Publications

Public Movement in Kazakhstan after the October Revolution

07 November 2017
234
0
Public Movement in Kazakhstan after the October Revolution
November 7 (October 25 in the Julian calendar) exactly one hundred years ago there was the October Socialist Revolution

On this day, the rebels invaded the Winter Palace and overthrew the Provisional Government - the power passed into the hands of the Soviets.

The preceding February revolution in Russia was a large-scale event, followed by immediate reaction from all corners of the planet. The coup d'état was especially significant for the people of Kazakhstan. The civil activity of the public has increased. Indifferent youth began to join parties and other organizations in their ideological preferences. Teachers and students have united in the "Council of Democratic Students" in the city of Omsk, "Zhas Kazakh" in Akmolinsk, "Zhas zhurek" in the Spassky Plant, "Talap" in Petropavlovsk, “Zhanar” in Semipalatinsk, "Revolutionary Union of Kazakh Youth" - in the Merke of Aulie-Ata Uyezd and others.

At the initial stages of existence, youth associations set cultural and educational goals. But as events unfolded, they began actively expressing their socio-political views and looking at more serious problems. Some of the youth joined the Soviets, in particular the “Zhas Kazakh” organization, led by S. Seyfullin, as well as the “Revolutionary Union of Kazakh Youth”, headed by T. Ryskulov; others were impressed by the ideas of the national-liberal intelligentsia.

But the actions of the Provisional Government disappointed the local population - continuing the policy of their predecessors, it did not seek to solve the national problem, the land issue did not stand on the agenda, the national identification of other ethnic groups and especially the allocation of their autonomy was not the focus of the government's attention.

Soon Bukeikhanov left the Party of the Cadets, supporting the idea of ​​indivisible Russia, which was to be embodied in the constitutional monarchy. The public figure said this through the newspaper "Kazakh". Bukeikhanov was against the plans of the Cadets, according to which the land is transferred to private ownership. This process, in his opinion, could end only by the fact that the territory will pass to the neighbor, and the Kazakhs will remain with nothing and will turn into beggars. The Party of the Cadets did not accept the idea of ​​national autonomies, which also went against the plans of Bukeikhanov. In addition, he considered it necessary to separate the church from the state, but the Cadet Party was against it. These three items maximally shared the aspirations of the Kazakhs and the position of the Constitutional Democratic Party. Alikhan Bukeikhanov felt the need to organize his own party, which would represent the interests of the Kazakhs. His plans were embodied by the Alash Party formed in 1917.

Members of the Alash Party worked on constitutional reforms that were supposed to touch on issues of universal right of suffrage on the basis of proportional national representation, equality of republics and nations, secularization (in a broad sense, that is, separation of church and state), recognition of the equal importance of different languages.

At the Second All-Kazakh Congress, together with the creation of the Alash autonomy, the Provisional People's Council – “Alash-Orda” was formed.

They set their priority goals:

Creation of territorial-national autonomy, which will include the regions of Bukey horde, Ural, Akmola, Turgay, Semipalatinsk, Syrdarya, as well as the Trans-Caspian region and the territory of Kazakh counties such as Fergana, Samarkand district, Amudarya department, adjacent Kazakh parishes of Altai Province. Autonomy should represent an integral territory with the predominance of the Kazakh population, a single culture, history and language. This territory with its water and land resources should be owned by Alash;

Ensure the rights of national minorities in the Alash autonomy, and in all institutions representatives of different nations should be represented proportionately;

To save the Alash autonomy from disintegration and anarchy, organize a temporary People's Council "Alash Orda". It should consist of 25 mandates, 10 members of the Council should be representatives of non-Kazakh nationality;

All executive power over the Kazakh population should belong to Alash-Orda.

In the fall of 1917, another national-political association, Ush-Zhuz, was born, positioning itself as the Kazakh Socialist Party. At the head of it was K. Togussov.

The members of the Party sharply contrasted themselves with the Alash Party members, who were called counterrevolutionaries, and supported the Bolsheviks and the Left "Socialist-Revolutionaries," between whom at that time they did not see any fundamental difference. They considered Alash leaders children of the rich, and the Ush-Zhuz Party members were of a simple origin, workers, illiterate poor, so it was especially important for them to support and protect the weak, help orphans and impoverished layers of the population.

By September 1917, leftist ideas began to prevail among the people, which prevailed among the population with increasing influence of the Bolsheviks, and the spread of their program requirements.

After the defeat of Kornilov’s counterrevolutionary movement, the Bolsheviks quickly began to gain popularity. The active Bolshevisation of the Soviets began. Again the slogan "All power to the Soviets!" resounded, which was temporarily forgotten during the July events of 1917. The slogan began to be of a fighting nature, calling for an uprising directed against the Provisional Government, to transfer power to the proletariat.

October 24 (November 6), 1917 in Petrograd, an armed uprising began. The next day, the rebels captured the main objects of the capital. On the morning of October 25 (November 7), the Military Revolutionary Committee announced that the Provisional Government had been deposed.

