«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

MILITSIYA CONSISTED OF PEASANTS, PROLETARIAT AND SMALL NUMBER OF KIRGHIZ

1280 0
MILITSIYA CONSISTED OF PEASANTS, PROLETARIAT AND SMALL NUMBER OF KIRGHIZ
On June 23, the Kazakh police celebrate its 25th anniversary. In this regard, the NDH portal decided to turn to the archives and show what kind of militsiya was in the years of Soviet power

The activity of the militsiya in the first years of Soviet power has not been sufficiently studied. In the State Archives of Astana in Fund 247 - Akmola District Workers' and Peasants' Militsiya - little-studied cases are kept. In some of them there is not one name of the researcher. Apparently, scientists should pay attention to this scientific problem.

The establishment of Soviet power was accompanied by the strengthening of state organs, in particular the Soviet militsiya. A few days after the overthrow of Kolchak's government, with the permission of the local head of the garrison and the commandant of Akmolinsk under the Akmola city police, the staff of the office and the external police ranks was organized on November 27, 1919. On December 4, 1919, Comrade Afanasyev was appointed head of the Akmolinsk District militsiya.

In a note to the Commissioner of SibRevCom Comrade Streltsov in April 1920, the head of the Akmolinsk District militsiya Afanasyev described the first steps of the workers' and peasants' militsiya.

With the permission of the commandant of the city of Akmolinsk and the head of the garrison, the staff of the office and external officials of the Akmola district militsiya was created. The staff was relatively small and expressed in the following figures.

District police: the chief of the district militsiya, his assistant, the secretary of the police station, 2 clerks, the accountant, the registrar, the scribe, the warden of the arrest house, the watchman, the senior policeman, 16 junior policemen, 10 couriers. Total were 37 people.

City police: the chief of the city militsiya, the clerk, the scribe, six police guards, 24 policemen, a courier, a watchman. Total were 35 people.

Local militsiya: 7 district police chiefs, 4 clerks, 31 policemen, 8 couriers. Total were 50 people.

The experience of the existence of an organized militsiya for four and a half months (December 1919 - April 1920) proved in practice that the police did not reach their position because of its small number in comparison with the territorial space of Akmola County, which occupied more than 200 thousand square versts and the population in 554 thousand people of both sexes. Akmolinsk County consisted of 33 Russian volost, 49 Kyrgyz, one Cossack village and the city of Akmolinsk. On the east side, the county stretched from the city of Akmolinsk to 250 versts, from the western side of 600 versts, from the north side of 185 versts, from the southern side 1050 versts.

Defending the positions of his subordinates, Afanasyev wrote about the back-breaking labor that a regular policeman was performing in those harsh conditions. The police, day and night dressed up carts for the rapid transfer of military units, transportation of military cargoes, meat products, raw materials, and other government goods. The police were engaged in organizing the population for public works, for example, cleaning the infirmary, cleaning the territory, even sewing sheepskin coats and boots. Of course, the police were engaged in combating crime, detaining deserters, criminals-recidivists and counter-revolutionaries, manufacturing all sorts of crimes and misdemeanors, taking away weapons of the people thrown by whites, all sorts of property and all sorts of trophies, as well as delivering emergency packages to volost revolutionary committees. At first, the county and city militsiya suffered many adversities, censures and threats on the basis of the destination, the labor force, the burial of the deceased, the sending of prisoners of war and sick comrades of the Red Army to the rear and their homeland.

All the above-listed work of the police was carried out accurately and promptly. However, as Afanasyev admits, not all duties assigned to the police were fully met. And the main reason for this was that the police did not have time to do all that was required of it because of its small number. In order for police officers to fulfill their duties everywhere, they would strictly monitor the current moments of political life, at the time of the establishment of the slightest counter-revolutionary speeches, they immediately took measures to suppress them in the bud, and in general, going hand in hand with the Red Army they executed all orders of institutions and officials of the Federative Soviet Republic, caused by the reorganization of the country, the chief of the Akmolinsk district militsiya proposed to increase the number of police officers to the next composition.

District police: the chief of the district police, two of his assistants, a secretary, two clerks, two assistant clerks, an accountant, a registrar, a typist, three copyists, a translator of the Kyrgyz language, a watchman, two warders of the arrest house, 20 mounted policemen, 2 senior policemen, 18 Junior policemen, 10 couriers. Total were 68 people.

