БОРЬБА
КАЗАХСКОГО НАРОДА ПРОТИВ ЗАХВАТЧИКОВ
Организация отпора врагу.
Курултай в Каракумах и Ордабасы
Основные сражения
казахского ополчения в период борьбы против джунгар
Организация
отпора врагу. Курултай в Каракумах и Ордабасы.
Наиболее крупное нашествие
джунгар на Казахское ханство началось в
К
Но поражение
Осенью
Значительный вклад в объединение казахского народа внесли влиятельные бии трех жузов – Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз), прозванный Каздаусты Казыбек (красноречивый с непревзойденным голосом), Айтеке би (Младший жуз), помощники и советники хана Тауке. Эти бии были сторонниками создания единого централизованного государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности. Успешные действия объединенных сил трех жузов начали давать результаты.
Основные сражения казахского ополчения в
период борьбы против джунгар.
В 1726 году в юго-восточной части Тургайской степи на берегу реки Буланты, 60-тысячное казахское объединенное войско нанесло поражение джунгарским силам. Это была первая крупная победа казахского народа в длительном, изнурительном противостоянии с джунгарами. Место поражения джунгар сохранилось под названием «Калмак кырылган», «Место гибели калмаков», что отразило значительность поражения джунгар. Эта победа принесла освобождение северо-восточным районам Казахстана, подняла настроение и боевой дух казахских воинов, вдохновила на дальнейшую борьбу.
Выдающимся событием в освободительной войне казахского
народа против джунгарских захватчиков стала Аныракайская битва. Весной
Крупная победа казахского
ополчения над джунгарами.
Впервые правители
трех жузов, отбросив межродовые разногласия, выступили единым фронтом.
Потерпевшие поражение
джунгары отступили вдоль реки Или на восток.
Были освобождены
большая часть Младшего и Среднего жузов.
Была показана значимость
объединения трех жузов.
После Аныракайской битвы произошел раскол между казахскими владетелями. Основная причина – борьба за верховную власть в степи. В связи с внезапной смертью Болат хана основными претендентами на место старшего хана были: от Среднего жуза – Семеке; от Младшего жуза – Абулхаир. Главнокомандующий объединенными силами хан Абулхаир с подчиненными ему отрядами Младшего жуза отступил к границам России. Значительная часть Среднего жуза откочевала на север, часть Старшего жуза в наибольшей степени испытывавшая давление джунгар, оказалась прижатой к Сырдарье и была вынуждена временно покориться джунгарам. В борьбе с джунгарами, казахи оказывали ожесточенное сопротивление, несмотря на численное превосходство завоевателей. Каждый казах защищал свою Родину, землю предков, родных и близких от джунгарских захватчиков. Общенародная борьба, достигнув значительных успехов, вследствие ставших традиционными разногласий, оказалась ослабленной. Усилием народных масс сохранялась территориальная целостность государства, однако угроза джунгар оставалась. В сложившейся ситуации было принято решение – дать правительству России юридическое основание для открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт. Последующие события привели к потере независимости Младшим жузом, а затем другими жузами.
Аманат – заложник. В знак верности, преданности
правители соседних государств брали у казахов аманатов из числа детей
влиятельных семей ханов, султанов, биев и батыров.
Джунгары (ойраты) – западно-монгольские племена (торгоуты, хошоуты, дербеты и джунгары). Соседние
тюркоязычные народы называли их калмыками.
Джут – массовая гибель скота вследствие природно-климатических катаклизмов.
Империя – монархическое государство во главе с императором.
Каракалпаки – тюркский народ, кочевавший на территории южного Приаралья.
Колония – страна, лишенная государственной
самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства.
Курултай – собрание кочевой знати для принятия важных
государственных решений, высший орган власти у тюрко-монгольских
народов.
Хонтайши – титул правителя Джунгарского ханства.
Ламаизм – одно из
направлений буддизма, появившееся в Тибете в VII веке, которое
исповедовали джунгары.
Абулхаир (1680-1748) – государственный деятель, хан Младшего жуза,
сыгравший решающую роль в организации отпора джунгарским завоевателям.
Цэван Рабдан (1663-1727) – джунгарский правитель,
пришедший к власти в 1697 году. С его именем связано массовое вторжение джунгар
на территорию Казахстана.
