Publications

Kultobe - Yassy – Turkestan

21 July 2017
159
0
Kultobe - Yassy – Turkestan
South Kazakhstan is one of the richest regions in the number of holy sites, historical monuments, archaeological discoveries. Turkestan in this necklace of shrines is the main pearl

We visited this city and could not pass by its ancient town of Kultobe, where archaeologists worked enthusiastically.

We were kindly greeted by Aisulu Erzhigitova, Senior Researcher of the Department of Archeology of the South Kazakhstan Regional Museum of Local History.

- The ancient layers of this settlement were opened in 2010. Since that time, studies of Ancient Turkestan have been conducted by the Turkestan archaeological expedition of the A. Margulan Institute of Archeology under the guidance of Erbolat Smagulov, one of the leading researchers of the Turkestan region. Since 2010, archaeologists have been working in the framework of the program "Cultural Heritage", then for a certain period they worked under a grant from the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan. The amount of work in each season depends on the budget allocated, but it is usually not large. And we have large-scale plans - to open the layout of the oldest citadel of Yassy.

So far it has been established that the history of Turkestan begins here. We here find bronze coins of I-II centuries AD, issued in due time on behalf of the rulers of the powerful Kushan empire.

According to the comments of the head of the archaeological expedition, the coin refers to the middle of the 2nd century AD and was issued to the Kushan emperor Huwishka.

We began an exciting tour of the ancient settlement.

- You see the fortress walls of the citadel. The citadel, say, for those times is not small, occupies a vast area. At the moment, it is not completely open, maybe only 20 percent. But the base (the first floor) of the castle cruciform in shape is already cleared; the various annexes and premises are open. But still we can not yet say with all accuracy, what are the premises intended for. The complex has not yet been fully excavated, but we know that there was a primary building built probably in the 2-1 centuries BC, says Aisulu Erzhigitova.

This is the time of the spread of the Sarmatian culture in the region. A lot of subjects of the Sarmatian era are found here. When we dig here we found exactly such objects and signs that were used in the era of the Sarmatian tribes.

Following the guide, we climbed the fortress wall.

- Here is the fortress wall. In the Middle Ages, as is known, all cities were surrounded by fortress walls. We have opened this small area so far. It is not possible to fully open it, because insufficient funding does not allow it.

Before modern archeologists there is a complex dilemma. If you do not open and explore the ancient monument, the history of the emergence of the city of Turkestan will be hidden from science. At the same time, open monuments can not be left under the open sky. Under the influence of natural phenomena, they quickly collapse and disappear. How to be? Where are the bodies that should control the safety of archaeological and historical sites?

- It's a unique monument. The most studied ancient monument of urban culture in the territory of Kazakhstan. In addition, it is located on the territory of the tourist site of the “Azret-Sultan” museum-reserve.

- The fortress wall has its own history of construction, Aisulu Erzhigitova continues to enlighten us, and we singled out 2-3 such stages. The first period is connected with the construction of a narrow fortification wall. Until the whole wall is open it is difficult to talk about its dating.

Walking along the inner side of the wall, you can see loopholes, which were intended for the defense of the building. In a later period, this wall was expanded and additional rooms were built. What they were meant for is hard to say for the time being. At the moment, 3 premises are open.

Ceramic finds are also found here. Arrowheads have not yet been found.

Through passes in the fortress wall

Thus the outline of the fortress wall of the citadel looms. Behind this wall was the city itself.

- Can you determine the location of the main parts of the city?

- Not yet. To say exactly, specifically, where and what was located there we have not enough objective, material data. There are, of course, assumptions, but there are a lot of them. That's when we finish the excavation, and then it will be seen.

Workplace of Aisulu and her tools

The hill is small by itself. There are apparently still some later layers. But we did not dig them. This is a very laborious work and a very costly exercise. Moreover, all work is done manually. This is a very scrupulous work, not just to dig, it's necessary to work with the material more thoroughly somewhere. We attract workers, but we select the most responsible.

- And how did you determine that this is citadel? Are there any distinctive features?

- This is evidenced by the nature of the architectural development, which we opened in part. A castle construction in the ring (or in a hexagon) of powerful fortress walls is looming.

Slightly destroyed loopholes

There are many interesting details on the fortress wall: loopholes, through arched passages. If you look closely, you see a brick arch. After a thorough clearing, the bricks appear. The loopholes are slightly destroyed. Apparently part of the wall was destroyed, and then repaired. The brickwork shows the techniques of the builders. There are small rooms, intended, perhaps, for soldiers, defenders of the citadel.

