НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА В XVIII ВЕКЕ.

КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Изучение Казахстана российскими учеными

Казахская литература

Исторические рассказы

Шежире

Музыка

Открытие школ

Глоссарий

Документы

 

Изучение Казахстана российскими учеными

В XVIII веке царское правительство России начало активно исследовать историю, этнографию и географию Казахстана. Активизация этих исследований начинается после принятия российского подданства. В XVIII столетии казахи продолжали сохранять уникальную культуру, где видное место занимало творчество поэтов, жырау и биев.

Изучением и исследованием Казахстана занимались как научные учреждения, так и отдельные лица. Многие российские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, генеалогии и этнографии.

Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII веке, связаны с именем М. В. Ломоносова, который был инициатором организации научных экспедиций на территорию края и создания его географических карт. В 1768-1774 годах одну из первых экспедиций в Казахстан возглавил академик, естествоиспыта­тель П. С. Паллас. В работе этой научной экспедиции приняли участие известные ученые, путешественники И. П. Фальк и И. Г. Георги. Маршрут экспедиции проходил через земли Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного Казахстана. Результатом этой работы стал труд П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях, в котором содержатся ценные материалы об истории и этнографии казахского народа.

Исследователь И. Г. Георги организовал и самостоятельную экспедицию по территории Казахстана. В 1796 году он опубликовал свою работу «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». В книге содержатся ценнейшие сведения о быте, культуре, обычаях и обрядах казахов, а также особенностях хозяйственной жизни номадов.

Инициатор киргиз-кайсацкой экспедиции И. К. Кирилов оставил после себя труд «Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах», в котором подробно описал казахские и каракалпакские земли: природные условия, полезные ископаемые и торговые пути. Он доказывал возможность и выгодность установления торгово-экономических связей России с народами Средней Азии и казахами. В. Н. Татищев был основателем исторической науки России, известным географом. Он продолжил начатые предшественниками исследовательские работы в Оренбургском крае. В своих научных трудах ученый описывает историю, быт и культуру нерусских народов края, в том числе и казахов.

Интересные исследования по изучению природных богатств Младшего жуза оставил и член-корреспондент Академии наук России П. И. Рычков. Многочисленными и фундаментальными трудами он по праву заслужил славу «Колумба Оренбургского края», куда и относились тогда земли Младшего жуза. Он подготовил такие труды, как «История Оренбургская» и «Топография или описание Оренбургской губернии». В этих трудах содержится подробная информация о раннем появлении казахов в Волжско-Яицком регионе в период правления хана Хакназара, о процессе вхождения Младшего жуза в состав Российской империи. Автор подробно описывает основание города Оренбурга, укреплений Уральской и Оренбургской пограничной ли­ний, о налаживании торговых контактов со Средней Азией и Казахской степью. Купцам, выезжавшим из Оренбурга в Бухару, он давал заказы на приобретение литературы об истории местных народов даже на арабском языке. Исследователь подробно описывал события, связанные с Пугачевским восстанием. Он был признанным знатоком языка и культуры казахского народа, собрал много образцов казахского фольклора.

В 1759 году вышла работа известного историка и исследователя Сибири Г. Ф. Миллера «История Сибирского царства». В ней он дает описание истории и этнографии народов Сибири и Казахстана.

В конце XVIII века вышел труд русского офицера И. Г. Андреева «Описание Средней орды киргиз-кайсаков» (1795). Автор долгое время служил на сибирских пограничных линиях и хорошо был знаком с жиз­нью и бытом казахского населения. В этой книге он оставил подробные сведения об истории и границах казахов Среднего жуза. Им были даны подробные описания обычаев и обрядов степняков, а также о переходах казахов со скотом в зимнее время на правобережье Иртыша Новоишимской линии. Русским офицером, генерал-майором из Усть-Каменогорской крепости А.Д. Скалоном был составлен первый уникальный русско-казахский словарь. Это был один из первых шагов приобщения местного населения к русской грамоте и изучения русскими казахского языка.

