Государственная граница: решение сложнейшей задачи
Первоначально МИД Республики Казахстан планировал завершить сложнейшую работу по
делимитации государственной границы не ранее 2007–2008 годов
Однако
благодаря нашим в буквальном смысле титаническим усилиям эта громадная многолетняя
работа была завершена уже к 2005 году
Казахстан – единственное государство в Центрально-Азиатском регионе, которое полностью разрешило вопрос делимитации и демаркации
Государственная граница Республики Казахстан, установленная в 2000-е годы, абсолютно
корректна
Таким образом
Казахстан завершил юридическое оформление своей государственной границы по всему
периметру. Впервые в истории наши государственные рубежи получили
международно-правовое оформление и стали действенным инструментом обеспечения мира и
стабильности в регионе.
С этого момента суверенитет Казахстана имел юридически оформленные более 14 тысяч километров сухопутной части государственной границы, из них: с Россией – 7 591 километр; с Узбекистаном – около 2 351 километра; с Китаем – 1 783 километра; с Кыргызстаном – 1 242 километра; с Туркменистаном – 426 километров.
При делимитации казахстанско-кыргызской и казахстанско-туркменской границ стороны мы опирались на
линию административно-территориального разделения, которая была ранее согласована с Киргизской ССР и
Туркменской ССР. В 2001 году – 5 июля и 15 декабря в Астане
были подписаны соответственно Договор между Республикой Казахстан и Республикой Туркменистан о
казахстанско-туркменской государственной границе и Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской
Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе.
Процесс делимитации казахстанско-узбекской границы проходил в 2000–2002 годах.
Он завершился двумя договорами. 16 ноября 2001 года в Астане
был заключен Договор между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской
государственной границе, который определил прохождение 96 процентов пограничной линии. После
тщательного урегулирования спорных вопросов 9 сентября 2002 года был подписан Договор об отдельных
участках межгосударственной границы.
Наиболее протяженная граница у Казахстана с Россией – 7 591 километр. Эта самая длинная сплошная
сухопутная граница в мире.
Первый раунд казахстанско-российских переговоров начался в августе 1999 года.
Сразу выяснилось, что административная граница между Казахской ССР и РСФСР была оформлена менее
четко, нежели граница с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном.
В этой экстраординарной ситуации исключительную роль сыграл высокий уровень доверия, который был
установлен с новым руководством России. Уже в июне 2000 года в первой совместной декларации главы
государств высказались за наращивание темпов двустороннего делимитационного процесса. Учитывая
значимость границы для государств, мы проявили решимость урегулировать вопрос, не допуская
осложнений. Переговоры между Казахстаном и Россией продолжались до конца 2004 года. Чтобы прочертить линию границы,
пришлось провести более 50 раундов переговоров.
«В Москве 18 января 2005 года я совместно с В. В. Путиным подписал Договор между
Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О казахстанско-российской государственной
границе», который вступил в силу 12 января 2006 года. Таким образом, Казахстан завершил
юридическое оформление сухопутной части границы по всему ее периметру. Началась
демаркация на местности. Чтобы лучше понять значимость наших усилий по установлению
государственной границы, следует вспомнить, что дале ко не все новые независимые
государства смогли это сделать, не все они имеют взаимоутвержденные государственные
границы»
«Еще одним успехом казахстанской дипломатии я считаю успешный ход пятисторонних
переговоров по определению правового статуса Каспийского моря, которое имеет
исключительное стратегическое, экономическое и военно-политическое значение для всех
прикаспийских стран – Казахстана, России, Азербайджана, Туркменистана и Ирана»
На Каспии располагаются богатейшие запасы
углеводородного сырья. Предметом переговоров между Казахстаном и Россией в 1990-х годах
прежд е всего стали районы месторождений Тенгиз и Кашаган в северо-восточной части Каспия. В
результате основная часть, примерно две трети, Прикаспийской нефтегазоносной провинции стала
принадлежать нашей стране.
Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского
моря было подписано 29 ноября 2001 года (вступил в силу в
июле 2003 года). Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года было
заключено Соглашение о точке стыка сопредельных участков дна Каспийского моря (вступило в силу 7
января 2004 года).
4 ноября 2003 года в Тегеране (Иран) представителями пяти
прикаспийских стран подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, включая
использование биологических ресурсов, которая вступила в силу в августе 2006 года.