And this loophole perfectly preserved

- If we are at the top of the fortress wall, then the main city was much lower?

- Yes, it is possible that there are also some layers below, but we are now exploring the period that belongs to the citadel and here we have reached the mainland. This is the layer that we need. Of course, perhaps, if we start digging further, some older settlement will be discovered.

Many sites were destroyed in later periods, the design was changed, at different times, their buildings and fortifications were built. At the same time, a lot of rooms are covered with garbage pits. There are a lot of sections of the walls that were repaired. At certain moments, with a change in the situation, repairs were made here; in some places the masonry was lost.

- It's amazing how you can dig it all out? What specific techniques do you use?

- Usually, when we conduct excavation, we start from a certain room, find a wall, turn the corner and other details ... Here is the lower part of the wall of this room, and we go on and clear, and here is the wall coating, plaster. We go along it, simply put "drive this wall", and here it goes further, makes a certain turn, so we find the rest of the details. These are real bricks, not invented, we did not hollow out them, did not draw.

Here we went to the archway, from the inside of it you can see more clearly. The masonry of the wall has been preserved, as they are laid out, every brick, every row. There are such traces of arched openings.

- So there was a passage there?

- Yes, the passage to the next room. There are 12 such arched passages here in the building.

- If you look, you can imagine beautiful brickwork.

- Of course, when we found it, we cleared it, it looked great. Of course, over time it has undergone natural effects: it is washed with rain and thawed waters. Now it was showered, but preserved.

Here's another room. Here there are not loopholes, but most likely weep holes intended for air circulation, small through holes. Some of them are like small niches, shelves, and some like weep holes. Here the masonry was preserved very well.

Well preserved ceiling cornices. From this it can be concluded that the building was two or three stories high. But this is still only an assumption.

- Is there any accommodation in the castle?

- There are living quarters, they are outside, and in the castle were located on 2-3 floors, which are not preserved. Here, mostly non-residential rooms.

When we have a general picture, a plan, then it will be possible to attract architects, specialists in medieval constructions, and we can make a historical reconstruction.

There are passages that were specially laid, crammed. But archaeologists were able to restore the layout of the premises traced through the brickwork and went out to the archway.

The central corridor divides the room into the right and left wing. All this building has a cruciform shape.

The whole area was filled with bricks, densely packed up to the very top with such bricks that it is easy to confuse with a brick wall.

In some places there are garbage pits, quite reminiscent of the underground passage, the tunnel. It is not excluded that they could bring to the city. But their study is difficult and dangerous risk of collapse. Therefore, it is not known what surprises this fortress will present.

The presence of such weep holes pushes the idea that the building had several floors. If the building were one-story, then there would not be technical need in the ventilation. Especially in these rooms there were not even windows. Apparently, archaeologists have uncovered the lower premises of the citadel.

The archaeological season began in early May. Usually the season lasts from 2 to 4 months, but much depends on the weather and on financing. This year the researchers submitted this topic to the contest of the Ministry of Culture and Sports of the Republic of Kazakhstan. The work needs to be continued, to study this monument in more detail. Now we are waiting for the results. We hope they will be positive.

The head of RSE "KazRestavratsia" came, he promised that all the work could be done, somewhere to cover, somewhere to carry out restoration, conservation. In August-September of this year, they plan to completely change the temporary canopy.

Here, but in later walls we found a very ancient runic inscription on a ceramic pot. But unfortunately, this language is not known to specialists and it is not possible to read the inscription yet. This pot was in good condition, we found it right in the fortress wall, and a niche was specially made and such detail as for the interior was put.

The famous local historian Erlan Syzdyk joined the conversation.

- This is a favorite place for tourists. They with great pleasure can stay here for 1-2 hours. Recently there were the Dutch; they did not want to leave.

- Now we are asking architects to prepare pedestrian paths made of wood especially for tourists. This will allow tourists to take a tour of the archaeological site, without creating difficulties for archaeological research work. They need somewhere to rise to the very top, or to go down to consider some details. A pedestrian path could be in two levels. But everything depends on finance. We would rather see our monument among the tourist sites.

The midden was preserved, fragments of kitchen ceramics were found in it. Local people permanently disinfected rubbish with ash, so that there was no smell, no insects.

The living quarters are small; there were stoves, a circle where there was a khum - a huge vessel for storing grain, reaching human growth. There lived people who served the building.

