БОРЬБА КАЗАХСКОГО НАРОДА ПРОТИВ ЗАХВАТЧИКОВ

 

Организация отпора врагу. Курултай в Каракумах и Ордабасы

Основные сражения казахского ополчения в период борьбы против джунгар

Глоссарий

Персоналии

 

Организация отпора врагу. Курултай в Каракумах и Ордабасы.

На­ибо­лее круп­ное на­шест­вие джун­гар на Ка­захс­кое ханс­тво на­чалось в 1710 г. Эта уг­ро­за спо­собс­тво­вала то­му, что осенью 1710 г. в районе Ка­раку­мов был соз­ван ку­рул­тай предс­та­вите­лей ка­захс­ких жу­зов. На не­го съеха­лись сул­та­ны, бии, ро­доп­ра­вите­ли, ба­тыры всех трех жу­зов. Ос­новным воп­ро­сом на ку­рул­тае был воп­рос о соз­да­нии еди­ного ополчения про­тив джун­гар. Та­уке хан стре­мил­ся ук­ре­пить цент­ра­лиза­цию влас­ти пу­тем ог­ра­ниче­ния пол­но­мочий сул­та­нов и уп­равле­ния жу­зами че­рез би­ев. Сто­рон­ни­ками объеди­нения опол­че­ний ро­дов и жу­зов в еди­ный ан­тиджун­гарс­кий фронт бы­ли ба­тыры Бо­ген­бай, Жа­ныбек и Есет. На ку­рул­тае бы­ло ре­шено соз­дать об­ще­казахс­кое опол­че­ние во гла­ве с Бо­ген­бай ба­тыром. В 1711 г. во­ен­ные си­лы трех жу­зов да­ли от­пор джун­га­рам, отс­ту­пив­шим к Вос­то­ку, а в 1712 г. ка­захс­кие от­ря­ды вторг­лись в пре­делы Джун­га­рии. От­ветный по­ход джун­гар в 1713 г. за­кон­чи­лся про­валом, но ус­пех не был зак­реплен и, вос­поль­зо­вав­шись раз­ногла­си­ем, в 1714 г. джун­га­ры пов­то­рили вне­зап­ное втор­же­ние. Стра­на ока­залась в слож­ном по­ложе­нии и 1718 г. в районе р. Аягуз казахс­кое опол­че­ние во гла­ве с Ка­бан­ба­ем не смог­ло поп­ра­вить его.

К 1723 г. си­ту­ация в ка­захс­ко-джун­гарс­ких от­но­шени­ях рез­ко из­ме­нилась к худшему. Пос­ле смер­ти ки­тай­ско­го им­пе­рато­ра Кан­си был заклю­чен джун­гарс­ко-китайский до­говор. Джун­га­ры обе­зопа­сили се­бя с вос­то­ка и, вос­поль­зо­вав­шись раздробленностью ка­захов, дви­нулись на них всей сво­ей мощью. Аг­рессия Джун­гарс­ко­го ханс­тва, в ис­то­рии Ка­захс­та­на «Го­ды ве­лико­го бедс­твия», при­нес­ла го­лод и раз­ру­ху. «Ақта­бан шұбы­рын­ды, Алқакөл сұла­ма», что оз­на­ча­ет сог­ласно трак­товке Ша­кари­ма Кудай­бер­дыулы, «бре­ли, по­ка не за­боле­ли по­дош­вы, упав без сил, ле­жали вок­руг озе­ра», тог­да же, как он пи­сал, «ро­дилась са­мая ста­рин­ная ка­захс­кая пес­ня-плач жок­тау „Елимай“ (О, на­род мой!“)» как сим­вол на­род­ной скор­би ка­захов об этой тра­гедии. Казахи вы­нуж­де­ны бы­ли от­ко­чевать к Ход­женту, Са­мар­канду, в пре­делы Хивы и Бухары. Они отс­ту­пали, бро­сая скот, иму­щест­во, ки­бит­ки. Джун­га­ры зах­ва­тили и разг­ра­били Ташкент, Тур­кестан, по­гиб­ло две тре­ти все­го народа.

Но по­раже­ние 1723 г. не сло­мило ка­захс­кий на­род, ста­ло на­рас­тать соп­ро­тив­ле­ние аг­рессо­ру. Сре­ди пол­ко­вод­цев вы­делил­ся хан Абул­ха­ир (1694-1748). Уже в 1724 г. под его ру­ководс­твом ка­захи одер­жа­ли пер­вые по­беды. В 1725 г. джун­га­ры бы­ли изг­на­ны из От­ра­ра, Шым­кента, Тур­кеста­на, Сай­ра­ма.