«В 2006 году я выдвинул идею Пакта стабильности на Каспии, который смог бы охватить
новые вызовы в регионе. В проекте отмечалось: «Каспийское море должно использоваться
исключительно в мирных целях».
Именно эта точка зрения стала для прикаспийских стран взаимоприемлемой»
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
Миротворческая миссия: роль Казахстана в ООН
Сотрудничество с ООН является одним из приоритетных направлений внешней политики нашей
страны. Став 168-м государством – членом ООН, Казахстан принимает активное участие в работе
организации.
В 2000-е годы, как и прежде, Казахстан активно участвовал во всех главных мероприятиях ООН – в Саммите тысячелетия (2000 год), где были приняты декларация и Цели развития тысячелетия, в саммите 2005
года, по итогам которого были утверждены основные направления реформы ООН, в других крупных конференциях.
Важной вехой в развитии сотрудничества стал
официальный визит в Казахстан Генерального секретаря ООН Кофи Аннана в октябре 2002 года. Миссия руководителя ООН в Астану
закрепила результаты десятилетнего сотрудничества между Казахстаном и ООН, а также
обозначила новые перспективы его дальнейшего развития. Являясь членом ООН, Казахстан принял
на себя ряд обязательств в области борьбы с терроризмом и наладил тесное сотрудничество с
Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН. В сентябре 2007 года
состоялась встреча с новым Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном.
В мае 2003 года Совбез ООН принял резолюцию о помощи иракскому народу в восстановлении
страны
Миротворческая миссия Казахстана началась в августе 2003 года
В течение пяти лет казахстанские офицеры и солдаты занимались разминированием территории Ирака, обучением саперному делу местных курсантов, оказывали медицинскую помощь населению
Принципиальная позиция, последовательные и реалистичные шаги на международной арене
подтвердили: Республика Казахстан становится в сфере ядерной безопасности глобальным
миротворцем
нурсултан назарбаев
«Особенно значим для меня был вопрос о глобальной ядерной безопасности. Слишком сильный
«ожог» оставила в Казахстане в ХХ веке гонка ядерных вооружений. Поэтому закономерно,
что по инициативе нашей страны 2 декабря 2009 года Генеральная Ассамблея ООН приняла
резолюцию об объявлении 29 августа – даты закрытия Семипалатинского полигона –
Международным днем действий против ядерных испытаний»
В СЕНТЯБРЕ 2007 ГОДА НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В
62-Й СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН, ВЫСТУПИВ НА ОБЩИХ ДЕБАТАХ И ЧЕТКО ВЫРАЗИВ ПОЗИЦИЮ
КАЗАХСТАНА ПО АКТУАЛЬНЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРОБЛЕМАМ
В сентябре 2011 года
Выступая на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нкрсултан Назарбаев
предложил мировому сообществу начать разработку Всеобщей декларации
безъядерного мира. Еще одна инициатива Елбасы заключалась в создании Фонда
миротворческих усилий ООН с отчислением в него государствами – членами ООН
одного процента военного бюджета.
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
СВМДА: проект, ставший реальностью
С этим проектом молодой суверенный Казахстан в начале 1990-х годов вступил в глобальный
мир
Идею созыва СВМДА изначально поддержали Россия, Китай, США, Германия, Япония, Иран,
Турция, Австралия
4 июня 2002 года
В АЛМАТЫ СОСТОЯЛСЯ I САММИТ СОВЕЩАНИЯ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И МЕРАМ ДОВЕРИЯ В АЗИИ,
В КОТОРОМ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ ПРЕЗИДЕНТЫ РОССИИ, КИТАЯ, ПАКИСТАНА, ТУРЦИИ, МОНГОЛИИ,
КЫРГЫЗСТАНА, ТАДЖИКИСТАНА И АФГАНИСТАНА, ПРЕМЬЕР-МИНИСТРЫ ИНДИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА,
УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ЛИЦА ИРАНА, ЕГИПТА, ИЗРАИЛЯ И ПАЛЕСТИНЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГОСУДАРСТВ
– НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ООН И ОБСЕ
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
Становление ШОС как международной организации
Первое десятилетие нового века стало для «Шанхайской пятерки» временем перехода на
качественно новый уровень – уровень международной организации
В этом процессе Казахстан принимал самое
активное участие
В начале 2001 года желание участвовать в «Шанхайской пятерке» выразил Узбекистан
Решение о
принятии Узбекистана состоялось в июне на саммите в китайском Шанхае.
Это стало заключительным аккордом формирования международной организации.
