НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРЕПИЛА НАШ ДУХ

ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, КУЛЬТУРА, СПОРТ

ЧАСТЬ II.6 НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРЕПИЛА НАШ ДУХ

РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. НАЧАЛО КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ШКОЛ



Бурное развитие новейших информационных технологий способствовало модернизации среднего образования

С 1997 года казахстанские школьники получили гарантированный доступ к овладению компьютерной грамотностью

Появлялось все больше школ с углубленным изучением отдельных предметов, а также внешкольных учебных заведений для одаренных детей. На месте обычных школ создавались гимназии и лицеи, начала формироваться сеть совместных учебных заведений, соответствующих мировым образовательным стандартам.

В 1998 году открылся республиканский научно-практический центр «Дарын», проводивший республиканские олимпиады и научные соревнования школьников

Искать по всей стране и находить одаренных детей, создавать условия для развития их способностей означало уже тогда формировать будущее своей страны, и решение этой задачи государственной важности требовало системных действий

Серьезный подход к делу доказал свою эффективность:

ЮНЫЕ КАЗАХСТАНЦЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНЫХ СОСТЯЗАНИЯХ, ВСЕ ЧАЩЕ СТАЛИ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ДОМОЙ С НАГРАДАМИ САМОЙ ВЫСОКОЙ ПРОБЫ.

Успехи ребят, укреплявшие авторитет страны и веру в будущее отечественной науки, необходимо было развивать, и логично, что мы продолжили практику массированной государственной поддержки образовательной сферы.

Среднее образование Казахстана постепенно преодолевало кризис 1990-х годов и, используя открывшиеся возможности, выходило на новый уровень развития.

ЧАСТЬ II.6 НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРЕПИЛА НАШ ДУХ

ВЫСШАЯ ШКОЛА: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН



Серьезные изменения произошли в системе высшего образования

Активно происходили слияния и структурные реорганизации вузов

Развивалось сотрудничество вузов с научными институтами, колледжами, гимназиями, с реальным производством

Продолжали создаваться новые факультеты и кафедры

Укреплялись международные связи, заключались договоры о сотрудничестве


С 1999 года студенческий контингент стал формироваться на основе государственного заказа путем конкурсного предоставления образовательных грантов и кредитов

Для проведения единого тестирования был создан Республиканский центр тестирования

ТОГДА ЖЕ КАЗАХСТАН ПЕРЕШЕЛ НА ТРЕХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: БАКАЛАВРИАТ, МАГИСТРАТУРА И ДОКТОРАНТУРА

Наряду с государственными вузами появились частные

Если в 1995 году негосударственные вузы составляли 30 процентов от общего числа вузов, то в 1998 году на их долю приходилось уже 53 процента

Открывались новые университеты, ориентированные на международные образцы

В 1996 году

в Алматы (Каскелен) основан Университет имени С. Демиреля, обладающий частным статусом

В 1999 году

по частной инициативе в Алматы открыт Казахстанско-немецкий университет

Кроме того, открывались специализированные академии

В Алматы была создана Дипломатическая академия МИДа (1996 год), в Акмолинской области начала работу Академия налоговой полиции (1999 год)

Таким образом, казахстанская система высшего образования взяла курс на повышение своей конкурентоспособности и адаптации под конкретные потребности экономики молодого государства

Этот период характеризовался, с одной стороны, окончательной либерализацией данной сферы (разгосударствление системы образования), а с другой стороны, создавались условия для повышения качества обучения на всех уровнях, «подтягивания» отечественных высших учебных заведений к мировым стандартам.

ЧАСТЬ II.6 НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРЕПИЛА НАШ ДУХ

НАУКА: ПОИСК ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА



нурсултан назарбаев

«Ситуация в сфере науки в тот период менялась недостаточно активно, хотя количество научных организаций выросло до 350, а также было образовано пять национальных научных центров. Вместе с тем именно в этот период была проведена серьезная модернизация научной системы в соответствии с экономическими требованиями времени».

Государство стремилось поддержать отечественную науку, вывести ее из кризиса, поднять на новый уровень.

