«В октябре 2004 года на III Съезде работников образования и науки я указал на три
системные проблемы, имевшиеся в отечественном образовании, – качество образования,
отставание от демографических процессов, неадаптированность к международным стандартам»
Особенно острой была проблема нехватки дошкольных учреждений
Только в начале
2000-х годов дошкольное воспитание стало возрождаться. В условиях демографического роста были необходимы особые усилия государства.
В январе 2010 года в Послании народу Казахстана Первый Президент Нурсултан Назарбаев объявил о программе «Балапан». Это был решительный шаг вперед: уже в 2011 году дошкольная сеть расширилась на 500 новых организаций.
В 2000-е годы постоянно росли государственные инвестиции в сферу среднего
образования
С 2004 года в
Казахстане было введено Единое национальное тестирование (ЕНТ), ставшее итоговой
аттестацией в школе и вступительным экзаменом в высшие учебные заведения. Была
принята Государственная программа технического и профессионального образования на
2008–2012 годы. Востребованным стало дополнительное образование, направленное на
развитие творческих способностей и досуга детей.
ЧАСТЬ III.8 НЕБЫВАЛЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
Успехи казахстанских школьников. Назарбаев Интеллектуальные школы – локомотив среднего
образования
нурсултан назарбаев
«Я всегда уделял исключительное внимание качеству образования. Одним из ключевых
решений, способствовавших его повышению, стала идея создать в Казахстане самую
современную, инновационную, полиязычную модель школьного образования. В 2009 году
родился уникальный проект по работе с талантливыми детьми – Назарбаев Интеллектуальные
школы»
В 2007 году Казахстан стал участником международного
исследования (Third International Mathematics and Science Study) по оценке знаний
школьников четвертых классов по математике и естествознанию. Получив высокие баллы,
казахстанские школьники заняли пятое место среди 43 стран.
Особенно значимы достижения Казахстана на
международных математических олимпиадах для старшеклассников. Именно это
повлияло в 2007 году на решение международного оргкомитета провести 51-ю
Международную олимпиаду по математике в 2010 году в Казахстане
ЧАСТЬ III.8 НЕБЫВАЛЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
Высшее образование: к новому качеству
В июле 2007 года был принят новый Закон «Об образовании», по которому система подразделялась на семь уровней: дошкольное воспитание и обучение, начальное, основное среднее, среднее, послесреднее, высшее и послевузовское образование
Важным сектором казахстанского образования, как и прежде, оставалась
высшая школа
В ИЮЛЕ 2001 ГОДА ГРУППЕ ВЕДУЩИХ ВУЗОВ КАЗАХСТАНА БЫЛ
ПРИСВОЕН СТАТУС НАЦИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Повышению качества образования способствовало открытие международных учебных заведений
В 2001 году нурсултан назарбаев инициировал открытие на базе ЕНУ им. Л. Н. Гумилева
казахстанского филиала Московского государственного университета имени М. В.