В XVIII веке в Казахстане побывал ряд иностранных исследователей и путешественников. Они преследовали торговые и политические цели. Это были английские, немецкие исследователи. В этот период в регионе побывали англичане капитан морской службы Джон Эльтон (1735), художник Джон Кэстль (1736), торго­вый служащий Реональд Гок (1741-42). Они оставили после себя заметки о хозяйстве, культуре и быте местного населения.

 

Казахская литература

В казахской литературе XVIII века особое место занимает устное народное творчество, сказительство и песенное искусство. Борьба казахов против джунгарских завоевателей, национально-освободительное движение жителей степи против царской колонизации края стали основными темами творчества сказителей и жырау того времени. Особое место в развитии казахской литературы принадлежит таким выдающимся акынам и жырау, как Актамберды Сарыулы, Бухар Калкаманулы, Таттикара, Умбетай Тулеулы и другие.

Одним из выдающихся казахских жырау (сказителей) был Актамберды-жырау Сарыулы (1675-1768). Жырау активно участвовал во многих походах против джунгар и был известен как батыр. В 50-х годах XVIII века он был во главе тех, кто возглавил возвращение казахов на земли, отвоеванные у джунгар. Все творчество Актамберды-жырау было посвящено призыву к героизму, воинской отваге и доблести. Его мавзолей до сих пор возвышается на сопке Журек Жота на территории Восточно-Казахстанской области.

Особой популярностью среди казахов пользовался жырау, бий, прекрасный знаток казахского обычного права и шежире, опытный дипломат и государственный деятель Бухар Калкаманулы (1693-1787). Бухар-жырау создал много назидательных песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости Казахского ханства. Народный трибун был одним из влиятельных биев при хане Абылае. Он был его ближайшим и верным советником, соратником. В своих стихах он воспевал хана Абылая как прогрессивного государственного деятеля:

О, Абылай, богател твой народ,

Ты в богатых местах дал пасти ему скот,

Ты гостей принимал под сенью шатра.

Угощеньем была им мяса гора,

И ко всем твоя милость была щедра.

Бухар-жырау отличался от других современников тем, что всегда говорил правду в лицо. Он также обладал даром провидца. В частности, в своих произведениях предугадал далеко идущие колониальные устремления царского правительства. Основная тема сочинений Бухар-жырау – любовь к родной земле, патриотизм и воспевание героизма казахских батыров. Перед лицом внешней угрозы он призывал народ к единству и сплоченности. Жырау также прославлял героев этой борьбы – батыров Богенбая, Кабанбая, Жаныбека и других.

Одним из современников и близких по духу к Бухар-жырау был Умбетай-жырау Тулеулы (1706-1778) из рода канжыгалы. Он участ­вовал во всех антиджунгарских походах и воспевал подвиги казахских батыров в войне с агрессией захватчиков. В частности, им были соз­даны жоктау (плач) и естырту (извещение) о смерти выдающегося героя казахского народа батыра Канжыгалы Богенбая.

К концу XVIII-началу XIX веков относится и творчество таких популярных акынов, как Таттикара, Котеш и Тлеуке Кулекеулы (Шал-акын). Таттикара-жырау своим личным примером и отвагой воодушевлял казахских воинов к совершению подвигов во имя Родины. В своих произведениях он призывал воинов к мужеству, верности отчизне, прославлял подвиги хана Абылая и его прославленных батыров. Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал (Тлеуке Кулекеулы) (1748-1819) создавали песни о моральных и этических сторонах жизни современников, а также затрагивали вопросы религиозной жизни кочевников. Их песни заучивали на всей территории Казахстана. Тлеуке Кулекеулы, прозванный в народе Шал-акыном, прославился как акын в возрасте 15 лет. Акын презирал лесть. Для него превыше всего были честь и достоинство. Он воспевал дружбу, единство и согласие среди своих соплеменников, не переставая призывать их быть сплоченными, добросердечными и справедливыми.

Большинство произведений казахских акынов, жырау XVIII века передавались из поколения в поколение в устной форме и только лишь в XIX-XX веках стали записываться и издаваться казахскими и российскими исследователями.

