НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА В XVIII ВЕКЕ.
КАЗАХСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Изучение
Казахстана российскими учеными
Изучение Казахстана российскими учеными
В XVIII веке царское правительство России начало активно исследовать историю,
этнографию и географию Казахстана. Активизация этих исследований начинается после
принятия российского подданства. В XVIII столетии
казахи продолжали сохранять уникальную культуру, где видное место занимало
творчество поэтов, жырау и биев.
Изучением и исследованием
Казахстана занимались как научные учреждения, так и отдельные лица. Многие
российские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе
материалов казахского фольклора, генеалогии и этнографии.
Первые попытки
комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII веке, связаны с именем М. В. Ломоносова, который был инициатором организации
научных экспедиций на территорию края и создания его географических карт. В 1768-1774
годах одну из первых экспедиций в Казахстан возглавил академик,
естествоиспытатель П. С. Паллас. В работе
этой научной экспедиции приняли участие известные ученые, путешественники И. П. Фальк
и И. Г. Георги. Маршрут экспедиции проходил через
земли Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного Казахстана. Результатом
этой работы стал труд П. С. Палласа «Путешествие по разным
провинциям Российской империи» в трех частях, в котором
содержатся ценные материалы об истории и этнографии казахского народа.
Исследователь И. Г. Георги
организовал и самостоятельную экспедицию по территории Казахстана. В 1796
году он опубликовал свою работу «Описание всех в Российском государстве
обитающих народов, также их житейских обрядов, жилищ, одежд и прочих
достопамятностей». В книге содержатся ценнейшие сведения о быте, культуре,
обычаях и обрядах казахов, а также особенностях хозяйственной жизни номадов.
Инициатор
киргиз-кайсацкой экспедиции И. К. Кирилов оставил после себя труд «Изъяснение
о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах», в котором подробно описал казахские и каракалпакские земли:
природные условия, полезные ископаемые и торговые пути. Он доказывал
возможность и выгодность установления торгово-экономических связей России с
народами Средней Азии и казахами. В. Н. Татищев был
основателем исторической науки России, известным географом. Он продолжил
начатые предшественниками исследовательские работы в Оренбургском крае. В своих
научных трудах ученый описывает историю, быт и культуру нерусских народов края,
в том числе и казахов.
Интересные
исследования по изучению природных богатств Младшего жуза оставил и член-корреспондент
Академии наук России П. И. Рычков. Многочисленными и
фундаментальными трудами он по праву заслужил славу «Колумба Оренбургского
края», куда и относились тогда земли Младшего жуза. Он подготовил такие труды, как
«История Оренбургская» и «Топография или описание Оренбургской
губернии». В этих трудах содержится подробная информация о раннем появлении
казахов в Волжско-Яицком регионе в период правления хана Хакназара, о процессе
вхождения Младшего жуза в состав Российской империи. Автор подробно описывает
основание города Оренбурга, укреплений Уральской и Оренбургской пограничной линий,
о налаживании торговых контактов со Средней Азией и Казахской степью. Купцам,
выезжавшим из Оренбурга в Бухару, он давал заказы на приобретение литературы об
истории местных народов даже на арабском языке. Исследователь подробно описывал
события, связанные с Пугачевским восстанием. Он был признанным знатоком языка и
культуры казахского народа, собрал много образцов казахского фольклора.
В 1759 году
вышла работа известного историка и исследователя Сибири Г. Ф. Миллера
«История Сибирского царства». В ней он дает описание истории и
этнографии народов Сибири и Казахстана.
В конце XVIII века вышел труд русского офицера И. Г.
Андреева «Описание Средней орды киргиз-кайсаков» (1795).
Автор долгое время служил на сибирских пограничных линиях и хорошо был знаком с
жизнью и бытом казахского населения. В этой книге он оставил подробные
сведения об истории и границах казахов Среднего жуза. Им были даны подробные
описания обычаев и обрядов степняков, а также о переходах казахов со скотом в
зимнее время на правобережье Иртыша Новоишимской линии. Русским офицером,
генерал-майором из Усть-Каменогорской крепости А.Д. Скалоном был
составлен первый уникальный русско-казахский словарь. Это был один из первых
шагов приобщения местного населения к русской грамоте и изучения русскими
казахского языка.
