ТРАДИЦИОННЫЙ СУД БИЕВ
Усиление
политической раздробленности Казахстана в начале XVIII века
Родоплеменная структура
казахского общества
Функции и права ханов в Казахском ханстве
Влияние родоплеменной
организации на развитие казахского общества
Казахское понятие «би» происходит от тюркского «бег» (бек, бей) ― традиционного
титула, которым в тюркских сообществах наделялся, как правило, знатный,
состоятельный или могущественный в ином отношении человек. В казахской степи
титул «бий» был не столько наследственным или жалуемым, сколько заслуженным,
почетным званием. Бии не назначались и не избирались. Соискатель (кандидат) мог
иногда определяться, выделяться другими биями, аксакалами и другими уважаемыми
и умудренными жизнью людьми, первоначально оказывавшими ему определенную
поддержку, но стать бием можно было лишь после народного признания претендента.
Основными требованиями к таким людям были: доскональное знание норм обычного
права, обладание ораторским талантом и честность.
Судебная власть в казахской степи издревле
осуществлялась в основном биями. По некоторым данным, суды биев как таковые
существовали задолго до правления Тауке-хана (после 1652 до 1680 - ок.
В жизни казахского общества особая роль принадлежала традиционному суду биев, в функции
которого входило разбирательство уголовных, имущественных,
внутрисемейных правонарушений и преступлений. Вплоть до середины
девятнадцатого века споры у казахов разрешались биями. Согласно короткой, но
очень емкой и блестящей по содержанию записке о судебной реформе от 28 февраля
1864 года знаменитого ученого, путешественника, писателя, видного сына
казахского народа Чокана Валиханова:
«Возведение в звание бия не
обусловливалось у киргизов (во времена российской империи казахи назывались
киргизами или киргиз-кайсаками) каким-либо формальным выбором со стороны народа
и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в
судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это
почетное звание». Далее Ч. Валиханов пишет: «Суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допускал
адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до
сих пор никаких дисциплинарных мер. В пользу суда биев мы можем привести еще
один крупный факт, говорящий сам за себя. Это то, что русские истцы или русские
ответчики во многих случаях предпочитают суд биев русскому следствию. Известно
достоверно, что в Кокчетаве в нынешнее лето было решено несколько десятков
такого рода дел».
Существовал
определенный порядок ведения суда. Судебный процесс начинался только после
обращения заявителей или по просьбе властных структур: старшин, султанов или
ханов. По традиции сохранились некоторые элементы древних ритуалов:
для того чтобы выбрать того или иного бия, участники судебного
процесса бросали перед ним плети в знак того, что доверяют ему. Ответчик мог не согласиться
с составом суда и отказаться от услуг этих
биев. Решение биев султаны и старшины приводили в исполнение немедленно. Жалобы на несправедливое решение биев встречались
редко. Если приговор был вынесен неправильно,
бий мог потерять свою репутацию и
постоянный источник своего дохода, поэтому жалобы на несправедливые решения
суда биев встречались очень редко. За свой труд бий получал вознаграждение ― «бидің билігі», которое оплачивал виновный (десятую
часть от оспариваемого
имущества).
Знаменитыми
биями XVIII века, пользовавшимися авторитетом и уважением в обществе, были: Толе
из Старшего, Казыбек - из Среднего и Аптеке - из Младшего жузов.
Для ведения
судебного разбирательства необходимы были свидетели, которые бы доказывали или
отрицали вину обвиняемого.
Причем требовались показания не менее 2-4
свидетелей с положительной репутацией.
В случае отсутствия таковых к присяге
приводили честных людей и брали их в свидетели. Исключение составляли женщины,
слуги, рабы, несовершеннолетние, люди отрицательного поведения и лжесвидетели.
Главное достоинство суда биев заключается в отсутствии формальностей и всякой
официальной рутины. Положение бия в казахском обществе было основано на его авторитете,
и звание это очень ценилось в казахском обществе. Преимущество имеет суд биев и
в том отношении, что он редко бывает единоличен; в нем допускается безграничная
публичность, а иногда и нечто вроде участия присяжных; решения его подлежат
обжалованию.
В кочевом обществе
существовала система наказаний: высылка, айып, кун, дуре и казнь. Смертная казнь у
казахов применялась редко. Применялся обычай выселения или изгнания из аула, когда от преступника отказывались родственники. Высланные из аула жили на окраинах степи.
Виновники преступлений, чья вина была доказана бийским судом,
выплачивали айыпы и куны. Айып ― это штраф за совершенное преступление, откуп ―
ат-шекпен, что дословно означает «конь-шуба». Это значит, что за незначительные проступки
виновный мог выполнить все требования потерпевшего и возместить нанесенный
ущерб: откупиться конем или шубой. За тяжкие преступления откупались «девяткой» (скотом): 3 верблюда, 3 коровы, 3 барана. За воровство платили трижды по 9 голов
скота.
Как наказание применялся и кун
― штраф за убийство или увечье человека. За убийство виновный
приговаривался к смерти, иногда смертный
приговор могли заменить штрафом.
За некоторые проступки казахи наказывали виновного
поркой плетью или прутьями ― дуре салу (25, 50, 100 ударов), например,
за распространение вредных или ложных слухов.
Очень часто суд
биев рассматривал дела, связанные с барымтой ― захватом чужого
скота, чужой собственности или неуплаченным долгом. Барымта взималась, если судебный приговор не был приведен в исполнение.
Царское правительство в XVIII-начале XX веков
рассматривало барымту как обычное уголовное преступление.
Суд биев пользовался большим авторитетом среди степного населения. Известны
случаи, когда русское население, проживающее в Казахстане, предпочитало
имперскому суду суд казахских биев: в период с
1859 по 1865 годы в Кокчетавском внешнем округе было зафиксировано 117 обращений русского населения к суду биев. «Суд биев скор и производится
на словах, он довольно справедлив и всегда бескорыстен, и потому пользуется
уважением не только казахов, но и разночинцев и казаков, из которых многие идут
в суд биев», ― писал А. Гейне, изучавший
жизнь, быт и обычное право казахов.
Суд биев способствовал объединению казахского общества, отличался неподкупностью, справедливостью, доступностью и публичностью. Бесспорно, что суд, ориентированный на примирение
сторон и полное возмещение причиненного правонарушителям ущерба,
пользовался огромным уважением степняков. Но суд биев мешал царскому
правительству устанавливать свою систему правления на территории Казахстана,
поэтому в 20-90-е годы XIX века началось разрушение суда биев.
Айып – штраф за мелкие правонарушения и
преступления.
Барымта – форма насильственного возмещения убытков, допускаемая
казахским обычным правом. Обычно осуществлялась в форме угона
лошадей.
Би происходит от тюркского «бег» (бек,
бей) – традиционного титула, которым в тюркских сообществах наделялся, как
правило, знатный, состоятельный или могущественный в ином отношении человек.
Кун – выкуп за
убийство.
Сажень – русская мера
длины, равная
Суд биев – судебная власть в казахской степи.
Валиханов Чокан Чингизович (1835-1865) – выдающийся казахский ученый и
просветитель.
Использованная литература
1.
Асылбеков
М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней:
в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3
2.
Бекмаханова
Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан,
1992. – 368 с.
3.
Кабульдинов
З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в.
- 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы:
Атамура, 2008. – 304 с.
4.
Кусаинова
М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана и сборник тестов для поступающих в вуз. –
Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.
5.
Кузембайулы
А., Абиль А. История Республики Казахстан.
Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.
6.
Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов
общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.