Публикации

Кинолетопись независимого государства.

17 Августа 2013
425
0
Кинолетопись независимого государства.
Телеканал «СТВ» организовал ретропоказ документальных фильмов казахстанских режиссеров. В их числе были и 12 работ руководителя студии «ИКС-Б» заслуженного деятеля искусств РК Александра Головинского,

Телеканал «СТВ» организовал ретропоказ документальных фильмов казахстанских режиссеров. В их числе были и 12 работ руководителя студии «ИКС-Б» заслуженного деятеля искусств РК Александра Головинского, которым снято свыше 40 документальных фильмов. По этим лентам можно проследить основные вехи становления нашего Казахстана. Многие фильмы стали призерами различных кинофестивалей и кинофорумов. Они рассказывают о прошлом и настоящем, о людях, чьи судьбы неотделимы от судьбы страны. Фильмы, которые снимает Александр Головинский, – это поистине евразийское кино, потому что многие из его героев являются своеобразным связующим звеном между странами, эпохами, цивилизациями.

– Александр Федорович, я думаю, вы согласитесь, что подобный рет­ропоказ ценен тем, что позволяет пошагово вспомнить историю, а это особенно важно для поколения, которое пришло к жизни после обретения нашей страной независимости.

– Это действительно очень важно, но, к сожалению, наши зрители практически не имеют возможности видеть такие ленты. Вот я, например, в документальном кино уже более 30 лет, начинал еще в советское время на «Казахтелефильме», и за все это время только канал «КТК» более или менее регулярно показывал документальные фильмы, снятые казахстанскими режиссерами. Правда, тогда там работали другие люди и отсутствовала кровавая чернуха. А вот, скажем, в объединенной Европе существует около десятка телеканалов документального кино, вещающих круглосуточно. В России есть специальный канал документального кино и еще практически все каналы постоянно показывают документальные фильмы. У нас почему-то такой практики нет.

– Но ведь фильмы-то снимаются.

– Снимаются, хотя в разы меньше, чем в советское время. И не надо думать, как говорят некоторые, что раньше документальное кино снимало одну политику, это неправда. Я, например, снимал фильмы о Великом шелковом пути, о мавзолее Ахмеда Ясави, о древнем городище Отрар… Тогда на «Казахтелефильме» создавались очень интересные ленты, причем в год выпускалось около 40 фильмов, примерно столько же делалось на «Казахфильме». И получалось, что ежегодно в стране выходило порядка 80 документальных фильмов, из них лишь процентов 10 были политической направленности. Остальные – это портреты писателей, художников, передовиков производства, фильмы о нашей природе, экономике, о прошлом и настоящем Казахстана.

И сейчас снимается очень серьезное документальное кино. Интересно работают, например, мои коллеги Бахыт Каирбеков, Игорь Гонопольский, Игорь Пискунов, Ася Байгожина и другие. У них за последние лет 20 тоже накопилось большое количество работ, которые они с удовольствием отдали бы показать.

Что же касается нынешнего показа на канале «СТВ», то я, например, не считаю его ретропоказом, потому что многие фильмы, и не только мои, но и других режиссеров, снятые еще лет десять назад, смотрятся совершенно современно. В этом плане канал попал, как говорится, в десятку, тем более что сейчас огромное внимание уделяется истории независимого Казахстана, вопросам исторического формирования казахского этноса. Не случайно этот показ шел под весьма многозначительной рубрикой «Время независимости». Правда, я не знаю, по какой причине СТВ выбрал из числа других работ мои фильмы, хотя не скрою, мне это было приятно.

– Кстати, эти фильмы я бы объединила под общим понятием «страна и мы», «человек и история», потому что в них история Казахстана показана через судьбы конкретных людей. Например, те же «Прогулки по Алма-Ате» десятилетней давности.

