Публикации

«Я время выправить хотел»

03 Сентября 2013
168
0
«Я время выправить хотел»
… В современной действительности на постоянной основе ведется диалог, происходят дебаты на всех уровнях по вопросам следования международным стандартам и качеству оказания услуг.

В современной действительности на постоянной основе ведется диалог, происходят  дебаты на всех уровнях по вопросам следования международным стандартам и качеству оказания услуг, эффективности работы международных организаций и НПО, бизнеса и культурно-образовательных учреждений, что в итоге должно изменять общества к лучшему. При этом понятие качества рассматривается как абстрактная неличностная категория, в то время как оно зависит от всех граждан общества и определяется, прежде всего, человеческой моралью, профессионализмом и гражданской позицией людей. При этом образование является фундаментом качества жизни во всех сферах жизни общества,  оно уже стало важной составляющей внутренней политики: ведь оно влияет на развитие радиуса доверия и социальной справедливости в обществе, на равные стартовые возможности и благосостояние для всех граждан, на умение человека сохранять человеческое и гражданское достоинство. Образование и культура – взаимозависимые и взаимосвязанные составляющие развития общества, когда духовно-нравственные устои и чистота помыслов становятся сутью сохранения любого народа.

Именно об этих  непреходящих ценностях писал великий поэт-мыслитель Абай. Глубокое и вдумчивое изучение поэтического слова поэта-мыслителя, его мудрость, думы о судьбе народа должны стать духовной опорой современного общества.

Изучение судеб достойных исторических личностей приводит к пониманию и осмыслению значимости их культурного наследия: так создается и сохраняется социальная память и правдивая история, без чего не может существовать никакой народ. Национальная идентичность и гордость любого народа основана на знании творчества исторических личностей, внесших существенный вклад и оставивших неизгладимый след в культурно-духовном развитии  народа. Это мудрецы-мыслители, интеллектуальные лидеры, мужественные граждане-патриоты, смотревшие далеко вперед своего времени и предостерегавшие свой народ от духовного и морального падения.

Абай родился в 1845 году 10 августа по старому стилю, а по новому стилю – это  23 августа. День рождения Пушкина Россия отмечает не 26 мая по старому стилю, а 6  июня по новому стилю. Это логично и понятно и здесь неуместны беспочвенные споры. 

 Уникальный феномен личности Абая – поэта-мыслителя и мудреца еще предстоит изучать не одному поколению, ведь Абай - неиссякаемый и вечный источник  духовности казахского народа и он всегда будет современником для любого поколения в любой точке мира.

Огромное непреходящее значение и ценность творчества Абая заключается в емкой фразе: «Я время выправить хотел». Сурово осуждая отсталые и реакционные нравы феодально-родового строя,Абай писал: “Настанет же день, когда среди казахов исчезнут воровство, сплетни, клевета, вражда, и мы будем добывать добро и знание верным путем”.  К, сожалению, эти пороки в обществе не перевелись до сих пор, а некоторые даже расцвели пышным цветом. Мы много говорим о необходимости преодоления моральной деградации общества, о коррупции, отбрасывающей общество на много десятилетий назад, о качественном образовании – основе качества жизни, но, многое так и остается на словах, а «а воз и ныне там». И в этом смысле Абай актуален, он – современник поколений: его мудрость и прозорливость помогают человеку остаться человеком. Проблемы, поднимаемые им, остаются острыми и актуальными, и он не только задает нам вопросы, но и помогает найти ответы. Изучение и популяризация духовно-нравственных ориентиров творчества исторической личности Абая является непреходящей ценностью, в котором наше общество остро нуждается сегодня.

«Тому человеку, кто познал Абая, и каждый свой шаг сверяет по нему, гораздо легче будет преодолевать жизненные невзгоды. И ему не надо никаких других моральных кодексов. Только побольше бы таких людей», - писал ученый-гражданин Каюм Мухамедханов. Ценность творчества Абая – в призыве к сохранению человека, народа, а это, прежде всего – сохранение человеческой морали и человеческого достоинства – тех качеств, которые отличают человека от остального материального мира.

Все созданное Абаем  удивительно созвучно нашему времени. К, сожалению, и сейчас не все осознают, что имя великого сына казахского народа стоит в ряду тех, что подарили миру «Божественную комедию», «Гамлета», «Фауста», «Евгения Онегина».

Через творчество Абая Кунанбаева мир узнает Казахстан. Мы должны знать и достойно беречь его творчество. Его произведения неизменно вызывают отклик в душе любого человека, открывающего книгу Абая в разных концах света. Нам нужна мудрость поэта для достойного ведения культурного диалога на равных на любой мировой арене. Нам представляется, что в понятие гражданственности и патриотизма должно войти такое умение беречь слово поэта и гордиться им.

 Абай – духовно-нравственная опора в жизни и поступках современников.

Открытие Абая происходит каждый день, год за годом. Он велик, неисчерпаем, мудрость его простирается на века. И мы всегда в начале пути.

