Публикации

Казахстанские СМИ глазами иранского дипломата

08 Сентября 2017
1128
0
Казахстанские СМИ глазами иранского дипломата
Мехди Санаи – иранский ученый и дипломат. В 1995 - 1998 годы он представлял посольство Ирана в Казахстане. Размышления о стране вошли в сборник «На Великом Шелковом пути… Встречи на земле казахов".

Книга охватывает разнообразные явления и события жизни в Казахстане 90-х годов. Одна из статей была написана в 1997 году и посвящена обзору казахстанских СМИ, состоянию телевидения и газет в республике.

М.Санаи анализирует содержание местных каналов и газет, выявляя плюсы и минусы разных СМИ, особенно негодуя по поводу тех источников, которые популистскими методами завоевали аудиторию.

 

 

Телевидение и другие средства массовой информации.

(сокращенная редакция)

Многообразие средств массовой информации в Казахстане. Состояние телевидения после распада Союза.

30 июня 1997 г.

Сегодня у меня была встреча с руководителем второго канала государственного телевидения Казахстана, который в настоящее время одновременно считается и заместителем руководителя первого канала. Говорили о дальнейших планах и возможных направлениях нашего сотрудничества. Наша встреча произошла по инициативе одного корреспондента этого канала, который с помощью Культурного представительства периодически готовит для второго канала интересные передачи об Иране.

Второй канал телевидения в основном вещает на казахском языке, по качеству изображения и содержанию материалов он уступает первому. Но у него есть и преимущества: во-первых, этот канал вещает на всю территорию республики, а во-вторых, его передачи смотрят и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, в Монголии, где много казахов.

Мы успешно сотрудничаем со многими телеканалами республики, и у нас много друзей из числа ведущих корреспондентов телевидения. Основой нашего сотрудничества является взаимные интересы и духовная общность наших двух стран. К примеру, на первом канале работает Галия-апай, высококвалифицированный и опытный корреспондент, испытывающая симпатии к Ирану. Она уже подготовила несколько передач об иранской культуре и цивилизации. По каналу «Хабар», который считается самым главным в республике, прошло несколько объективных и доброжелательных телепередач об Иране. Этот телеканал оборудован современной аппаратурой, и качество его передач очень высокое. Мы успешно сотрудничаем еще и с «31 каналом» республиканского телевидения. В течение года этот канал еженедельно демонстрировал материалы об иранской культуре. Одна из передач была посвящена кончине Имама Хомейни.

В Казахстане средства массовой информации очень активны. Телевидение в Советском Союзе функционирует с 1931 года. Но в Казахстане телевещание началось лишь с 1958 года. В 60-е и 70-е годы радио и телевидение имели агитационный и образовательный характер. Существовали такие рубрики, как «Следуем курсу партии», «Великая дружба», «Ленинская политика», «Укрепим экономическую мощь государства» и т.д. Эти передачи изобиловали ссылками на партийных деятелей. Все телестудии имели почти одинаковую структуру: студия политических и социальных программ, студия экономических программ, студия сельскохозяйственных программ, научных, учебных и общеобразовательных программ, студия художественных и учебных фильмов, студия литературных и драматических программ и программ для детей и молодежи.

Декабрьские события 1986 года потрясли всю республику. И советские руководители захотели определить влияние телевидения на формирование казахского национализма. Выяснилось, что программы телевидения ничего общего не имеют с теми драматическими событиями.

Сначала, когда создавалось республиканское телевидение, было установлено, что соотношение русских и казахских передач будет 50:50. Государственная телевизионная компания Казахстана состоит из трех каналов: первого, второго и канала «Алатау». Одной из самых важных программ на первом канале была программа «Хабар» («Вести»). В 1996 году на основе этой программы был образован самостоятельный телеканал с тем же названием, руководителем которого стала Дарига Назарбаева.

С обретением независимости Казахстана объем телепередач на казахском и русском языках был установлен в соотношении 60:40. Но фактически передач на русском языке больше. Это связано с тем, что в настоящее время доля кадров, которые могли бы подготовить и демонстрировать качественные передачи на казахском языке, незначительна.

В целом, распад Союза, развитие рыночных отношений и возрастающее влияние СМИ подготовили почву для учреждения многочисленных телевизионных каналов. Каналы КТК, «Рахат», ТАН, «31 канал», НТК и «Шахар» представляют собой негосударственные коммерческие телеканалы, созданные в последние несколько лет.

Одним из последствий развала Союза является, например, то, что в республике, где часть населения лишена даже куска хлеба, один из республиканских телеканалов по вечерам превращается в клуб полового просвещения. Скорее всего, это связано с алчностью и стяжательством, которые были присущи некоторым лицам в первые годы после развала СССР, а теперь обрели более умеренный характер. Сказывается, конечно, и замена руководителей, и преобразования на каналах.

«31 канал» – это частный интерактивный информационно-вещательный и музыкальный телеканал. С ним сотрудничают самые знаменитые певцы и музыканты, на нем много интересных программ для молодежи.

КТК до недавнего времени был семейным телеканалом и в основном показывал телесериалы; он был куплен частной производственно-коммерческой фирмой «Караван». Эта фирма выпускает также одноименный еженедельник, имеющий самый большой тираж в республиканском масштабе, и несколько журналов. Говорят, что владельцами этой фирмы являются евреи. Несмотря на популярность, многие, особенно из числа интеллигенции и руководящего звена, смотрят на их деятельность с подозрением.

 «Караван» является хорошим примером функционирования СМИ с учетом рыночных отношений. Значительную часть еженедельника занимает коммерческая реклама, что является одним из факторов повышения его значимости среди населения. Кроме того, практически  в каждом номере газеты публикуется несколько эротических материалов и фотографий фривольного содержания.

Особенностями «Каравана» являются разнообразие материалов, отражение различных политических взглядов, публикация захватывающих сообщений со всего мира, огромный тираж, иногда достигающий полумиллиона, оперативное распространение издания по городам и регионам страны, дешевизна (несмотря на огромное количество страниц), разнообразие и актуальность рекламы и т.д. Публикуемые в этом еженедельнике разнообразные политические и иные материалы отражают основные моменты жизни общества.

Но, к сожалению, «Караван» относится к числу тех изданий, которые поспешно пропагандируют разврат и распутство, и как будто считают своей задачей нападки на нравственные и религиозные устои человечества.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?