– Да, я снял 6 фильмов под таким названием, где, например, архитектуру города представляли такие прославленные архитекторы, как Олег Балыкбаев, а гулял с ним по городу наш знаменитый танцовщик Булат Аюханов. Об истории Вознесенского собора рассказывала, к сожалению, ушедшая от нас журналист Евгения Доцук, прогуляться по базарам и рынкам я предложил скрипачке Жамиле Серкебаевой, а она пригласила составить ей компанию очень интересного модельера и стилиста Андрея Ткаченко. И они вместе ходили по нашим многочисленным базарам, по супермаркетам, по-своему рассказывая об увиденном. А великолепного диктора Казахского радио Геннадия Марюхина, к сожалению, недавно ушедшего из жизни, я пригласил прогуляться по площадям города.

– Почему именно его?

– Потому что как диктор Гостелерадио он вел репортажи со всех наших площадей, где проходили парады и демонстрации, и, мне казалось, что он лучше всех может про это рассказать. Ведущим фильма об истории алматинского трамвая, который в то время отмечал свой 70-летний юбилей, был один из моих любимых певцов – Лаки Кесоглу. И каждый раз мне было интересно узнать отношение этих людей к предмету их разговора.

– Как вы считаете, режиссер-документалист должен быть лишь фиксатором истории? Вспомните одного из зачинателей советского документально кино Дзигу Вертова с его «Киноглазом». Или это кино предполагает личностное осмысление событий?

– То кино, которые я снимаю, я называю не документальным, а неигровым. Вот вы говорите – фиксация факта, киноглаз, но любой документ, а тем более кино, все равно несет авторское осмысление этого самого факта. Скажем, как только фотограф берет в руки фотоаппарат, он начинает выбирать не только фактуру, но и ракурс. То есть это такое же авторское искусство, зависящее от воли и желания его создателя.

Да, мои герои не играют чужие роли, поэтому это не игровое кино, но в то же время я, как режиссер, придумываю ход, сюжет, идею, я снимаю так, как считаю нужным .Это не съемки скрытой камерой, я ничего не подсматриваю. В то же время такое кино отражает реальные факты нашей жизни, не искажая историю.

– Не вызывает сомнения факт нужности документального или, как вы говорите, неигрового кино, почему же у нас оно делается на уровне энтузиазма?

– Дело в том, что в советское время вся киноиндустрия очень серьезно курировалась отделом пропаганды ЦК КПСС. Кино было важным идеологическим инструментом. Но потом все это было утрачено. Когда мы общались с директором республиканского архива кино- и фотодокументов Аллой Сеитовой, она с грустью говорила, что у них практически ничего нет за десятилетие от 1990 до 2000 года, а ведь это было самое что ни на есть судьбоносное время.

Сейчас, я вижу, этот инструмент у нас намерены вернуть. И это правильно, потому что кино, а я имею в виду хорошее кино, а не ту ерунду, которая заполонила наши телеэкраны, позволяет нам понять самих себя и определить свое место в потоке истории. Ведь хотим мы этого или нет, но все сохраняется в памяти поколений. Я, допустим, горжусь, что снял очень сложное кино о великом писателе Нурпеисове, где он сам рассказывает о себе, о своем понимании родины. И сейчас в нашей стране есть немало потрясающих личностей, о которых надо рассказывать.

– Продолжая тему «человек и история», мне хотелось бы вспомнить ваш фильм о писателе Калтае Мухамеджанове «Скажи мне, кто твой друг…». Это очень интересная работа, уже хотя бы потому, что в фильме представлены классики советской литературы, такие как Чингиз Айтматов, например, или Расул Гамзатов, которые уже ушли из жизни, но кино сохранило их для нас живыми. Кстати, насколько я знаю, фильм “Возвращение Золотого человека” был удостоен специального диплома Международного Союза кинематографистов.

– Я тоже люблю этот фильм, а идея его создания родилась у меня после встречи с Фаридой Бекжановной, женой Калтая Мухамеджанова. И я снял этот фильм через уникальную библиотеку Калтая. Писатель Герольд Бельгер сказал о нем очень хорошую фразу, что Калтай был не только большим писателем, драматургом, он был еще и великим читателем, таких сегодня, к сожалению, становится все меньше. Причем в библиотеке Калтая несколько полок были отведены книгам с авторскими надписями, которые были подарены ему лауреатами Ленинской и Государственной премий, народными писателями Расулом Гамзатовым, Мустафой Каримом, Давидом Кугультиновым, Чингизом Айтматовым и нашими казахстанскими писателями – тем же Герольдом Бельгером, Абишем Кекилбаевым. Все они с готовностью откликнулись на предложение рассказать о Калтае, поэтому фильм и называется “Скажи мне, кто твой друг…”.

