АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ В 60-е годы XIX ВЕКА.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ В 80-90-е годы XIX ВЕКА

 

Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей

5-ступенчатая система управления

Судебная система

Последствия реформы 1867-1868 годов

Положение об управлении Туркестанским краем

Таблица 1. Административно-территориальное деление Казахстана

по реформам 1867-1868 гг.

Карта. Администативно-территориальное деление Казахстана

по реформам 1867-1868 гг.

Глоссарий

 

Административная реформа 1867-1868 годов, проводимая царским правительством в Казахстане, по времени совпала с: отменой крепостного права; проведением ряда буржуазных реформ; зарождением и укреплением капиталистических отношений на национальных окраинах; процессом завершения присоединения Казахстана к России. Уставы 20-х годов XIX века в условиях зарождения и укрепления капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития Казахстана.

В 60-е годы XIX века для развития системы управления Казахстаном была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И. И. Бутков. Всю территорию Казахстана комиссия предложила разделить на две области – Западную, с центром в Тургае и Восточную с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Эти предложения комиссии Буткова приняты не были.

В 1865 г. была создана «Степная комиссия» во главе с членом Совета Министерства внутренних дел Гирсом. В состав комиссии вошли полковник А. К. Гейне – представитель Главного штаба, от Оренбургского края – полковник К. К. Гутковский, от Западносибирского генерал-губернаторства – капитан А. П. Проценко.

По Указу Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросники по изучению страны, в которые были включены основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления. Вопросники определяли следующие проблемы – собственные тяготы, виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблем» и др.

За изменение управления Казахстаном на народных началах высказался Чокан Валиханов, но комиссия не приняла это к сведению.

«Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей» царь Александр II утвердил 11 июля 1867 года.

«Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями» царь утвердил 21 октября 1868 года.

По реформе 1867-68 годов менялось административное деление Казахстана. Вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Западно-Сибирское и Оренбургское. Каждое генерал-губернаторство состояло из двух областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили Уральская и Тургайская области. В Западно-Сибирское генерал-губернаторство входили – Акмолинская и Семипалатинская области. В Туркестанское генерал-губернаторство входили Семиреченская и Сырдарьинская области. Области, в свою очередь, делились на уезды. В Сырдарьинскую область входили – Казалинский, Перовский, Туркестанский, Чимкентский, Аулие-Атинский, Ташкентский, Ходжентский, Жизакский уезды. В Семиреченскую область – Сергиопольский, Капальский, Верненский, Джаркентский, Иссык-кульский и Токмакский уезды. В Уральскую область – Уральский, Гурьевский, Калмыковской, Эмбенский (Темирский) уезды. В Тургайскую область – Илецкий, Николаевский, Иргизский, Тургайский уезды. В Акмолинскую область – Акмолинский, Кокчетавский. Петропавловский, Омский, Атбасарский уезды. В Семипалатинскую область – Каркаралинский, Баянаульский, Павлодарский, Семипалатинский, Кокпектинский, Зайсанский, Усть-Каменогорский уезды.

В результате проведения административной реформы в Казахстане сложилась 5-ступенчатая система: генерал-губернаторства области уезды волости аулы. Каждый административный аул состоял из 100-200 кибиток.

В состав Астраханской губернии в 1872 г. была включена территория бывшего Бокеевского ханства. Мангыстау (Мангышлакское приставство) находился в управлении Кавказского военного округа, а позже был включен в Закаспийскую область.

Основой одного из положений реформы являлось то, что в руках генерал-губернатора сосредотачивалось военная и гражданская власть. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право правоведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном.

Военные губернаторы стояли во главе областей, одновременно они являлись наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. Для ведения дел при военных губернаторах создавались Областные правления, имевшие три отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. За деятельностью областного правления контроль осуществлял вице-губернатор, являвшийся одновременно председателем правления.

Уездный начальник назначался генерал-губернатором из числа казачьих офицеров. Уездным начальникам подчинялись полиция, военные части, учреждения уезда и укрепления.

Из местной знати каждые 3 года путем тайного голосования избирались волостные управители и аульные старшины. В должности они утверждались вышестоящим колониальным начальством, им вручали отлитый из бронзы знак и печать. Волостные управители и аульные старшины – опора царского правительства в Казахстане.

Произошли изменения и в судебной системе Казахстана: по реформе учреждались новые судебные органы, действовавшие на основании законов Российской империи: военно-судебные комиссии; уездные суды.

Судебная система имела четко выраженный классовый характер, которая в итоге стала орудием проведения колониальной политики. Только в Сырдарьинской области сохранился суд казиев. В каждой волости произошло ограничение суда биев, в зависимости от числа кибиток избирались от 4 до 8 биев. Военные губернаторы утверждали суды биев и казиев, которые являлись низшим звеном колониальной судебной системы в Казахстане. Также были ограничены права и привилегии мусульманского духовенства. В каждой волости разрешалось иметь только одного выборного муллу, которого назначал и освобождал от должности военный губернатор.

