«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

It is difficult ‘to keep the saddle’

1408 0
It is difficult ‘to keep the saddle’
For the second time the Tlep Aspantayuly Charitable Foundation gathers performers and musicians on stringed instruments from around the world at the Tlep Aspantayuly International Competition

The event is organized on the occasion of the 260th anniversary of birth of Tlep Aspantayuly, who is an outstanding Qazaq kobyz player and composer. His contribution to the development of the Qazaq musical culture of the 18th century is significant.

The life of Tlep Aspantayuly is shrouded by legends and sagas. According to one of them, the sacred kobyz of Korkyt ata passed to his student Koylibay baksy, and from him to Tlep. Tlep Aspantayuly was born in the Turgai steppes, he learned to play kobyz at his early age. At the age of 13 he already conquered fellow countrymen’s hearts with his talent.

On the basis of memories we know that Tlep Aspantayuly accompanied his performances by reading poetry. Unfortunately, the creativity path of the great kobyz player has not been appropriately researched. Just a few ‘kuy’s (Qazaq traditional music) survived. They are ‘Tolgau’, ‘Allam Zhar’, ‘Baksy’ and others.

Organizers of the competition decided to gather all creative people from all over the world with an aim to make popular music, playing on kobyz and keep identity of national culture.

The competition was attended by participants from 15 countries of the world, including Hungary, Germany, Bulgaria, Mongolia, China, Uzbekistan, Kyrgyzstan, India, Azerbaijan, Iran, many regions of the Russian Federation, etc.

On the eve of the competition, we managed to meet with participants from Japan, Mrs. Yumiko Takeuchi and her husband Mr. Takeshi Takeuchi.

Japanese musicians play on the Mongolian bowed string instrument called ‘morin huur’. ‘Morin huur’ is a bowed string instrument, which looks like Qazaq traditional instrument called ‘zhetigen’. Yumiko Takeuchi was born near Tokyo, in Ibaraki Prefecture.

Today they live and work in Tokyo. All members of the family love music. Mrs. Yumiko Takeuchi’s husband also works in the field of music. Their eldest daughter plays the saxophone. The youngest plays the Mongolian traditional instrument.

- Dear Mrs. Yumiko, Welcome to Astana! Tell us, why are you so interested in playing Mongolian musical instruments?

- Since my childhood I started playing the piano. Then I played the guitar. I lived in the Itabashi area, Tokyo. So, the Itabashi area and the city of Ulan-Bator are twin cities. Once, at a joint event, I heard an amazing sound of this instrument. So, I wanted to learn how to play it and started to study.   

-Is music your main profession? Or is it just a hobby for you?

– At present moment I am fully occupied with music. It is very difficult for a musician in Japan to find a job by profession, so every musician has his own profession. At first, music was for us a hobby, and now it has already captured us completely. We have different professions. For example, Mr.Takeuchi specializes in Information Systems. He is an IT engineer. And I was a pharmacist in the past, but now I'm engaged only in music.

- Do you know Qazaq national instruments?

- The contestants that are participating in this competition will be playing the kobyz. So, we practiced playing the kobyz. We first saw dombra in Tokyo. A student from Qazaqstan studies at Tokyo University of Arts. Once he played dombra, and then we first saw this instrument. We know about dombra.

- Have you learned to play the kobyz recently?

- No. We just watched how people play the kobyz. We play the instrument that is called ‘morin huur’. It looks like a kobyz. ‘Does it have the same deep, piercing sound like a kobyz?’ - There are some identical sounds, but there are other, specific ones. I am now very interested in the kobyz and I want to study and master this instrument in the future.

- The origin of the kobyz is connected with an ancient legend. The legend says that Korkyt ata could not accept the fugacious nature of human life and time and in his lonely torment he made the first kobyz, pulled strings on it and played, fighting against the inevitable death. Kobyz seems to connect different worlds with each other. Does the Mongolian instrument have a similar analogy?

- In the Mongolian literature there is a similarity, related to the instrument of morin huur. In ancient times there was a war, escaping from enemies, the inhabitants of the village wanted to run through the river that ran near the village. But they could not go through the river in any way. Then the old man began to play on morin huure and the river stopped and opened the way to the inhabitants of the village. Therefore, they believe that the instrument is connected with the other world. At this contest I will play the piece ‘The Melody of the Oirat People’. This work will sound in a modern modified arrangement.

- How do you feel when you play this melody?

- This work taught me a teacher from Mongolia. When I was playing, I was told: ‘play openly, freely’. While playing the piano, the teacher will never tell you such words, but while playing the bowed string instrument she said that you have to pull. The Mongolian melody conveys the wideness of the Mongolian steppe. When you play this piece, the instrument conveys all these feelings.

