Publications

The mosque of Tynybay

14 November 2017
96
0
The mosque of Tynybay
Participants of the motocross "My country" organized by the national movement "Kazakhstan-2050" visited the mosque of Tynybay, which is located in the city of Semey

Tynybay Kaukenov during the development of commodity-money relations in Kazakhstan in the first half of the nineteenth century was one of the first Kazakhs of the Semey region, which engaged in trade - he was a large merchant of the 2nd guild. He came from the "Uak" family; he was the foreman of the Koken volost. Kaukenov was admitted to the merchant class and became a philistine. At that time, all members of the philistine family could be so called.

This name in tsarist Russia officially began to be used since 1785. As a social class lower middle class represented a petty bourgeoisie. They contributed a membership fee for their belonging to the merchant class and paid taxes that went to the city budget. In addition, the interests of merchants were protected by law; special passports were issued, indicating that they were petty bourgeois. The petty bourgeois title was inherited from father to son.

According to the Russian census of population in 1897, the number of philistines reached 13386 thousand. At that time they were considered the most influential class.

Semey is a land famous for its original mosques. In the city there are ancient mosques, which are still preserved. December 15, 1872 Semipalatinsk City Duma from the Government Senate asks Slobodka on the left bank of the Irtysh to include in the city line. This is known from the materials of the Omsk archive "The case of the annexation of Zarechny Slobodka to Semipalatinsk."

Zarechny Slobodka consists of three adjacent with the names "Tynybay", "Dzhaloman" and "Tarakty", in which there are up to 534 houses with a population of 2,686 people, mostly Kyrgyz. The government of the Senate, by its decree, granted the request of the City Duma. Part of the city on the left bank with the name "Tynybay Slobodka" is associated with the name of Tynybay Kaukenov, the Kirghiz (Kazakh) of the "Uak" family, and the merchant of the second guild of the merchant class. This is confirmed by the archival material as of August 22, 1839, "Report on the state of the Kirghiz who wander above the city of Semipalatinsk": "... one Semipalatinsk Kirghiz Tynybay Kaukenov, trading in the steppe, managed to acquire a decent capital and built a house in the city, since 1839, he became the merchant of the third guild."

Also in the archives of Kazakhstan, the archive file as of 1842, entitled "The Case of the Ranking of the foreman of the Uak Volost Kaukenov in the Merchant's Estate of the City of Semipalatinsk," was preserved. All of the above archival data confirm that Tynybay Kaukenov really lived in the city of Semipalatinsk. Being a merchant, he built an apartment house on the left bank of the Irtysh. Near the house began to build a Mohammedan prayer mosque. The architecture of the monument belongs to the type of "Siberian-Tatar" mosques; its principle of construction is very similar to the construction of monuments of the Orthodox religious architecture, when multiple axes are threaded on one axis. The difference was mainly in the dome and vertical completion, traditional for Islam.

The quadrangular frame of the main volume in the Orthodox tradition, supplemented by a small quadrangular frame or octagonal structure, in Islamic architecture, as a rule, is decorated with similar superstructures with a slightly different form of dome cover. The walls of the mosque are sparingly decorated. They are enlivened by window openings of rectangular shape, as well as lucarne of the upper tier of the main volume, which serve to illuminate the room for women. Additional decors are stove and drain pipes, decorated with an intricate pattern.

Tynybay Kaukenov was acquainted with F.M. Dostoyevsky and Prosecutor Wrangel. They even visited a merchant. Chokan Valikhanov in his diaries, which he led during his famous trip to Kashgaria, wrote that Tynybay was trading with China. The Tynybay mosque is one of the few mosques that worked in the atheistic Soviet era, when religion was banned.

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Author:

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
MOST READ
Quiz

Are you interested in the history of independent Kazakhstan?

