ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: ИЗБРАННЫЙ КУРС УСИЛИВАЕТ КАЗАХСТАН
Успехами на международной арене, стремительно завоеванным авторитетом и положением страны, с
которой необходимо считаться, Казахстан всецело обязан внешней политике, последовательно
проводимой с первых дней независимости
«Стоило нашему молодому государству проявить в те годы узость в понимании глобальных
мировых процессов, сосредоточиться на развитии отдельных внешнеполитических направлений
и ограничиться решением локальных задач, и мы легко могли оказаться на задворках мировой
политики, лишившись возможности реально защищать свои национальные интересы»
В начале 1990-х годов мировое сообщество еще не проявляло
серьезной заинтересованности к Казахстану, но на рубеже столетий это отношение радикально изменилось
За Казахстаном закрепилась роль серьезного участника международных дел, чье мнение по тому или
иному вопросу важно учитывать, а инициативы Елбасы всегда были основаны на правильном и подчас
опережающем понимании сути международных процессов
Ярким
свидетельством этому служит то, что международные инициативы Казахстана, как правило, не
остаются на бумаге, а поддерживаются всем мировым сообществом
«О том, какое значение придает республика добрым отношениям со странами-соседями и
насколько важно ей тесное, построенное на равно168 правии сотрудничество с ведущими
странами мира, я неоднократно высказывался публично. Мы всегда подчеркивали, что будущее
Казахстана зависит от того, насколько успешно страна сыграет роль экономического и
культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами – Китаем, Россией и
мусульманским миром»
ЧАСТЬ II.7 НАША ЗНАМЕНИТАЯ МНОГОВЕКТОРНОСТЬ
ШАГИ К СОВЕЩАНИЮ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И МЕРАМ ДОВЕРИЯ В АЗИИ
Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) – один из самых масштабных
внешнеполитических проектов Республики Казахстан – было задумано мной как коллективная
международная структура, механизм превентивной дипломатии для поддержания мира и
стабильности на всем Азиатском континенте
Не секрет, что СВМДА создавался как вариант азиатского аналога ОБСЕ
ЗДЕСЬ ЕСТЬ ОГРОМНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПОСКОЛЬКУ
ДЕСЯТЬ ИЗ 22 УЧАСТНИКОВ СВМДА ЯВЛЯЮТСЯ ЛИБО ЧЛЕНАМИ, ЛИБО АЗИАТСКИМИ ПАРТНЕРАМИ ОБСЕ,
ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ГОВОРИТЬ О ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТИ ЭТИХ ДВУХ СТРУКТУР
БЕЗОПАСНОСТИ
Активное реформирование создало предпосылки для присоединения Казахстана к
европейскому процессу гармонизации высшего образования – Болонскому
процессу
Инициатива о создании СВМДА была озвучена мировому сообществу еще в октябре 1992
года на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В июле 1998 года «Шанхайская
пятерка», в том числе Китай и Россия, официально высказалась за его воплощение.
На встрече министров иностранных дел 16 азиатских стран в Алматы 14 сентября
1999 года была принята декларация, установившая принципы отношений между
государствами-членами СВМДА.
ЧАСТЬ II.7 НАША ЗНАМЕНИТАЯ МНОГОВЕКТОРНОСТЬ
КАЗАХСТАН В «ШАНХАЙСКОЙ ПЯТЕРКЕ»
Во внешней политике Казахстана второй половины 1990-х годов особое место занимали отношения
со странами «Шанхайской пятерки»: Китаем, Россией, Кыргызстаном и Таджикистаном
26 апреля 1996 года в Шанхае главы пяти государств подписали Соглашение о мерах военного
доверия в районе общей границы.
Переговоры между
СССР и КНР о взаимном сокращении вооруженных сил и укреплении доверия на
советско-китайской границе стартовали еще в начале 1980-х годов.