 

Исторические рассказы

У казахов широкое распространение получили исторические рассказы. Рассказчиками, как правило, были мудрые люди – бии и шешены (мастера слова). Они глубоко почитались в традиционном казахском обществе. Исторические рассказы так же, как и стихотворные произведения, передавались из поколения в поколение в устной форме. Каждый род имел своих опытных рассказчиков. На каждом крупном мероприятии {той, асы) степные ораторы знакомили слушателей с историческими преданиями. Исторические рассказы сопровождались мудрыми изречениями, афористическими высказываниями. Они оказывали огромное воспитательное влияние на молодежь, которая старалась запоминать и заучивать эти рассказы. В частности, до наших дней сохранились известные рассказы и изречения Казыбек, Толе и Айтеке биев. Основная тема исторических рассказов XVIII века была связана с борьбой казахского народа против джунгарского нашествия, войной с волжскими калмыками. Много исторических рассказов было собрано известным фольклористом и поэтом Машхур-Жусупом Копейулы.

 

Шежире

В каждой казахской семье вели «шежире», «цэжере», «седжере» – «память». В кочевых обществах было востребовано знание генеалогии, родословной. Если ходжи и султаны имели письменную традицию ведения шежире, то у степных кочевников существовала устная форма передачи этой информации. Шежире у казахов выполняло ряд специфических функций: во-первых, оно помогало правителям управлять кочевыми общинами. Во-вторых, шежире выполняло функцию исторической памяти. Каждый кочевник понимал историческое прошлое своего народа как развернутую историю своей семьи, рода и племени. Все события как бы вращались вокруг жизни и деятельности его предков. Сведения о тех или иных предках сопровождались подробной информацией. Черпая из шежире данные о своих легендарных предках, казахи воспитывали подрастающую молодежь на их положительных примерах и передавали ей исторические знания. В-третьих, шежире выполняло функцию социального регулятора. К примеру, оно регулировало семейно-брачные отношения, выполняло функции распределения пастбищных угодий, рассадки гостей во время трапезы, курултаев, порядка построения народного ополчения и т.д. Постепенно шежире стали записывать. В первую очередь этим занимались российские дипломаты, ученые, воен­ные и гражданские администраторы края, а также грамотная часть казахского общества. Впоследствии собирателями шежире среди казахов были А.Букейханов, М.Ж..Копейулы, Ш. Кудайбердыулы.

 

Музыка

Музыка в духовной жизни казахов XVIII века занимала значительное место. Основными формами музыкальных произведений были песни и кюи. Они исполнялись как в форме сольного пения и игры, так и хорового исполнения. В XVIII веке среди казахов было известно более 20 музыкальных инструментов. Это домбра, кобыз шертер, жетыген, сазсырнай, шанкобыз, дангыра, аса-таяк, сыбызгы, дауылпаз и другие. Одним из знаменитых кобызшы был Тлеп Аспантайулы (1757-1820). В возрасте 13 лет он начал играть на кобызе. До нас дошли его кюи «Толгау», «Аллам жар», «Баксы» и т.д. Музыкальный дар Тлепа передался его сыну Байтолесу. Талантливым домбристом и поэтом Байжигитом из рода керей были созданы такие кюи, как «Актабан шубырынды» («Годы Великого бедствия»), «Кайын сауган» («Березовый дар»), «Аншы зары» («Печаль охотника») и другие. Автором многих кюев был и знамени­тый казахский хан Абылай.

Песни и кюи исполнялись на всех важных праздничных мероприятиях. Для выявления талантливых поэтов-импровизаторов проводили айтысы. На айтысах акыны открыто высказывали свою оценку различным явлениям общественной жизни, высмеивали и критиковали недостойное поведение людей, их недостатки. Поэтому степняки боль­ше всего заботились о сохранении своей репутации. Они старались проявлять лучшие человеческие качества: гостеприимство, щедрость, богобоязненность, уважение к старшим и предкам и т. д. Казахи вырастали в такой среде, где всегда присутствовало общественное осуждение и порицание. Победителям песенных турниров вручали ценные призы и подарки в виде слитков золота, табунов лошадей, отар овец, а также рабов. Наиболее талантливых из них народ называл cepi, сал. Они считались любимцами народа.

