«Глобальная нестабильность середины 2010-х годов обладала серьезной разрушительной силой
и впрямую угрожала безопасности страны, для которой надежная защита от внешних
воздействий стала жизненной необходимостью. Я много размышлял в поисках ключей для
решения актуальных проблем, стоявших перед нашим государством, и оптимальной модели
модернизации системы государственного управления. 11 марта 2015 года, незадолго до
президентских выборов, состоялось мое выступление на XVI съезде партии «Нұр Отан» с
программой, состоящей из Пяти институциональных реформ»
1
Первая реформа касалась формирования профессионального и автономного
государственного аппарата
2
Вторая реформа была нацелена на обеспечение верховенства закона и
открытости судебной системы, которые гарантировали право собственности и
свободу предпринимательства
3
Целью третьей реформы были индустриализация и экономический рост,
основанные на диверсификации
4
Четвертая реформа была названа «Нация Единого Будущего». Она
предусматривала дальнейшее укрепление казахстанской идентичности
5
Пятая реформа решала задачи государственного строительства,
предусматривая такие «ограничители» для сильного государства, как
транспарентность и подотчетность обществу
«Каждая из Пяти институциональных реформ мобилизовала нашу страну на большую работу, а
вместе они создавали условия для укрепления казахстанской государственности и вхождения
в тридцатку развитых стран мира.
В середине 2010-х годов успех масштабных реформ гарантировала только твердая
политическая воля. Как показывала мировая практика, для становления сильного государства
и либерального общества было необходимо 40–50 лет стабильного движения страны вперед, и
именно таким путем последовательно движется Казахстан»
ЧАСТЬ IV.2 КОНСОЛИДИРОВАТЬ УСИЛИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РЕФОРМ
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В НОВОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
В 2015 году многие страны подверглись серьезным испытаниям, и Казахстан не стал
исключением
Цены на нефть
продолжали снижаться, опустившись ниже отметки в 40 долларов за баррель. В связи с
этим экспортные поступления в бюджет резко сократились. Геополитическая
напряженность нарастала и стала нести в себе серьезные угрозы и риски.
«В 2016 году нашу страну ждали президентские и парламентские выборы, однако такая
двойная политическая нагрузка была, по нашему мнению, нецелесообразной. Гораздо разумнее
было синхронизировать экономический и политический циклы, учитывая, что в 2015 году
начиналась вторая пятилетка индустриализации»
На выборах, состоявшихся 26 апреля 2015 года, Нурсултану Назарбаеву оказали
поддержку 97,7 процента избирателей, принявших участие в голосовании
Этот выданный народом кредит доверия я рассматриваю как дополнительную
ответственность, возложенную на меня согражданами
Совет Ассамблеи народа Казахстана выступил 14 февраля 2015 года с предложением провести
досрочные президентские выборы
16 февраля инициативу АНК поддержала партия «Нұр Отан»
Конституционный совет в своем постановлении подтвердил, что препятствий для досрочных
президентских выборов не существует
«31 марта 2015 года была опубликована моя предвыборная
программа «Современное государство для всех. Пять институциональных реформ». В наш
избирательный штаб вошли представители пяти политических партий, доверенными лицами
стали общественные и политические деятели, представители культуры и искусства, известные
спортсмены. Яркой особенностью предвыборной кампании 2015 года было активное
использование социальных сетей», - Нурсултан Назарбаев.
ЧАСТЬ IV.2 КОНСОЛИДИРОВАТЬ УСИЛИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РЕФОРМ
ПЛАН НАЦИИ: «100 ШАГОВ» К ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛИ
Весь 2015 год, начиная с апрельских выборов, прошел под знаком Пяти
институциональных реформ, конкретизированных в Плане нации «100 конкретных
шагов»
Этот документ позволил настроить всю
государственную машину, общественные институты и всех казахстанцев на системное
продвижение к целям, которые были обозначены в Стратегии-2050. Это был действительно
генеральный план для всей нации, сплоченной новыми задачами.
Официально План нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ»
был опубликован 20 мая 2015 года
Утверждение
Плана нации означало, что Казахстан проводит реформы в соответствии со стандартами
Организации экономического сотрудничества и развития. Это была серьезная заявка на
вступление в ОЭСР. Наибольшее впечатление на зарубежных политиков и экспертов
произвела конкретика «100 шагов»
«Мой замысел глубокой модернизации Казахстана получил широкую общественную поддержку и
стимулировал экономическую и гражданскую активность. Для каждой из Пяти реформ были
разработаны «дорожные карты» действий, которые последовательно воплощались в жизнь. В
Послании 2015 года «100 конкретных шагов» были сопоставлены мной по масштабу с теми с
преобразованиями, которые наша страна проводила в 1990-е годы.
Уже к концу года были заметны первые результаты Пяти реформ»
С 1 января 2016 года вступили в силу 59 законов, которые создали принципиально новую
правовую среду в стране
В рамках первой реформы – формирование
современного государственного аппарата – в октябре 2015 года был принят новый Закон «О
государственной службе»
В ходе осуществления второй реформы –
верховенство закона, правопорядок и законность – была усовершенствована система
правосудия
В рамках третьей реформы –
индустриализация и экономический рост – были созданы новые условия для устранения
бюрократических издержек в экономике и началась реализация Комплексного плана
приватизации на 2016–2020 годы
В соответствии с четвертой реформой –
идентичность и единство – продолжалась работа по укреплению гражданского самосознания
В рамках пятой реформы – формирование
транспарентного и подотчетного государства – была создана Государственная корпорация
«Правительство для граждан», начала внедряться новая система оценки деятельности
государственных органов, принят Закон «Об общественных советах»
ЧАСТЬ IV.2 КОНСОЛИДИРОВАТЬ УСИЛИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РЕФОРМ
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 2016 ГОДА. ПАРЛАМЕНТ РЕФОРМ
На новом этапе развития государственности Парламент должен был обеспечить безупречную правовую базу модернизации, оперативно решать насущные задачи антикризисной экономической политики и своевременно принимать стратегические законы, которые определят путь институционального развития на годы вперед
Ждать до конца 2016 года, когда истекал срок депутатских полномочий, было нецелесообразно: интересы дела требовали провести выборы в Парламент без потери драгоценного времени, и разумнее всего было совместить их с выборами в маслихаты
Новые выборы в Мажилис были назначены на 20 марта 2016 года
Высокий
общественный авторитет партии «Нұр Отан» с большой долей вероятности позволял
предсказать ее уверенную победу, и 82,2 процента голосов избирателей подтвердили
правильность этого прогноза. Выборы в маслихаты завершились с аналогичным
результатом.
Парламентские выборы 2016 года продемонстрировали реальную силу народного единства и
приверженность казахстанцев демократическим идеалам.
ЧАСТЬ IV.2 КОНСОЛИДИРОВАТЬ УСИЛИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РЕФОРМ
«Выступая на сессии, я отметил, что с января 2016 года Казахстан живет в новой правовой
и институциональной среде, сформированной 59 законами и более 400 подзаконными актами.
То, что вчера было только планами, сегодня стало реальностью – таков был мой посыл
народным избранникам.
Реформа государственного аппарата привела его в соответствие с новой реальностью и
подготовила к решению актуальных задач»
«Реализация каждой из Пяти реформ находится
под моим личным контролем. 25 августа 2017 года прошло совещание по вопросам деятельности
Национальной комиссии по модернизации, где мной были расставлены акценты на наиболее важных
аспектах Плана нации и поставлены конкретные задачи перед всеми ветвями власти», - Нурсултан
Назарбаев.