Согласно реформе в уездных городах необходимо было открыть одну общую школу и медпункт.

Реформой был затронут и земельный вопрос: все земли Казахстана были объявлены собственностью Российской империи. 26 марта 1893 г. по царскому указу государственной собственностью России становились и воды Каспийского моря.

Вводилась новая система налогов: потомки Чингисхана – султаны освобождались от налогов и обеспечивались государством пожизненной пенсией.

Со скотоводов Туркестанского генерал-губернаторства взимался покибиточный сбор в размере 2 руб. 75 коп., а со скотоводов Оренбургского и Западносибирского генерал-губернаторств – 3 руб. в год.

С оседлого населения Сырдарьинской области налоги взимались в ранее установленных размерах – харадж и танапный сбор. Харадж составлял 1/10 часть снятого урожая натурой или деньгами; танап - 1/8 часть десятины.

Вводились различные дополнительные повинности по содержанию местной администрации, почтовых дорог, мостов, школ и т.п.

Для систематизации сбора налогов каждые три года проводилась перепись кибиток.

Реформы 1867-1868 годов имели следующие последствия для Казахстана:

1.    Не могли разрешить всех коренных противоречий общества.

2.    Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование.

3.    Были созданы возможности для освоения богатств края.

4.    Начался процесс расслоения аульных жителей.

5.    Формирование жатачества и уход обедневших казахов на прилинейные заработки и первые промышленные очаги.

6.    Повышение налогов.

7.    Сокращение привилегии местной знати.

«Положение об управлении Туркестанским краем» было принято 2 июня 1886 года.

 «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями» было принято 25 марта 1891 года.

В результате реформ в Туркестанском крае создано три области: Сырдарьинская, Ферганская, Самаркандская, с центром управления края в Ташкенте.

Степному генерал-губернаторству были подчинены Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области. Центром управления края стал Омск.

Неограниченной властью наделялись генерал-губернаторы. Военные губернаторы назначались и увольнялись по представлению министра внутренних дел, с согласия военного министра.

Военные губернаторы имели право утверждать или отменять результаты выборов волостного управителя, или назначить новые выборы. То есть, выборное начало для управления коренным населением приобрел формальный характер.

В Семиреченской и Уральской областях военные губернаторы являлись одновременно наказными атаманами казачьих войск.

К губернскому правлению центральных районов империи были приравнены областные правления Казахстана.

Были созданы городские полицейские управления в крупных областных центрах (Верный, Уральск, Петропавловск, Семипалатинск), а в уездных городах – городские приставства.

Казахское кочевое и оседлое население приравнивались в правах к сельским обывателям. Переселенцы и городское население относились к жителям России.

Кочевое население платило кибиточную подать в размере 4 руб., а сельские общества русских, дунган и уйгуров – оброчную подать, как и государственные крестьяне.

Таким образом, в Казахстане в результате административных реформ шел процесс усиления колониальной политики царизма.

Дополнительный материал

Таблица 1. Административно-территориальное деление Казахстана

по реформам 1867-1868 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Генерал-губернаторства

Области

Уезды

Туркестанское

 

 

Семиреченская

Сергиопольский, Капальский, Верненский, Джаркентский, Иссык-кульский, Токмакский

Сырдарьинская

Казалинский, Перовский, Туркестан­ский, Шымкентский, Аулие-Атинский, Ходжентский, Джизакский

Оренбургское

 

 

Уральская

Уральский, Гурьевский, Калмыковской, Эмбенский (Темировский)

Тургайская

Илецкий (Актюбинский), Николаев­ский (Кустанайский), Иргизский, Тургайский

Западно-Сибирское

Акмолинская

Акмолинский, Кокшетауский, Пет­ропавловский, Омский, Атбасарский (Сарысуйский) (присоединился спус­тя год).

 

 

Семипалатинская

Павлодарский, Семипалатинский, Каркаралинский, Усть-Каменогор­ский и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

Реакция – политика активного сопротивления общественному прогрессу.

Миграция – перемещение, переселение (например, населения внутри страны или из одной страны в другую).

Ассимиляция – изменение, растворение одного народа в составе другого.

Уйгуры – тюркоязычные оседлый народ, проживающий на территории Западно­го Китая, Казахстана и Средней Азии. Маньчжуры называли их «таранчи», что означа­ет «пахари, земледельцы».

Отходник – житель сельской местности, уходивший на сезонные работы в город и другие места.

Дискриминация – ограничение или лишение прав, равноправия.

Мангыстау (Мангышлак – русское название местности) – полуостров на восточ­ном побережье Каспийского моря.

 

Персоналии

Александр II (1818-1881) – российский император с 1855 года.

Александр III (1845-1894) – российский император с 1881 года.

 

Использованная литература

1.      Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3 

2.      Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.

3.      Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.

4.      Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана  и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.

5.      Кузембайулы А.,  Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.

6.      Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.