Музыка сопровождала все важные события в жизни людей. Свадебные торжества начинались с песни «Тойбастар». На свадьбах и молодежных праздниках исполнялись песни «Жар-жар». При прощании со своими родными и близкими молодые девушки-невестки исполняли трогательные и грустные песни-прощания. В ауле жениха невесту встречали песней-назиданием, знакомством с родителями и родственниками жениха – «Беташар». Во время похорон исполняли особые песни – жоктау (причитания).

Благодаря деятельности казахских певцов, акынов, музыкантов XVIII века до нас дошли такие поэмы, как «Қозы Көрпеш-Баян сұлу» «Қыз Жібек», а также кюи, например, «Ақсақ құлан», «Жошыхан», «Қобыланды батыр» и другие.

 

Открытие школ

Учебные заведения светского характера на территории Казахстана начали появляться при правлении российской императрицы Екатерины П. Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков, учителей и медиков. Эти школы стали открываться преимущественно в приграничных крепостях. Так, в 1765 году начальником сибирских линий генералом Шпрингером были открыты гарнизонные школы в Омске, Петропавловске и Ямышеве. В первый год здесь обучалось 240 детей военных и чиновников. Казахи, опасаясь русификации и христианизации, не особенно стремились отдавать своих детей в эти школы.

В 1786 году в Омске открылась Азиатская школа. В 1789 году появилась правительственная школа при Меновом дворе Оренбурга. В этих школах кроме обычной грамоты и арифметики преподавались татарский, турецкий, арабский и персид­ский языки. Позднее стали преподаваться землемерные и топографические дисциплины. В этих школах в небольшом количестве стали обучаться и казахские дети.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что казахи сохраняли свою национальную культуру, обряды, обычаи, традиции и перенимали у русского народа, то чего им не доставало. В XVIII веке получила развитие письменная казахская литература, началось исследование и изучение Казахстана, открывались мусульманские и русские школы, повышался уровень грамотности и образования у казахов.

 

Глоссарий

Акын – поэт-импровизатор.

Жырау поэты-сказители, в поэтической форме размышлявшие о судьбах наро­да и страны.

Кюи – инструментальные пьесы на музыкальных инструментах (домбра, кобыз и т. д.).

Персоналии

Георги Иоганн Готлиб (1729-1802) – известный немецкий этнограф, гео­граф, натуралист и путешественник. В составе оренбургского отряда академической экспедиции 1768-1774 гг. посетил юго-восток России, Поволжье, Урал, Северный Казахстан, Алтай, Байкал и Забайкалье.

Кирилов Иван Кириллович (1689-1737) – начальник Оренбургской экс­педиции (с 1734 года).

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – крупнейший русский уче­ный-естествоиспытатель, поэт, художник, филолог и историк.

Миллер Герард Фридрих (1705-1783) – известный историк и исследова­тель Сибири, автор многочисленных трудов по географии, истории и этногра­фии народов Сибири и Казахстана, член Петербургской Академии наук. Глав­ный труд Г. Миллера ― «История Сибири» в двух томах.

Рычков Петр Иванович (1712-1777) – первый член-корреспондент Рос­сийской Академии наук, известный экономист, географ и историк Оренбург­ского края.

Скалон Антон Данилович (1720-1777) – генерал, служил на сибирских пограничных линиях. Во время службы в Усть-Каменогорской крепости вместе с капитаном И. Г. Андреевым составил первый русско-казахский словарь.

Документы

 

Андреев И. Г. Описание Средней орды киргиз-кайсаков (фрагмент)

«Когда Аблай-султан положил намерение увеличить себя славою и принять ханское достоинство, то соглашены были от него многих волостей салтаны и стар­шины и простого народа множество. Которые, съехавшись, сели все на постланных коврах и кошмах кругом ряда в три и четыре по старшинству достоинства и знат­ности родов, а его, Аблая-салтана, посадили в середину на самой тонкой кошме. После чего учинили приговор, восхваляли все его храбрости, проворство и защищения, и приписывали похвалы в одержанных им победах... Учиня сей приговор, что он, Аблай, достоин быть ханом, встали четыре человека знатных старшин и, подняв его на сей кошме, посадили себе на головы, и потом спустили, по которому примеру учинили сие и все собрание. Напоследок, сняв с него верхнее и богатое платье и изодрав в лоскутки так, что всякий был доволен, хотя и достались иному одна нитка, с восклицанием достоинства его на ханство... Потом подали на великих оловянных блюдах бурчонное мелкое мясо, которое он должен был давать каждому человеку в рот по горсти, а напоследок поднесли по чаше кумыса, чем сие торжест­во и кончилось».

