Публикации

Чтобы страна была вечной, необходимо внести поправки в историю

29 Января 2014
103
0
Чтобы страна была вечной, необходимо внести поправки в историю
Как отметил Глава государства «Чтобы страна была вечной, необходимо внести поправки в историю, побудить в будущем поколении патриотическое чувство, любовь к стране, земле через историю».

7e5354207a8226aa713d2817314e7ade.jpg

Светлана Смагулова, заместитель директора Института истории и этнологии имени Ч.Валиханова, доктор исторических наук

- В прошлом году, в связи с изучением истории Отечества, проведено ряд мероприятий, получены материалы и рукописи касательно нашей истории из музея и библиотек дальнего и ближнего зарубежья. Кроме того, был открыт веб-портал «История Казахстана», пропагандирующий ценные материалы в электронном формате. Историки института приняли активное участие в этом мероприятии, внеся свой вклад. Как вы оцениваете успехи в этом направлении?

- С прошлого года много мероприятий проводятся в области истории Отечества. Одним из таких мероприятий - проблема учебников высших учебных заведений и средних школ. По этому вопросу было высказано много разных мнений и критики. В настоящее время проводятся конкретные работы по вопросам исправления ошибок в учебниках, пересмотр сомнительных тем, создание учебников по уровню учеников. Сотрудники института принимают участие в создании учебников.

Коллектив института принял активное участие в создании веб-портала «История Казахстан», обеспечивая портал необходимыми материалами. Ученые историки в целях сбора информации о Казахстане из зарубежных архивов привезли множество материалов и рукописей, связанные с политической и экономической ситуацией средневековых государств и казахского ханства, предоставили этногенез казахского народа, которые ранее не были опубликованы в научных трудах. Выявлено множество культурных памятников и реликвий.  К примеру, ученые историки, побывав в Китае, выяснили, что исторические личности древних тюркских племен в разные эпохи ездили в Китай, где в честь исторических личностей было установлено множество эпитафических памятников, также имеется памятник выходцу племени Ашина.

Одним из значительных фактов, выявленных в этой стране – первый исторический архив Китая, который состоит из 283 тома с 72812 документами и сборник «Архивные документы Шынжана эпохи Цинь хана на манджурском языке», который охватывает 181 год с конца 1730 года до середины 1911 года. Сборник собрали и составили ученые Центра историко-географического исследования приграничных территорий Китая, также имеется много информаций о политическом взаимоотношении царства Цинь с Казахским государством, Бурут (киргиз), Кокан, Бодакшан, а также со странами Центральной Азии, особенно множество сведений об истории и культуре, экономике, политическом и социальном положении казахов и киргизов в XVIII-XIX веках. Можно с уверенностью сказать, что в будущем ученые возьмут данные о родовых племенах, географических наименованиях с этого сборника. Документы и рукописи, привезенные из Германии, Ирана, Индии пополнили историю казахского народа. Думаю, эти материалы принесут большую пользу при восстановлении исторических событий. Следующий шаг в изучении нашей истории – пополнение веб-портала «История Казахстана» историко-фольклорными материалами, собранными из уст народа. В этой связи мы направили этно-исторические экспедиции по регионам. Поэтому нельзя на это смотреть как на очередную «кампанию». Как отметил Глава государства «Чтобы страна была вечной, необходимо внести поправки в историю, побудить в будущем поколении патриотическое чувство, любовь к стране, земле через историю».

-  Расскажите, пожалуйста, об экспедиции.

- Экспедиция проведена в целях пополнения разделов «Жүз қария, жүз ауыл», «Тайны орнамента», «Шежире» портала «e-history». Перед историками, которые находятся в экспедициях в разных регионах нашей страны  стоит задача записать материалы, данные с аксакалами аулов или с гражданами, знающими историю, исторических личностей данного региона. Очень важно изучить историю края, выявить забытые исторические личности региона посредством сбора вещественных данных, шежире, легенд, определить исторические реликвии. К примеру, не будем заглядывать далеко, рассказы участников Гражданской войны в прошлом столетии, которые в 1917-1918, 1921-1922, 1931-1933 гг. пережили голод, раскулачивание, кампанию коллективизации, участвовали в Великой Отечественной войне и были свидетелями поднятия целины, положения нашей страны во времена Хрущева, Брежнева, Горбачева, все эти материалы, думаю, очень ценны.

- Как вы думаете, насколько значительны материалы, в том числе шежире, легенды, собранные из уст народа, старейшин?

