Публикации

Предмет истории

28 Августа 2013
303
0
Предмет истории
С обретением Казахстаном независимости и каждым этапом становления суверенного государства неизмеримо актуализировалась учебная дисциплина «История Казахстана».

Наступает новый учебный год. Июньское совещание по проблемам казахстанской истории, проведенное госсекретарем Маратом Тажиным, раскрыло новый горизонт задач и возможностей перед историками страны. Несмотря на период отпусков и жаркое во всех отношениях лето, историки-профессионалы провели большую организационную и теоретико-практическую работу. Результаты ее теперь предстоит осмыслить, обогатить новыми идеями и продолжить тем, кто обучает и обучается истории. 

С обретением Казахстаном независимости и каждым этапом становления суверенного государства неизмеримо актуализировалась учебная дисциплина «История Казахстана». Основными ее задачами стали возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности и патриотизма.

Современное видение истории Казахстана предполагает ее интерпретацию в контексте мировой истории, истории евразийского континента, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов и стран Центрально-Азиатского региона. Наряду с этим возрастают ее многофункциональная роль и значимость. Главная из этих функций заключается в том, что предмет «История Казахстана» является государственно значимой учебной дисциплиной, что проистекает от ее возрастающей роли в реализации приоритетных задач развития казахстанского общества. Именно поэтому этот предмет введен в типовые и учебные планы обязательных уровней образования в нашей стране. Студенты, получившие диплом о высшем образовании, сдают государственный экзамен по истории Казахстана наряду с аналогичным экзаменом по специальности. Это свидетельствует о большой ответственности, которая возлагается как на преподавателей по истории Казахстана, так и студентов и руководителей вузов.

Современный период развития нашего общества оказался сложным и трудным как для тех, кто изучает историю, так и для тех, кто ее исследует и преподает. По одну сторону лагеря оказался потребитель в лице народа, студентов, учащихся. По другую – ученые, исследователи, преподаватели и учителя, предлагающие свою продукцию и услуги. Ломка старых традиций, проводимые реформы, изменения в жизни людей в целом вызвали ситуацию, в которой обе названные стороны чувствуют себя не совсем комфортно. Так получилось, что, увлекшись идеей избавления от пут тоталитарной идеологии, мы сделали значительный крен в сторону отрицания необходимости идеологии как таковой. Между тем в условиях переходного периода как никогда обостряется идеологическое отношение к истории и процессу ее преподавания. Общество вроде бы вздохнуло: единой партии, заменившей собой государство и народную власть, нет. В сфере исследования и преподавания истории стал отрицаться ранее обязательный и вездесущий принцип партийности. Все это создало иллюзию формирования свободного от идеологии общества и творящих в этом русле историков. Между тем во внимание не было взято то, что отрицание партийности есть специфическая форма все той же партийности. Отрицание одной идеологии приводит к замещению ее места другой идеологией. Поэтому каким бы ни был плюрализм, имеющийся в обществе, историк не может быть независимым от своей социальной позиции и идеологию от истории отделить невозможно. Другое дело, что идеология не должна довлеть над свободой человека в его творчестве, познании мира и своей истории. Реализуемая в настоящий момент государственная программа «Народ в потоке истории» призвана помочь в этом не только обществу, но и каждому конкретному индивиду. 

Саттар МАЖИТОВ, доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН и МАИН

Источник: газета "Литер"

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Как вы считаете, будет ли интересен читателю журнал NDH digest, если его номера будут соответствовать историческим этапам развития Казахстана?