«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

Red Army Cossacks in European parts

1683 0
Red Army Cossacks in European parts
Under this title was published a small note in the newspaper "Soviet Steppe" dated June, 1930

And yet the archive is an amazing place. Here you can directly come into contact with an old and recent history, touch it with your hands.

Recently, among the archival documents, a note on the Red Army Cossacks rushed into my eyes. The note was published in the newspaper "Soviet Steppe" as of June, 1930. It says that in the autumn of 1929, 9 conscript-Cossacks were sent to the European units from the Akmola district. It seems to be nothing interesting, an ideologically adjusted note about the valiant defenders of the USSR, a Red Army soldier, a Cossack. But the names of the soldiers were not Cossack: Bayzhanov, Betayev, Dyusekov, Molha and Suleimanov!

The fact that in the late 20's - early 30-ies of the twentieth century, the Kazakhs were called the "Cossack", there is nothing surprising. As you know,

April 18, 1925, the Resolution of the 5th Congress of Soviets on the restoration of the historically correct name of the Kazakh people was adopted: "To restore the historically correct name of the Kirghiz people, the V Congress of Soviets decides: henceforth to call the Kirghiz Cossacks".

In the initial period of the construction of socialism in the country there was not enough personnel, the shortage of military personnel was especially acute. Five out of the nine above-mentioned draftees were sent to the regimental commander's school; from there they were to emerge as junior commanders. They were trained in the Ukrainian military district. "This strengthens international solidarity, gives the working Cossacks the opportunity to take an equal part with other nationalities in the armed defense of the Soviet Union," reads the note.

The Red Army Cossacks themselves thanked for the gifts sent from the Akmola district to the 12th anniversary of the Red Army and at the end of the letter they asked: "Write about the life of the district, especially about the party's policy carried out in the village and the aul and collectivization: Bayzhanov, Betayev, Dyusekov, Molha and Suleimanov."

The note does not indicate where they were sent; surely this information was classified as "secret." But now, perhaps, the archives of the Ministry of Defense of the RK will open the veil of secrecy, and we will be able to find out how the fate of the first Kazakh military commanders of the Red Army was.

The main photo depicts one of the cadets of the Rubtsovsk military infantry school K. Zhetpisov (photo from A. Zhumabayev's blog).

 

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Comments

To leave comment you must enter or register

Публикации

Красноармейцы казаки в европейских частях

14 Августа 2017
903
0
Красноармейцы казаки в европейских частях
Под таким названием была опубликована небольшая заметка в газете «Советская степь» за июнь 1930 года

И все-таки архив удивительное место. Здесь можно напрямую соприкоснуться с давней и недавней историей, потрогать ее руками. 

Недавно среди архивных документов, случайно бросилась в глаза заметка о красноармейцах-казаках. Заметка была опубликована в газете «Советская степь» за июнь 1930 года. В ней говорится, что осенью 1929 года из Акмолинского округа в европейские части были направлены 9 призывников-казаков. Вроде бы ничего интересного, идеологически выверенная заметка о доблестных защитниках СССР, красноармеец, так красноармеец, казак, так казак. Но фамилии воинов совсем не казачьи: Байжанов, Бетаев, Дюсеков, Молха и Сулейманов!

В том, что в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века казахов называли «казак», нет ничего удивительного. Как известно,

18 апреля 1925 года было принято Постановление V Съезда Советов о восстановлении исторически правильного наименования казахского народа: «Для восстановления исторически верного имени киргизского народа V Съезд Советов постановляет: впредь именовать киргиз казаками».

В начальный период строительства социализма в стране не хватало кадров, особенно остро ощущалась нехватка военных кадров. Пятеро из девяти вышеупомянутых призывников были направлены в полковую школу комсостава, оттуда они должны были выйти младшими командирами. Обучались они в украинском военном округе. «Это укрепляет интернациональную солидарность, дает возможность трудящимся казакам принять равное с другими национальностями участие в деле вооруженной защиты Советского Союза», - говорится в заметке.

Сами красноармейцы-казаки поблагодарили за подарки, присланные из Акмолинского округа к 12-й годовщине РККА и в конце письма попросили: «Пишите о жизни округа, особенно о проведении политики партии в деревне и ауле и о коллективизации. Байжанов, Бетаев, Дюсеков, Молха и Сулейманов».

В заметке не указано, куда они были направлены, наверняка эта информация была под грифом «секретно». Но сейчас, возможно, архивы Министерства обороны РК приоткроют завесу тайны, и мы сможем узнать, как сложилась судьба первых казахских военачальников Красной Армии.

На главном фото изображен один из курсантов Рубцовского военно-пехотного училища К. Жетписов (фото из блога А. Жумабаева)

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?