Publications

Once upon a time there were two soldiers

18 September 2017
146
0
Once upon a time there were two soldiers
Two batyrs from one Kazakh aul of the Omsk region were presented to the titles of the Hero of the Soviet Union and the Full Cavalier of the Order of Glory

During the Second World War showed their courage and heroism our compatriots-Kazakhs of the Omsk region where today about 100 thousand people live. Only from one village, consisting of 6 auls of the Amangeldy collective farm in the Maryanovsky district of the Omsk region, 176 people were drafted. Of these, 72 people disappeared and died at the fronts of the war (documents from the front arrived), 52 people returned from the battlefields to the aul of Dombay, and there is still no information about the others.

Here we would like to briefly talk about the heroism of the two men who committed genuine heroism. Within the framework of the presidential program "Tugan Zher", it is our duty to remember our fellow tribesmen scattered throughout the various republics of the former USSR and foreign countries. They are part of the Kazakh nation and its glorious history, bearers of unique national code. Therefore, it is no coincidence that the portal "NDH" of JSC "QazContent" launched a program of studying and promoting the history and culture of foreign compatriots.

Maemirov Almukh (1922-1989) - Full Cavalier of the Order of Glory

In one of the spring days of 1965 a correspondent of the newspaper “Pravda” arrived in the aul of Dombay in the Maryanovsky district. A man in a black leather coat asked: "Do we know Almukh Maemirov?" Adults and children accompanied the correspondent to the office manager Smagulov Ramazan, after a short introduction to each other the manager sent him to the field where one of the most modest residents of the aul A. Maemirov was holding snow on his tractor at that time.

From conversations it was clear that the inconspicuous and taciturn tractor driver Almukh Maemirov during the war was a mortar gunner, as he was also called - a sniper, and in every battle he destroyed machine gun crew, the infantry of the enemy. Every time after the battle, he wounded, contused, got into the hospital, and each time the command represented him to the award, to the same Order of "Glory" of the third degree. But the reward did not find the hero, as after the recovery he each time fell into another part, even on another front. And so it was repeated three times. This correspondent, working in the archives, drew attention to the repeated name and similarity of situations, and, thanks to his efforts, the soldier found his front-line reward. Given this circumstance, the Presidium of the USSR Armed Forces awarded him with the orders of "Glory" of all degrees.

But his life has not changed. With his large family, he lived in a small dug-out, shy to even ask for a solid house in the central manor. He believed that families of veterans who did not return from the war deserved improvements in housing conditions more than others.

The hero fought near Leningrad, Volkhov in the 54th Army of General Fedyuninsky. In defending the approaches to the city of Volkhov, he was awarded the first Order of Glory of the third degree for showing courage and heroism. The second order was awarded for the liberation of the city of Riga, he destroyed several bunkers and three guns of the enemy, since then he was called the sniper of the 20th Guards Rifle Regiment. The next Order of Glory was awarded for the fact that on the approaches to the city of Aust in Germany, Almukh destroyed the German infantry column.

He was demobilized in November, 1945. With his wife he brought up 8 children.

Musabayev Shakhuali (1918-1985) - a front-line hero

Musabayev Shakhuali (1918-1985) was very modest; a front-line soldier awarded the Order of Alexander Nevsky and the Red Star, graduated from the Alma-Ata Pedagogical Institute before the war and managed to work in the Kzyltu school of Almaty region as a history teacher. He was a participant in Berlin assault.

For courage and heroism Musabayev Sh. was presented to the title of "Hero of the Soviet Union", but, according to archival data, the commander of the 1st Guards Tank Army, while the Guard Colonel-General M. Katukov and a member of the military council of the Army of the Guard Major-General N. Popel refused, replacing it with the Order of Alexander Nevsky.

The Sandomir bridgehead, occupied by the platoon of a brave junior lieutenant Musabayev Shakhuali, was later used as the initial area for the offensive in the course of the Vistula-Oder operation.