The victory of the Bolsheviks in the capital meant the establishment of Soviet power in the country, in large Kazakh cities the Soviets approved their government first in Tashkent, Omsk, Orenburg and Astrakhan. But the official establishment of the power of the Soviets in Kazakhstan lasted about four months - from the end of 1917 to March 1918. Obstacles to this were due to socio-economic problems, a low level of culture, and difficulties in establishing interethnic relations.

A significant role in achieving victory belongs to local garrisons united in the Soviets of Soldiers' Deputies and to former soldiers who returned to Kazakhstan after the February Revolution - they were personally interested in establishing Soviet power, because it promised them peace and the peasantry with land. The situation was complicated by the opposition of the military governments of the Ural, Semirechye, Siberian and Orenburg Cossack troops, as well as by the concentration of supporters of the Provisional Government in various parts of Kazakhstan (especially in Uralsk).

The Soviets approved their authority in the Syrdarya, Akmola region and Bukey Horde by peaceful means, since the Bolsheviks already had a considerable advantage. But another situation developed in the Turgay, Ural, and Semipalatinsk and partly in the Semirechye regions - on this territory the supporters of the Provisional Government had significant forces. In the regional centers and county cities, Soviet power was established using the armed forces of the Red Guards and Bolshevik soldiers of local garrisons.

For four years the Soviet power was established mainly in Kazakh cities and large settlements. In most Kazakh villages and auls, the struggle for the establishment of Soviet power was pending the outbreak of the civil war.

The Soviet government undertook reforms in the economic and cultural fields, it took over industrial enterprises such as the Spassky Plant, the Karaganda Mines, the Uspensky Mine, the Emba oilfields and others, and a significant part of industrial enterprises and banks were nationalized. Practical implementation of the provisions of the Decree on Land began.

With the victory of the socialist revolution, it became possible to discuss national problems concerning projects of nation-building. The formation of the RSFSR gave an impetus to the creation of autonomies in the East of the country. The Soviets of Kazakhstan and Turkestan began work on preparing for the convocation of the All-Kazakh and All-Turkestan Congresses of Soviets. At that time, Soviet power grew more and more. In fact, this meant continuing the struggle for the formation of Soviet statehood.

The "Alash" Party did not like this state of affairs: they could not accept the October Revolution and abandon the idea of ​​forming Kazakh statehood.

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
MOST READ
Quiz

Are you interested in the history of independent Kazakhstan?

Публикации

Общественное движение в Казахстане после Октябрьской революции

07 Ноября 2017
230
0
Общественное движение в Казахстане после Октябрьской революции
7 ноября (по старому стилю 25 октября) ровно сто лет назад произошла Октябрьская социалистическая революция

В этот день повстанцы вторглись в Зимний дворец и свергли Временное правительство – власть перешла в руки Советов.

Предшествовавшая ей февральская революция в России стала масштабным событием, на которое последовала незамедлительная реакция со всех уголков планеты. Особенно значимым государственный переворот оказался и для населения Казахстана. Возросла гражданская активность общественности. Неравнодушная молодежь стала вступать в партии и другие организации по своим идеологическим предпочтениям. Педагоги и студенческая молодежь объединились  в «Совет демократической учащейся молодежи» – в городе Омск, «Жас қазақ» – в Акмолинске, «Жас журек» – на Спасском заводе, «Талап» – в Петропавловске, «Жанар» – в Семипалатинске, «Революционный союз казахской молодежи» – в Мерке Аулие-Атинского уезда и другие.

На начальных этапах существования молодежные объединения ставили культурно-просветительские цели. Но по мере того, как разворачивались события, они стали активно выражать свои общественно-политические взгляды и смотреть на более серьезные проблемы. Часть молодежи присоединилась к Советам, в частности организация «Жас казах», под  руководством  С. Сейфуллина, а также «Революционный союз казахской молодежи», которую возглавлял Т. Рыскулов, другим импонировали идеи национально-либеральной интеллигенции.

Но действия Временного правительства разочаровали местное население – продолжая политику своих предшественников, оно не стремилось решить национальную проблему, на повестке дня не стоял земельный вопрос, национальная идентификация других этносов и тем более выделение их автономии не было предметом внимания правительства.

Вскоре Букейханов покинул партию кадетов, поддерживавшую идею неделимой России, которая должна была воплотиться в конституционной монархии. Об этом общественный деятель заявил через газету «Казах». Букейханов был против планов кадетов, согласно которым земля передается в частное владение. Этот процесс, по его мнению, мог окончиться только тем, что территория перейдет к соседу, а казахи останутся ни с чем и превратятся в нищих. Партия кадетов не принимала идею национальных автономий, что также шло вразрез с планами Букейханова. Кроме того он считал необходимым  отделение церкви от государства, но Партия кадетов была против этого. Эти три пункта максимально разделяли устремления казахов и позицию Конституционно-демократической партии. Алихан Букейханов почувствовал необходимость в организации собственной партии, которая бы представляла интересы казахов. Его замыслы воплотила образованная в 1917 году партия Алаш.   

Члены партии Алаш работали над конституционными реформами, которые должны были коснуться вопросов всеобщего избирательного права на основе пропорционального национального представительства, равенства республик и наций, секуляризации (в широком смысле, то есть отделение церкви от государства), признания равной значимости разных языков.