Preserved bricks, they hold, despite the fact that they are 21-22 century. Ceiling cornices indicate the presence of a ceiling. Some passages did not open. Restorers asked to leave untouched.

- Can it be a tower?

- I do not know. It's hard to say.

- What function did the castle have?

- It is possible to say confidently, it was a non-residential building, not so much household utensils, there are no definite foci. Most likely it was an administrative building.

The temporary canopy is so worn out that it requires a complete replacement

The archaeological expedition has been working for 3 months already. The 3-year grant of the Ministry of Education and Science of the RK "Ancient Turkestan: Planning, Architecture" is coming to an end, which will be followed by a detailed report.

And what will happen to the further financing of the project? It is impossible to leave a unique historical, cultural object, which, undoubtedly, has a sacred character, not only for the Kazakhs, but also for the Turks and Muslims of the whole world. This is confirmed by the numerous international tourist groups that visit Turkestan. The archaeological site needs urgent measures to preserve and restore the monument. Otherwise, we will be ashamed before our descendants.

 

Astana – Shymkent – Turkestan – Astana

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
MOST READ
Quiz

What of the wealth of Zheti Kazyna is the most in demand in modern society?

Публикации

Култобе – Ясы – Туркестан

21 Июля 2017
861
0
Култобе – Ясы – Туркестан
Южный Казахстан – один из самых богатых регионов по количеству святых мест, исторических памятников, археологических открытий. И Туркестан в этом ожерелье святынь является главной жемчужиной

Мы посетили этот город и не могли пройти мимо его древнего городища Культобе, на котором увлеченно работали археологи.

Нас любезно встретила Айсулу Ержигитова, старший научный сотрудник отдела археологии Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.

 

 

- Древние слои этого поселения были открыты в 2010 году. С этого времени и исследования Древнего Туркестана ведутся Туркестанской археологической экспедицией Института археологии им А. Маргулана под руководством одного из ведущих исследователей Туркестанского региона к.и.н., Смагулова Ерболата Ахинжановича. С 2010 года археологи вели работу в рамках программы «Культурное наследие», затем некоторый период работали по гранту Министерства образования и науки РК. Объемы работ в каждом сезоне зависят от выделенных бюджетных средств, а они обычно не большие. А планы у нас масштабные - вскрыть планировку всей древнейшей цитадели Ясы.

Пока установлено, что история Туркестана начинается именно здесь. Мы здесь находим бронзовые монетки I-II вв н.э., выпущенные в свое время от имени правителей могущественной кушанской империи.

Р.С. По комментариям руководителя археологической экспедиции монета относится к середине II века н.э. и издана кушанскому императору Хувишке.

Мы начали увлекательную экскурсию по древнему городищу.

- Вы видите крепостные стены цитадели. Цитадель, скажем, по тем временам не маленькая, занимает обширную площадь. На данный момент она открыта не полностью, может быть всего на 20 процентов. Но уже расчищено основание (первый этаж) замка крестовидной в плане формы, открыты различные пристройки и служебные помещения. Но все же мы еще не можем сказать со всей точностью, для чего предназначены те или иные помещения. Комплекс полностью еще не раскопан, но мы знаем, что здесь было первичное здание, построенное возможно в 2-1 вв. до н.э., - рассказывает Айсулу Ержигитова

Это время распространения в регионе сарматской культуры. Очень много предметов сарматской эпохи. Когда мы здесь копали мы нашли именно такие предметы и знаки, которые употреблялись в эпоху сарматских племен.

Следуя за гидом, мы поднялись на крепостную стену. 

- Вот крепостная стена. В средневековье как известно, все города были обнесены крепостными стенами. Мы пока открыли этот небольшой участок. Полностью его открыть не удается, потому что не достаточное финансирование не позволяет этого сделать.

Перед современными археологами стоит сложная дилемма. Если не открыть и не исследовать древний памятник, то история возникновения города Туркестан будет скрыта от науки. В то же время, открытые памятники нельзя оставлять под открытым небом. Под воздействием природных явлений они быстро разрушаются и исчезают. Как быть? Где органы, которые должны следить за сохранностью археологических и исторических объектов?

- Это уникальный памятник. Самый изученный древний памятник городской культуры на территории Казахстана. К тому же, он расположен на территории туристического объекта музея-заповедника «Азрет-султан»

 

 

- У крепостной стены своя история сооружения, строительства, – продолжает нас просвещать Айсулу Ержигитова, - мы выделили 2-3 таких этапа. Первый период связан со строительством узкой крепостной стены. Пока не открыта вся стена трудно говорить о ее датировке.