Ломоносова
В том же году в Алматы был открыт Казахстанско-Британский технический университет,
патроном которого стал Премьер-министр Великобритании Т. Блэр
Увеличивался государственный заказ на
подготовку кадров с высшим образованием. Ежегодно более 30 тысяч молодых казахстанцев
становились обладателями грантов. К началу 2010-х годов в вузах обучались 600 тысяч
студентов
ЧАСТЬ III.8 НЕБЫВАЛЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
Назарбаев Университет: замысел, ставший реальностью
«Пусть новый университет станет моим даром народу Казахстана и всему миру, решил я в
2009 году. Для меня университет так же дорог, как и сама Астана. 28 июля 2010 года
состоялась торжественная церемония открытия Назарбаев Университета. Часы истории высшей
школы независимого Казахстана начали новый отсчет. Через два месяца, 28 сентября, в
университете впервые начались занятия студентов по программе Foundation. Учебный процесс
с самого начала базировался на мировых стандартах. Именно такой ориентир нужен был
образовательной системе Казахстана для выхода на новый уровень. В этом и заключена
миссия Назарбаев Университета»
ЧАСТЬ III.8 НЕБЫВАЛЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
Программа «Болашак»: новый этап развития
В 2005 году нурсултан назарбаев было принято решение кардинально усилить программу и увеличить число талантливых стипендиатов-казахстанцев в ведущих университетах мира до трех тысяч
«Я исходил прежде всего из того, что на крутом подъеме Казахстану необходимы
конкурентные кадры в приоритетных сферах индустриально-инновационного развития,
образования и науки, менеджмента и логистики, информационных технологий и современного
коммунального хозяйства»
В апреле 2005 года Правительство учредило Центр
международных программ. Если за десять лет, с 1994 по 2004 год, стипендиатами стали около 800 человек, то в 2005–2006 годах стипендия «Болашак» по программам бакалавриата и магистратуры была присуждена уже 2,5 тысячи молодых казахстанцев
ЧАСТЬ III.8 НЕБЫВАЛЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
Наука Казахстана: реализация новой модели
В 2000-Е ГОДЫ
в условиях роста экономики и государственных доходов стало улучшаться финансирование
научной деятельности
За десятилетие оно увеличилось более
чем в десять раз – с двух миллиардов тенге в 2000 году до 21 миллиарда в 2011
году
Росла численность научных работников, ученых, резко сократившаяся в кризисные 1990-е
годы.
Уже в первой половине нового десятилетия их количество выросло на 20 процентов
Примечательным
шагом на пути восстановления престижа научной работы стало учреждение премий за
успехи в различных областях науки – премий имени К. Сатпаева, Ч. Валиханова, М.
Ауэзова, Ы. Алтынсарина, а также Кюль-Тегина
ЧАСТЬ III.8 НЕБЫВАЛЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
Государственный язык. Гармоничное триединство языков
«В 2005 году на XI сессии АНК я отметил, что для меня крайне важно, что за прошедшие
годы в нашем обществе произошло осознание роли казахского языка и культуры как
фундамента, на котором строится все здание нашей государственности, при том что
казахстанцы рассматривают русский язык как одну из важных составляющих мировой культуры.
Я убежден, что независимому Казахстану необходима последовательная и сбалансированная
языковая политика, усиление позиций государственного языка, приумножение
лингвистического капитала. Стоять на месте здесь недальновидно»
В октябре 2006 года нурсултан назарбаев озвучил идею внедрения трехъязычия. По его замыслу,
новое поколение казахстанцев должно быть, по меньшей мере, трехъязычным, то есть свободно
владеть казахским, русским и английским языками
ЧАСТЬ III.8 НЕБЫВАЛЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
Расцвет казахской культуры. Программа «Мәдени мұра»
Государственная программа, получившая название
«Мәдени мұра» и рассчитанная на два года, стартовала в 285 январе 2004
года
С самого начала программа «Мәдени мұра» вызвала в
обществе большой позитивный отклик. Поэтому закономерно, что в 2006 и 2009
годах она была продлена
нурсултан назарбаев
«Я неоднократно подчеркивал, что именно казахская культура является тем ядром и
стержнем, вокруг которого выстраивается культурная общность Казахстана»
В апреле 2003 года в Послании Нурсултаном Назарбаевым было
поручено разработать специальную программу по воссозданию, изучению и обобщению
национального культурного наследия.
ЧАСТЬ III.8 НЕБЫВАЛЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
Всемирные курултаи казахов
Важными общественными и культурными событиями стали Всемирные курултаи казахов
В октябре 2002 года
в Туркестане
состоялся II Всемирный курултай казахов, выступая перед участниками которого Елбасы
рассказал какие значимые результаты достигнуты в деле возрождения казахского языка и
казахской культуры.