К, сожалению,  эти бесспорные истины вспоминаются раз в году, но до сих пор их ценность для общества не осмыслена должным образом.

Изучение творчества поэта в учреждениях образования происходит поверхностно. Мероприятия по случаю дня его рождения и юбилейных дат отличают помпезность, за которой теряется смысл творчества поэта, душой болевшего за свой народ, за родную землю. А главное, не происходит  должного духовного и морального осмысления слова поэта для очищения общества от  пороков, для сохранения чистоты помыслов поколений.

Для понимания слова поэта нужна определенная жизненная позиция, опыт и умение анализа и самостоятельных моральных выводов. Абая читаешь и познаешь всю жизнь. В этом ценность этой великой личности казахского народа. «Слова назидания», «Стихи и поэмы», «Несколько слов о происхождении казахов», письма Абая должны помочь обществу не потерять истинные ценности, к которым призывал поэт-мыслитель, которые  легко потерять, но трудно сохранить в современном сложном мире.

Обществу необходимы новые модели проведения культурно-духовных мероприятий памяти исторических личностей, поэтов-композиторов и достойной их высот популяризации их творчества. Не нужно забывать, что у Абая была своя школа последователей и учеников. Это талантливые молодые поэты и сказители, композиторы и импровизаторы. Они учились у учителя, следовали его советам в творчестве, а главное - восприняли широту и глубину его миропонимания, вняли мудрости и гуманизму его творчества. Это Кокбай, Турагул, Асет, Арип, Магавья и многие другие.

Нам представляется, что в настоящее время образование не в достаточной мере выполняет миссию духовно-нравственного развития общества. Цель – «главное - получить документ об образовании» порой снижает ценность самого знания и умения его добывать, анализировать, вырабатывать свою позицию и отстаивать ее. С этого и начинается позиция гражданина, которая в значительной мере определяется наличием таких качеств, как мужество и человеческое достоинство,  профессиональная этика и ответственность человека перед обществом.

Общеизвестно, что «Культура, а не политика является определяющим показателем экономического развития стран»  по определению Харисона и Хантингтона.

Сегодня мы оказались в ситуации, когда высшее образование стоит дорого, а ценность самого образования потеряна. С точки зрения политики образования, образование – это не коммерческий товар. Студенты должны ценить истинные знания, стремление к их научному поиску.

Возникает логический вопрос: при всех существующих в области образования достижениях, что же все-таки тормозит развитие высшего образования? И почему именно высшего? Потому что именно здесь закладываются основы качества для многих областей жизни, а значит – новое качество жизни.

Высшее образование, наверное, потому и высшее, что оно на высоком качественном уровне должно передать молодежи непреходящие общечеловеческие ценности, мудрость наших предков,  бесценное слово Абая, примеры жизни и  стойкости алашевцев. А это требует иного уровня осмысления содержания применительно к экономическим, бизнес, гуманитарным дисциплинам, что не сообразуется с узкофункциональным подходом в образовании, одним из признаков которого является использование шаблонов и готового материала из зарубежных учебников без применения к нашей ситуации.  «Университет должен осознать себя как основную духовную силу, противостоящую глупости, невежеству и фривольности», писал Ортега де Гассет в 30-е годы 20 века. Актуальность этой идеи не исчерпала себя и сегодня.

 Думается, что настала пора не только ссылаться на «международные стандарты», но и вникать в их суть для пользы нашего общества, а главное – необходимо вносить свою лепту в разработку взаимосвязи понятия качества жизни как результата качества образования, эффективности работы НПО и международных организаций, всех организаций общества. К, примеру, кредитная система обучения в вузах основана, прежде всего, на таких основополагающих духовных принципах, как академическая честность, академическая свобода, доверие, возможность выбора и доступ. И эти принципы должны соблюдаться всеми участниками образования: администраторами, преподавателями, студентами. В такой ситуации вузы станут островками, моделями культуры для общества. В этом контексте роль Абая как Учителя казахского общества – вечная ценность.

Происходящая сейчас ликвидация Педагогических институтов (или их слияние с другими вузами) повлияет на духовно-нравственное воспитание молодежи не лучшим образом. Ведь роль и значимость Учителя как проводника общечеловеческих и демократических ценностей для общества никто не отменял. Она особенно должна быть усилена в современной ситуации падения морали общества. 

В современной действительности  образование и культура  должны, с нашей точки зрения, рассматриваться как интегрированные, взаимозависимые понятия. Одно немыслимо без другого. Образование – это  культура человека в действии, культура в движении, изменяющая мир к лучшему. Такой подход необходим для понимания миссии и роли учреждений образования, НПО, международных организаций, бизнеса в улучшении жизни нашего общества. И при этом главным двигателем являются наши человеческие и моральные качества:

  «…Глубже в душу вглядись,

Жемчуга там найдешь.

Береги, не теряй их…» (Абай).

Дина Мухамедхан, профессор, PhD,

директор Общественного фонда «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова»

Источник: Литер

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Как вы считаете, будет ли интересен читателю журнал NDH digest, если его номера будут соответствовать историческим этапам развития Казахстана?