Пройдя по внутренней стороне стены можно увидеть бойницы, которые предназначались для обороны здания. В более поздний период эту стену расширили и пристроили дополнительные помещения. Для чего они были предназначены пока точно сказать трудно. На данный момент открыто 3 помещения. 

Здесь также обнаружены керамические находки. Наконечники стрел пока не находили. 

Сквозные проходы в крепостной стене

Таким образом вырисовывается контур крепостной стены цитадели. За этой стеной располагался сам город с шахристаном и рабадом.

- А можно определить местоположение основных частей города?

- Пока нет. Чтобы сказать точно, конкретно, где, что находилось у нас недостаточно объективных, материальных данных. Есть, конечно, предположения, но их очень много. Вот когда закончим раскопки, тогда и будет видно.

Рабочее место Айсулу и ее инструменты

Сам по себе холм небольшой. Есть по-видимому еще какие-то более поздние слои. Но мы их не копали. Это очень трудоемкая работа и очень затратное мероприятие. Тем более, вся работа ведется вручную. Это очень скрупулезная работа, не просто лопатой покапал, надо где-то более тщательно поработать с материалом. Мы привлекаем рабочих, но отбираем самых ответственных.

- А как вы определили, что это цитадель? Есть какие-то отличительные признаки?

- Об этом свидетельствует характер архитектурной застройки, которую мы частично вскрыли. Вырисовывается замковое сооружение в кольце (в шестиугольнике?) мощных крепостных стен.

Бойницы слегка разрушенные

На крепостной стене много интересных деталей. Бойницы, сквозные арочные проходы. Если присмотреться, то видно кирпичную арку. После тщательной расчистки кирпичи вырисовываются. Бойницы слегка разрушенные. Видимо часть стены была разрушена, потом отремонтирована. По кирпичной кладке видны приемы строителей. Есть небольшие помещения, предназначенные, возможно, для воинов, защитников цитадели.

А эта бойница прекрасно сохранилась 

- Если мы находимся на вершине крепостной стены, значит основной город находился значительно ниже? 

- Да, возможно, что ниже тоже есть какие-то слои, но мы сейчас исследуем тот период, который относится к цитадели и тут мы дошли до материкового слоя. Этот тот слой, который нам нужен. Конечно, возможно, если мы начнем копать дальше, то будет обнаружено какое-то более древнее поселение.

Многие участки были разрушены в более поздние периоды, в конструкцию вносились изменения, в разные периоды строились свои здания и фортификация. При этом, очень многие помещения испещрены мусорными ямами. Очень много участков стен, которые подвергались ремонту. В определенные моменты, с изменением ситуации здесь делали ремонт, в некоторых местах кладка пропадала.

- Удивительно, как вообще можно все это раскопать? Какие специфические приемы вы применяете?

- Обычно, когда мы проводим раскопки, начинаем от определенного помещения, находим стену, поворот угла и другие детали… Вот нижняя часть стены этого помещения, и мы дальше уходим, расчищаем, причем вот здесь вот хорошо сохранилась обмазка стены, штукатурка. Мы идем по ней, проще говоря, «гоним эту стену», и вот она идет дальше, делает определенный поворот, так мы находим остальные детали. Это настоящие кирпичи, не выдуманные, мы их не выдалбливали, не рисовали. 

Вот мы вышли на арочный проем, с внутренней стороны ее видно более отчетливо. Сохранилась кладка стены, как они выложены, каждый кирпич, каждый ряд. Сохранились такие следы арочных проемов.

- То есть там был проход?

- Да, проход в следующее помещение. Таких арочных проходов здесь в здании 12.

- Если вообразить, то можно представить красивую кирпичную кладку.

- Конечно, когда мы ее только обнаружили, расчистили, она выглядела великолепно. Конечно, со временем она подверглась природным воздействиям: промывается дождевыми и талыми водами. Сейчас она осыпалась, но сохранилась.

Вот еще одно помещение. Здесь присутствуют не бойницы, а скорее всего продухи, предназначенные для циркуляции воздуха. Небольшие сквозные отверстия. Некоторые из них как небольшие ниши, полки, а некоторые как продухи. Здесь кладка сохранилась очень хорошо.

Хорошо сохранились потолочные карнизы. Из этого можно сделать вывод, что здание было двух или трехэтажным. Но это пока только предположение. 

- В замке есть жилые помещения?