15 июня 2001 года главы Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Респ ублики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан объявили о создании Шанхайской организации сотрудничества
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
Логика экономической интеграции: ЕврАзЭС – ТС – ЕЭП
«Значимое событие произошло 10 октября 2000 года в Астане, где мы совместно с главами
России, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана заключили Договор об учреждении
Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В тот же день, выступая в ЕНУ им. Л.
Н. Гумилева, В. В. Путин отметил: «Это идея Президента Казахстана. Мы говорили об этом в
мае и договорились, что в октябре работу завершим. Как сказали, так и сделали. За
последние годы мы не часто сталкивались с такой слаженной работой»
6 октября 2007 года Первый Президент Казахстана Н.Назарбаев
совместно с президентами В. В. Путиным и А. Г. Лукашенко подписали Договор о формировании
Таможенного союза в составе трех государств, готовых к более тесному взаимодействию – Казахстана,
России, Беларуси.
Официально Таможенный Союз Казахстана, России и Беларуси начал работать с января 2010 года.
На следующем этапе государства таможенной «тройки» перешли к формированию Единого
экономического пространства
«18 ноября 2011 года на первом заседании Высшего евразийского экономического совета мы
совместно с главами России и Беларуси подписали Декларацию о евразийской экономической
интеграции. Было определено, что с 1 января 2012 года начинается функционирование ЕЭП,
которое обеспечит свободу движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Мы
провозгласили: Таможенный союз и Единое экономическое пространство ведут к созданию
Евразийского экономического союза»
«Еще в Послании 2000 года я отмечал, что самым важным является строительство реальной, а
не словесной системы региональной безопасности. «Именно для этого нам необходимы и
Договор о коллективной безопасности, и «Шанхайская пятерка», – подчеркнул я тогда»
В июле-октябре 2000 года
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
КЫРГЫЗСТАНА И УЗБЕКИСТАНА ПРИ СОДЕЙСТВИИ КАЗАХСТАНА И РОССИИ НЕЙТРАЛИЗОВАЛИ УГРОЗУ
ВООРУЖЕННЫХ ГРУППИРОВОК МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕРРОРИСТОВ В БАТКЕНТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ЮГЕ
КЫРГЫЗСТАНА И В ДРУГИХ РАЙОНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
11 октября 2000 года
В БИШКЕКЕ СОСТОЯЛАСЬ СЕССИЯ
СОВЕТА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ ДКБ, НА КОТОРОЙ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВ ДКБ
РЕШИЛИ СОЗДАТЬ КОЛЛЕКТИВНЫЕ СИЛЫ БЫСТРОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ.
В 2006 ГОДУ
НАТО и Казахстан вышли на новый уровень партнерства, который предполагал укрепление
региональной безопасности, сотрудничество в борьбе с терроризмом, а также
чрезвычайное гражданское планирование
С 2006 года проводятся миротворческие
учения «Степной орел» казахстанских Вооруженных сил (Казбат) и сил НАТО
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
Братское сотрудничество стран тюркского мира
Особое значение для Казахстана имеет сотрудничество со странами тюркского мира –
Турцией, Азербайджаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Кыргызстаном
Основой для тесных взаимоотношений стало языковое и конфессиональное родство,
схожесть историко-культурного наследия
Поэтому
закономерно, что тюркоязычные страны уже в 1993 году создали Международную
организацию тюркской культуры – ТЮРКСОЙ
«Я глубоко убежден: успешное сотрудничество тюркоязычных государств – важный и
необходимый фактор широкого и всестороннего евразийского взаимодействия, которое
последовательно продвигает Республика Казахстан»
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
«Путь в Европу»: западный вектор внешней политики Казахстана
«Расширению сотрудничества с Евросоюзом, безусловно, способствовали мои визиты в
Брюссель в июне 2000 и ноябре 2002 годов. Были сформированы совет, комитет
сотрудничества – органы, координирующие взаимодействие между Казахстаном и ЕС.
