Публикации

Казахский национальный орнамент

04 Декабря 2013
2132
0
Казахский национальный орнамент
Орнаменты - один из видов древнего народного искусства. Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности.

Орнаменты - один из видов древнего народного искусства. Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретя качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.
Как и все другие виды творческой деятельности, искусство создания орнаментов оказывает благотворное влияние на повышение интеллектуального уровня, содействует совершенствованию уже обретенных знаний. 
Прикладное искусство - один из основных разделов казахской этнокультуры. Предметы прикладного искусства являются носителями информации о древней культуре народа. Их образцы хранятся в музейных фондах в качестве экспонатов археологических раскопок. Еще в дописьменные времена кочевники отображали особенности своей жизни и быта при помощи изделий прикладного искусства. Произведения древнего прикладного искусства дают объективные сведения о прошлой жизни предков. Все произведения прикладного искусства, найденные в ходе археологических раскопок на территории Казахстана, украшены орнаментами. И что характерно, в соответствии с уровнем развития каждой эпохи менялись особенности стиля мастеров — создателей орнаментов. Если говорить на языке орнаментов, то много еще нераскрытых тайн хранят они. Иначе говоря, до сих пор с научной точки зрения не доказаны тотемные и магические символы и смысловые значения многих орнаментов. В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения. В казахской степи орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы Казахстана отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей. Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент "рог" (мүйіз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша - паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов. 
"Муйiз" можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, "қошқар мүйіз" — бараньи рога; "арқар мүйіз" - рога архара; "бұғы мүйіз" - рога оленя; "қырық мүйіз" — сорок рогов; "қос мүйіз" - двойные рога; "сыңар мүйіз" - однорогий; "сынық мүйіз" - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц — "төрт құлақ" -  крестовина; түйе табан - верблюжья ступня; "сыңар өкше" — единственная пятка; "қос алқа" - двойное ожерелье; "құс қанаты" - птичьи крылья; "қаз табан" - гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент — "мүйіз" — рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в быту.
Орнаменты типа "мүйіз" иногда бывают очень мелкими, а порой - крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные - и ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заложен в самой основе войлока, в сырмаках - вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле.
Народные мастера, используя орнамент "мүйіз" во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции.
Мастера, используя новые орнаменты в соответствии с требованиями времени, например, для реставрации древних изделий, предусматривают не только эстетические цели, но и утилитарные: делают их более прочными.

Орнаменты с древнейших времен широко использовались в различных видах искусства казахского народа. Они являются его спутниками как в повседневной жизни, так и в праздники, являются его духовным достоянием. В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития парода. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид. 
Обогащение духовной самобытности народа, расширение его мировосприятия в связи с обретением независимости, позволило народным мастерам подняться на более высокую ступень творческих поисков. 
Создатели орнаментов изобретают новые сюжеты, обращая большое внимание на их художественное решение. Поэтому в настоящее время все чаще встречаются более современные по композиционному решению новые образцы орнаментов, называющиеся "шаршы ою" — орнамент-квадрат, "аралас өрнек" — смешанный узор.
К тому же в изображениях многих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательная характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.
Слово "композиция" на латыни означает расположение узоров и орнаментов на какой-либо вещи. Например, если украшают узорами и орнаментом пиалу, то они не должны иметь очень мелкий или крупный рисунок, а подходящий к размерам пиалы. Поэтому мастеру, в первую очередь, следует определить пространственный масштаб изделия, на котором он должен разместить орнамент.
Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги. При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма.
Повторение в орнаментах одного и того же элемента называется ритмом. Например, повторение несколько раз элемента "қошқар мүйіз"— бараньего рога - это ритм. Если "қошқар мүйіз" повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности - это называется "шет ою" — бордюрный орнамент. 
Изготовление орнаментов — это древнее искусство, развивающееся в течение многих веков. В разных предметах прикладного искусства орнаменты, сохраняя свою самобытность, располагаются в определенном, только им присущем порядке. В древних образцах орнаментов явственно проглядываются специфические элементы: изображения птиц, цветов и животных. Согласно поверьям древних тюрков птица была символом неба, рыба — воды, дерево — земли. 
В содержание древних орнаментов в полном объеме вложены традиции мастеров прикладного искусства, сохранившиеся в течение многих веков. Опираясь на имеющиеся данные, можно сказать, что мастера, создавая свои шедевры, старались точно передать в них образы, взятые у самой природы.
На изделиях изображены части тела животных: рога, копыта, птичий клюв, лисья голова, волчье ухо, собачий хвост, а также многие виды растений. Орнаменты являются культурной летописью казахского народа, подобно устному народному творчеству. Мы должны быть знакомы с этим видом искусства, которое начинает забываться со временем. Оно должно занять свое достойное место среди других видов искусства: прикладного, изобразительного, архитектуры и т.д.

Источник: ertegi.ru

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Как вы считаете, будет ли интересен читателю журнал NDH digest, если его номера будут соответствовать историческим этапам развития Казахстана?