City militsiya: the head of the city police, his assistant, the clerk, assistant clerk, registrar, copyist, typist, watchman, 2 senior police officers, 6 precinct militiamen, 4 mounted policemen, 26 junior policemen, 2 couriers. Total were 48 people.

District militsiya: 7 chiefs of police stations, 6 assistants, 7 clerks, 7 senior police officers, 60 junior policemen (1 policeman to the Russian volost, 1 policeman to 2 Kazakh parishes and 3 policemen to the Spassky factory), 25 couriers. Total were 112 people.

The documents contain the composition of the militsiya. Almost the whole composition of the ranks is enlisted from the peasantry, the proletariat and a small part of the Kirghiz. Although the Soviet government forbade the recruitment of former officials of the tsarist police, when organizing police ranks, people from among the employees of the Kolchak government were employed. But before taking them to work, they gathered information about their political reliability and took into account their past in the service. And there was no one to replace them. Firstly, there were almost no people wishing to join the police, and secondly, in the interests of the case, these persons, like the old employees, were necessary at first to carry out certain urgent orders and business trips, and in general, people familiar with the population of Akmola County.

It is difficult to say whether Afanasyev may be cunning, but as the chief of police stated, "Complaints from the population about wrong actions in the service of entrusted external officials have not been received." The same note is also echoed by the note to the Head of the Department of Administration under the Akmolinsk Uyezd Executive Committee: "It was difficult, but the police had the ability to fulfill their duty and there were no cases when it applied any repressive measures during their implementation."

Despite the huge responsibilities and unsafe for the life of police officers, they received extremely miserable content, which was sorely lacking. For example, the courier received 770 rubles a month. Having a family of five souls, he needed a month from the living wage of 1200 rubles, not to mention shoes and clothes. Such a family lived in starvation and there were many such families. Although the instructions of the Department of district militsiya said that the ranks of the external police had to use the ration of the rear Red Army man, but in the spring of 1920 it still was not and the militiamen did not receive any rations. Undoubtedly, the issuance of food rations would significantly improve the financial position of the police ranks, and, as Afanasyev said, "Would give them strength to penetrate the consciousness of duty to serve not for fear but for conscience for the good of the people."

But in the summer of 1920 the situation improved significantly. In a note to the Head of the Department of Management under the Akmola County Executive Committee of August 9, 1920, it was noted that all militiamen are trained in the military system and their armament consists mainly of four line rifles, berdan and checkers and a small part of three line rifles. The cavalry detachment is armed with three line rifles and checkers, the district command staff is armed with revolvers of different systems and checkers. All the external police officers use the ration of a Red Army soldier; some have issued state boots brought from Omsk.

In the cavalry detachment there are 20 horses, 16 of which were requisitioned by the land department, 3 sent by the Politburo, and the latter was taken away from the detainees on charges of theft. 14 saddles were taken from the population and abandoned by the White Guards at retreat.

The office of the district militsiya remained in the previously occupied premises and is equipped with the conditions that remained when evacuating the white police. There is an acute shortage of office supplies.

And of course, the question of financial support for the police is interesting. As it was noted in the note, 934745 rubles were spent on the maintenance of the militsiya, on the office supplies and household expenses 86,630 rubles, for the formation and maintenance of the cavalry unit 60,000 rubles, for the allowance of the arrested 21,000 rubles.

What crimes were recorded during that period? There were 131 incidents in the county: 25 thefts, 4 suicides, 6 drowned, 8 murders, 4 escapes of arrested people, 6 fires, 1 rape, etc. 178 criminals were detained.

Thus, the head of the Akmolinsk Uyezd Soviet worker-peasant militsiya told us about the everyday life of the workers' and peasants' militsiya in the Akmola district in the 1920s.

 

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Comments

To leave comment you must enter or register

Публикации

Милиция состояла из крестьянства, пролетариата и незначительной части киргиз

20 Июня 2017
875
0
Милиция состояла из крестьянства, пролетариата и незначительной части киргиз
23 июня казахстанская полиция отмечает свой 25-летний юбилей. В связи с этим портал NDH решил обратиться к архивам и показать, какой была милиция в годы Советской власти без малого сто лет назад

Деятельность милиции в первые годы Советской власти до сих пор недостаточно изучена. В Государственном архиве г. Астаны в фонде 247 – Акмолинская уездная рабоче-крестьянская милиция - хранятся малоизученные дела. В некоторых из них нет ни одной фамилии исследователя. Видимо, ученым стоит обратить внимание на эту научную проблему.

