«Выступая на IV сессии Ассамблеи народов Казахстана в июне 1997 года, я подчеркивал, что
тотальный отказ от советской системы образования был бы непростительной ошибкой: гораздо
разумнее взять у нее все лучшее и адаптировать к новой социально-политической
реальности. Несмотря на финансовые трудности, государство гарантировало всем
казахстанцам бесплатное среднее образование»
Бурное развитие новейших информационных технологий способствовало модернизации среднего образования
С 1997 года казахстанские школьники получили гарантированный доступ к овладению
компьютерной грамотностью
Появлялось все
больше школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также внешкольных учебных
заведений для одаренных детей. На месте обычных школ создавались гимназии и лицеи,
начала формироваться сеть совместных учебных заведений, соответствующих мировым
образовательным стандартам.
В 1998 году открылся республиканский научно-практический центр «Дарын», проводивший
республиканские олимпиады и научные соревнования школьников
Искать по всей
стране и находить одаренных детей, создавать условия для развития их способностей
означало уже тогда формировать будущее своей страны, и решение этой задачи
государственной важности требовало системных действий
«Что греха таить, должность Президента дает большие возможности для того, чтобы
продвигать масштабные проекты в тех сферах, которые не отличаются высокой
рентабельностью и поэтому не столь интересны коммерческим структурам. Образование, к
сожалению, относится к этой сфере, потому что требует долгосрочных вложений и не
предусматривает значительных коммерческих прибылей. Именно поэтому я пошел на создание
Фонда образования и согласился на то, чтобы ему было присвоено мое имя. Этот фонд,
направленный на внедрение новой модели обучения по международным стандартам, был создан
в декабре 1998 года. Под эгидой фонда открылись инновационные школы и детские сады
«Мирас»
Серьезный подход к делу доказал свою эффективность:
ЮНЫЕ
КАЗАХСТАНЦЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНЫХ СОСТЯЗАНИЯХ, ВСЕ ЧАЩЕ СТАЛИ
ВОЗВРАЩАТЬСЯ ДОМОЙ С НАГРАДАМИ САМОЙ ВЫСОКОЙ ПРОБЫ.
Успехи ребят, укреплявшие авторитет страны и веру в будущее отечественной науки,
необходимо было развивать, и логично, что мы продолжили практику массированной
государственной поддержки образовательной сферы.
Среднее образование Казахстана постепенно преодолевало кризис 1990-х годов и, используя открывшиеся возможности, выходило на новый уровень развития.
ЧАСТЬ II.6 НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРЕПИЛА НАШ ДУХ
ВЫСШАЯ ШКОЛА: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Серьезные изменения произошли в системе высшего образования
Активно происходили слияния и структурные реорганизации вузов
Развивалось сотрудничество вузов с научными институтами, колледжами, гимназиями,
с реальным производством
Продолжали создаваться новые факультеты и кафедры
Укреплялись международные связи, заключались договоры о сотрудничестве
«Как Глава государства, я прилагал максимум усилий для стимулирования позитивных
процессов в высшей школе. И при этом был твердо убежден, что стране необходимы
продвинутые университеты, максимально приближенные к международным стандартам»
С 1999 года студенческий контингент стал формироваться на основе государственного заказа
путем конкурсного предоставления образовательных грантов и кредитов
Для проведения единого тестирования был создан Республиканский центр тестирования
ТОГДА ЖЕ КАЗАХСТАН ПЕРЕШЕЛ НА ТРЕХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО
И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: БАКАЛАВРИАТ, МАГИСТРАТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Активное реформирование создало предпосылки для присоединения Казахстана к
европейскому процессу гармонизации высшего образования – Болонскому
процессу
Наряду с государственными вузами появились частные
Если в 1995 году негосударственные вузы составляли 30 процентов от общего числа вузов, то в
1998 году на их долю приходилось уже 53 процента
Открывались новые университеты, ориентированные на международные образцы
В 1996 году
в Алматы (Каскелен) основан Университет имени С. Демиреля, обладающий частным
статусом
В 1999 году
по частной инициативе в Алматы открыт Казахстанско-немецкий университет
Кроме того, открывались специализированные академии
В Алматы была создана Дипломатическая академия МИДа (1996 год), в Акмолинской области начала
работу Академия налоговой полиции (1999 год)
Таким образом, казахстанская система высшего образования взяла курс на повышение своей
конкурентоспособности и адаптации под конкретные потребности экономики молодого
государства
Этот период
характеризовался, с одной стороны, окончательной либерализацией данной сферы
(разгосударствление системы образования), а с другой стороны, создавались условия
для повышения качества обучения на всех уровнях, «подтягивания» отечественных высших
учебных заведений к мировым стандартам.
ЧАСТЬ II.6 НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРЕПИЛА НАШ ДУХ
НАУКА: ПОИСК ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
Академия наук, Казахская академия сельскохозяйственных наук и Министерство науки и новых технологий были объединены в центральный исполнительный орган в составе Правительства: Министерство науки – Академия наук
Новым рыночным условиям, по мнению ученых, лучше
всего соответствовал и в результате был утвержден программно-целевой способ
финансирования науки.
нурсултан назарбаев
«Ситуация в сфере науки в тот период менялась недостаточно активно, хотя количество
научных организаций выросло до 350, а также было образовано пять национальных научных
центров.
