Publications

Cultural walk: house-museum of Abay in Zhidebay

28 August 2017
109
0
Cultural walk: house-museum of Abay in Zhidebay
The house-museum of the great poet of the Kazakh people, the great thinker Abay Qunanbay is located 180 kilometers from the city of Semey in the village of Zhidebay in the Abay district

Shyngystau, located on the bank of the river Karauyl, the birthplace of Abay, was once a small hill, not far from the district center of Karauyl.

In Zhidebay there is a wintering and a house of the great poet. Tourists and guests, who visited this place, personally see the valuable relics of the poet's epoch and learn a lot of historical information.

The fertile land of Zhidebay passed from Qunanbay to his son Ospan. Then, after the death of Ospan, the land passed into the possession of Abay.

"The famous Zhidebay and Lake Kolkaynar, the reserve where Abay's childhood passed, occupied a high place in his heart. This is the village of his grandmother Zere and mother Ulzhan. Abay at the venerable age, lived in Zhidebay for 30 years, many of his marvelous works were born here. Zhidebay was named Mecca of Kazakh poetry. Zhidebay, with its lush grass, abundant water, convenient for livestock, was near Shyngystau, convenient place, from where it is easy to get to high mountain pastures," wrote the scientist and Abay studier Assan Omarov in his works.

As is known, the mother of Qunanbay - Zere, and his two wives - Ulzhan and Aigyz, spent the winter in Zhidebay. Abay grew up in the caring hands of these mothers.

According to local historians, Abay reconstructed the house in Zhidebay, made major repairs. By the 100th anniversary of the poet (1945) the wintering was restored as a house museum. By the 125th anniversary of Abay, major repairs were carried out, and a memorial exhibition was created. And on the eve of the 150th anniversary of the poet, the museum was supplemented with the literary exposition.

The complex of the house-museum occupies a large area. In the middle is wintering. Wintering consists of 5 rooms and 2 corridors. Right at the entrance to the museum visitors are met by a bronze sculpture of Abay.

On the wall of the front room there is Abay's genealogy and photo documents that characterize the era of the poet. Also, a familiarization stand about the history of wintering was established.

In the following exposition halls, documents were presented about the poet's children, who continued his poetic tradition and the works of his spiritual disciples, who brought his legacy to his descendants. The next room is devoted to the relationship between Abay and his Russian friends, exiled to Semey. After getting to know them, Abay began to study Russian and Western European art and historical literature. About their arrival in the village of Abay in his memoirs tells nephew of Abay. Together with the exile intelligentsia, Abay studied local lore and enlightenment. He made a huge contribution to the search, collection and systematization of ethnographic exhibits for the local history museum, helped in the study of life, history and traditions of Kazakhs.

The separate hall is fully devoted to the science of "Abay Studies", here statements are collected about the poet's work, and most of the exposition of this section is devoted to the fundamental works of Mukhtar Auezov.

Dining room

From the first corridor, the visitor enters the dining room. It is spacious, the windows face east. On the left side of the entrance there is an oven with a domed top. It has two cauldrons installed. One large, it cooked meat, another smaller - for light meals. Both cauldrons were closed with wooden covers. The domed top of the oven protected the room from steam.

Among household utensils - wooden utensils: astau - a dish for kurt, a koumiss set. The room has furniture: cabinets for dishes, kebezhe - storage box for food, asadal - a cabinet on the high legs for storing food. All the furniture is made of wood by local craftsmen. On the right side of the window is a wooden bed, the front side of which is encrusted with bone. Above the bed is an old carpet of black velvet with red appliqués. He belonged to Abay's wife - Dilda.

Living room

From the second corridor, the visitor enters the living room. It is not large in size, but very cozy. The floor here is covered with carpets and on the wall - a pile carpet.

Among the exhibits you can see an ancient musical instrument - kobyz.

Study room

Here the poet worked, read, wrote poetry. The room has kept that creative atmosphere. In the center of the room is a low round table covered with embroidered tablecloth. On the table - a pocket watch, snuffbox, ink device, goose feather. It seems that the ink on Abay's manuscript "A few words about the origin of the Kazakhs" has not dried up yet.

Here, next to the manuscript - the national game togyz kumalak.