- Жилые помещения есть, они снаружи, а в замке располагались на 2-3 этажах, которые не сохранились. Здесь в основном нежилые комнаты.

Когда мы будем иметь общую картину, план, тогда можно будет привлечь архитекторов, специалистов по средневековым сооружениям и можно делать историческую реконструкцию.

Есть проходы, которые были специально заложены, забиты. Но археологи сумели восстановить планировку помещений проследили по кирпичным кладкам и вышли на арочный проход.

Центральный коридор делит помещение на правое и левое крыло. Все это здание имеет крестовидную форму.

Вся площадь была забита кирпичами, плотно забутовано до самого верха вот такими кирпичами, которые легко спутать с кирпичной стеной.

В некоторых местах есть мусорные ямы, вполне напоминающие подземный ход, туннель. Не исключено, что он мог вывести в город. Но их изучение затруднено и опасно риском обрушения. Поэтому неизвестно, какие еще сюрпризы преподнесет это городище.

Наличие подобных воздушных продухов наталкивает на мысль, что здание имело несколько этажей. Если бы здание было одноэтажным, то не было бы в вентиляции технической необходимости. Тем более в этих помещениях не было даже окон. Очевидно, археологи раскрыли нижние помещения цитадели. 

Археологический сезон начали в начале мая. Обычно сезон длится от 2-х до 4-х месяцев, но многое зависит от погоды и от финансирования. В этом году исследователи подали эту тему на конкурс Министерства культуры и спорта РК. Работу необходимо продолжать, подробнее изучить этот памятник. Сейчас ждем результатов. Надеемся, они будут положительными.

Приезжал руководитель РГП «Казреставрация», все посмотрел, пообещал, что все работы можно провести, где-то замазать, где-то провести реставрацию, консервацию. В августе-сентябре этого года они планируют полностью поменять временный навес.

Здесь, но в более поздних стенах мы нашли очень древнюю руническую надпись на керамическом горшке. Но к сожалению, этот язык не известен специалистам и прочитать надпись пока не удается. Этот горшок был целый мы его нашли прям в крепостной стене, специально была сделана ниша и поставлена такая деталь, как для интерьера.

К разговору присоединился известный краевед Ерлан Сыздык.

- Это излюбленное место туристов. Они с огромным удовольствием могут здесь задержаться на 1-2 часа. Недавно были голландцы, они уходить не хотели.

- Сейчас мы просим архитекторов подготовить пешеходные дорожки из дерева специально для туристов. Это позволит туристам пройти экскурсию по археологическому памятнику, не создавая трудностей для археологической исследовательской работы. Им надо где-то подняться на самый верх, или спуститься вниз, чтобы рассмотреть какие-то детали. Пешеходная дорожка могла бы быть в двух уровнях. Но все упирается в финансы. Хотелось бы скорее увидеть наш памятник в числе туристических объектов.

Сохранилась хозяйственная яма, в ней были обнаружены фрагменты кухонной керамики. Местные жители мусор постоянно дезинфицировали золой, чтобы не было запаха, насекомых. 

Жилые помещения небольшие, были печки, круг, где стоял хум – огромный сосуд для хранения зерна, достигавший человеческого роста. Здесь жили люди, которые обслуживали здание. 

Сохранились кирпичи, они держатся, несмотря на то, что им 21-22 века. Потолочные карнизы говорят о наличии потолка. Некоторые проходы открывать не стали. Реставраторы просили оставить нетронутым. 

- Это может быть башней?

- Не знаю, сложно сказать.

- Какая функция была у замка?

- Можно сказать уверенно, это было нежилое здание, не так много бытовой посуды, нет определенных очагов. Скорее всего это было административное здание.

Временный навес изношен настолько, что требует полной замены

Археологическая экспедиция отработала уже 3 месяца. Заканчивается 3-летний грант Министерства образования и науки РК «Древний Туркестан: планировка, архитектура», по которому будет подробный отчет.  А что будет с дальнейшим финансированием проекта? Нельзя бросать уникальный исторический, кульутрный объект, который, несомненно, носит сакральный характер, причем не только для казахов, но и для тюрков и мусульман всего мира. Это подтверждают и многочисленные международные туристические группы, которые посещают Туркестан. Архелогический объект нуждается в срочных мерах по сохранению и реставрации памятника. Иначе перед нашими потомками будет стыдно.  

Астана – Шымкент – Туркестан – Астана

Фото автора

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Как вы думаете, является ли мавзолей Алаша хан, который находится в Улытау, местом захоронения Чингис хана?