- Одним из исторических данных является устная история. Куда входят и шежире, и легенды и дастаны. Множество казахских книг, опубликованные в конце XIX века и в начале XX века, основаны на устной истории. С 90-х годов, когда наша страна обрела независимость, уделяется особое внимание устной истории. Все это широко используется в научных исследованиях, исторических трудах. Например, шежире не только описывает о генеалогическом происхождении рода, там можно получить сведения о войне, бедствии, джуте, переезде, об исторических личностях, ханах, батырах, ораторах, жырау, наименовании земель, вод.

  Шежире казахов переходит в родовое, племенное шежире. При изучении происхождения и общественного положения одной нации в первую очередь уделяли особое внимание шежире этой нации. У казахов, аксакалов, которые распространяли шежире называли «шежиреши», их особо почитали.

Очень важно для истории, когда аксакалы рассказывают о шежире, легенды, а также ситуации, свидетелями которых они являлись. К примеру, в ходе экспедиции в Тарбагатайский район Восточного Казахстана, я беседовала со старейшиной этого региона Нуркией Зейнедилкызы, которая родилась 1900 году, сейчас ей 114. Она рассказала о страшной беде 20-30 годов прошлого века – голоде, о том, что пришлось пережить ее ровесникам. Бабушка рассказала, что в 1931-1933 годы еле спасла своих детей, сколько казахов умерло от голода, были и те, кто в поисках еды перешел границу, в  Китай. Попробуйте сопоставить рассказы живых свидетелей с архивными данными, все сходится. Можно получить много сведений из уст старейшин, шежире, легенд об известных биях, волостных богачей, знахарей, сокольниках, специалистов по тренировке лошадей, т.е. о знаменитых людях, которые жили в этих регионах.

- Что вы можете сказать по вопросу поддержки материалов, собранных из уст народа?

- Экспедиции по регионам с участием сотрудников института еще продолжаются. Очень много собранных материалов. После выборки и обработки материалов, все они будут выложены на веб-портал «История Казахстана». С этими материалами могут ознакомиться все. Во-вторых, наиболее важнейшие материалы, ученые сопоставят с архивными данными и будут использовать в научных исследованиях. Собранные материалы касательно голода буду использовать в научном проекте института по вопросу голода в 20-30 годы ХХ века, кроме того сведения об исторических личностях думаю использовать в своих научных трудах.

- В последнее время в нашей стране увеличивается растет число, интересующихся краеведением. На страницах печати встречаются публикации, превозносящие батыров и биев, которые известны только на территории сельской местности. И здесь возникает вопрос «почему такие батыры или же известные люди, которые трудились во благо казахского народа остались без упоминания в истории». Что вы можете сказать по этому поводу?

- Это правильно, что публикуются познавательные статьи об известных людях в истории региона и среди народа. Этим обогащается наша история. Конечно, каждый старается повысить известность, славу батыров и биев, богатых людей, выходцев своего региона. Восхваление сверх меры встречается в шежире. Особенно этот процесс принял широкий размах в годы независимости. В 90-годы денежные граждане построили в родном селе мечети в честь своих дедов или же с размахом делали поминки, даже проводили научные конференции с участием ученых. Ну а личности, которые охраняли свою землю от внутренних и внешних врагов остались в тени из-за отсутствия исследователей. Сколько еще личностей, не получивших соответствующее внимание. Этому препятствует отсутствие архивных данных.

Поэтому использование устных материалов, собранных с уст народа очень эффективно. Не будем далеко ходить, сколько неизвестных граждан стали жертвой в борьбе за землю, религию. Старейшины о них говорят с особой болью, со слезами на глазах. Например, акын, проживающий в регионе Аксуат Тарбагатайского района, куда я ездила с экспедицией, 84-х летний Дуйсеш Азимбеков рассказал о Толейбае Бейсенбайулы, который получил знание на русском языке, был судьей в Зайсанском регионе, членом партии Алаш, руководил Каражалским движением в 1928-1929 годах, противник политики красной империи, также остались неизвестными судьбы наших сограждан, которые находились под следствием, им было объявлено ложное обвинение «японский шпион», «враг народа», это Казтай Азимбеков, Нурмуханбет Сейтбадамов, Абдикарим Кабеков, Искак Кабеков, Касымбай Абильгазин и др. Толеугазы Нургалиулы, которому перевалило за восемьдесят, внес свой вклад, издав книги «Аксуат – Родина моя», «В народе – сокровище шежире», в которых описывается судьба ни в чем не повинных граждан, исторических личностях, оставшихся в тени. Кроме того, в  музеях сельских школ можно получить много интересных материалов касательно истории, известных личностей этого региона. Материалы о сельской истории особенно необходимы программе восстановления сельского хозяйства, модернизации сел нашего современного государства.

- Спасибо за беседу!


Опрос

Какую национальную одежду вы носите?