В XVIII веке в Казахстане побывал ряд иностранных
исследователей и путешественников. Они преследовали торговые и политические
цели. Это были английские, немецкие исследователи. В этот период в регионе
побывали англичане капитан морской службы Джон Эльтон (1735), художник Джон
Кэстль (1736), торговый служащий Реональд Гок (1741-42). Они
оставили после себя заметки о хозяйстве, культуре и быте местного населения.
В казахской литературе XVIII века особое
место занимает устное народное творчество, сказительство и песенное искусство. Борьба
казахов против джунгарских завоевателей, национально-освободительное движение
жителей степи против царской колонизации края стали основными темами творчества
сказителей и жырау того времени. Особое место в развитии казахской литературы
принадлежит таким выдающимся акынам и жырау, как Актамберды
Сарыулы, Бухар Калкаманулы, Таттикара, Умбетай Тулеулы и другие.
Одним из
выдающихся казахских жырау (сказителей) был Актамберды-жырау Сарыулы (1675-1768).
Жырау активно участвовал во многих походах против джунгар и был известен как
батыр. В 50-х годах XVIII века он был во
главе тех, кто возглавил возвращение казахов на земли, отвоеванные у джунгар.
Все творчество Актамберды-жырау было посвящено призыву к героизму, воинской
отваге и доблести. Его мавзолей до сих пор возвышается на сопке Журек Жота на
территории Восточно-Казахстанской области.
Особой
популярностью среди казахов пользовался жырау, бий, прекрасный знаток
казахского обычного права и шежире, опытный дипломат и государственный деятель Бухар
Калкаманулы (1693-1787). Бухар-жырау создал много назидательных песен-размышлений,
выражавших идею сохранения и упрочения независимости Казахского ханства.
Народный трибун был одним из влиятельных биев при хане Абылае. Он был его
ближайшим и верным советником, соратником. В своих стихах он воспевал хана
Абылая как прогрессивного государственного деятеля:
О,
Абылай, богател твой народ,
Ты в богатых
местах дал пасти ему скот,
Ты гостей
принимал под сенью шатра.
Угощеньем была
им мяса гора,
И ко всем твоя
милость была щедра.
Бухар-жырау
отличался от других современников тем, что всегда говорил правду в лицо. Он
также обладал даром провидца. В частности, в своих произведениях предугадал
далеко идущие колониальные устремления царского правительства. Основная тема
сочинений Бухар-жырау – любовь к родной земле, патриотизм и воспевание героизма
казахских батыров. Перед лицом внешней угрозы он призывал народ к единству и
сплоченности. Жырау также прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая,
Кабанбая, Жаныбека и других.
Одним из
современников и близких по духу к Бухар-жырау был Умбетай-жырау Тулеулы (1706-1778)
из рода канжыгалы. Он участвовал во всех антиджунгарских походах и воспевал
подвиги казахских батыров в войне с агрессией захватчиков. В частности, им были
созданы жоктау (плач) и естырту (извещение) о смерти выдающегося
героя казахского народа батыра Канжыгалы Богенбая.
К концу XVIII-началу XIX веков относится
и творчество таких популярных акынов, как Таттикара, Котеш и Тлеуке
Кулекеулы (Шал-акын). Таттикара-жырау своим
личным примером и отвагой воодушевлял казахских воинов к совершению подвигов во
имя Родины. В своих произведениях он призывал воинов к мужеству, верности
отчизне, прославлял подвиги хана Абылая и его прославленных батыров. Акыны-импровизаторы
Котеш (1745-1818) и Шал (Тлеуке
Кулекеулы) (1748-1819) создавали песни о моральных и этических сторонах жизни
современников, а также затрагивали вопросы религиозной жизни кочевников. Их
песни заучивали на всей территории Казахстана. Тлеуке Кулекеулы, прозванный
в народе Шал-акыном, прославился как
акын в возрасте 15 лет. Акын презирал лесть. Для него превыше всего были честь
и достоинство. Он воспевал дружбу, единство и согласие среди своих
соплеменников, не переставая призывать их быть сплоченными, добросердечными и
справедливыми.
Большинство
произведений казахских акынов, жырау XVIII века
передавались из поколения в поколение в устной форме и только лишь в XIX-XX веках стали
записываться и издаваться казахскими и российскими исследователями.