Установление Советской власти сопровождалось усилением органов государства, в частности советской милиции. Спустя несколько дней после свержения власти Колчака штат служащих канцелярии и наружных чинов милиции 27 ноября 1919 года был организован с разрешения местного Начгара (начальника гарнизона) и коменданта Акмолинска при Акмолинской городской милиции. 4 декабря 1919 года начальником Акмолинской уездной милиции был назначен т. Афанасьев.

В записке особо Уполномоченному Сибревкома товарищу Стрельцову в апреле 1920 года начальник Акмолинской Уездной милиции Афанасьев рассказал о первых шагах рабоче-крестьянской милиции.

С разрешения коменданта города Акмолинска и начальника гарнизона был создан штат служащих канцелярии и наружных чинов Акмолинской уездной и участковой милиции. Штат был относительно небольшим и выражался в следующих цифрах.

Уездная милиция: начальник уездной милиции, его помощник, секретарь канцелярии милиции, 2 делопроизводителя, бухгалтер, регистратор, переписчик, надзиратель арестного дома, сторожиха, старший милиционер, 16 младших пеших милиционеров, 10 курьеров. Итого 37 человек.

Городская милиция: начальник городской милиции, делопроизводитель, переписчик, 6 милицейских надзирателей, 24 пеших милиционеров, курьер, сторожиха. Итого 35 человек.

Участковая милиция: 7 начальников участковой милиции, 4 делопроизводителя, 31 милиционер, 8 курьеров. Итого 50 человек.

Опыт существования сорганизованной милиции в течении четырех с половиной месяцев (декабрь 1919 – апрель 1920 гг.) доказал на практике, что милиция не достигла своего положения вследствие его малочисленности по сравнению с территориальным пространством Акмолинского уезда, занимавшего более 200 тысяч квадратных верст и численностью населения в 554 тысяч душ обоего пола. Акмолинский уезд состоял из 33 русских волостей, 49 киргизских, одной казачьей станицы и города Акмолинска. С восточной стороны уезд простирался от г. Акмолинска на 250 верст, с западной стороны 600 верст, с северной стороны 185 верст, с южной стороны 1050 верст.

Отстаивая позиции своих подчиненных, Афанасьев писал о том непосильном труде, который выполнял обычный милиционер в тех суровых условиях. Милиция ни день, ни ночь не покладая рук наряжала подводы для оперативной переброски воинских частей, перевозки военных грузов, мясопродуктов, сырья, и других казенных грузов. Милиция занималась организацией населения на общественные работы, например, на чистку лазарета, уборку территории, даже на шитье полушубков и валенок. Конечно же милиция занималась борьбой с преступностью, задержанием дезертиров, преступников рецидивистов и контрреволюционеров, производством по всякого рода преступлениям и проступкам, отобранием у населения оружия, брошенного белыми, всякого рода имущества и вообще всякого рода трофеев, а также доставкой с нарочными экстренных пакетов в волревкомы (волостные революционные комитеты). На первых порах уездная и городская милиция перенесли немало невзгод, нареканий и угроз на почве назначения подвод, рабочих сил, погребением умерших, отправлением в тыл и места родины военнопленных и больных товарищей красноармейцев.

Все перечисленные выше работы чины милиции выполняли аккуратно, своевременно и точно. Однако, как признается Афанасьев, не все возлагаемые на милицию обязанности выполнялись полностью. И главной причиной этому являлось то, что милиция не успевала делать и исполнять все то, что от нее требовалось вследствие ее малочисленности. Для того, чтобы сотрудники милиции всюду и везде успевали выполнять возлагаемые на них обязанности, строго следили бы за текущими моментами политической жизни, при установлении малейших контрреволюционных выступлений сейчас же принимали меры к подавлению их в корне, и вообще, идя рука об руку с Красной армией исполняли все распоряжения учреждений и должностных лиц Федеративной Советской республики, вызванные с переустройством страны начальник Акмолинской уездной милиции предложил увеличить штат чинов милиции до следующего состава.

Уездная милиция: начальник уездной милиции, 2 его помощника, секретарь, 2 делопроизводителя, 2 помощника делопроизводителя, бухгалтер, регистратор, машинистка, 3 переписчика, переводчик киргизского языка, сторожиха, 2 надзирателя арестного дома, 20 конных милиционеров, 2 старших пеших милиционера, 18 младших пеших милиционера, 10 курьеров. Итого 68 человек.