Осенью 1726 г. в мест­нос­ти Ор­да­басы состоял­ся Все­казахс­кий ку­рул­тай ха­нов, сул­та­нов, би­ев, ба­тыров трех жу­зов, на котором предводите­лем все­казахс­ко­го ополчения был изб­ран хан Абул­ха­ир. Важ­ную роль в организа­ции соп­ро­тив­ле­ния иг­ра­ли ба­тыры Кабан­бай, Жа­нибек, На­урыз­бай, Бо­ген­бай, Есет, Ма­лай­са­ры и др.

Зна­читель­ный вклад в объеди­нение ка­захс­ко­го на­рода внес­ли влиятель­ные бии трех жу­зов То­ле би (Стар­ший жу­з), Ка­зыбек би (Сред­ний жу­з), проз­ванный Каздаус­ты Казыбек (крас­но­речи­вый с непревзой­ден­ным го­лосом), Айте­ке би (Млад­ший жуз), помощ­ники и со­вет­ники ха­на Та­уке. Эти бии бы­ли сторонни­ками соз­да­ния единого центра­лизо­ван­но­го го­сударс­тва, отс­та­ива­ния его суверените­та и тер­ри­тори­аль­ной целостнос­ти. Ус­пешные дей­ствия объеди­нен­ных сил трех жу­зов на­чали да­вать результаты.

Основные сражения казахского ополчения в период борьбы против джунгар.

В 1726 го­ду в юго-вос­точной час­ти Тур­гай­ской сте­пи на бе­регу ре­ки Бу­лан­ты, 60-ты­сяч­ное ка­захс­кое объеди­нен­ное вой­ско на­нес­ло поражение джун­гарс­ким си­лам. Это была пер­вая круп­ная по­беда ка­захс­ко­го на­рода в дли­тель­ном, из­ну­ритель­ном противостоянии с джунгарами. Мес­то по­раже­ния джун­гар сох­ра­нилось под наз­ва­ни­ем «Кал­мак кырыл­ган», «Мес­то ги­бели кал­ма­ков», что от­ра­зило значительность поражения джун­гар. Эта по­беда при­нес­ла ос­во­бож­де­ние се­веро-вос­точным районам Казахс­та­на, под­ня­ла настро­ение и боевой дух ка­захс­ких во­инов, вдох­но­вила на дальнейшую борь­бу.

Вы­да­ющим­ся со­быти­ем в ос­во­боди­тель­ной вой­не ка­захс­ко­го на­рода про­тив джунгарс­ких зах­ватчи­ков ста­ла Аны­ракай­ская бит­ва. Вес­ной 1729 г. в мест­нос­ти Аныракай (мес­то сто­нов и ры­даний вра­га), на юге озе­ра Бал­хаш в кро­воп­ро­лит­ном сражении ка­захс­кое опол­че­ние разгро­мило джун­гарс­кое вой­ско. Сра­жени­ем ру­ково­дил хан Абул­ха­ир. Бит­ва на­чалась с по­един­ка ба­тыров, в ко­тором по­бедив­ший Абы­лай с криком «Враг сра­жен!» ув­лек за со­бой ка­захс­ких во­инов. Джун­га­ры дрог­ну­ли, по­бежа­ли и бы­ли рас­се­яны ка­заха­ми. В Аны­ракай­ской бит­ве, те­атр во­ен­ных дей­ствий ко­торой занимал око­ло 200 ки­ломет­ров, ка­захи одер­жа­ли по­беду, но зак­ре­пить ус­пех по­меша­ли раз­ногла­сия сре­ди пра­вящей вер­хушки. Ис­то­ричес­кое зна­чение Аны­ракай­ской бит­вы было ве­лико:

Круп­ная по­беда ка­захс­ко­го опол­че­ния над джун­га­рами.

Впер­вые пра­вите­ли трех жу­зов, отб­ро­сив меж­ро­довые раз­ногла­сия, выс­ту­пили еди­ным фрон­том.

По­тер­певшие по­раже­ние джун­га­ры отс­ту­пили вдоль ре­ки Или на вос­ток.

Были ос­во­бож­де­ны боль­шая часть Млад­ше­го и Сред­не­го жу­зов.

Была по­каза­на зна­чимость объеди­нения трех жу­зов.