ЧАСТЬ II.6 НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРЕПИЛА НАШ ДУХ

КУЛЬТУРА И ЯЗЫКИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ



ГОСУДАРСТВО, ЗАБОТЯСЬ О КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЕ, ЕЕ НАСЛЕДИИ И БУДУЩЕМ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ФОРМИРОВАЛО ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

в котором каждой национальной культуре, а вместе с ней и языку надлежало, не поступаясь собственной самобытностью, занять свое, только ей присущее место в культуре страны, подтвердив правоту формулы «единство в многообразии

Роль казахского языка в государственной и общественной жизни неуклонно повышалась. Год от года все больше казахстанцев приступали к изучению, практическому освоению казахского языка. При этом русский язык – и это было принципиально важно – внутри страны не вытеснялся из повседневной жизни населения, делопроизводства, культуры, масс-медиа и других сфер. Время показало, что в Казахстане очень точно нашли место двум самым распространенным языкам – казахскому и русскому.

ЧАСТЬ II.6 НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРЕПИЛА НАШ ДУХ

ИСКУССТВО: КЛАССИКИ И НОВАТОРЫ



В 1997 году нурсултан назарбаев поручил Правительству разработать специальную Государственную программу, рассчитанную на три предстоящих года (1998–2000 годы).

Тем самым государство способствовало развитию культуры Казахстана, испытавшей на себе все тяготы кризиса, помогало искусству существовать и совершенствоваться как в классических, освещенных многовековой традицией, так и в новаторских формах.

На сцене Академического театра оперы и балета имени Абая успех имели не только произведения национальной и мировой классики, но и экспериментальные спектакли.

Поддерживали достойный уровень мастерства и способствовали развитию театрального искусства страны Русский академический драматический театр имени Лермонтова, Немецкий национальный театр, Уйгурский музыкально-драматический театр и другие.

Несмотря на нехватку средств, продолжали свою подвижническую культурную деятельность областные коллективы, в том числе один из лучших в стране – Карагандинский театр музыкальной комедии.


Выступления Академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы, эстрадного ансамбля «Гульдер», фольклорно-этнографического ансамбля народных музыкальных инструментов «Отырар сазы» неизменно позволяли слушателям ощутить неповторимое своеобразие казахской музыкальной культуры.

Казахстанский кинематограф, облик которого в конце прошлого десятилетия преобразила знаменитая национальная «новая волна», продолжал зарабатывать фестивальные награды, подтверждая свою высокую художественную репутацию.

ЧАСТЬ II.6 НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРЕПИЛА НАШ ДУХ

НОВЫЕ ПОБЕДЫ КАЗАХСТАНСКОГО СПОРТА



Казахстанские мастера спорта во второй половине 1990-х годов уверенно расширяли географию своих выступлений на мировых спортивных аренах

1996 год

В феврале 1996 года наши спортсмены впервые приняли участие в III зимних Азиатских играх в Харбине и сразу показали отличный результат – заняли второе общекомандное место, уступив лишь Китаю. Казахстанцы завоевали 14 золотых, девять серебряных и восемь бронзовых наград.

В том же 1996 году Национальная олимпийская команда впервые приняла участие в ХХVІ летних Играх в Атланте, и ее 22-е место в общекомандной классификации из 199 было несомненным успехом для страны, о которой только начал узнавать большой спортивный мир

1998 год

В 1998 году на XIII летних Азиатских играх в Бангкоке, в которых участвовала 41 страна, Казахстан сумел занять 5-е место в общем зачете и завоевать 78 медалей (24 золотых, столько же серебряных и 30 бронзовых).

Год спустя на ІV зимних Азиатских играх в Конгвоне мы заняли общее третье место, пропустив вперед только Китай и Южную Корею, заработав в разных видах спорта десять золотых, восемь серебряных и семь бронзовых медалей.

Спортивные победы молодого государства свидетельствовали не просто о мастерстве казахстанских атлетов, но также и о том неизменном внимании, которое уделяется в республике развитию спорта

©️ 09.07.2020 МИА «Казинформ»