Публикации

Ак бура жил в Казыгурте, намаз читал в Мекке

06 Сентября 2017
322
0
Ак бура жил в Казыгурте, намаз читал в Мекке
Сакральность предка заключалась в том, что он ревел как верблюд, заранее предупреждая народ о приближающихся тяжелых временах

В ходе съемок документального фильма «Сакральный Казахстан» по заказу Министерства культуры и спорта РК наша съемочная группа посетила Южно-Казахстанскую область. Знакомство с сакральными местами мы начали с горы Казыгурт, где по легенде остановился корабль Ноя. У подножия горы расположено несколько мавзолеев, среди них выделяется мавзолей святого Ак бура.

Говорят, что святой Ак бура жил в ХІІ веке, во времена Ходжа Ахмеда Яссави, был его учеником, распространителем религии, был человеком набожным. Настоящее имя Ак бура – Акберген, во время совершения зикра у него изо рта шла белая пена, извергались белые искры, пена покрывала полностью плечи и грудь, в этот момент он обладал неимоверной, могущественной силой. Он всегда восседал на белом верблюде, и потому прозвали его «Ак бура». Он 2 ракаата утреннего намаза читал у родника, затем направлялся в Туркестан, чтобы прочитать последующие 2 ракаата с народом и читал его вместе с Ходжа Ахмедом Яссави. Яссави встречал его со словами:

- О, ты прибыл, дорогой Ак бура мой?

А пятничный намаз читал в Мекка-Медине. Святость этого места в том, что здесь жил святой предок. Паломники приезжают сюда почтить святого Ак бура, посвящают ему коран, кроме того здесь есть и целебный родник, приезжие пьют воду из него, и даже набирают и увозят. После смерти святого Ак бура, его верблюд горько оплакивал смерть хозяина, «слезы текли из его глаз ручьем, опустился на колени и превратился в камень». Говорят, родник, который течет из теснин этого камня, это слезы белого верблюда оплакивающего хозяина.

Вокруг предка Ак бура полно мавзолеев. Говорят, перед своей смертью предок дал указание похоронить его в Ак бура. Священность предка еще и в том, что он ревел словно белый верблюд, заранее предупреждая о приближающихся тяжелых для народа временах, о надвигающейся войне или природной стихии, о голоде. Ну, а священном Казыгурте мы все знаем, его признает даже мир, здесь остался корабль Нуха (Ноя), то, что это место священное признают мировые сообщества. Вот уже 4 года, как получили специальный сертификат от ЮНЕСКО, признающий это место – местом начала, истоком всего живого.

Приехав сюда однажды, человек непременно возвращается снова. Многие паломники сюда приезжают с надеждой: кто-то просит Аллаха дать ему ребенка, кто-то просит исцеления, кто-то молится о благополучии за себя и родных.

Среди местных писателей-поэтов, пишущих об истории этой местности, есть и журналисты, а именно Аманбек Ахаев – писатель, Куралбек Ергебеков – журналист, Рустем Бекзат, они также изучают и историю Казыгурта.

Этот мавзолей был построен в 1991 году по образцу мавзолея Толе би находящегося в местности Шайхантауыр в Узбекистане, в 2011 году осенью был реконструирован.

Здесь также существует традиция «зажигать семь свечей», конечно в Исламе нет таких поверии, но наши предки казахи издревле верили в священность цифры семь, то есть раздача семи лепешек (жеті нан тарату), на седьмом небе ( жеті қат аспан), за семью пластами земли (жеті қабатты жер).

Паломники зажигают семь свечей, молятся, говорят если зажечь свечу и его же золу нанести глаза, говорят бывали случаи, что после этого незрячие обретали зрение.

В народе существует еще одна легенда об Ак бура аулие, говорят он никогда не читал пятничный намаз здесь, и народ его спрашивает: «Где Вы читаете пятничный намаз, никогда не видели Вас здесь, среди народа, почему здесь не читаете?» и тогда аулие отвечает, что пятничный намаз он читает в Мекке. Народ снова поднимает гул, что такого не может быть, мол, где Вы находитесь, а где Мекке? Тогда Ак бура аулие говорит: «Если не верите мне, идите один из вас со мной», берет одного из-них, сажает на своего верблюда, по дороге, когда мчался верблюд, этот человек якобы выпал из него.

 

Ак бура аулие после намаза, на обратном пути, подбирает этого несчастного, висящего на дереве, и привозит обратно вместе с деревом. Это дерево называется «катренке», и дерево это нигде больше не растет.

И наша съемочная группа помолилась, посвятила коран памяти предка. 

Суйеубек Калкулулы, хранитель мавзолея Ак бура, поделился рассказом о святом Ак бура. В 2004 году совершил хадж, с марта 2005 года работает хранителем-шыракшы.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Интересуетесь ли Вы историей Независимого Казахстана?