ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО КАЗАХОВ В XIX ВЕКЕ
Казахский аул во второй половине XIX в.
Охота и рыболовство – традиционные промыслы казахов
Казахский аул во второй половине XIX в.
Капиталистические отношения в Казахстане получили распространение с середины XIX в., что изменило хозяйственную жизнь казахского аула и социальное положение местного населения. Одним из проявлений влияния экономики России на казахский аул было распространение оседлого образа жизни и земледелия. Земля выделялась в частную собственность. Традиционную основу кочевой жизни казахов составляло скотоводство, которое сохранилось в районах, примыкавших к Сырдарье, в Центральном Казахстане, Бетпакдале, Мангыстау, Семипалатинской и Акмолинской областях.
Основными признаками проникновения капиталистических отношений в казахский аул являются:
- изменение состава скота – уменьшение числа лошадей и увеличение числа коров;
- изменение характера землевладения;
- сокращение кочевых путей;
- постепенный переход к полуоседлости и оседлости;
- ускорение социального расслоения казахских шаруа.
Появление новых форм хозяйствования привело к изменению численного состава
скота: в Атбасарском уезде Акмолинской области доля лошадей составляла 13%,
коров –17%, верблюдов – 9%, овец – 76%. Численность скота в оседлых районах была
иной: по сведениям
Вторая половина XIX в. – период превращения казахов в народ со значительной долей земледельческого населения. Этому, прежде всего, способствовало то, что казахи:
- имели древние традиции ведения земледелия в степных и пустынных сухих районах;
- развивали земледелие в связи с природными условиями;
- развитие земледелия также связано с переселением из центральных губерний русских и украинских крестьян. Они получили возможность постоянно обеспечивать аул зерном и семенами.
Благоприятные климатические условия по р. Жайык и Тобыл, дали возможность для использования казахами обыкновенной сохи. На юге существовало искусственное орошение: в Казалинском уезде Сырдарьинской области насчитывалось около 200 больших каналов протяженностью до 1300 верст. Среди крупных оросительных сооружений были Шиилийский канал и Дирменозен – арык в долине Сырдарьи.
Основными районами земледелия стали долины рек Сырдарьи, Сарысу, Ыргыза, Торгая и Жема. Основными зерновыми культурами были – просо, пшеница, ячмень, овес; на юге – кукуруза, горох, рис, кунжут, картофель, лук, бобы, хлопок. Обрабатывая способом орошения 15 тыс. десятин земли, казахи получали 1 млн. пудов зерна.
Насильственный захват общинных земель, проводимый царизмом на территории Казахстана, усиление колониально-административного управления ускорило процесс социального расслоения казахов: обедневшие казахи в поисках средств существования стали уходить на горные выработки или на предприятия в городской местности. Их называли – жатаками, по своему социально-экономическому положению жатаки, относились к формирующемуся сельскому пролетариату.
Таким образом, в результате проникновения капиталистических отношений в казахский аул менялся традиционный уклад жизни казахского населения, усилился процесс социального расслоения и обнищания коренного населения, расширялось колониально-административное управление царизма, начался отток казахов в город, на промышленные предприятия.
Основу материальной культуры казахов составляли ремесла: ткачество, войлочное, обработка дерева, кожи, металла, кости и рога, др. Основным жилищем казахов оставалась войлочная юрта, состоявшая из: шанырака – вершины купола; уыков – купольных жердей; кереге – раздвижной решеточной основы. В первой половине XIX в. были – 12, 15, 18-канатные юрты-ставки. Особым богатством отделки и убранства отличались парадные юрты. Красивым убранством ценились свадебные юрты. Парадные юрты готовились также по случаю асов – годовых поминок.
На зимовках возводились постоянные типы казахских жилищ – наземные прямоугольные дома из дерева, сырцового кирпича и камня, а также полуземлянки и юртообразные строения. В лесных районах – деревянные шестигранные строения, избы русского типа. В северных и западных районах Казахстана состоятельные люди имели бревенчатые многокомнатные Есжан, которые подготовили почву дома, для сооружения которых приглашали русских мастеров.