Пос­ле Аны­ракай­ской бит­вы про­изо­шел рас­кол меж­ду ка­захс­ки­ми вла­дете­лями. Основная при­чина борь­ба за вер­ховную власть в сте­пи. В свя­зи с вне­зап­ной смертью Болат ха­на ос­новны­ми пре­тен­дента­ми на мес­то стар­ше­го ха­на бы­ли: от Сред­не­го жу­за Се­меке; от Млад­ше­го жу­за Абул­ха­ир. Глав­но­коман­ду­ющий объеди­нен­ны­ми си­лами хан Абул­ха­ир с под­чи­нен­ны­ми ему от­ря­дами Млад­ше­го жу­за отс­ту­пил к гра­ницам Рос­сии. Зна­читель­ная часть Сред­не­го жу­за от­ко­чева­ла на се­вер, часть Стар­ше­го жу­за в наибольшей сте­пени ис­пы­тывав­шая давление джун­гар, ока­залась при­жатой к Сыр­дарье и бы­ла вы­нуж­де­на вре­мен­но по­корить­ся джун­га­рам. В борьбе с джунгарами, казахи оказывали ожесточенное сопротивление, несмотря на численное превосходство завоевателей. Каждый казах защищал свою Родину, землю предков, родных и близких от джунгарских захватчиков. Об­ще­народ­ная борь­ба, дос­тигнув зна­читель­ных ус­пе­хов, вследс­твие став­ших тра­дици­он­ны­ми раз­ногла­сий, ока­залась ос­лаблен­ной. Уси­ли­ем народных масс сох­ра­нялась тер­ри­тори­аль­ная це­лост­ность го­сударс­тва, одна­ко уг­ро­за джун­гар ос­та­валась. В сло­жив­шей­ся си­ту­ации бы­ло при­нято ре­шение дать правительству Рос­сии юри­дичес­кое ос­но­вание для отк­ры­того вме­шатель­ства в джунга­ро-ка­захс­кий конф­ликт. Пос­ле­ду­ющие со­бытия при­вели к по­тере не­зави­симос­ти Млад­шим жу­зом, а за­тем дру­гими жу­зами.

 

Глоссарий

Аманат – заложник. В знак верности, преданности правители соседних госу­дарств брали у казахов аманатов из числа детей влиятельных семей ханов, султанов, биев и батыров.

Джунгары (ойраты) – западно-монгольские племена (торгоуты, хошоуты, дербеты и джунгары). Соседние тюркоязычные народы называли их калмыками.

Джут – массовая гибель скота вследствие природно-климатических катаклизмов.

Империя монархическое государство во главе с императором.

Каракалпаки тюркский народ, кочевавший на территории южного Приаралья.

Колония страна, лишенная государственной самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства.

Курултай собрание кочевой знати для принятия важных государственных ре­шений, высший орган власти у тюрко-монгольских народов.

Хонтайши – титул правителя Джунгарского ханства.

Ламаизм одно из направлений буддизма, появившееся в Тибете в VII веке, которое исповедовали джунгары.

 

Персоналии

Абулхаир (1680-1748) государственный деятель, хан Младшего жуза, сыгравший решающую роль в организации отпора джунгарским завоевателям.

 

Цэван Рабдан (1663-1727) – джунгарский правитель, пришедший к власти в 1697 году. С его именем связано массовое вторжение джунгар на территорию Казахстана.

 

Толе би. Бухар жырау в стихотворении, описывающем детство Абылай хана, напоминает хану, как, находясь в трудном положении, он работал у Абилмамбета и пас верблюдов у Толе би. В поэме «Сабалак» Бухар жырау описывает беседу Толе би с Абылаем мальчиком-подпаском в старом овчинном тулупе, которого Толе назвал за обросшие волосы и растрёпанный вид Сабалаком. Таким образом, Толе би был одним из первых, кто приметил будущего хана Абылая. После «Ақтабан шұбырынды» авторитет Толе би поднялся благодаря его призыву к народу взяться за земледелие, перейти к оседлости, учиться хорошим примерам у соседних народов. Известно его выражение: «Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить умеет».

В 1733 году Толе би был одним из инициаторов послания к российской императрице Анне Иоанновне о принятии Старшим жузом российского подданства. Старший жуз вошёл в подданство России 10 июня 1734 года, но это было только на бумаге, поэтому Толе би в августе 1749 года написал личное послание о принятии Старшего жуза под покровительство России и отправил для ведения переговоров с губернатором И. И. Неплюевым сына Айтпала и батыра Жолдаса. После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса Толе би правил Ташкентом в течение шести лет c 1743 по 1749 годы. Он скончался в 1756 году в Акбурхан-орде. Похоронен в Ташкенте в мавзолее Карлыгаш бия.