From the commendation list on Musabayev Shakhuali:

"... during the crossing of the San River on July 22, 1944, Comrade Musabayev, despite the strong enemy fire, was the first of the entire brigade to cross the river, his example was followed by fighters of the 3rd company. A total of 10 people crossed. The enemy, who was entrenched on the outskirts of the village, conducted a hurricane fire and did not give the chance to force the river to the rest. Then Musabayev with a group of fighters came from the flank broke into the enemy trenches, with hand grenades, fire from automatic weapons they destroyed up to 70 soldiers and officers of the enemy and captured 22 prisoners, 4 easel and 5 hand machine guns, the remaining soldiers of the enemy fled. By this time the battalion and other units had crossed the Vistula River… In the battle for the village of Samotno, Comrade Musabayev was the first to break into the location of the enemy's convoy, despite the wound, continued the battle, he one destroyed 15 enemy soldiers, the rest fled leaving the convoy."

Editor's note: There are still many white spots in the history of our country, which are waiting for their coverage. Portal “NDH” considers it its duty to cover forgotten pages of history, thus giving a duty to the memory of the older generation. We express the hope that such publications will find the proper response from our audience.

The main photo depicts war veterans of the aul of Dombay.

 

By Ziyabek KABULDINOV

Doctor of Historical Sciences, Professor

By Mukhamediyar NURPEISSOV

Retired Colonel, local historian

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
MOST READ
Quiz

Are you interested in the history of independent Kazakhstan?

Публикации

Жили-были два солдата

18 Сентября 2017
373
0
Жили-были два солдата
Два батыра из одного казахского аула Омской области были представлены к званиям Героя Советского Союза и полного кавалера Орденов славы

В годы второй мировой войны мужество и героизм проявили и наши земляки-казахи Омской области, в которой сегодня проживает там около 100 тысяч человек. Только из одного сельсовета, состоящего из 6 аулов Амангельдинского колхоза Марьяновского района Омской области, было призвано 176 человек. Из них погибли на фронтах войны и пропали без вести (пришли документы с фронта) 72 человека, вернулись с полей сражений в аул Домбай 52 человека, а об остальных нет сведений до сих пор.

Здесь мы бы хотели кратко рассказать о героизме двух одноаульцев, совершивших подлинный героизм, о котором они долгие годы умалчивали. В рамках президентской программы «Туған жер» наш долг вспомнить своих соплеменников, разбросанных по разным республикам бывшего СССР и зарубежным странам. Они являются частью казахской нации и его славной истории, носителями уникального и неповторимого национального кода. Поэтому неслучайно, что портал «NDH» АО «Казконтент» начал реализацию программы изучения и пропаганды истории и культуры зарубежных соотечественников

***

Маемиров Альмух (1922-1989 гг.) – полный кавалер орденов Славы.

В один из весенних дней 1965 года в аул Домбай Марьяновского района приехал корреспондент газеты «Правда». Мужчина в черном кожаном пальто спросил: «Есть ли у нас в отделении Маемиров Альмух?». Взрослые и дети сопроводили корреспондента к управляющему отделением Смагулову Рамазану, после короткого представления друг другу управляющий послал «летучку» в поле, где в это время проводил снегозадержание на своем тракторе один из самых скромных жителей аула А. Маемиров.

Из разговоров было понятно, что неприметный и неразговорчивый тракторист Альмух Маемиров в годы войны был минометчиком, как его еще называли - снайпером, и в каждом бою он уничтожал орудийные и пулеметные расчеты, пехоту врага. Каждый раз после боя он раненный, контуженный попадал в госпиталь, и каждый раз командование представляло его к награде, к одному и тому же ордену «Слава» III степени. Но награда не находила героя, так как после выздоровления он каждый раз попадал в другую часть, даже на другой фронт. И так повторялось три раза. Этот корреспондент, работая в архивах, обратил внимание на повторяющуюся фамилию и схожесть ситуаций, и, благодаря его усилиям, солдата нашла его фронтовая награда. Учитывая это обстоятельство Президиум ВС СССР наградил его орденами «Славы» всех степеней.

