Publications

Bokenbay batyr saved Tevkelev from death

19 November 2017
398
0
Bokenbay batyr saved Tevkelev from death
The accession of Kazakhstan to Russia took place in several long and exhausting stages

Many Kazakh batyrs, after learning about the initiative of Abulkhair Khan, were very unhappy with it. The lives of not only the Russian ambassador who accepted Islam, A.I. Tevkelev, but also of Abulkhair himself, an influential leader who commanded all the Kazakh forces in the Anrakay battle, were under threat.

There were several reasons for making such a serious decision as entering into Russian citizenship. The most important is called the Dzhungar oppression, which, despite the rebuff in 1718, continued and intensified. Threats were also from the Bashkir rulers - even when the Dzungarian Khanate was occupied by the confrontation of the Qing Empire, the Bashkir forces pressed on the Kazakh population.

Abulkhair Khan hoped to join the Russian Empire to establish relations with the Bashkirs who had Russian citizenship. The Bashkir party was also interested in joining the Kazakh Khanate to Russia, so the Russian embassy was accompanied by Bashkir representatives Taimas Shaimov and Aldar Issekeyev.

No less important factor was Abulkhair Khan's personal ambitions who sought to strengthen his power. Despite his considerable military achievements, the brother of Bolat-khan, Shahmukhamed (Sameke), and the son of Bolat-khan, Abulmambet, claimed the khan's place. Historians suggest that the choice of not the absolute majority fell precisely on Abulmbambet, which, of course, did not suit the Khan of the Younger Zhuz.

But, there are facts that refute this arrangement of political forces in the Kazakh Khanate. I. Erofeyeva argues that the son of Tauke Bolat died around 1724 and was never the senior khan. In 1730 the senior khan was Abulkhair. Abulmambet was proclaimed Khan of the Middle Zhuz long after that time.

Nevertheless, Abulkhair Khan needed the support of the Russian Empire. In 1730, his ambassadors Seitkul Koidagulov and Kutlumbet Koshtayev handed over an official message saying:

"We ... wish you protection and expect your help to live in harmony with the Bashkir people beyond the Urals".

This was a deliberate lie on the part of Abulkhair Khan, since on his side there were only a few batyrs of small families.

February 19, 1731 Anne of Russia signed a charter on the voluntary acceptance of Kazakhs in citizenship. For the swearing in of new subjects on April 30, an embassy was sent to Abulkhair under the leadership of A.I. Tevkelev. As already mentioned he accepted Islam, knew many Eastern languages ​​and in Russia was a major specialist in relations with the Asian peoples.

Upon the arrival of Tevkelev to the Khan, unexpected and very unpleasant news awaited him. Abulkhair Khan revealed to him that he, Khan, had asked for the patronage of the All-Russian without the consent of the other khans and sultans, and the Kyrgyz foremen.

In this case, the life of Tevkelev was exposed to real danger.

A great role in the successful completion of the mission and the preservation of the life of the Russian ambassador and Abulkhair Khan belonged to the notorious Kazakh batyrs, who had great influence and support of large clans. They repulsed several attempts on the life of Tevkelev, and also prevented conspiracies directed against this plan.

One of the turning points occurred on October 10 at the Qurultay, which was rather a trial of Khan Abulkhair and Tevkelev. The elders immediately angrily attacked the envoy with questions about what goals he had come. Tevkelev told them about his mission. This became the basis for the accusation of Abulkhair Khan who violated the steppe laws.

Unexpectedly for all, Abulkhair Khan did not justify himself and stated bluntly that he asked for citizenship exclusively in his own interests, since he prefers to perish, rather than remain in the position of a formal monarch, whose status is similar to the situation of domestic cattle whose life is entirely in the hands of its master.

After that, the indignant biys pronounced the death sentence and Tevkelev, who, in their opinion, performed the role of not an envoy, but a spy aimed at the subsequent war of Russia against the Kazakhs.

Tevkelev adequately kept himself, saying that his country does not need such subjects, while Kazakhs on the contrary are vitally interested in its protection. At the end of his speech, he suggested to the elders, in case of a final refusal to accept Russian citizenship, to immediately release him to his homeland.

Of course, these words could not somehow affect the biys, who were already firmly determined in their decision. But unexpectedly the course of negotiations was changed by Batyr Bokenbay. He stated that on behalf of his family he wanted to take the oath of allegiance to the Russian Empire, and suggested that Abulkhair be the first to pass this ceremony. Khan immediately swore an oath on the Koran, after him Bokenbay, Esset, Kudainazar and 27 more elders, whom the batyrs managed to win over to their side, took the oath. Thus, the court was ripped off. The quarrel with the influential batyrs was fraught with dangerous consequences, so Bokenbay's performance did not develop into a massacre.

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
Quiz

What has to be done to have Kazakhstan with its 105 years history to participate in the World Cup?

Публикации

Бокенбай батыр спас Тевкелева от смерти

19 Ноября 2017
1810
0
Бокенбай батыр спас Тевкелева от смерти
Присоединение Казахстана к России проходило в несколько долгих и изнурительных этапов

Многие казахские батыры, узнав об инициативе Абулхаира-хана, были весьма недовольны ею. Под угрозой оказалась жизнь не только российского посла, принявшего мусульманство, А. И. Тевкелева, но и самого, Абулхаира, влиятельного предводителя, который командовал всеми казахскими силами в Анракайской битве.