– It is like playing the dombra. When a ‘kyu’ is performed on the dombra, you can hear the tramping of hooves of horses and the wind in the boundless steppes.

- Yes, it is very similar.

- You have different cultures and mentality. In Mongolia - the steppes are endless, they breed horses, and in Japan - the terrain is mountainous, there is no animal husbandry. How did you understand, feel the melody?

- In Mongolia, as in Japan, the gods of rivers, mountains are worshiped. When I was little we had a mountain in the village. We always believed that God lives there. We worshiped the mountain god, as well as in Mongolia. This kind of nostalgia for childhood. Of course, these two different countries, but Japanese people are very fond of Mongolia and many Japanese tourists often travel there. Culture is different, but there are common features, elements. Now in Tokyo, life is so fast, everyone lives and works in a hurry, and Mongolian music is so relaxing. Therefore, I wanted the Japanese, after listening to this music, could rest, too. So, I started to do it.

– This can be understood, too. The modern rhythm of life is fast, dynamic. You can compare Qazaqstan’s city and aul.

- Now we live in Tokyo, but grew up in the village. Therefore, we have nostalgia for these times, when we lived alone with nature. ‘I heard that misfortune has happened to your musical instrument’. - Yes, unfortunately my instrument broke down in the plane. We did not know what to do. Our friends phoned to the Mongolian Embassy in Qazaqstan. We were lucky, they had an instrument and they gave it to us for temporary use. Of course, this is not your own instrument, but we will try to play well.

We compare playing the morin huure with landing on a horse. When we have misses, failures, we say ‘fall off the saddle of the horse’. There is such an expression. Of course, this is another instrument, but we will try.

- Good luck. I wish you to perform well on the stage and I hope you can keep the horse’s saddle.

- Thank you!

The international contest named after Tlep Aspantayuly promises to be bright and unforgettable for everyone who visited Astana these days, despite the cold autumn weather.

Comments

To leave comment you must enter or register

Публикации

Сложно удержаться на морин хууре

12 Сентября 2018
1033
0
Сложно удержаться на морин хууре
Уже второй раз Благотворительный фонд имени Тлепа Аспантайулы собирает исполнителей и музыкантов на струнно-смычковых инструментах со всего мира на Международный конкурс имени Тлепа Аспантайулы

Конкурс приурочен к празднованию 260-летия со дня рождения Тлепа Аспантайулы - выдающегося казахского кобызиста и композитора, внесший большой вклад в развитие казахской музыкальной культуры XVIII века.

Жизнь Тлепа Аспантайулы окутана легендами. По одной их них, священный кобыз Коркыт ата перешел к его ученику Койлыбай баксы, а от него к Тлепу. Тлеп Аспантайулы родился в Тургайских степях, рано научился играть на кобызе. В 13 лет он уже покорял земляков своим талантом.

До наших дней дошли воспоминания, что Тлеп Аспантайулы сопровождал свое исполнение чтением стихов. К сожалению, творчество великого кобызиста недостаточно исследовано, малоизучено. Сохранились несколько кюев среди них «Толгау», «Аллам жар», «Баксы» и другие.

 

Организаторы конкурса решили объединить творческих людей из разных уголков земного шара, популяризировать кобызовую музыку и сохранить идентичность национальной культуры.

На конкурс прибыли участники из 15 стран мира, в том числе из Венгрии, Германии, Болгарии, Монголии, Китая, Узбекистана, Кыргызстана, Индии, Азербайджана, Ирана, многих регионов Российской Федерации и др.

Накануне конкурса нам удалось встретиться с участниками из Японии госпожой Юмико Такеучи и ее супругом господином Такеши Такеучи. Японские музыканты играют на монгольском смычковом инструменте морин хуур. Морин хуур - смычковый инструмент, напоминает казахский жетиген. Юмико Такеучи родилась вблизи Токио, префектура Ибараки. Сейчас живет и работает в Токио. Все члены семьи любят музыку, и муж господин Такеучи тоже занимается музыкой. Старшая дочь играет на саксофоне. Дочка играет на монгольском национальном инструменте.

- Здравствуйте, госпожа Юмико, Добро пожаловать в Астану! Расскажите, откуда у вас такой интерес именно к монгольским музыкальным инструментам?

- С детских лет я начинала играть на пианино. Потом на гитаре играла. Я жила в районе Итабаши, Токио. Так вот, район Итабаши и город Улан-Батор между собой города-побратимы. Однажды, на одном совместном мероприятии я услышала удивительный звук этого инструмента. Поэтому захотела научиться играть на нем и начала заниматься.

- Музыка является вашей основной профессией? Или это увлечение, хобби?