Traditional Kazakh furniture in this room is combined with European furniture: a wardrobe, a desk, an armchair, a mirror, a wall clock, in the closet - favorite books. The works of oriental poets coexist with the works of Russian classics, encyclopedias. On the desk - a table lamp, checks, chess and books - companions of his entire creative life.

Front room

On the left, on the wall, there is takiya - a head-dress of Qunanbay, brought from Arabia, during a pilgrimage to Mecca. It was transferred to the museum by Abay's great-grandson. On the walls there are photos: Abay with his sons and his brother Ospan. There is also a Kazakh wooden bed with decoration. In the middle - a round table on low legs, covered with a tablecloth. On the table there is a koumiss set decorated with silver.

Near the stove is a large copper basin, a kumgan, a towel with embroidered edges. In the corner - a three-barrel rifle (hunting gun of the central battle Abay was awarded by the West Siberian Governor-General Baron Taube in 1890 "For diligent service and special merits").

Yerkezhan's room

Yerkezhan was the wife of Ospan, Abay's brother. After the death of Ospan, according to the Kazakh custom, Abay was forced to marry Yerkezhan.

As Yerkezhan spent her whole life in Zhidebay, most of the surviving items belong to her. Female jewelry is presented in a separate window. In the right corner is a wooden bed with decoration.

 

The article was prepared jointly with the state museum-reserve of Abay "Zhidebay-Borli"                                                                                                      

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
MOST READ
Quiz

What of the wealth of Zheti Kazyna is the most in demand in modern society?

Публикации

Культурная прогулка: Дом-музей Абая в Жидебае

28 Августа 2017
427
0
Культурная прогулка: Дом-музей Абая в Жидебае
Дом-музей великого поэта казахского народа, великого мыслителя Абая Кунанбаева находится в 180-ти километрах от города Семей в ауле Жидебай Абайского района

Шынгыстау, расположенный на берегу реки Карауыл, родина Абая, когда-то был небольшой возвышенностью. Неподалеку от райцентра Карауыл.

В Жидебае находится зимовка и жилой дом великого поэта. Туристы и гости, посетившие это место, воочию видят ценные реликвии эпохи поэта и узнают много исторических сведений.

Благодатная земля Жидебая перешла от Кунанбая его сыну Оспану. Затем после смерти Оспана земля перешла во владение Абая.

«Знаменитый Жидебай и озеро Колькайнар, заповедник, где прошло детство Абая, заняли высокое место в его сердце. Это – аул бабушки Зере и матери Улжан. Абай в почтенном возрасте, 30 лет жил в Жидебае, многие его чудесные произведения родились здесь. Жидебай был назван Меккой казахской поэзии. Жидебай, с его сочной травой, обильной водой, удобный для скота, находился рядом с Шынгыстау, удобная стоянка, откуда можно без труда добраться до джайляу», - пишет ученый-абаевед Асан Омаров в своих исследованиях.

Как известно, что в Жидебае зимовали мать Кунанбая – Зере, а также его две жены – Улжан и Айгыз. Абай вырос в заботливых руках этих матерей.

По словам краеведов, Абай реконструировал дом в Жидебае, сделал капитальный ремонт. К 100-летнему юбилею поэта (1945) зимовка была восстановлена в качестве дома-музея. К 125-летнему юбилею Абая был проведен капитальный ремонт, создана мемориальная экспозиция. А в преддверии 150-летнего юбилея музей восполнили литературной экспозицией.

Комплекс дома-музея занимает большую площадь. В самой середине находится зимовка. Зимовка состоит из 5-и комнат и 2-х коридоров. Прямо у входа в музей посетителей встречает бронзовая скульптура Абая.

На стене передней комнаты висит шежире предков Абая и фотодокументы, характеризующие эпоху поэта. Также установлен ознакомительный стенд об истории кыстау (зимовки).

В последующих экспозиционных залах выставлены документы, рассказывающие о детях поэта, Акылбае, Магауия, Турагуле, продолживших его поэтическую традицию и о творчестве его духовных учеников, Шакарима, Кокбая, Арипа, Асета, Уайса, донесших его наследие до потомков. Следующий зал посвящен взаимоотношениям Абая и его русских друзей, сосланных в Семей. После знакомства с ними Абай начал систематизировано и глубоко изучать русскую и западноевропейскую художественную, историческую литературу. Об их приезде в аул Абая в своих воспоминаниях рассказывает племянник Абая – Какитай Ыскакулы. В разные годы гостями Абая были: Е.П. Михаэлис (28.12.1871 – 26.04.1972 гг.), С. Гросс (04.06.1884 – 01.07.1884 гг.), Н.И. Долгополов (15.07.1885 – 10.08.1885 гг.). Совместно со ссыльной интеллигенцией Абай занимался краеведением и просветительством. Абай внес огромный вклад в поиске, сборе и систематизации этнографических экспонатов для краеведческого музея, помогал в исследовании жизни и быта, истории, традиций казахов.