У казахов широкое
распространение получили исторические рассказы. Рассказчиками, как
правило, были мудрые люди – бии и шешены (мастера слова). Они глубоко
почитались в традиционном казахском обществе. Исторические рассказы так же, как
и стихотворные произведения, передавались из поколения в поколение в устной форме.
Каждый род имел своих опытных рассказчиков. На каждом крупном
мероприятии {той, асы) степные ораторы знакомили слушателей с
историческими преданиями. Исторические рассказы сопровождались мудрыми изречениями,
афористическими высказываниями. Они оказывали огромное воспитательное
влияние на молодежь, которая старалась запоминать и заучивать эти рассказы. В
частности, до наших дней сохранились известные рассказы и изречения Казыбек, Толе и Айтеке биев. Основная
тема исторических рассказов XVIII века была связана
с борьбой казахского народа против джунгарского нашествия, войной с волжскими
калмыками. Много исторических рассказов было собрано известным фольклористом и
поэтом Машхур-Жусупом Копейулы.
В каждой
казахской семье вели «шежире», «цэжере», «седжере» – «память». В
кочевых обществах было востребовано знание генеалогии, родословной. Если ходжи
и султаны имели письменную традицию ведения шежире, то у степных кочевников
существовала устная форма передачи этой информации. Шежире у казахов выполняло ряд
специфических функций: во-первых, оно помогало правителям управлять
кочевыми общинами. Во-вторых, шежире выполняло функцию исторической
памяти. Каждый кочевник понимал историческое прошлое своего народа как
развернутую историю своей семьи, рода и племени. Все события как бы вращались
вокруг жизни и деятельности его предков. Сведения о тех или иных предках
сопровождались подробной информацией. Черпая из шежире данные о своих
легендарных предках, казахи воспитывали подрастающую молодежь на их
положительных примерах и передавали ей исторические знания. В-третьих,
шежире выполняло функцию социального регулятора. К примеру, оно регулировало
семейно-брачные отношения, выполняло функции распределения пастбищных угодий,
рассадки гостей во время трапезы, курултаев, порядка построения народного
ополчения и т.д. Постепенно шежире стали записывать. В первую очередь этим
занимались российские дипломаты, ученые, военные и гражданские администраторы
края, а также грамотная часть казахского общества. Впоследствии собирателями
шежире среди казахов были А.Букейханов, М.Ж..Копейулы, Ш. Кудайбердыулы.
Музыка
в духовной жизни казахов XVIII
века
занимала значительное место. Основными формами музыкальных произведений были песни и кюи. Они исполнялись как
в форме сольного пения и игры, так и хорового исполнения. В XVIII веке среди
казахов было известно более 20 музыкальных инструментов. Это домбра, кобыз шертер,
жетыген, сазсырнай,
шанкобыз, дангыра,
аса-таяк, сыбызгы,
дауылпаз и другие. Одним
из знаменитых кобызшы был Тлеп Аспантайулы (1757-1820). В возрасте 13 лет он начал
играть на кобызе. До нас дошли его кюи «Толгау», «Аллам жар», «Баксы» и т.д. Музыкальный дар Тлепа передался его сыну
Байтолесу. Талантливым домбристом и поэтом Байжигитом из рода керей были
созданы такие кюи, как «Актабан шубырынды» («Годы Великого
бедствия»), «Кайын сауган» («Березовый
дар»), «Аншы зары» («Печаль
охотника») и другие. Автором многих кюев был и знаменитый казахский хан Абылай.
Песни
и кюи исполнялись на всех важных праздничных мероприятиях. Для выявления
талантливых поэтов-импровизаторов проводили айтысы. На айтысах акыны
открыто высказывали свою оценку различным явлениям
общественной жизни, высмеивали и критиковали недостойное поведение людей, их
недостатки. Поэтому степняки больше всего заботились о сохранении своей
репутации. Они старались проявлять лучшие человеческие качества:
гостеприимство, щедрость, богобоязненность, уважение к старшим и предкам и т.
д. Казахи вырастали в такой среде, где всегда присутствовало общественное
осуждение и порицание. Победителям песенных турниров вручали ценные призы и
подарки в виде слитков золота, табунов лошадей, отар овец, а также рабов.