«К началу 2010-х годов в Казахстане действовало 40 конфессий и деноминаций, 4,4 тысячи
религиозных объединений. Было открыто более 3,3 тысячи культовых сооружений – мечетей,
храмов, костелов, синагог и других.
Межконфессиональное согласие и проведение съездов религиозных лидеров документально
засвидетельствовали осознание нашей страной высшей духовной важности глобального
межрелигиозного диалога»
ЧАСТЬ III.8 НЕБЫВАЛЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
Культурный подъем: литература и искусство
Возросшие финансовые возможности открыли путь к практическому осуществлению намеченных в
первые годы независимости принципов культурного строительства
Основные расходы осуществлялись на поддержку и продвижение казахстанской культуры и
искусства как в стране, так и за рубежом, на строительство объектов культуры
«Высшим признанием небывалого подъема культуры в Эпоху независимости стала
Государственная премия в области литературы и искусства, которую я впервые присудил
талантливым писателям и деятелям искусства в декабре 2008 года. Первыми лауреатами
Государственной премии стали оперная певица Майра Мұхамедқызы и группа архитекторов
Астаны под руководством А. Джаксыбекова. В 2010 году я воздал должное величию
композитора Шамши Калдаякова и поэта Жумекена Нажимеденова, чьи творения навсегда
связаны с Гимном Республики Казахстан. Также Государственная премия была присуждена
художнику Амандосу Аканаеву.
Все это неоспоримо подтверждает, что блестящая и многогранная культура Казахстана
вступила в начале XXI века в свою золотую эпоху»
ЧАСТЬ III.8 НЕБЫВАЛЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
Развитие физической культуры и массового спорта
В 2001 году была принята Государственная программа физической культуры и спорта до 2005 года
Максимальные усилия по формированию здорового образа жизни государство сконцентрировало на
двух направлениях
Первое
развитие физической культуры и увеличение числа спортивно-массовых мероприятий и
количества спортивных объектов
Второе
усиление контроля за такими поведенческими факторами риска, как табакокурение,
злоупотребление алкоголем и наркотиками
С середины 2000-х годов возродилась традиция
проведения отраслевых спартакиад, спартакиад школьников и студенческих соревнований.
Количество спортивных сооружений достигло 32 тысяч. Значительным вкладом в развитие спорта
стало открытие центров олимпийской подготовки и олимпийского резерва
ЧАСТЬ III.8 НЕБЫВАЛЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
Победы казахстанского спорта
За годы независимости Казахстан добился выдающихся спортивных результатов, ставших
общенациональным достоянием
Это относится не только к спортивным достижениям, но и к спортивной инфраструктуре.
Постоянная поддержка государства и усилия спортсменов стали залогом высоких результатов
В 2000 году состоялись Олимпийские игры в Сиднее (Австралия)
Сборная команда Казахстана добилась на них
успеха и заняла в командном зачете 22-е место среди 199 государств
Олимпийскими чемпионами стали три казахстанских спортсмена: боксеры Бекзат Саттарханов, Ермахан Ибраимов и легкоатлетка Ольга Шишигина
«Я отлично осознавал общенациональное значение большого спорта, а также его роль в
формировании достойного имиджа страны на международной арене. В связи с этим было решено
сделать Казахстан не только участником, но и организатором крупнейших спортивных
состязаний. По моей инициативе в 2006 году Казахстан получил право проведения зимних
Азиатских игр 2011 года. Этот успех был не случаен, так как команда Казахстана на
Азиатских играх в Пусане (Корея, 2002 год), Аомори (Япония, 2003 год), Дохе (Катар, 2006
год) и Чангчуне (Китай, 2007 год) стабильно завоевывала высокое четвертое место в
командном зачете»
Спортивные победы под флагом Казахстана дали
синергетический эффект: укрепили патриотизм, приобщили молодежь к здоровому образу жизни,
усилили международный авторитет Казахстана как успешного и процветающего государства