И через этих людей я показал великую дружбу не только народов, но и литератур, нашу общую тогда советскую культуру, которую совершенно не оправданно некоторые отбрасывают как нечто ненужное. В этом смысле я поддерживаю предложение нашего Президента Назарбаева серьезно осмыслить нашу историю. И прав Госсекретарь Марат Тажин, когда говорит, что в истории нельзя все мерить через примитивную призму: нравится – не нравится, все хорошо либо все плохо.

– Да, история – дама капризная, она не прощает ошибок.

– Поэтому история требует серьезного осмысления, из нее нельзя выбрасывать страницы, как бы этого некоторым и ни хотелось, например, ту часть, которую Казахстан прожил в составе СССР. Безусловно, это были сложные, трудные, во многом противоречивые годы, но они много дали сегодняшнему Казахстану. Об этом я тоже хотел сказать в фильме о Калтае, я бы назвал эту ленту прекрасным букетом из лучших цветов культур и литератур Советского Союза.

– Александр Федорович, хоть вы и говорите, что уходите от политики, но фильм «Возвращение Золотого человека», на мой взгляд, явно политизирован, ведь в нем рассказывается о наших государственных символах – гербе и флаге.

– Можно назвать его и политическим. Помню, в советские времена была такая книжица, которая так и называлась – «Твой флаг и герб», рассказывающая об этих госсимволах. И я подумал, а почему бы не сделать фильм о символах независимого Казахстана? Шел 1997 год, у нас уже был и свой флаг, и свой герб, но мне захотелось рассказать о них через их авторов. Скажем, думали ли они о том, что Казахстан – это многонациональная страна?

Поэтому я задал им несколько провокационный вопрос: тот мощный орел, который раскинул крылья на нашем флаге, оберегает только представителей титульной нации или всех граждан страны? И мне было очень приятно, когда мои герои говорили, что Казахстан – страна многонациональная и многоконфессиональная, и орел в голубом небе, конечно же, оберегает всех нас. Каждый человек, какой бы национальности он ни был и какого вероисповедания, находится под защитой нашей символики, а значит, нашего государства и нашей Конституции.

А чтобы это не выглядело этакой агиткой, я решил рассказать об этом через судьбы двух людей – моих больших друзей: художника Темира Бегимбета и музыканта, музыковеда Юрия Аравина, которого отец привез в Казахстан еще мальчиком. Оба они, отец и сын – Петр и Юрий Аравины, занимались изучением и пропагандой казахской музыки. Это еще один пример взаимопроникновения наших культур. То есть по большому счету это культурологическое кино, связанное с нашей историей.

– Этот фильм был снят по госзаказу?

– По госзаказу я снял всего два фильма, причем сам инициировал их идею – это фильм о Мухтаре Ауэзове «Трагедия триумфатора», созданный в соавторстве с крупным московским писателем и литературоведом Николаем Аркадьевичем Анастасьевым, и фильм о писателе Абди-Жамиле Нурпеисове «Великое безумие пчел», который, кстати, скоро покажут. Вот эти два фильма были профинансированы через Министерство культуры. Мне доставляет удовольствие чувствовать себя независимым человеком, поэтому я снимаю то кино, которое считаю нужным снимать. И даже создавая семь фильмов о Президенте Назарбаеве, ни один из них я не сделал по госзаказу, сняв их на спонсорские деньги.

Я независимый человек, если бы мне было не комфортно жить в Казахстане, я бы уехал, например, в Россию, потому что у меня в паспорте написано, что я русский, или в Польшу, потому что мой отец – поляк, и моя дочь живет в Польше, но я – казахстанец, я люблю эту страну. О ней я снимал и, надеюсь, сниму еще немало фильмов.

Елена Брусиловская

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?