Наиболее талантливых из них народ называл cepi,
сал. Они
считались любимцами народа.
Музыка
сопровождала все важные события в жизни людей. Свадебные торжества начинались с
песни «Тойбастар». На свадьбах и молодежных праздниках исполнялись песни
«Жар-жар». При прощании со своими родными и близкими молодые девушки-невестки
исполняли трогательные и грустные песни-прощания. В ауле жениха невесту
встречали песней-назиданием, знакомством с родителями и родственниками жениха –
«Беташар». Во время похорон исполняли особые песни – жоктау (причитания).
Благодаря
деятельности казахских певцов, акынов, музыкантов XVIII
века до нас дошли такие поэмы, как «Қозы Көрпеш-Баян сұлу» «Қыз Жібек», а также кюи, например, «Ақсақ құлан», «Жошыхан», «Қобыланды батыр» и другие.
Учебные
заведения светского характера на территории Казахстана начали
появляться при правлении российской императрицы Екатерины П. Они
готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей и
медиков. Эти школы стали открываться преимущественно в приграничных крепостях.
Так, в 1765 году начальником
сибирских линий генералом Шпрингером были открыты гарнизонные школы в
Омске, Петропавловске и Ямышеве. В первый год здесь обучалось 240 детей военных
и чиновников. Казахи, опасаясь русификации и христианизации, не особенно
стремились отдавать своих детей в эти школы.
В 1786 году в Омске открылась Азиатская
школа. В 1789 году
появилась правительственная школа при Меновом дворе Оренбурга. В этих школах
кроме обычной грамоты и арифметики преподавались татарский, турецкий, арабский
и персидский языки. Позднее стали преподаваться землемерные и топографические
дисциплины. В этих школах в небольшом количестве стали обучаться и казахские
дети.
Таким образом,
можно сделать вывод о том, что казахи сохраняли свою национальную культуру, обряды,
обычаи, традиции и перенимали у русского народа, то чего им
не доставало. В XVIII
веке получила развитие письменная казахская литература, началось исследование и
изучение Казахстана, открывались мусульманские и русские школы, повышался
уровень грамотности и образования у казахов.
Акын –
поэт-импровизатор.
Жырау – поэты-сказители, в поэтической форме
размышлявшие о судьбах народа и страны.
Кюи – инструментальные
пьесы на музыкальных инструментах (домбра, кобыз и т. д.).
Персоналии
Георги
Иоганн Готлиб (1729-1802)
– известный немецкий этнограф, географ, натуралист и путешественник. В составе
оренбургского отряда академической экспедиции 1768-1774 гг. посетил юго-восток
России, Поволжье, Урал, Северный Казахстан, Алтай, Байкал и Забайкалье.
Кирилов Иван
Кириллович (1689-1737)
– начальник Оренбургской экспедиции (с 1734 года).
Ломоносов Михаил
Васильевич (1711-1765)
– крупнейший русский ученый-естествоиспытатель, поэт, художник, филолог и
историк.
Миллер Герард
Фридрих (1705-1783)
– известный историк и исследователь Сибири, автор многочисленных трудов по
географии, истории и этнографии народов Сибири и Казахстана, член
Петербургской Академии наук. Главный труд Г. Миллера ― «История Сибири»
в двух томах.
Рычков Петр
Иванович (1712-1777)
– первый член-корреспондент Российской Академии наук, известный экономист,
географ и историк Оренбургского края.
Скалон
Антон Данилович (1720-1777)
– генерал, служил на сибирских пограничных линиях. Во время службы в
Усть-Каменогорской крепости вместе с капитаном И. Г. Андреевым
составил первый русско-казахский словарь.
Андреев И. Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков (фрагмент)
«Когда
Аблай-султан положил намерение увеличить себя славою и принять ханское
достоинство, то соглашены были от него многих волостей салтаны и старшины и
простого народа множество. Которые, съехавшись, сели все на постланных коврах и
кошмах кругом ряда в три и четыре по старшинству достоинства и знатности
родов, а его, Аблая-салтана, посадили в середину на самой тонкой кошме. После
чего учинили приговор, восхваляли все его храбрости, проворство и защищения, и
приписывали похвалы в одержанных им победах... Учиня сей приговор, что он,
Аблай, достоин быть ханом, встали четыре человека
знатных старшин и, подняв его на сей кошме, посадили себе на головы, и потом
спустили, по которому примеру учинили сие и все собрание. Напоследок, сняв с
него верхнее и богатое платье и изодрав в лоскутки так, что всякий был доволен,
хотя и достались иному одна нитка, с восклицанием достоинства его на ханство...