 

Айтеке би – внук Кокандского хана Акши (1622-1635), родственник Самаркандского эмира бахадура Жалантоса (1622-1656). Айтеке би с пяти лет обучался грамоте у аульной муллы. Образование получил в Самаркандском медресе Улугбека, затем в медресе «Шер-дор», где изучал религию, право, астрономию, географию, математику. С детства отличался находчивостью и красноречием, чем поражал своих сородичей. Широко известен случай, когда он смог рассудить спор, предвосхитив Косуак бия. Мимо мальчика, пасшего ягнят за аулом, проезжали всадники. Юный Айтеке приветствовал их такими словами: «Разве сыновья казахов чужие друг-другу? Если вы из Старшего жуза, то будьте моими старшими братьями, если вы из Среднего жуза, то будьте моими средними братьями, если же вы из Младшего жуза, то будьте моими младшими братьями». Путников привлекла степенная и уважительная манера приветствия и они рассказали о цели своей поездки. Как оказалось, они выехали за куном, который должны были выплатить сородичи Косуак бия. «Конь человека из этого края, привязанный к аркану, опоясывающему юрту, лягнул и убил мальчика из нашего рода, игравшего возле юрты», пояснили они. В ответ Айтеке предположил: «Если конь ударил мальчика у двери, вы получите полный кун, а если подальше половину, а если конь стоял за юртой, получите четверть куна». Как оказалось в последствии, Косуак би рассудил спор таким же образом. Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием, популярным судьей посредником. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная философичность его речей и решений.

 

Казыбек-би.

Термин "би" происходит, по-видимому, от древнего тюркского слова "билиг", имевшего два значения "править" и "знать". Мастеров по части рассказа, поучения и решения вопросов на основе прецедента ценили чрезвычайно высоко. Об этом свидетельствует деятельность Казыбек-би, красноречие, остроумие, умение дать отпор, словить на слове было существенной частью международной политики и дипломатии, часто не уступающим по значимости единоборству батыров, которым подчас определялся характер и результат сражения. Би – человек умеющий глубоко проникать в проблемы, оценивать и распутывать узлы, благодаря этому влияющий на ход дел не в меньшей мере, чем ханы и законные правители. Недаром, когда в 1680 г. Тауке был провозглашен всеказахским ханом, то в "Шести Алашах" (три жуза казахов, ногай, башкурты и узбеки, затем к трем жузам казахов присоединились киргизы и получили название шесть Алашов) главами были признаны би: в Большом жузе Толе-би, в Среднем - Казыбек-би, в младшем – Айтеке-би, и один из киргизских биев в киргизском улусе.

О роли Казыбек-бия в судьбах казахского народа можно сказать следующее: он один из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности. Казыбек-би вместе и наряду с Толе-бием и Айтеке-бием вошел в историю как инициатор объединения трех жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хана и названных "Жетi жаргы" (Семь устоев). В нем нашли конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным с землей, имущественными отношениями, семьей, определением наказаний за преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением вдов. Казбек лично участвовал в переговорах с Галдан Цереном, отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из поездок к калмыцкому правительству была связана со стремлением вызволить из плена Абылая. Известно, что Абылай попал в плен после нападения калмыков в 1741 г. на Средний жуз и два года провел в зиндане (тюрьме). Возможно, что его выдали родичи в ответ на требования Галдан Церена, сына которого Шарыша Абылай убил в единоборстве. Видя в Абылае большую будущность, ценя его характер, крепость характера, преданность идее единства казахского народа, Казбек-би проявил большую настойчивость и добился возвращения Абылая на родину, где Абылай сразу же возглавил ханство в Сары-Арке, не будучи формально ханом. Неустанно на всем протяжении жизни он призывал к единству народа, к единомыслию, стремясь погасить раздоры между родами и между ханами в борьбе за власть, а также найти достойный путь сохранения цивилизованных отношений с соседними народами.

 

Использованная литература

 

1.      Асылбеков М. Х., Алдажуманов К. С. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в пяти томах. – Алматы: Атамура, 2010, т. 3 

2.      Бекмаханова Н. Е. Хрестоматия по истории Казахстана: для 8-9 класса – Алма-Ата: Рауан, 1992. – 368 с.

3.      Кабульдинов З. Е., Кайыпбаева А. Т. История Казахстана (XVIII в. - 1914 г.): Учебник для 8 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2008. – 304 с.

4.      Кусаинова М. А. Учебно-методическое пособие по истории Казахстана  и сборник тестов для поступающих в вуз. – Алматы: «Шын-Кiтап», 2006.

5.      Кузембайулы А.,  Абиль А. История Республики Казахстан. Учебное пособие –, Астана: Фолиант, 2002.

6.      Касымбаев Ж.К. История Казахстана: учебник для 8 классов общеобразовательных школ. - Алматы: «Мектеп», 2004.