Публикации

Жилищная политика независимого Казахстана

07 Сентября 2018
216
0
Жилищная политика независимого Казахстана
Жилищные вопросы являются одними из наиболее обсуждаемых в Казахстане. Сейчас большой информационный бум в стране сконцентрирован вокруг программы «7-20-25».

Квартирный вопрос был не менее актуальным и 25 лет назад, когда казахстанцы переживали первые шаги становления своего нового независимого государства.

Потому своевременным стал Указ Президента Республики Казахстан от 6 сентября 1993 года «О новой жилищной политике». О высокой важности реализации государственной программы свидетельствует ее определение в качестве «государственного приоритета».

Указ стал катализатором для множества новых начинаний в разных государственных структурах. В целях государственного регулирования строительного комплекса вместо Комитета РК по архитектуре и строительству было объявлено о создании Министерства строительства, жилья и застройки территорий. На новое Министерство, в свою очередь, возлагались новые обязанности создания государственных компаний с функциями коммерческих застройщиков, для организации строительства жилья на конкурсной основе. Оценкой недвижимости должна была заняться специальная государственная компания.

Вместе с тем коммерческими застройками могли заниматься не только государственные компании, но и предприятия других форм собственности, при соблюдении главного условия: получения лицензии и выполнения правил, установленных Министерством строительства, жилья и застройки территорий.

У Кабинета Министров появилась новая функция – он стал учредителем Государственного банка жилищного строительства (Жилстройбанка), включая его филиалы.

Бюджетом начального финансирования жилищной сферы распоряжался координационный совет фонда преобразования экономики, который должен был решить вопрос о выделении в 1993 году 10 млрд. рублей на формирование уставного фонда банка жилищного строительства. А впоследствии ежегодно выделять 2 млрд. рублей на пополнение уставного фонда банка жилищного строительства из средств республиканского бюджета.

Кроме того предусматривалось ежегодное выделение фиксированных процентов фонда преобразования экономики, в том числе на модернизацию стройиндустрии, в качестве долгосрочных кредитных ресурсов, а также создания новых строительных объектов. Фонд занятости выделял 15% для формирования общественных работ, создания дополнительных или поддержания уже существующих рабочих  мест, связанных со строительством жилья, его ремонтом, а также с эксплуатацией объектов инфраструктуры.     

Новый указ должен был не только организовать процедуру купли-продажи жилья, с учетом финансового положения населения. После распада Советского Союза необходимо было поменять в сознании людей устоявшее мнение о жилье, как бесплатном благе, обязательно предоставляемом государством. Вместо этого гражданин Казахстана получал возможность приобрести жилье в собственность «по личному выбору с учетом своих возможностей».

Изменения закрепленных, привычных установок в сознании населения требовали проведения крупной информационно-пропагандисткой работы. Для снижения возможного недовольства населения, которые могло быть вызвано необходимостью предоставления платы за жилье, СМИ должно было разъяснять выгоды и преимущества новой жилищной политики. Кроме того система консультативных служб должна была оказывать помощь населению в объяснении различных пунктов нового указа, а также в поиске специальных квот и программ, облегчающих получение жилья разными слоями населения. Например, семьи, стоявшие в очереди 10 и более лет, получали следующие льготы: государством безвозмездно выделялись дотации в размере 20%  от стоимости жилья, а также был предоставлен кредит с не более 5% ставкой годовых.

Вместе с тем программы не должны были приносить ущерб государству. Обязательной целью новой жилищной политики являлась самоокупаемость, поэтому стало важно создать конкурентную среду в жилищном бизнесе. Для этот расширялся весь строительный рынок в Казахстане. В жилищную сферу стали привлекаться средства физических и юридических лиц, иностранных инвесторов и кредиторов. Также повышались цены за жилищно-коммунальные услуги.

Ситуация, разворачивавшаяся 25 лет назад, свидетельствует о том, что переход от советской системы к условиям нового независимого Казахстана требовал структурных изменений в жилищной политике и строительной сфере. Указ от 6 сентября 1993 года создал юридическую базу для решения многих проблем своего времени.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?