Европейский союз стал крупнейшим иностранным инвестором в Казахстане»
В 2000-е годы Казахстан вышел на качественно новый уровень международного и европейского
признания. Свидетельством этого стало решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010
году, принятое в декабре 2007 года
Вслед за решением о председательстве в ОБСЕ в Послании 2008 года Елбасы объявил о
специальной программе «Путь в Европу», которая послужила развитию экономического
сотрудничества, привлечению технологий, совершенствованию казахстанских законов
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
Многосторонняя внешняя политика
Еще в Послании 2002 года Нурсултан Назарбаев
поставил задачу проводить такую многостороннюю прагматичную политику,
которая полностью соответствует геополитическому расположению и
экономическому потенциалу Казахстана
И ГОДЫ БЫСТРОГО РОСТА, И ВРЕМЯ МИРОВОГО КРИЗИСА 2008–2009 ГОДОВ ПОДТВЕРДИЛИ
НЕОБХОДИМОСТЬ НАРАЩИВАНИЯ МНОГОСТОРОННИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, А ЗНАЧИТ И ПОЛИТИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ
В 2000-е годы многосторонняя внешняя политика принесла благотворные плоды, в огромной
степени способствовала привлечению значительных инвестиций и устойчивому развитию
страны
Суверенный Казахстан – одно из тех государств глобального сообщества, которые смогли,
тщательно соблюдая и защищая национально-государственные интересы, выстроить
равноправные дружественные стабильные отношения практически со всеми странами мира
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
Казахстан – Россия: союзничество, наполненное конкретными делами
«Я считаю, что для России всегда важен сильный руководитель. Мы же в Казахстане
заинтересованы в укреплении государственной власти в России, ибо сильная, единая Россия
соответствует нашим национальным интересам»
Между Казахстаном и Россией не существует неразрешимых проблем. Все вопросы разрешаются
через договоренности и консенсус. И потому межгосударственные взаимоотношения, тщательно
выстроенные между Казахстаном и Россией, – это пример, актуальный для многих стран мира
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
Стратегическое партнерство Казахстана и Китая стало всесторонним
2000-е годы показали: определяющее значение для развития позитивных взаимоотношений
Казахстана и Китая имели регулярные контакты на высшем уровне
То, что казахстанско-китайские отношения в середине первого десятилетия нового века вышли на уровень стратегического парт нерства, стало возможным благодаря авторитету Республики Казахстан среди руководителей Китайской Народной Республики третьего и четвертого поколений – Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао.
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
Казахстан – США: стратегическое партнерство для глобального мира
Казахстанско-американские отношения продолжали интенсивно развиваться на основе принципов
стратегического партнерства
Во второй половине нулевых годов американская сторона предприняла попытку реализовать
концепцию «Большой Центральной Азии», однако это оказалось трудновыполнимой задачей
Тем не менее Казахстан по-прежнему оставался
для США ключевым государством региона
В январе 2009 года в должность Президента США вступил Б.
Обама. Казахстан с пониманием и поддержкой отнесся к первым шагам нового главы Белого дома,
направленным на уменьшение конфликтности в международных отношениях.
В апреле 2009 года Президент Б. Обама в
беседе с председателем Сената Парламента К. Токаевым заметил, что Казахстан является другом
и надежным партнером США
«Я отлично осознавал общенациональное значение большого спорта, а также его роль в
формировании достойного имиджа страны на международной арене. В связи с этим было решено
сделать Казахстан не только участником, но и организатором крупнейших спортивных
состязаний. По моей инициативе в 2006 году Казахстан получил право проведения зимних
Азиатских игр 2011 года. Этот успех был не случаен, так как команда Казахстана на
Азиатских играх в Пусане (Корея, 2002 год), Аомори (Япония, 2003 год), Дохе (Катар, 2006
год) и Чангчуне (Китай, 2007 год) стабильно завоевывала высокое четвертое место в
командном зачете»
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
Казахстан и ведущие европейские державы: расширение сотрудничества
В первом десятилетии нового века активно развивался казахстанско-британский политический
диалог на высшем уровне
Состоялись два визита Н.Назарбаева в Великобританию – в 2000 и 2006 годах
«Во время первого визита был подписан меморандум о создании Казахстанско-Британского
университета. Во время второго визита Премьер-Министр Т.Блэр заявил: «У Европы должны
начаться качественно новые отношения с Казахстаном как со стратегическим партнером. Я
хотел бы, чтобы Великобритания была лидирующим партнером Казахстана»
Германия поддержала кандидатуру Казахстана на председательство в ОБСЕ
В свою очередь, Казахстан заявил о поддержке стремления Германии войти в число постоянных
членов Совета Безопасности ООН
В 2007 году Германия заняла пост председателя совета ЕС, что обусловило рост внимание
немецкой внешней политики к региону Центральной Азии
Принятие документа «Европейский союз и
Центральная Азия: стратегии нового партнерства» стало заслугой Германии.