В
национальной одежде сохранялись древние традиции: из меха и шкур животных шили
разнообразные шубы – тон, пшик, жарга,
из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты – жаргак; халат из тонкого белого
войлока – каттау, а из шелка и
сукна – шапан; из верблюжьей
шерсти скатывали – шекпен, один
из видов казахских плащей. Женская одежда – приталенная безрукавка – камзол; девичья нарядная бобровая
шапка – камшат борык. Красотой и
богатством отличался свадебный наряд невесты, особенно выделяляся головной
убор невесты – саукеле, это
высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценными камнями, кораллами,
жемчугами, золотом и серебром. Через год замужества женщины носили – желек, упрощенное саукеле, а после
рождения детей – кимешек. Большое распространение
имели мужские шляпы – калпак, телпек;
красивыми и разнообразными были пояса мужчин и женщин – белдик, белбау. Мужские пояса имели подвески: кошелек, пороховницу, кресало, трут, футляр
для ножа. Наборные пояса, украшенные костяными и металлическими
накладками – кисе.
Охота и рыболовство – традиционные промыслы казахов.
Охота (аншылык) – одно из основных занятий казахов, связанных с особенностями регионов их проживания. Охота была развита в восточных и юго-восточных районах страны. Животные добывались как для пищи, так и ради шкур, меха и рогов. У казахов использовалось несколько форм промысла. Одной из наиболее популярных и распространенных в казахском обществе была охота с ловчими птицами (саятшылык): беркуты, различные виды ястребов и соколов, кречеты, сапсаны. Наиболее эффективной была охота с ловчими птицами, которая имела промысловое значение.
Поимка птиц, их дрессировка, уход за птицами (кусбегiлiк) – очень сложные занятия, требовавшие значительной квалификации и времени. Знания знатоков ловчего дела передавались по наследству из поколения в поколение, формируя целые династии охотников. У казахов-охотников больше всего ценились ловчие беркуты, использовавшиеся для охоты на крупных животных, таких как лисы, волки, некоторые виды копытных. Более мелкая добыча – дрофы, фазаны, гуси, утки, перепела, зайцы становились трофеями владельцев ястребов и соколов. На некоторые виды животных охота велась практически круглый год, но самым важным временем был период с конца сентября до февраля, когда мех пушных зверей был наиболее качественным и дорогим. Очень часто охота велась с коней: ловчую птицу держали на руке, а завидев добычу, освобождали ее от пут и наглазника и подбрасывали вверх.
Большое распространение у казахов получила псовая охота, которая в основном велась на лису, зайца, барсука, сурка, волка, копытных и проходила поздней осенью и зимой. Способы охоты с борзыми были весьма разнообразны: облавы, загон, наездка. Чаще всего псовая охота проводилась без ружей, так как ружейная охота была слабо распространена из-за дороговизны и запрета на ношение огнестрельного оружия местным жителям. У казахов повсеместное распространение получила капканная охота (какпан) и использование различных ловушек. Капканы ставились в основном на более крупную добычу: на медведя и даже тигра. Для охоты на мелкую дичь пользовались всевозможными силками, сетями, петлями и т.п. Разнообразные виды охоты давали возможность дополнительного и разнообразного источника питания, использования шкур животных и перьев птиц, использовавшихся для украшения казахской национальной одежды.
Рыболовство. Рыбная ловля у казахов была распространена в районах крупных озер, рек. Рыболовство также было развито в районах Аральского и Каспийского морей, но наиболее рыбная ловля распространилась в районе Сырдарьи и Аральского моря, где в начале XX века казахов-рыболовов здесь насчитывалось до 10 000 человек. В основном рыболовством занимались бедняки. Рыба казахами употреблялась в небольшом количестве, в основном, пойманную рыбу продавали переселенцам. Рыбу ловили на реках Иртыш и Урал, где контроль за рыбной ловлей вели казачьи офицеры. Они же выдавали казахам за установленную плату разрешение на этот промысел. Строительство Оренбургско-Ташкентской железной дороги способствовало развитию рыбной ловли на территории Казахстана. Поселок Аральск, который был основан в 1905 году, стал главным центром по добыче и отправке рыбы по железной дороге. Эти промыслы давали хороший дополнительный источник для улучшения жизни казахского населения.