Отдельный зал полностью посвящен науке «Абаеведение», здесь собраны высказывания о творчестве поэта, большая часть экспозиции этого раздела отведена фундаментальным трудам, исследованиям Мухтара Ауэзова.

Столовая комната

Из первого коридора посетитель попадает в столовую комнату. Она просторна, окна выходят на восток. С левой стороны от входа размещена печь, имеющая куполообразный верх. В ней установлены два казана. Один большой, в нем варилось мясо, другой поменьше — для легкой пищи. Оба казана закрывались деревянными крышками. Куполообразный верх печи предохранял комнату от пара.

Среди домашней утвари — деревянная посуда: астау — блюдо для разведения курта, кумысный набор. В комнате имеется мебель: шкафы для посуды, кебеже — ларь для хранения пищи, асадал — шкаф на высоких ножках для хранения пищи и продуктов. Вся мебель изготовлена местными мастерами из дерева. С правой стороны от окна находится деревянная кровать, лицевая сторона которой инкрустирована костью. Над кроватью — старинный ковер из черного бархата с красными аппликациями. Он принадлежал жене Абая — Дильде.

Гостиная комната

Из второго коридора посетитель попадает в гостиную комнату. Она не велика по размерам, но очень уютна. Пол здесь устлан коврами — сырмак. А на стене — ворсовый ковер.

Среди экспонатов можно увидеть старинный музыкальный инструмент — кобыз.

Рабочий кабинет

Здесь поэт работал, читал, писал стихи. Вся обстановка комнаты сохранила ту творческую атмосферу. В центре комнаты — низкий круглый стол, покрытый вышитой скатертью. На столе - карманные часы, которые отсчитывали время, табакерка, чернильный прибор, гусиное перо. Кажется, что еще не высохли чернила на рукописи Абая «Несколько слов о происхождении казахов».

Здесь же, рядом с рукописью — национальная игра —тогуз кумалак.

Традиционное казахское убранство в этой комнате сочетается и с европейской мебелью: шкаф, письменный стол, кресло, зеркало, настенные часы, в шкафу — любимые книги. Произведения восточных поэтов соседствуют с произведениями русских классиков, энциклопедиями. На письменном столе — настольная лампа, шашки, шахматы и книги — спутницы всей его творческой жизни.

Передняя комната

Слева на стене находится такия — головной убор Кунанбая, привезенный им из Аравии, во время паломничества в Мекку. Она передана в музей правнуком Абая — Багфуром Акылбаевым. На стенах фотографии: Абай с сыновьями Акылбаем и Турагулом, Абдрахман — средний сын Абая, Оспан — младший брат Абая. Здесь же находится казахская деревянная кровать с убранством. Посредине — круглый стол на низких ножках, покрытый скатертью. На столе — кумысный набор, отделанный серебром.

Возле печи большой медный таз, кумган, полотенце с вышитыми краями. В углу - трехствольное ружье (охотничьим ружьем центрального боя Абай был награжден Западно-Сибирским генерал-губернатором бароном Таубе в 1890 г. «За усердную службу и особые заслуги»).

Комната Еркежан

Еркежан — жена Оспана, младшего брата Абая. После смерти Оспана, по казахскому обычаю аменгерства, Абай был вынужден жениться на Еркежан. На воспитании Еркежан еще при жизни Оспана, находились внуки Абая, дети Акылбая: Аубакир и Пакизат.

Поскольку всю свою жизнь Еркежан провела в Жидебае, большинство сохранившихся предметов принадлежат ей. Женские украшения представлены на отдельной витрине. В правом углу - деревянная кровать с убранством.

Статья подготовлена совместно с государственным музеем-заповедником Абая «Жидебай-Борли»

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Что из богатств Жети казына является наиболее востребованным в современном обществе?