Но жизнь его не изменилась. Со своей большой семьей он прожил в небольшой землянке, стесняясь даже попросить добротный дом в центральной усадьбе. Он считал, что улучшения жилищных условий достойны семьи не вернувшихся с войны фронтовиков….

Герой воевал под Ленинградом, Волховым в составе 54 армии генерала Федюнинского. При защите подступов к г. Волхов за проявленное мужество и героизм был награжден первым орденом Славы III степени. Второй орден получил за освобождение г. Риги, уничтожил несколько дзотов и три орудия противника, с тех пор его называли «снайпером»-минометчиком ХХ гвардейского стрелкового полка. Следующий орден Славы получил за то, что на подступах к городу Ауст в Германии расчет Альмуха уничтожил немецкую пехотную колонну.

Демобилизован в ноябре 1945 года. С супругой воспитал 8 детей.

***

Мусабаев Шахуали (1918-1985) - герой - фронтовик

Очень скромным был Мусабаев Шахуали Галеевич (1918-1985), герой - фронтовик, награжденный орденами «Александра Невского» и «Красной Звезды», окончил перед войной Алма-Атинский пединститут и успел поработать в Кзылтуской школе Алматинской области учителем истории. Участник штурма Берлина.

За отвагу и мужество Мусабаев Ш.Г. был представлен к званию «Герой Советского Союза», но, по архивным данным, командующий 1 гвардейской танковой армии, в то время гвардии генерал-полковник М.Е. Катуков и член военного совета армии гвардии генерал-майор Н.К. Попель отказали, заменив его орденом «Александра Невского».

Сандомирский плацдарм, занятый взводом храброго гвардии младшего лейтенанта Мусабаева Шахуали, был потом использован в качестве исходного района для наступления в ходе Висло-Одерской операции.

Из наградного листа на Мусабаева Шахуали:

«...при форсировании реки Сан 22 июля 1944 г. тов. Мусабаев, несмотря на сильный огонь противника, первым из всей бригады форсировал реку, его примеру последовали бойцы 3-й роты. Всего переправились 10 человек. Противник, закрепившийся на окраине села, вел ураганный огонь и не давал возможности форсировать реку остальным. Тогда т.Мусабаев с группой бойцов зайдя с фланга ворвался в траншеи противника, ручными гранатами, огнем из автоматов уничтожили до 70 солдат и офицеров противника и захватили 22 пленных, 4 станковых и 5 ручных пулеметов, остальные солдаты противника бежали. Этим временем батальон и другие части форсировали реку Висла... В бою за деревню Самотно т. Мусабаев первым ворвался в расположение автоколонны противника, несмотря на ранение, продолжал бой, один уничтожил 15 солдат противника, остальные бежали, оставив автоколонну».

 

Наградной лист Мусабаев Шахуали для представления к высокому званию Героя Советского Союза 

 

Зиябек Кабульдинов,

д.и.н., профессор, директор Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова,

Мухамедияр Нурпеисов,

полковник в отставке, краевед

От редакции: В истории нашей страны еще много белых пятен, которые ждут своего освещения. Портал NDH считает своим долгом освещать забытые страницы истории, отдавая таким образом долг памяти старшему поколению. Выражаем надежду, что подобные публикации найдут должный отклик  у нашей аудитории.

На главной фотографии изображены ветераны войны аула Домбай. Сидят слева направо первый ряд: Ахметов Маули, ..., Уразов Альбек, Шмакова Мария, Мусабаев Шахуали; второй ряд - ...., Сарсенбаев Балтабай, Елюбаев Кадырбай, Хасенов Мукангали; третий ряд - Нурпеисов Жумажан, Сергазин Боранбай, .... 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Интересуетесь ли Вы историей Независимого Казахстана?