«Через год, в апреле 1997-го, лидеры стран «пятерки» подписали в Москве Соглашение о
сокращении вооруженных сил в районе границы. Эти беспрецедентные по своему значению
договоренности, вызвавшие большой резонанс в мировом сообществе, в моем понимании не
только обладали самостоятельной ценностью, но и закладывали фундамент для новой мощной
внешнеполитической конструкции. Не случайно местом следующей встречи руководителей пяти
государств 3 июля 1998 года стал Алматы. На ней я однозначно высказался в пользу того,
что странам «пятерки» ни в коем случае нельзя растратить впустую драгоценный
политический капитал, ими сообща приобретенный»
В своем Совместном заявлении участники алматинской встречи подтвердили, что они преисполнены решимости превратить отношения добрососедства, дружбы и сотрудничества между пятью странами в постоянно действующий крупный фактор стабильности, безопасности и развития на всем евразийском пространстве
С этого момента звучное словосочетание «Шанхайская пятерка» прочно вошло в
дипломатический обиход. Контуры будущей Шанхайской организации сотрудничества проступали
теперь все отчетливей
ЧАСТЬ II.7 НАША ЗНАМЕНИТАЯ МНОГОВЕКТОРНОСТЬ
ОИК, ОЭС, НАТО. КАЗАХСТАН И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Начиная с VIII Саммита ОИК, который прошел в
декабре 1997 года в Тегеране, ни одно крупное мероприятие этой организации
не проходило без участия делегации Казахстана
Одновременно укреплялись торгово-экономические и
инвестиционные связи со странами – членами ОИК
Казахстан 12 декабря 1995 года стал полноправным членом Организации Исламская
конференция (ОИК)
Участие Казахстана в работе ОИК и его положительный имидж в глазах мусульманского мира
создали предпосылки для дальнейшего развития наших отношений с исламскими странами
Казахстан активно включился в работу и другого влиятельного международного института –
Организации экономического сотрудничества (ОЭС)
объединявшей
несколько стран Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока со штаб-квартирой
Секретариата ОЭС в Тегеране
Утверждая на практике принцип многовекторности, Казахстан активно действовал не только в
азиатском, но и в европейском направлении
Здесь наша страна
предприняла необходимые действия по обеспечению собственной безопасности – в частности, в июле
1996 года было подписано важное Соглашение с НАТО, которое регламентирует участие казахстанских
Вооруженных сил в военных учениях Североатлантического альянса, а также в проводимых им
операциях по урегулированию конфликтных ситуаций
ЧАСТЬ II.7 НАША ЗНАМЕНИТАЯ МНОГОВЕКТОРНОСТЬ
КАЗАХСТАН И НОВЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
Во второй половине 1990-х годов
Содружество
Независимых Государств (СНГ) в силу многих объективных обстоятельств переживало не
лучшие времена. Полноценное экономическое сообщество так и не сформировалось,
межгосударственные механизмы работали с перебоями, принятые решения зачастую не
выполнялись. Предпринятая в 1998 году попытка реформировать СНГ, к сожалению, успеха
не имела.
«В середине 1990-х годов, когда интеграционные устремления вновь усилились, я всецело
поддержал идею Таможенного союза (ТС). 20 января 1995 года главы правительств
Казахстана, России и Беларуси подписали Соглашение о его создании. Прошло чуть больше
года, и 29 марта 1996 года те же страны и присоединившийся к ним Кыргызстан заключили
Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В соответствии
с ним были сформированы совместные органы управления – Межгосударственный совет,
Интеграционный и Межпарламентский комитеты. Разразившийся финансовый кризис нарушил
многие планы и в том числе помешал строительству Таможенного союза, которое сначала
замедлилось, а потом и вовсе сошло на нет. Тем не менее я не сомневался, что реализация
евразийского интеграционного проекта – вопрос времени, и такое время обязательно
наступит»
ЧАСТЬ II.7 НАША ЗНАМЕНИТАЯ МНОГОВЕКТОРНОСТЬ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА С ВЕДУЩИМИ ДЕРЖАВАМИ МИРА
Отношения Казахстана с ведущими странами мира интенсивно развивались
Не ослабевали проверенные временем и
выдержавшие немало испытаний связи с Россией. Казахстанско-российское сотрудничество с
течением времени приобретало все новые качество и масштабы.
