сосредоточившись в районах, удобных для земледелия: долинах рек Шелек, Талгар, Усен и Шарын. В Верненском уезде уйгурами было организовано шесть волостей: Жаркентская, Аккентская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Кураминская, Карасуйская. По переписи 1897 г. в Российской империи проживало около 14.136 дунган, 55.999 уйгур. В Семиречье расселение уйгур и дунган по соседству с казахами и русско-украинскими переселенцами создавало условия для хозяйственного взаимовлияния.

Занятия уйгур и дунган. Уйгуры и дунгане в основном, занимались земледелием. Преимущественно выращивали рис и занимались садоводством. Валиахун Юлдашев – богатый уйгур Жаркентской волости Верненского уезда, взяв в аренду 10.363 десятин земли у обедневших уйгур, в своих руках сосредоточил огромные земельные богатства. Он владел также водоразделами, и за подачу воды в арыки, дехкане отдавали ему треть, а иногда и половину своего урожая. Валиахун был монополистом в хлебной торговле. Богатый дунганин Хасансе, которого казахи прозвали – Байсемиз, брал землю в аренду с условием орошения и занимался земледелием. Начиная с реформы 1891 г. для уйгур и дунган вводится поземельный налог в сумме 5 рублей с каждой кибитки.

У уйгур были развиты: извозный промысел, различные ремесла (сапожное, кузнечное, ювелирное, плотницкое, столярное, мыловаренное, обработка камня и другие). Занимались они и перепродажей товаров.

У уйгуров и дунган была многовековая развитая культура: уйгурская литература в XIX в. обогатилась именами Низари, Гарной, Зия, Сабуру, Садыр Палвана.

Уйгурская поэзия. Поэт Бил Назым написал поэму об истории многолетней борьбы уйгуров против цинских правителей. Сеид-Мухамед Каши в своей поэме описал переселение уйгуров в Семиречье. Мусса бен Айса Сайрами воспроизвел историю уйгуров «Двенадцать мукамов», которая была опубликована в 1905 г. в Казани.

Сохранились труды о духовной культуре уйгуров ученых-путешественников Ш. Уалиханова, В.И.Роборовкого, Н.М.Пржевальского. Выше изложенный материал позволяет сделать вывод о том, что уйгуры и дунгане имели хорошо развитое хозяйство, высокий уровень развития многообразных ремесел. В уйгурской и дунганской культуре, поэзии ярко отражена история переселения и борьбы этих народов с цинскими правителями.

Формирование этнических групп на территории Казахстана.

Этнос - народ (племя, народность, нация) исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая не только общими внешними чертами, и особенностями культуры, включая язык, и психики, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп, т.е. самосознанием.

Происхождение этнонима «казах» долгое время являлось предметом дискуссии исследователей. Слово «казах» возникло в регионе обитания кыпчаков. По мнению ряда тюркологов, первоначальный ареал распространения термина «казах» связан с Восточным Дешт-и-Кыпчаком. Впервые термин «казах» в письменном источнике употреблен в арабо-кыпчакском словаре, составленном в 1245 г. В нем слову «казах» придается значение «свободный, скиталец». В переводе с тюркского языка «казах» - свободолюбивый, вольный человек». Постепенно термин «казах» стал употребляться, как этноним для обозначения сложившейся тюркской народности Восточного Дешт-и-Кыпчака, Семиречья Южного Казахстана.

В XVIII-начале XX веков казахи составляли большинство населения Казахстана: по переписи 1897 года в крае проживало 4147,7 тысяч человек, из них около 80% составляло коренное население. Другую часть жителей Казахстана составляли представители казачьего и переселенческого крестьянского населения, а также уйгуры, дунгане, татары, узбеки и представители других этнических групп. Из переселенцев на территории Казахстана стали формироваться в XVIII-начале XX веков этнические группы. В Казахстане первыми русскими переселенцами стали казаки, которые проживали в приграничных крепостях и станицах. Позднее появились русские крестьяне-переселенцы, которые должны были решить задачи снабжения продовольствием войск на границе, горнозаводского населения Колывано-Воскресенских заводов.

По переписи населения 1897 года на территории Алтая насчитывалось 90 тысяч русских крестьян. И их численность постоянно увеличивалась. В этот период в шести областях Казахстана численность русских составила 544 тысячи человек, а удельный вес русских переселенцев составил 12,8% от всего населения края. Русское население в основном состояло из крестьян, которые составляли 40%, казаки (33%), мещане (19%), дворяне (5%) и другие.