 

ИЗ ЦАРСКОГО УКАЗА О ПОСТРОЕНИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА

И ЕГО ПРИВИЛЕГИЯХ

7 июня 1734 г.

Объявляем во всенародное известие... И тако мы в рассуждении о сих новых наших подданных народах, кои с старыми нашими же подданными башкирами и калмыкскими ордами в близости живут, и прежде всегда имели друг на друга нападения, и тем сами себя разоряли; наипаче же отправляющейся полезной коммерции в Великую Татарию, в Хиву, в Бухарию, в Ташкент, в Балх и в другие места многие в пути разорения наносили; за потребно изобрели вновь построить город при устье Орь-реки, впадающей в Яик; дабы через то в покое, как оные орды в подданстве содержать, так и коммерции безопасную в пользу нашего интереса и наших подданных иметь и для строения того города особливую нарочную экспедицию в немалом числе штатских и воинских чинов отправили....

Революционная и трудовая летопись Южно-Уральского края.

Хрестоматия. ― Челябинск, 1980. ― С. 14.

 

ОБ ОСНОВАНИИ г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА

 

...До какой степени считали тогда это предприятие опасным, по множеству разбойнических партий, высылаемых Калмыцкими и Киргиз-кайсацкими ордами, показывает уже один опыт поднятия вверх по Иртышу до Зайсана и объявление князя Гагарина в Тобольске, что тем преступникам, кои изъявят согласие на участие в экспедиции, дана будет свобода и исходатайствовано совершенное помилование. Казак Иван Калмыков с маленьким отрядом, состоявшим из 100 человек конницы, благополучно в 1717 г. прошел по восточному берегу Иртыша от Ямышевского укрепления до Зайсана (Казыл-ту по туземному названию), построил при истоке реки лодку и в первый раз плавал по озеру. За этим открытием неизвестного до тех пор озера Зайсан в 1719 г. последовало первое плавание экспедиции по озеру: отправлена была флотилия, состоявшая из 20 судов, под командою капитана Урусова и лейтенанта Сомова. Они отважились даже проникнуть на Восток, десять дней поднимались вверх по Иртышу между горными долинами Алтая и первые обозрели эти места.

Городские поселения в Российской Империи.― СПб., 1865. ―Т. IV. ― С. 474.

 

ОБ ЭКСПЕДИЦИИ БУХГОЛЬЦА

 

Бухгольц выступил в поход с 2117 человеками драгун и солдат и 70 мастеровыми.

500 человек драгун предназначались для оставления гарнизонами в попутных отрогах.

Артиллерии взято в составе:

пушек медных – 5

пушек новых 6-фунтовых – 2

пушек новых 3-фунтовых – 6

мортир, пудовых – 14

мортир, пудовых 6-фунтовых –

пушек чугунных – 25

Для того чтобы продвижение Бухгольца в степь не вызывало опасений в калмыках, к контайше Эрдели Шурухт (он же – Цэван Араптан, т.е. Цэван Рабдан) отправлен Тарский сотник Василий Борисович Чередов гонцом, с предварением о готовности губернатора его поддерживать, если он будет способствовать Бухгольцу в розыске золотых, серебряных и медных руд и запретить своим людям нападать на Бухгольца при постройке им городов по р. Иртыш.

Экспедиция Бухгольца не удалась, потому что она не поддержала калмыков в том убеждении, которое старался поселить в них Гагарин, т.е., что отряд не будет действовать враждебно и готов даже помогать контайше, если он не станет препятствовать постройке городов по Иртышу. Когда с нашей стороны учинилось убийство нескольких калмыков, то между ними пошел слух о том, что по строении Ямышевской крепости Бухгольц начнет воевать с людьми контайши.

Андриевич В. К. История Сибири. ― СПб., 1889. ― Ч. 2. ― С. 293.

 

Использованная литература

1.      Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3 

2.      Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.

3.      Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.

4.      Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана  и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.

5.      Кузембайулы А.,  Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.

6.      Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.