На Втором общеказахском съезде вместе с созданием Алашской автономии был сформирован временный Народный Совет – «Алаш-Орда».

Своими приоритетным целями они ставили:

Создание территориально-национальной автономии, которая включит области Букеевской орды, Уральской, Акмолинской, Тургайской, Семипалатинской, Сырдарьинской, а также Закаспийскую область и территорию казахских уездов, таких как Ферганский, Самаркандский уезд, Амударьинский отдел, смежные казахские волости Алтайской губернии. Автономия должна представлять целостную территорию с преобладанием казахского населения, единую культуру, историю и язык. Эта территория с ее водными и земельными ресурсами должна находиться в собственности Алаш;

Обеспечить в Алашской автономии права национальных меньшинств, а во всех учреждениях представители разных наций должны быть представлены пропорционально;

Для спасения Алашской автономии от развала и анархии организовать временный народный совет «Алаш Орда». Он должен  состоять из 25 мандатов, 10 членов совета должны быть представителями неказахской национальности;

Принадлежность всей исполнительной власти над казахским населением Алаш-Орде.

Осенью 1917 года родилась другое национально-политическое объединение Уш-Жуз, позиционирующее себя как Казахскую социалистическую партию. Во главе ее стал К. Тогусов.

Члены партии резко противопоставляли себя алашовцам, которых называли контрреволюционерами, и поддерживали большевиков и левых «эсеров», между которыми в тот момент не видели принципиальной разницы. Лидеров Алаш они считали байскими детьми, а сама уш-жузовцы были простого происхождения, рабочие, неграмотные бедняки, поэтому особенно важным для них было поддержка и защита слабых, помощь сиротам и обнищавшим слоям населения.  

К сентябрю 1917 года в народе стали преобладать левые идеи, которые возобладали среди населения с увеличением влияния большевиков, и распространениями их программных требований.

После разгрома корниловщинцы большевики стали быстро набирать популярность.  Началась активная большевизация Советов. Снова зазвучал лозунг: «Вся власть Советам!», временно забытый во время июльских событий 1917 года. Лозунг стал носить боевой характер, призывающий к восстанию, направленному против Временного правительства, к передаче власти пролетариату.

24 октября (6 ноября) 1917 года в Петрограде началось вооруженное восстание. На следующий день восставшие захватили главные объекты столицы. Утром 25 октября (7 ноября) Военно-революционный комитет объявил о том, что Временное правительство низложено.

Победа большевиков в столице означала установление власти Советов в стране, в крупных казахских городах Советы утвердили свое правительство сначала в Ташкенте, Омске, Оренбурге и Астрахани. Но официальное установление власти Советов в Казахстане длилось около четырех месяцев – с конца 1917 года по март 1918 г. Препятствия на пути к этому порождались вследствие социально-экономических проблем, низкого уровня культуры, трудностей в налаживании межнациональных отношений.

Значительная роль в достижении победы принадлежит местным гарнизонам, объединенным в Советы солдатских депутатов, и бывшим фронтовикам, которые вернулись в Казахстан после Февральской революции – они были лично заинтересованы в установлении советской власти, потому что она обещала им мир, а крестьянству – землю. Положение осложняло противодействие войсковых правительств Уральского, Семиреченского, Сибирского и Оренбургского казачьих войск, а также концентрацией в разных частях Казахстана (особенно в Уральске) сторонников Временного правительства.

Советы утвердили свою власть в Сырдарьинской, Акмолинской области и Букеевской Орде мирным путем, так как значительный перевес уже был на стороне большевиков. Но другая ситуация сложилась в Тургайской, Уральской, Семипалатинской и частично в Семиреченской областях – на этой территории сторонники Временного правительства имели значительные силы. В областных центрах и уездных городах советская власть была установлена с использованием вооруженных сил красногвардейцев и большевистских солдат местных гарнизонов.

За четыре года советская власть была установлена преимущественно в казахских городах и крупных населенных пунктах. В большинстве казахских аулов и сел борьба за установление Советской власти шла до начала гражданской войны.

Советская власть взялась за реформы в экономических и культурных областях, она взяла в свое управление такие про­мышленные объекты, как Спасский завод, Карагандинские шахты, Успенский рудник, Эмбенские нефтяные промыслы и другие, значительная часть промышленных предприятий и банков была национализирована. Началось практическое воплощение в жизнь положений Декрета о земле.

С победой социалистической революции стало возможным обсуждение национальных проблем, касательно проектов национально-государственного строительства. Образование РСФСР дало стимул к созданию автономий на Востоке страны. Советы Казахстана и Туркестана начали работу по подготовке к созыву Всеказахского и всетуркестанского съездов Советов. В это время советская власть все больше усиливалась. Фактически это значило продолжение борьбы за формирование советской государственности.

Партию «Алаш» такое положение дел не устраивало – они не могли принять Октябрьскую революцию и отказаться от идеи образования казахской государственности.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

какая историческая кинокартина о казахско-джунгарских войнах вам понравилась больше всего?