Этническая группа украинцев появилась на территории Казахстана во второй половине XVIII века. Ее основу составляли участники национально-освободительных движений, укрывавшиеся от наказаний. Большая их часть прибыла на территорию Казахстана в период массового переселения крестьян с территории Российской империи, из Полтавской, Харьковской, Таврической, Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерний. Основным хозяйственным их занятием было земледелие. Между украинцами и коренным населением в основном складывались дружественные отношения. По переписи населения 1897 года, украинцев в Казахстане проживало 86,7 тысяч. Удельный вес украинцев составил, 2%. Украинцы в основном расселились в Акмолинской области (51,1%). Большинство из них крестьяне - 87 %, мещане – 7%, казачество – 5%.

На территории Казахстана в XVIII-XIX веках проживали татары, которые часто были представителями духовенства – мулами. Среди татар было много писарей, владевших и русской грамотой. Значительную долю татарского населения составляло татарское купечество. Татары знали казахский язык, обычаи и обряды, поэтому очень часто они выполняли роль посредника в торговых операциях. Большие группы татар проживали в городах Петропавловск, Семипалатинск, Уральск, Кокчетав, Верный, Акмолинск, Павлодар, Зайсан и Усть-Каменогорск. В местах компактного их заселения появлялись татарские слободки. Численность татар в 1897 году в Казахстане составляла 56 тысяч человек, около 1,3 % от всего населения Казахстана: 38% татар были мещанами, 28% - крестьянами, 10% - казаками, 2% - купцами и т. д.

Небольшую этническую группу на территории Казахстана в этот период времени представляли белорусы, появившиеся в крае после подавления восстания 1863-1864 годов под руководством К.Калиновского. С территории Белоруссии было выслано около 12 тысяч человек. Часть белорусов поселилась в северных районах Казахстана. Выселялись сюда и белорусские ссыльные – народники и социал-демократы. Много белорусских крестьян-переселенцев прибыло в Казахстан в результате Столыпинской реформы. Основным занятием белорусских переселенцев было земледелие.

Немцы в Казахстане. Заметную роль в изучении и исследовании казахского края сыграли немецкие переселенцы, которые были организаторами исследований истории, географии и этнографии Казахстана. Немало было их и среди врачей, учителей, горных инженеров.

Первые из них прибыли сюда в составе воинских частей из Прибалтики. Большая часть из них занимала высокие воинские посты:13 человек, занимавших должности командиров сибирских линий, были генералами из числа немцев: Х.Т. Киндерман, И. Крафт, Д. Риддер, К.Ф. Фрауендорф, Г.Г. Вейрман, И. Шпрингер, И. Клапье де Колонг, Г.Э. Штрандман, Г.И. Глазенап . Генерал-губернатор Туркестанского края - П. фон Кауфман, военный губернатор Тургайской области - Л. Ф. Баллюзек, генерал-губернатор Степного края - М.А. фон Таубе.

Немцы, в основном, проживали в приграничных крепостях: Омская, Петропавловская, Семипалатинская, Усть-Ка­меногорская, Ямышевская и другие. Их численность составляла 400 человек. Рост численности немцев на территории Казахстана наметился к рубежу XIX-XX веков. Основным занятием немецких переселенцев было земледелие. Часть немцев была занята в обрабатывающей промышленности, в освоении нефтяных месторождений, добыче золота, меди и руд.

Большинство немцев имели хорошее образование (55%). По переписи 1897 года численность немцев в приграничных городах Казахстана составила около 7 тысяч человек. Проживали они компактно, в Акмолинской области: недалеко от города Омска, в поселках Преображенский, Романовский, Канкринский. Значительная группа немцев проживала в Сырдарьинской области.

Поляки. Ссылали на территорию Казахстана и поляков. Первыми переселенцами были польские конфедераты, которых местные власти в обязательном порядке записывали в состав яицких и сибирских казаков. Значительную часть ссыльных представляла шляхта - польское дворянство, которое было сослано в казахский край после подавления восстаний в Польше в 1830-1831 и 1863-1864 годах. В основной массе это были: поэты, писатели, художники, врачи, инженеры и юристы - Адам Янушкевич, Бронислав Залесский, Густав Зелинский, Владимир Недзвецкий Северин Гросс. Царское правительство использовало поляков на военно-административной службе. По данным переписи населения 1897 года в Казахстане проживало 1254 поляка, в Уральской, Семипалатинской, Акмолинской и Сырдарьинской областях.

К концу XIX века на территории Казахстана появляются представители и других этнических групп. Например, мордвины, численность которых оставила 12 тысяч человек, по переписи 1897 года. Расселялись они в Кокчетавском и Петропавловском уездах Акмолинской области и Кустанайском уезде Тургайской области. Постепенно мордвины ассимилировались с русским населением. Во многих городах Акмолинской и Сырдарьинской областей появились евреи. Их численность в городах Казахстана составила к XX веку - свыше 1,6 тыс. человек.