Потом подали на великих оловянных блюдах бурчонное мелкое мясо, которое он
должен был давать каждому человеку в рот по горсти, а напоследок поднесли по
чаше кумыса, чем сие торжество и кончилось».
ИЗ ЦАРСКОГО УКАЗА
О ПОСТРОЕНИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА
И ЕГО ПРИВИЛЕГИЯХ
7 июня
Объявляем во
всенародное известие... И тако мы в рассуждении о сих новых наших подданных
народах, кои с старыми нашими же подданными башкирами
и калмыкскими ордами в близости живут, и прежде всегда имели друг на друга
нападения, и тем сами себя разоряли; наипаче же отправляющейся полезной
коммерции в Великую Татарию, в Хиву, в Бухарию, в Ташкент, в Балх и в другие
места многие в пути разорения наносили; за потребно изобрели вновь построить
город при устье Орь-реки, впадающей в Яик; дабы через то в покое, как оные орды
в подданстве содержать, так и коммерции безопасную в пользу нашего интереса и
наших подданных иметь и для строения того города особливую нарочную экспедицию
в немалом числе штатских и воинских чинов отправили....
Революционная и трудовая летопись Южно-Уральского края.
Хрестоматия. ― Челябинск, 1980. ― С. 14.
ОБ ОСНОВАНИИ г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
...До какой
степени считали тогда это предприятие опасным, по множеству разбойнических
партий, высылаемых Калмыцкими и Киргиз-кайсацкими ордами, показывает уже один
опыт поднятия вверх по Иртышу до Зайсана и объявление князя Гагарина в
Тобольске, что тем преступникам, кои изъявят согласие на участие в экспедиции,
дана будет свобода и исходатайствовано совершенное помилование. Казак Иван
Калмыков с маленьким отрядом, состоявшим из 100 человек конницы, благополучно в
Городские поселения в Российской Империи.― СПб., 1865. ―Т. IV. ― С. 474.
ОБ ЭКСПЕДИЦИИ БУХГОЛЬЦА
Бухгольц
выступил в поход с 2117 человеками драгун и солдат и 70 мастеровыми.
500 человек
драгун предназначались для оставления гарнизонами в попутных отрогах.
Артиллерии взято
в составе:
пушек медных – 5
пушек новых
6-фунтовых – 2
пушек новых
3-фунтовых – 6
мортир, пудовых –
14
мортир, пудовых
6-фунтовых –
пушек чугунных –
25
Для
того чтобы продвижение Бухгольца в степь не вызывало опасений в калмыках, к
контайше Эрдели Шурухт (он же – Цэван Араптан, т.е. Цэван Рабдан) отправлен
Тарский сотник Василий Борисович Чередов гонцом, с предварением о готовности
губернатора его поддерживать, если он будет способствовать Бухгольцу в розыске
золотых, серебряных и медных руд и запретить своим людям нападать на Бухгольца
при постройке им
городов по р. Иртыш.
Экспедиция
Бухгольца не удалась, потому что она не поддержала калмыков в том убеждении,
которое старался поселить в них Гагарин, т.е., что отряд не будет действовать
враждебно и готов даже помогать контайше, если он не станет препятствовать
постройке городов по Иртышу. Когда с нашей стороны учинилось убийство нескольких
калмыков, то между ними пошел слух о том, что по строении Ямышевской крепости Бухгольц начнет воевать с
людьми контайши.
Андриевич В. К. История Сибири. ― СПб., 1889.
― Ч. 2. ― С. 293.
Использованная литература
1.
Асылбеков
М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней:
в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3
2.
Бекмаханова
Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан,
1992. – 368 с.
3.
Кабульдинов
З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в.
- 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы:
Атамура, 2008. – 304 с.
4.
Кусаинова
М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана и сборник тестов для
поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап»,
2006.
5.
Кузембайулы
А., Абиль А. История Республики
Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.
6.
Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов
общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.