В апреле 1996 года
Первый Президент
Нурсултан Назарбаев и глава Российской Федерации Борис Ельцин подписали совместную
декларацию. В документе говорилось не только об успехах двустороннего
сотрудничества, но и о ближайших общих задачах – дать новый импульс переговорам о
статусе Каспийского моря, решить судьбу космического комплекса Байконур, приступить
к строительству нефтепровода, который протянется от Тенгизского месторождения до
Новороссийска.
«Мы вместе с Борисом Ельциным 6 июля 1998 года подписали Декларацию о вечной дружбе и
союзничестве, ориентированную на XXI столетие, и поставили точку в затяжном переговорном
процессе о разграничении дна северной части Каспийского моря. Казахстан настаивал на
том, чтобы распространить на Каспийское море положения Конвенции ООН по морскому праву
от 1982 года и разграничить дно вместе с его ресурсами по модифицированной срединной
линии»
У России было другое видение по вопросу разграничения дна моря, но Елбасы убедил Бориса
Ельцина, что казахстанская концепция разграничения в большей степени соответствует интересам
каспийских государств и облегчит дальнейшую разработку природных ресурсов
Вторая половина 1990-х
БЫЛА БЛАГОПРИЯТНЫМ ВРЕМЕНЕМ ДЛЯ ОТНОШЕНИЙ КАЗАХСТАНА С ЕЩЕ ОДНИМ ВЕЛИКИМ СОСЕДОМ И
КЛЮЧЕВЫМ ПАРТНЕРОМ – КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
В начале июля 1996 года
Состоялся первый официальный визит Председателя КНР Цзян Цзэминя в Казахстан,
а вскоре после его завершения начались работы по демаркации границы между
двумя странами.
«Мой визит в США в ноябре 1997 года ознаменовал новый этап в казахстанско-американских
отношениях. Было подписано 18 важных документов, в том числе Программа действий в рамках
экономического партнерства, Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования
ядерной энергии, контракты по освоению Карачаганакского нефтегазоконденсатного
месторождения и по разделу продукции северной части Каспийского шельфа. Во время нашей
встречи с Президентом США Биллом Клинтоном американский лидер отметил, что Казахстан, по
мнению Вашингтона, главенствует в Центральной Азии. Следующий мой визит в США состоялся
через два года, в декабре 1999-го, и его результатом также стал новый пакет соглашений о
военном, экономическом и торговом сотрудничестве»
В фокусе внешнеполитических интересов Казахстана находились и крупнейшие европейские
страны
Подписанные в ноябре 1997 года соглашения с Германией касались главным образом
экономического сотрудничества
Шесть встреч
Первого Президента Н.Назарбаева с французским лидером Жаком Шираком, прошедших в
разное время в течение пяти лет (с 1995 по 1999 год), помогли Казахстану и Франции
достичь согласия во многих вопросах. Визит, в Великобританию в июне 1997 года помог
найти общий язык казахстанскому и британскому бизнесу. Соглашение с Турцией в
сентябре 1996 года положило начало тесному взаимодействию двух стран в военной сфере
и объективно способствовало укреплению обороноспособности Казахстана.
Играя важнейшую, особо отмеченную Соединенными Штатами Америки, роль в Центральной Азии, Казахстан неизменно проявлял дружественность по отношению к другим странам этого региона, с которыми был тесно связан общим прошлым
8 апреля 1997 года
был заключен Договор о вечной дружбе с Кыргызстаном
31 октября 1998 года
был заключен Договор о вечной дружбе с Узбекистаном
в 1996 году
вооруженные силы Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, руководствуясь
задачами региональной безопасности, сформировали объединенный миротворческий
батальон «Центразбат»
в сентябре 1997 года
Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан провели на территории Казахстана и
Узбекистана совместные учения, в которых, помимо указанного объединенного
военного подразделения, приняли участие военнослужащие армий США, России,
Турции и Грузии.
Сложная, многообразная и насыщенная международная жизнь Казахстана во второй половине
1990-х годов стала для нашего государства источником драгоценного опыта, который помог
выстроить выверенную и прагматичную внешнеполитическую модель и твердо следовать своим
курсом в системе глобальных геополитических координат»