Переселялись на территорию Казахстана также болгары из Украины и Бессарабии из-за нехватки земли в местах прежнего проживания. В 1908-1910 годах первые болгарские переселенцы были основателями сел Разумовка и Андрияновка в Павлодарском уезде Семипалатинской области и Болгарка в Актюбинском уезде Тургайской области. По переписи населения 1897 года, в Казахстане проживали узбеки (29,5 тысяч), туркмены (2,8 тысяч), башкиры (2,6 тысяч), калмыки (997), таджики (987),эстонцы(375). Отношения между различными этническими группами и казахами складывались мирные и дружественные. Такие отношения способствовали взаимовлиянию культур.

Таким образом, процесс формирования этнических групп на территории Казахстана был напрямую связан с переселенческой политикой царизма. В поисках лучшей жизни крестьяне- переселенцы расселялись на территории Казахстана. В целом между казахами и переселенцами складывались добрососедские отношения, что способствовала взаимообогащению и взаимовлиянию культур разных народов, проживавших в этот период времени на территории Казахстана.

 

Глоссарий

Ассимиляция - изменение, растворение одного народа в составе другого.

Конфедераты - польские революционеры, сторонники независимости Польши.

Народники - российские революционеры во второй половине XIX века, идеализировавшие крестьянскую общину.

Раскольники - религиозное течение в православии.

Социал-демократ - член социал-демократической партии, революционер. Чигирь - водоподъемное сооружение для полива садов, виноградников и бахч.

Дунгане - китаеязычный народ, исповедующий ислам.

Сурепка - растение с тонким корнем, из семян которого получали масло.

Уйгуры - тюркоязычные оседлый народ, проживающий на территории Западного Китая, Казахстана и Средней Азии. Маньчжуры называли их «таранчи», что означает «пахари, земледельцы».

Харчевня - закусочная с дешевыми и простыми кушаньями.

Этнос - народ (племя, народность, нация) исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая не только общими внешними чертами, и особенностями культуры, включая язык, и психику, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп, т.е. самосознанием.

 

 

Персоналии

Пржевальский Николай Михайлович (1839-1888) - известный русский географ и путешественник, исследователь Центральной Азии.

Глазенап Григорий Иванович (1751-1819) - генерал, командующий си­бирскими линиями (1807-1819). Дувал - высокое глинобитное ограждение.

 

Документы

№ 1

Санкт-Петербургский мирный договор от 24 февраля 1881 года

«...жителям Илийского края предоставляется право остаться на нынешних местах жительства их, в китайском подданстве, или же выселиться в пределы Рос­сии и принять российское подданство. Они будут опрошены об этом до восстанов­ления китайской власти в Илийском крае, и тем из них, которые пожелают переселиться в Россию, дан будет на это годичный срок со дня передачи края китайским властям...».

История Казахстана. Народы и культуры. Учебное пособие (Масанов Н. и др.). Алматы: Дайк-Пресс, 2000, с. 220

 

№ 2

 «В физическом отношении крестьяне-старожилы имеют много общих черт с казаками. Отличает с виду крестьянина скорее костюм... Киргизский халат, который носит большинство казаков, на крестьянине можно увидеть разве изредка... Отношения между казаками и крестьянами не близки; случаи родства довольно редки... Раскольничьи деревни живут совершенно обособленно, своим миром.

Малороссы (Харьковской, Полтавской, Киевской и других губерний) поселились за последние годы главным образом в южных степных уездах - Акмолинском и Атбасарском. Их деревни можно сразу узнать по белым саманным (сырцового кирпича) хатам с соломенными крышами... С великорусами селятся они только в крайности, предпочитая отдельные поселения.

Немцы-колонисты (менониты, баптисты и др.), а также эсты и латыши появились в Акмолинской области лишь в 90-х годах XIX века; часть их живет на арендованных участках близ Омска, другая - в Акмолинском уезде на надельной земле (пос. Преображенский, Романовский, Канкринский), как и крестьяне. Занимаются они земледелием. С русским населением не имеют близких отношений. В п. Романовском отношения были настолько враждебны, что дело не обходилось без вооруженных столкновений, и администрация впоследствии совершенно отделила русских на новый участок... Поляки, евреи, бухарцы, сарты живут исключительно по городам; последние занимаются торговлей и другими коммерческими предприятиями. Башкиры и калмыки иногда живут в деревнях Уральской и Тургайской областей, где ведут хозяйство...».

Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и до­рожная книга для русских людей. Под ред. П.П. Семенова. Киргизский край. - С. Петербург, 1903. Т. XVIII, с. 198-199.

 

Использованная литература

 

1.      Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3 

2.      Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.

3.      Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.

4.      Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана  и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.

5.      Кузембайулы А.,  Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.

6.      Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.