Было несколько причин для принятия такого серьезного решения, как вхождение в российское подданство. Самой главной называют джунгарские притеснения, которые, несмотря на отпор в 1718 году, продолжались и усиливались. Угрозы были и со стороны башкирских правителей – даже когда Джунгарское ханство было занято противостоянием Цинской империи, башкирские силы давили на казахское население.

Абулхаир-хан надеялся вхождением в состав Российской империи наладить отношения с башкирами, которые имели российское подданство. Башкирская сторона тоже была заинтересована в присоединении Казахского ханства к России, поэтому российское посольство сопровождали башкирские представители Таймас Шаимов и Алдар Исекеев.

Не менее важным фактором были личные амбиции Абулхаир-хана, который стремился укрепить свою власть. Несмотря на его значительные военные достижения, на ханское место претендовали брат Болат-хана, Шахмухамед (Самеке), и сын Болат-хана, Абулмамбет. Историки предполагают, что выбор не абсолютного большинства пал именно на Абулмамбета, что, разумеется, не устраивало хана Младшего жуза.

Но, существуют факты, опровергающие такую расстановку политических сил в Казахском ханстве. И. Ерофеева приводит доводы о том, что сын Тауке Болат погиб примерно в 1724 году и никогда не являлся старшим ханом. В 1730 им был как раз Абулхаир. Абулмамбет же был провозглашен ханом Среднего жуза намного позже того времени.

Тем не менее, Абулхаир-хану необходима была поддержка Российской империи. В 1730 году его послы Сеиткул Койдагулов и Кутлумбет Коштаев передали официальное послание, в котором говорилось:

«мы… желаем Вашего покровительства и ожидаем Вашей помощи, чтобы с подданным Вам башкирским народом, находящимся за Уралом, жить в согласии».

Казахские послы передали также и устное послание хана Абулхаира со следующим содержанием:

А их, касацких ханов, интерес, чтобы в подданстве быть в свете славного Российского империя и многих земель обладательницы Е. и. в. им, касацким ханам, обид и разорения никакова не будет, и от нападения от других народов могут охранены быть протекцию Е. и. в. И оные ханы как кочевые, так и горадовые, дали сию комиссию ему, Абалхаир-хану.

Это  был намеренная ложь со стороны Абулхаир-хана, так как на его стороне находилось всего несколько батыров из малочисленных родов.

19 февраля 1731 года Анной Иоанновной была подписана грамота о добровольном принятии казахов в подданство. Для приведения к присяге новых подданных 30 апреля к Абулхаиру было направлено посольство под началом А. И. Тевкелева. Как уже говорилось, он принял ислам, знал много восточных языков и в России был крупным специалистом по взаимоотношениям с азиатскими народами.

По прибытии Тевкелева в ханскую ставку его ждала неожиданная и весьма неприятная новость. Абулхаир хан открыл ему, что

он, хан, просил себе протекции всероссийской без согласия других ханов и султанов, и киргизских старшин, один, и то, что без согласия оных просил, имеет сумнение, но как бы то ево намерение совершенное желание привести.

В этом случае жизнь Тевкелева подвергалась действительной опасности.

Большая роль в успешном окончании миссии и сохранении жизни российского посла и Абулхаир-хана принадлежала знатным казахским батырам, имевшим большое влияние и поддержку крупных родов. Это были Бокенбай из рода табын, его брат Кудайназар-мырза, Есет из рода тама и Джанибек из рода шакшак. Они отбили несколько покушений на жизнь Тевкелева, а также предотвратили заговоры, направленные против этого плана.

Один из переломных моментов произошел 10 октября на курултае, который скорее представлял собой суд над ханом Абухаиром и Тевкелевым. Старейшины сразу же гневно набросились на посланника с вопросами о том, с какими целями тот прибыл. Тевкелев рассказал им о своей миссии. Это стало основой для обвинения Абулхаир-хана, нарушившего степные законы.

Неожиданно для всех Абулхаир-хан не стал оправдываться и прямо заявил, что просил подданства исключительно в свои интересах, так как он предпочитает погибнуть, чем пребывать в положении формального монарха, чей статус подобен положению домашней скотины, жизнь которой всецело находится в руках ее хозяина.

После этого возмущенные бии вынесли смертный приговор и Тевкелеву, который, по их мнению, выполнял роль не посланника, а разведчика, направленного с целью «смотреть киргис-кайсацкого войска, и высмотреть» для последующей войны России протии казахов.

Тевкелев достойно держал себя, заявив, что его страна не нуждается в подобных подданных, в то время как казахи, напротив, кровно заинтересованы в ее покровительстве. В конце своего выступления он предложил старейшинам, в случае окончательного отказа от принятия российского подданства, немедленно отпустить его на родину.

Конечно, эти слова не могли как-то повлиять на биев, уже твердо определившихся в своем решении. Но неожиданно ход переговоров изменил Батыр Бокенбай. Он заявил, что от имени своего рода желает принести присягу на верность Российской империи, и предложил Абулхаиру пройти эту церемонию первым. Хан незамедлительно принес клятву на Коране, после него присягу принял Бокенбай, Есет, Кудайназар и еще 27 старейшин, которых батырам удалось привлечь на свою сторону. Таким образом, суд был сорван. Ссора с влиятельными батырами, за спинами которых стояли все  роды жетыру, была чревата опасными последствиями, поэтому выступление Бокенбая не переросло в побоище.

 

Использовались материалы книги Эпоха последних батыров/Радик Темиргалиев – Алматы, 2009. – 290 с.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?