Вместе с тем именно в этот период была проведена серьезная модернизация научной системы
в соответствии с экономическими требованиями времени».
Государство стремилось поддержать отечественную науку,
вывести ее из кризиса, поднять на новый уровень.
«Для меня важно, что во второй половине 1990-х годов в обществе постепенно укрепляется
осознание того факта, что все мы, казахстанцы, находимся не только в одном экономическом
или политическом пространстве, но и в одном культурном пространстве. Мы не просто
«постсоветские люди», но создатели качественно новой культурной общности»
ГОСУДАРСТВО, ЗАБОТЯСЬ О КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЕ, ЕЕ НАСЛЕДИИ И БУДУЩЕМ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ФОРМИРОВАЛО ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО
в котором каждой национальной культуре, а вместе с ней и языку надлежало, не поступаясь
собственной самобытностью, занять свое, только ей присущее место в культуре страны,
подтвердив правоту формулы «единство в многообразии
Роль казахского
языка в государственной и общественной жизни неуклонно повышалась. Год от года все
больше казахстанцев приступали к изучению, практическому освоению казахского языка.
При этом русский язык – и это было принципиально важно – внутри страны не вытеснялся
из повседневной жизни населения, делопроизводства, культуры, масс-медиа и других
сфер. Время показало, что в Казахстане очень точно нашли место двум самым
распространенным языкам – казахскому и русскому.
«Я также был убежден, что наша внутренняя политика в гуманитарной сфере должна быть
построена на трезвом понимании нескольких обстоятельств. Во-первых, этнокультурное
многообразие Казахстана – это наше преимущество, потенциал развития. Во-вторых,
колоссальный интегрирующий потенциал казахской культуры для всех этносов страны может
быть реализован только при открытом характере самой казахской культуры, развитии ее
институционального богатства, способности соответствовать требованиям времени.
В-третьих, все национальные культуры Казахстана взаимосвязаны и взаимозависимы.
Культурное пространство Казахстана есть пространство взаимосвязанности и
взаимодополняемости различных этнокультур»
ЧАСТЬ II.6 НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРЕПИЛА НАШ ДУХ
ИСКУССТВО: КЛАССИКИ И НОВАТОРЫ
В 1997 году нурсултан назарбаев поручил Правительству разработать специальную
Государственную программу, рассчитанную на три предстоящих года (1998–2000 годы).
Тем самым государство способствовало развитию культуры Казахстана, испытавшей на себе все
тяготы кризиса, помогало искусству существовать и совершенствоваться как в классических,
освещенных многовековой традицией, так и в новаторских формах.
На сцене
Академического театра оперы и балета имени Абая успех имели не только произведения
национальной и мировой классики, но и экспериментальные спектакли.
Поддерживали достойный уровень мастерства и способствовали развитию театрального
искусства страны Русский академический драматический театр имени Лермонтова,
Немецкий национальный театр, Уйгурский музыкально-драматический театр и
другие.
Несмотря на нехватку средств, продолжали свою подвижническую культурную
деятельность областные коллективы, в том числе один из лучших в стране –
Карагандинский театр музыкальной комедии.
Выступления Академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы, эстрадного
ансамбля «Гульдер», фольклорно-этнографического ансамбля народных музыкальных
инструментов «Отырар сазы» неизменно позволяли слушателям ощутить неповторимое
своеобразие казахской музыкальной культуры.
Казахстанский кинематограф, облик которого в конце прошлого десятилетия преобразила
знаменитая национальная «новая волна», продолжал зарабатывать фестивальные награды,
подтверждая свою высокую художественную репутацию.
«Сегодня можно с уверенностью сказать: несмотря на все экономические трудности первых
лет независимости казахстанская культура сумела сохранить свою самобытность и
оригинальность. Благодаря этому страна стала полноценным участником мирового культурного
процесса»
ЧАСТЬ II.6 НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРЕПИЛА НАШ ДУХ
НОВЫЕ ПОБЕДЫ КАЗАХСТАНСКОГО СПОРТА
Казахстанские мастера спорта во второй половине 1990-х годов уверенно расширяли географию
своих выступлений на мировых спортивных аренах
1996 год
В феврале 1996
года наши спортсмены впервые приняли участие в III зимних Азиатских играх в Харбине
и сразу показали отличный результат – заняли второе общекомандное место, уступив
лишь Китаю. Казахстанцы завоевали 14 золотых, девять серебряных и восемь бронзовых
наград.
В том же 1996 году Национальная олимпийская команда впервые приняла участие в ХХVІ
летних Играх в Атланте, и ее 22-е место в общекомандной классификации из 199 было
несомненным успехом для страны, о которой только начал узнавать большой спортивный
мир
1998 год
В 1998 году на
XIII летних Азиатских играх в Бангкоке, в которых участвовала 41 страна, Казахстан
сумел занять 5-е место в общем зачете и завоевать 78 медалей (24 золотых, столько же
серебряных и 30 бронзовых).
Год спустя на ІV зимних Азиатских играх в Конгвоне мы заняли общее третье место,
пропустив вперед только Китай и Южную Корею, заработав в разных видах спорта десять
золотых, восемь серебряных и семь бронзовых медалей.
Спортивные победы молодого государства свидетельствовали не просто о мастерстве
казахстанских атлетов, но также и о том неизменном внимании, которое уделяется в республике
развитию спорта