Традиция гостеприимства казахов существовала с древних времен – путник мог остановиться на ночлег в юрте любого человека, даже незнакомого, угощали гостя совершенно бескорыстно. По адату гость пользовался полной защитой хозяина юрты до своего отъезда.
Традиция дружбы-побратимства (тамыр болу) – дружба между различными лицами, независимо от их возраста. Побратимство закреплялось торжественно, при свидетелях, давали клятву в вечной верности.
Традиции взаимопомощи были распространены между родственниками, которые в зависимости от их размеров, назывались «жылу», «немеурин», «уме». Наиболее древняя форма «жылу» – отдача родственникам определенного количества скота, потерявшего вследствие джута, природных бедствий.
У
казахов сохранялись также сезонные
праздники.
Наурыз – наступление Нового года, приходившееся на весеннее равноденствие 22 марта. В этот день посещали друг друга с поздравлениями, а женщины готовили «Наурыз-коже», который состоял из 7 компонентов (вода, соль, мясо, молоко, лук, пшеница, пшено).
Согымбасы – праздновали в зимнее время. Каждая семья приглашала на согымбасы.
Кымызмурындык – праздновали летом, праздник, связанный с началом сезона доения кобыл. Каждая семья приглашали на первый кумыс и получали благословения старейшин.
Сабантой – праздновали в осеннее время, в связи с успешным сбором урожая и завершением благодатного летнего сезона.
Большое значение казахи придавали национальным играм, которые выполняли несколько функций – воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, коммуникативные и зрелищно-эстетические.
Наиболее распространенными были: игра айгөлек, ақсуйек (белая кость), аударыспак (состязание всадников), кумис алу (достать серебряный слиток), кокпар (козлодрание).
Призы были разнообразными – скот, золотые украшения, серебряные и золотые слитки. Очень популярной была и остается до сегодняшнего дня мужская спортивная борьба – казахша курес, которая проводилась на всех торжествах. В истории Казахстана прославились такие борцы, как Хаджимукан Мунайтпасулы, Балуан Шолак.
Очень популярными у казахов были алтыбакан (качели), асыки (альчики), жамба ату (стрельба из лука по мишеням), кыз куу (догони девушку), жилик сындыру (разбить кость). Игры и спортивные состязания проводились при массовом скоплении народа – на асах (поминках), свадьбах и т.п.
К XIX в. у казахов сохранились уникальные обычаи и обряды в сфере брака и семейных отношений. Рождение ребенка сопровождалось обрядом имя наречения – азан шакырып aт кою. Когда ребенку исполнялось 3, 5 или 7 лет казахи производили обряд –сундет тойы.
Сын – будущий наследник и его дальнейшая жизнь волновала родителей, особенно женитьба. Невесту подбирали еще в детстве из подходящей семьи. После достижения брачного возраста устраивали обряд сватовства. Браки между родственниками до 7-го колена были запрещены.
Обычай аменгерли состоял в том, что овдовевшую женщину брал в жены один из братьев ее мужа. Существовал у казахов и обычай усыновления – бауырына басу.
Создавая собственный семейный очаг, дети отделись от родителей, получали все необходимое для самостоятельной жизни: юрту, домашнюю обстановку, скот и т. д. Родительский надел, получаемый детьми при создании своей семьи, назывался енши.
В традиционном казахском обществе к старшим положено относиться с большим почтением и уважением. Поэтому при воспитании своих детей, казахи использовали целый ряд назиданий, передававшиеся из поколения в поколение. У казахов существовало и существует огромное количество пословиц и поговорок, используемых при воспитании детей: «Бог тому дает, кто правдой живет», «Сила батыра в сноровке», «Неторопливый и на арбе догонит зайца», «Труд – вторая мать человека», «Где единство, там и жизнь», «Кто трудится, тот и сыт», «Летний день год кормит», «У хорошего человека нет чужих», «У нерадивых хозяев в доме правят гости», «Джигиту и семь ремесел мало».