Толе би. Бухар жырау в стихотворении, описывающем детство Абылай хана,
напоминает хану, как, находясь в трудном положении, он работал у Абилмамбета и
пас верблюдов у Толе би. В поэме «Сабалак» Бухар жырау описывает беседу Толе би
с Абылаем – мальчиком-подпаском
в старом овчинном тулупе, которого Толе назвал за обросшие волосы и
растрёпанный вид Сабалаком. Таким образом, Толе би был одним из первых, кто
приметил будущего хана Абылая. После «Ақтабан шұбырынды» авторитет
Толе би поднялся благодаря его призыву к народу взяться за земледелие, перейти
к оседлости, учиться хорошим примерам у соседних народов. Известно его
выражение: «Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить
умеет».
В 1733 году Толе би
был одним из инициаторов послания к российской императрице Анне Иоанновне о
принятии Старшим жузом российского подданства. Старший жуз вошёл в подданство
России 10 июня 1734 года, но это было только на бумаге, поэтому Толе би в
августе 1749 года написал личное послание о принятии Старшего жуза под
покровительство России и отправил для ведения переговоров с губернатором И. И.
Неплюевым сына Айтпала и батыра Жолдаса. После смерти хана Старшего жуза
Жолбарыса Толе би правил Ташкентом в течение шести лет – c 1743 по 1749 годы. Он скончался в 1756
году в Акбурхан-орде. Похоронен в Ташкенте в мавзолее Карлыгаш бия.
Айтеке би – внук Кокандского хана Акши (1622-1635), родственник Самаркандского
эмира бахадура Жалантоса (1622-1656). Айтеке би с пяти лет обучался грамоте у
аульной муллы. Образование получил в Самаркандском медресе Улугбека, затем в
медресе «Шер-дор», где изучал религию, право, астрономию, географию,
математику. С детства отличался находчивостью и красноречием, чем поражал своих
сородичей. Широко известен случай, когда он смог рассудить спор, предвосхитив
Косуак бия. Мимо мальчика, пасшего ягнят за аулом, проезжали всадники. Юный
Айтеке приветствовал их такими словами: «Разве сыновья казахов чужие
друг-другу? Если вы из Старшего жуза, то будьте моими старшими братьями, если
вы из Среднего жуза, то будьте моими средними братьями, если же вы из Младшего
жуза, то будьте моими младшими братьями». Путников привлекла степенная и
уважительная манера приветствия и они рассказали о цели своей поездки. Как
оказалось, они выехали за куном, который должны были выплатить сородичи Косуак
бия. «Конь человека из этого края, привязанный к аркану, опоясывающему юрту,
лягнул и убил мальчика из нашего рода, игравшего возле юрты», – пояснили они. В ответ Айтеке предположил:
«Если конь ударил мальчика у двери, вы получите полный кун, а если подальше – половину, а если конь стоял за юртой,
получите четверть куна». Как оказалось в последствии, Косуак би рассудил спор
таким же образом. Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием,
популярным судьей – посредником.
В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная
философичность его речей и решений.
Казыбек-би.
Термин
"би" происходит, по-видимому, от древнего тюркского слова
"билиг", имевшего два значения "править" и
"знать". Мастеров по части рассказа, поучения и решения вопросов на
основе прецедента ценили чрезвычайно высоко. Об этом свидетельствует деятельность
Казыбек-би, красноречие, остроумие, умение дать отпор, словить на слове было
существенной частью международной политики и дипломатии, часто не уступающим по
значимости единоборству батыров, которым подчас определялся характер и
результат сражения. Би – человек умеющий глубоко проникать в проблемы,
оценивать и распутывать узлы, благодаря этому влияющий на ход дел не в меньшей
мере, чем ханы и законные правители. Недаром, когда в
О роли Казыбек-бия в
судьбах казахского народа можно сказать следующее: он один из инициаторов
образования и укрепления единого централизованного казахского государства,
отстаивания его суверенитета и территориальной целостности. Казыбек-би вместе и
наряду с Толе-бием и Айтеке-бием вошел в историю как инициатор объединения трех
жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хана и названных
"Жетi жаргы" (Семь
устоев). В нем нашли конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным
с землей, имущественными отношениями, семьей, определением наказаний за
преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением
вдов. Казбек лично участвовал в переговорах с Галдан Цереном, отстаивая
интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из поездок к калмыцкому
правительству была связана со стремлением вызволить из плена Абылая. Известно,
что Абылай попал в плен после нападения калмыков в
Использованная
литература
1.
Асылбеков
М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней:
в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3
2.
Бекмаханова
Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан,
1992. – 368 с.
3.
Кабульдинов
З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в.
- 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы:
Атамура, 2008. – 304 с.
4.
Кусаинова
М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана и сборник тестов для поступающих в вуз. –
Алматы: «Шын-Кiтап»,
2006.
5.
Кузембайулы
А., Абиль А. История Республики
Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.
6.
Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов
общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.