Публикации

МЕЧЕТЬ ТЫНЫБАЯ

14 Ноября 2017
742
0
МЕЧЕТЬ ТЫНЫБАЯ
Участники мотопробега «Менің Елім – Моя страна», организованного общенациональным движением «Қазақстан-2050», побывали в мечети Тыныбая, которая находится в городе Семей

Тыныбай Каукенов в период развития товарно-денежных отношений в Казахстане в первой половине ХІХ века был одним из первых казахов Семейского региона, который занялся торговлей – он был крупным купцом 2-ой гильдии. Он происходил из рода «уак», был старшиной Кокенской волости. Каукенов был принят в члены купеческого сословия и стал мещанином.  В то время все члены мещанской семьи могли так называться.

Данное название в царской России официально стало употребляться с 1785 года. Как социальный класс мещане представляли собой  мелкую буржуазию. Они вносили членский взнос за свою принадлежность к купеческому сословию и выплачивали налоги, которые шли в городской бюджет. К тому же интересы купцов защищались законом, выдавались специальные паспорта, свидетельствующие о том, что они мещане. Мещанское звание передавалось по наследству от отца к сыну.

Согласно российской переписи населения в 1897 году количество мещан достигло  13386,4 тысяч. В то время они считались самым влиятельным классом.

Семей – край, знаменитый своими оригинальными мечетями. В городе есть древние мечети, которые до сих пор сохранились. 15 декабря 1872 года Семипалатинская городская дума из Правительствующего сената просит Слободку на левом берегу Иртыша включить в городскую черту. Об этом известно из материалов Омского архива «Дело о присоединении заречной Слободки к г. Семипалатинску».

Заречная Слободка состоит из трех смежных с названиями «Тинибаевская», «Джаломановская», «Тарактинская», в которых числится до 534 домов с населением 2686 человек, преимущественно киргизов».  Правительствующий сенат своим указом удовлетворил просьбу городской думы. Часть города на левом берегу с названием «Тинибаевская Слободка» связана с именем Тыныбая Каукенова, киргиза (казаха) из рода «уак», купца второй гильдии купеческого сословия.  Это подтверждает архивный материал от 22 августа 1839 года «Доклад о состоянии киргизов, кочующих выше города Семипалатинска»: «... один Семипалатинский киргиз Тыныбай Каукенов, торгуя в степи, сумел приобрести порядочный капитал и построил в городе дом, с 1839 года записался уже в купцы по третьей гильдии».

Еще в архиве Казахстана сохранилось архивное дело 1842 года под названием «Дело о причислении старшины Уваковской волости Каукенова в купеческое сословие города Семипалатинска». Все вышеперечисленные архивные данные подтверждают, что Т. Каукенов действительно жил в городе Семипалатинске. Будучи купцом, он построил жилой дом на левом берегу Иртыша. Рядом с домом начал сооружать магометанскую молитвенную мечеть. Архитектура памятника принадлежит к типу «сибирско-татарских» мечетей, его принцип построения весьма схож с конструкциями памятников православного культового зодчества, когда на одну ось нанизываются разновеликие составные части. Различие заключалось, главным образом, в купольном и вертикальном завершении, традиционном для ислама. 

Четверик основного объема в православной традиции, дополняемый малым четвериком или восьмериком, в исламском зодчестве, как правило, украшен подобными надстройками с несколько иной формой купольного покрытия. Стены мечети скупо декорированы. Их оживляют оконные проемы прямоугольной формы, а также люкарны верхнего яруса основного объема, служащие для освещения помещения для женщин. Дополнительным декором являются печные и водосточные трубы, украшенные затейливым узором.

Тыныбай Каукенов был знаком с Ф.М.Достоевским и прокурором Врангелем. Они даже были в гостях у купца. Чокан Валиханов в своих дневниках, которые вел во время своего знаменитого путешествия в Кашгарию, писал, что Тыныбай вел торговлю с Китаем. Мечеть Тыныбая – одна из немногих мечетей, которая работала в атеистическую советскую эпоху, когда религия была под запретом.

 

Использовались материалы Централизованной библиотечной системы города Семей 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?