- Сейчас в основном занимаюсь только музыкой. Музыканту в Японии очень сложно найти работу по профессии, поэтому у каждого музыканта есть своя профессия. Вначале музыка была для нас как хобби, а сейчас уже захватила нас полностью. Профессии у нас разные. Например, господин Такеучи по специальности инженер информационных систем, IT-инженер. А я в прошлом была фармацевтом, но сейчас занимаюсь только музыкой.

- Вам знакомы казахские национальные инструменты?

- На этом конкурсе будут участвовать исполнители на кобызе. Мы занимались, тренировались, наблюдая за игрой на кобызе. В Токио мы впервые увидели домбру. В Токийском университете искусств учится один студент из Казахстана. Как-то раз он играл на домбре, и тогда мы впервые увидели этот инструмент. Про домбру мы хорошо знаем.

- Вы недавно научились играть на кобызе?

- Нет. Мы только смотрели, как играют на кобызе. Мы ведь играем на инструменте морин хуур. Он напоминает кобыз.

- У него такой же глубокий, пронизывающий звук, как у кобыза?

- Есть некоторые одинаковые звуки, а есть другие, специфические. Я теперь сильно заинтересовалась кобызом и хочу в дальнейшем изучить, освоить этот инструмент.

 

- Происхождение кобыза связано с древней легендой. Легенда гласит, что Коркыт не смог смириться со скоротечностью человеческой жизни, и в своих одиноких терзаниях сделал первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, борясь против неизбежной смерти. Кобыз как бы связывает друг с другом разные миры. У монгольского инструмента есть подобная аналогия?

- В монгольской литературе есть сходство, связанное с инструмента морин хуур. В древние времена была война, спасаясь от врагов, жители аула хотели бежать через речку, протекавшую рядом с аулом. Но они никак не могли пройти через реку. Тогда старик начал играть на морин хууре и река остановилась и открыла дорогу жителям аула. Поэтому они верят, что инструмент связан с потусторонним миром. На этом конкурсе я буду играть произведение «Мелодия народа ойратов». Это произведение будет звучать в современной измененной аранжировке.

- Что вы чувствуете, когда исполняете эту мелодию?

- Этому произведению меня научила учительница из Монголии. Когда я играла, мне говорили: «играй открыто, свободно». В игре на пианино так не говорят, но в смычковой игре – она говорила, что надо тянуть. Монгольская мелодия передает широту монгольской степи. Когда играешь это произведение, инструмент передает все эти чувства.

- Это напоминает игру на домбре. Когда на домбре исполняют кюй, то слышен топот копыт лошадей, ветер в бескрайних степях.

- Да, очень похоже.

- У вас разные культуры и менталитет. В Монголии – степи бескрайние, разводят лошадей, а в Японии – местность гористая, животноводства нет. Как вы смогли понять, прочувствовать мелодию?

- В Монголии, как и в Японии почитают богов рек, гор. Когда я была маленькая у нас в деревне была гора. Мы всегда верили, что там живет бог. Мы почитали бога горы, также, как и в Монголии. Эта свое рода ностальгия по детству. Конечно, эти две разные страны, но в Японии очень любят Монголию и много японских туристов часто путешествуют туда. Культура разная, но есть и общие черты, элементы. Сейчас в Токио жизнь такая стремительная, все живут и работают в спешке, а монгольская музыка такая расслабляющая. Поэтому я хотела, чтобы японцы, послушав эту музыку, тоже могли отдохнуть. Поэтому я начала этим заниматься.

- Это тоже можно понять. Современный ритм жизни быстрый, насыщенный, динамичный. Можно сравнить казахстанский город и аул.

- Сейчас мы живем в Токио, но выросли в деревне. Поэтому у нас ностальгия по этим временам, когда мы жили наедине с природой.

 

- Я слышал, что с вашим музыкальным инструментом случилось несчастье.

- Да, к несчастью в самолете сломался инструмент. Мы не знали, что делать. Наши друзья созвонились с посольством Монголии. Нам повезло, у них оказался один инструмент, и они предоставили его нам на временное использование. Конечно, это чужой, не свой инструмент, но мы будем стараться хорошо играть. Игру на морин хууре у нас сравнивают с посадкой на лошадь. Когда у нас бывают промахи, неудачи мы говорим «упасть с лошади». Есть такое устойчивое выражение. Это, конечно, другой инструмент, но будем стараться.

- Желаю удачи. Чтобы вы хорошо сыграли на этом конкурсе и с лошади не упали.

- Спасибо!

Международный конкурс имени Тлепа Аспантайулы обещает быть ярким, творчески насыщенным, а главное, незабываемым для всех, кто посетил Астану, невзирая на прохладную осеннюю погоду.

 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?