Таким образом, многочисленные обычаи, обряды и традиции отражали различные стороны материальной и духовной жизни казахского народа, способствовали воспитанию молодежи на примере материальной и духовной культуры казахов и сохраняли связи поколений.
Бата - напутствие, пожелание.
«Жылу» – отдача родственникам определенного количества скота, потерявшего вследствие джута, природных бедствий.
Жатаки – обедневшие кочевники.
Тон, пшик, жарга - разнообразные шубы из меха и шкур животных.
Жаргак – замшевый халат из выделанных козьих шкур.
Каттау – халат из тонкого белого
войлока.
Шапан – халат из шелка и сукна.
Шекпен – один из видов казахских плащей, скатанный из верблюжьей шерсти.
Камзол – приталенная безрукавка, элемент женской одежды.
Камшат борык - девичья нарядная бобровая шапка.
Саукеле – головной убор невесты, высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценными камнями, кораллами, жемчугами, золотом и серебром.
Желек – упрощенное саукеле, которое носили женщины через год замужества.
Кимешек – упрощенное саукеле, которое носили женщины после рождения детей.
Калпак, телпек – мужские шляпы.
Белдик, белбау – мужские и женские пояса, используемые для
украшения одежды.
Курук – палка с привязанной к концу веревкой для ловли лошадей.
Наурыз – праздник народов Востока в день весеннего равноденствия. Это слово означает «новый день». Его отмечали с 21 по 22 марта, когда длина дня была равна длине ночи.
«Наурыз-коже» – традиционное, национальное блюдо, состоящее из 7 компонентов, готовившееся на Наурыз.
Сабантой – праздник, связанный с успешным завершением сбора урожая.
Персоналии
Баллюзек Лев (1822-1899) - известный российский ученый, исследователь обычного права казахов. В 1865 году был назначен военным губернатором Тургайской области и в этой должности проработал 12 лет.
Хаджимукан Мунайтпасулы (1886-1948) - казахский борец-профессионал, чемпион мира. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) выступал с передвижным цирком. В 1944 году из личных сбережений сдал в фонд обороны 100 тысяч рублей на строительство самолета. Его именем названы улицы в Астане, Семипалатинске и Алматы. В 1980 году в с. Темирлановка Южно-Казахстанской области открыт его мемориальный музей.
№ 1
«..Брак у киргиз нельзя считать таинством или священным обрядом, - каков он, например, у нас: у них это гражданская сделка. Современные браки возникают преимущественно на почве таких соображений, как породниться с родом, богатым землей, или с родом, влиятельным на выборах, или, наконец, путем калыма поправить свое хозяйство. При таких основаниях личное участие жениха и невесты становится излишним, и сговор возможен, когда они, жених и невеста, еще лежат в колыбели. В прежнее время калым был двух видов - султанский и киргизский; первый состоял из 47 голов разного скота (верблюдов, лошадей, коров и мелкого), второй - из 37 голов такого же скота; при этом в составлении калыма принимал участие весь род невесты, а в получении - весь род жениха. Теперь же в составлении калыма участвует только отец невесты, почему величина его стала сильно колебаться: у богачей он доходит до 300 голов, у бедняков же случается, что дают только одну корову...»
Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. - СПб., 1903. Т. 18 (Киргизский край), с. 216-217.
№ 2
«Впрочем, как сей народ довольствуется ординарною пищею и питием. Не употребляя горького, кислого и соленого, то в рассуждении прочих народов из опытов явственных, довольно видно, что многие между ими в самой глубочайшей старости доживают до 100 лет и более; не утратя не токмо зрения, ни памяти, но и же зубов, и свободно могут ездить верхом без всяких припадков...»
Андреев И.Г. Описание Средней Орды киргиз-кайсаков (переизд.). Алматы:
Ғылым, 1998, с. 70.
Использованная литература
1. Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3
2. Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.
3. Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.
4. Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.
5. Кузембайулы А., Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.
6. Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.