В феврале 2009 года в Берлине Н.Назарбаевым и А.Меркель было подписано Совместное заявление
об инновационно-инвестиционном партнерстве на период до 2011 года.
В октябре 2010 года я совершил визит в штаб-квартиру ЕС в Брюсселе, где встретился с
председателем Европейского совета Х. В. Ромпеем и председателем Европейской комиссии Ж. М.
Баррозу
В 2011 году также имели место встречи с председателями
Еврокомиссии и Европейского совета. Взаимовыгодное сотрудничество с ЕС расширялось
Динамично развивалось сотрудничество Казахстана и Франции
Между странами сложились особые политические, экономические и культурные взаимоотношения.
В июне 2008 года был подписан Договор о стратегическом
партнерстве между двумя странами, охватывающий широкий спектр межгосударственного взаимодействия
«В октябре 2009 года состоялся мой визит в Турецкую Республику. Историческим событием
стал подписанный нами Договор о стратегическом партнерстве. За большой вклад в развитие
сотрудничества двух стран и лидерство тюркоязычных государств А. Гюль наградил меня
высшей государственной наградой Турции – Орденом Турецкой Республики. Как заявил
Президент Турции, «Казахстан – братская страна. Поэтому создан Тюркский совет, о котором
мы мечтали на протяжении семнадцати лет»
За большой вклад в развитие сотрудничества
двух стран и лидерство тюркоязычных государств А. Гюль наградил Нурсултана Назарбаева высшей
государственной наградой Турции – Орденом Турецкой Республики
На переговорах, продолжившихся в Астане, Нурсултаном Назарбаевым было предложено разработать
совместную экономическую программу, включающую конкретные проекты турецких инвесторов, и особо
отмечено, что дополнительные возможности создает Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси.
В 2010 году встречи были продолжены в Астане – на Дне
столицы (6 июля) и на Саммите ОБСЕ (1–2 декабря) и в Стамбуле – на III Саммите СВМДА (в июне) и X
Саммите глав тюркоязычных государств (в сентябре). В октябре 2011 года
был подписан Меморандум о создании в Казахстане совместных индустриальных зон.
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
Взаимоотношения с братскими государствами Центральной Азии
В рассматриваемый период продолжали укрепляться отношения Казахстана с братскими
республиками Центральной Азии
Нурсултан Назарбаев регулярно проводил
встречи с коллегами – главами Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана.
Казахстан как региональный лидер, несмотря на возникавшие сложности, поддерживал в 2000-е годы
эффективное, взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами Центрально-Азиатского
региона
«Я настойчиво и последовательно предлагал братским странам пути к двустороннему и
региональному взаимодействию на прагматичной, взаимовыгодной основе и с учетом
особенностей каждой страны. Мое принципиальное убеждение состоит в том, что
перспективные потребности государств Центрально-Азиатского региона глубоко переплетены.
Очевидно, что для решения проблем стран региона, для их благополучного будущего нужны
добрая воля и позитивное сотрудничество»
ЧАСТЬ III.9 ЛИДЕРСТВО, ПРИЗНАННОЕ ВО ВСЕМ МИРЕ
Председательство Казахстана в ОБСЕ: на пути к Евразийскому сообществу безопасности
«Весомым шагом в укреплении сотрудничества с Организацией по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) стала инициатива председательства Казахстана, впервые
заявленная в 2003 году. Изначально я рассматривал это председательство сквозь призму
укрепления нашей безопасности. Я всегда был сторонником того, чтобы наша внешняя
политика ориентировалась на политику «большого пространства» и «больших идей»
В апреле 2010 года генеральный
секретарь ОБСЕ М. Бришамбо, оценив важный вклад нашей страны в усиление системы глобальной
безопасности, отметил, что «благодаря продуманной политике Казахстан стал новым уважаемым
членом мирового сообщества.
Сегодня достижения Казахстана – это пример для подражания.
Не остановившись на достигнутом, Елбасы предложил провести Саммит ОБСЕ в Астане, который
до этого не проводился вот уже 11 лет.
Была проведена грандиозная работа, и 1-2 декабря 2010 года Астана торжественно
встретила Саммит ОБСЕ.
Главным достижением Казахстана стала Астанинская декларация «На пути к сообществу безопасности»,
которая несет в себе серьезную политическую нагрузку. В ней впервые закреплено понятие
«Евро-Атлантическое и Евразийское сообщество безопасности.