Городская милиция: начальник городской милиции, его помощник, делопроизводитель, помощник делопроизводителя, регистратор, переписчик, машинистка, сторожиха, 2 старших милиционера, 6 участковых милицейских надзирателя, 4 конных милиционера, 26 младших пеших милиционера, 2 курьера. Итого 48 человек.

Участковая милиция: 7 начальников участков милиции, 6 помощников, 7 делопроизводителей, 7 старших милиционеров, 60 младших пеших милиционеров (по 1 милиционеру на русскую волость, 1 милиционеру на 2 казахские волости и 3 милиционера на Спасский завод), 25 курьеров. Итого 112 человек.

В документах представлен состав милиции. Почти весь состав чинов завербован из крестьянства, пролетариата и незначительной части киргиз. Хотя Советская власть запрещала принимать на службу бывших чинов царской полиции, при организации чинов милиции на службу попали лица из числа служащих при правительстве Колчака. Но прежде чем принимать их на работу собирались сведения об их политической благонадежности и принималось во внимание их прошлое по службе. Да и заменить их было некем. Во-первых, желающих поступить на службу в милицию почти что не было, а во-вторых, в интересах дела эти лица, как старые служащие были необходимы на первых порах для выполнения тех или иных срочных распоряжений и командировок и вообще, как люди, знакомые с населением Акмолинского уезда.

Сложно сказать, может и лукавит Афанасьев, но как утверждал начальник милиции «жалобы от населения на неправильные действия по службе вверенных наружных чинов не поступало». Этому же вторит и записка Заведующему Отделом Управления при Акмолинском уездном исполнительном комитете: «Как трудно не было, но милиция по силе возможности выполняла свой долг и не было случаев чтобы она при выполнении их применяла какие-либо репрессивные меры».

Несмотря на громадные ответственные и небезопасные для жизни чинов милиции обязанности, они получали крайне мизерное содержание, которого катастрофически не хватало. Например, курьер получал 770 рублей в месяц. Имея семью пять душ, ему было необходимо в месяц из расчета прожиточного минимума на проживание 1200 рублей, не говоря об обуви и одежде. Такая семья жила впроголодь и таких семей было не мало. Хотя в инструкции Отделом управления Губмилиции и говорилось, что чины наружной милиции должны были пользоваться пайком тылового красноармейца, но весной 1920 года еще этого не было и милиционеры пайка никакого не получали. Несомненно, выдача продовольственного пайка значительно улучшило бы материальное положение чинов милиции, и, как говорил Афанасьев, «дала бы им сил проникнуть сознанием долга служить не на страх, а на совесть на благо народа».

Но за лето 1920 года ситуация значительно улучшилась. В записке Заведующему Отделом Управления при Акмолинском уездном исполнительном комитете от 9 августа 1920 года было отмечено, что все милиционеры проходят обучение военному строю и вооружение их заключается преимущественно в четырех линейными винтовками, берданами и шашками и незначительная часть трехлинейками. Конный отряд вооружен трехлинейками и шашками, комсостав уезда вооружен револьверами разных систем и шашками. Все наружные чины милиции пользуются пайком красноармейца, некоторым выданы казенные сапоги, привезенные с Омска.

В конном отряде имеется 20 лошадей, 16 из которых были реквизированы земельным отделом, 3 лошади прислал политбюро, а последняя была отобрана у задержанных по обвинению в воровстве. 14 седел были отобраны у населения и брошенные белогвардейцами при отступлении.

Канцелярия уездной милиции осталась в ранее занимаемом помещении и оборудована той обстановкой, которая осталась при эвакуации белой милиции. Ощущается острый недостаток канцелярских принадлежностей.

Ну и конечно же, интересен вопрос финансового обеспечения милиции. Как было отмечено в записке, на содержание милиции израсходовано 934745 рублей, на канц. и хоз. расходы 86630 рублей, на формирование и содержание конного отряда 60000 рублей, на довольствие арестованных 21000 рублей.

Какие преступления были зафиксированы в тот период? В уезде произошло 131 происшествие: 25 краж, 4 самоубийства, 6 утонувших, 8 убийств, 4 побега арестованных, 6 пожаров, 1 изнасилование и др. Задержано 178 уголовных преступников.

Таким образом, начальник Акмолинской Уездной советской рабоче-крестьянской милиции рассказал нам о буднях рабоче-крестьянской милиции в Акмолинском уезде в далеком 1920 году.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Что из богатств Жети казына является наиболее востребованным в современном обществе?