Публикации

Кто покоится в пантеоне Окшы-ата?

21 Июня 2017
250
0
Кто покоится в пантеоне Окшы-ата?
Члены историко-культурной экспедиции посетили населенные пункты и историко-культурные места, ставшие шедеврами исторических памятников Сырдарьи, расположенные по Великому Шелковому пути

Глава государства сказал: «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям - это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов». Опираясь на эти мысли портал National Digital History организовал 10-дневную историко-культурную экспедицию в край Сырдарьи.

Экспедиция, организованная порталом National Digital History при поддержке акима Кызылординской области, остановилась на земле Шиели, побывала на приеме у руководителя районного управления внутренней политики Багдата Абдикадирова. Руководитель управления рассказал нам об историко-культурных местах Шиелинского района, о сегодняшнем быте района.

«Уважаемые члены экспедиции, добро пожаловать в богатую историями Шиелинский район! Наш район является одним из аграрных районов Кызылординской области. В нашем краю есть уникальные памятники истории и культуры. Наш край является родиной Мустафы Шокая, Ибрая Жакаева и многих других деятелей. Камни с тамгой Сауысканды на хребтах Каратау являются летописью многовековой истории. Пантеон, созданный задолго до Туркестанского пантеона, тоже находится в нашем районе. Мавзолей семи святых пантеона Окшы ата – это место, где покоятся великие личности. Летописью является и история местности. Выражаем огромную благодарность порталу National Digital History. Думаем в нашем районе для сайта найдете очень много интересных материалов. Желаем удачи!», - сказал Б.Абдыкадыров.

Также члены экспедиции ознакомились с социально-историко-культурными памятниками Шиели. Посетили аллею «Почетных граждан района» перед районным акиматом, памятник Мустафе Шокаю. В ходе двухдневного визита в Шиелинский район, группа посетила аулы Жолек, Ыбырай Жакаев, Байгекум, встречалась с жителями аулов, делились мыслями о программе «Туган жер» статьи Главы государства.

Семь святых из пантеона Окшы ата

В Сырдарьинском регионе было три паломнических комплекса. Говоря, сегодняшним языком – пантеоны. Один из них – пантеон Окшы ата в Шиелинском районе. Здесь покоятся семь святых, датха-ораторы, батыры. В ходе экспедиции мы посетили это святое место, и почтили память предков. В начале посетили мавзолей кипчака Бала би, затем побывали в мавзолеях Есабыз, Ғайып ата, Қыш ата, Асан Қайғы, Оқшы ата, от шыракшы (смотрителя) узнали о жизни абызов (жрецов). У каждого из них была своеобразная жизнь. Начиная от Гайып ата с IX века до Есабыз в ХІХ веке в пантеоне были похоронены выдающиеся представители казахского народа. В этом пантеоне покоится дед уважаемого деятеля Алаш Мустафы Шокая - Торгай датха. И предок общественного деятеля Алтыншаш Жагановой тоже покоится здесь. Пантеон Окшы ата находится рядом с аулом Байгекум Шиелинского района. Пантеон относится к Х веку.

Теперь о самом Окшы ата. В свое время он был мастером-оружейником. Обладал особым талантом. Есть сведения о том, что он жил во времена Ходжы Ахмеда Яссави. А о легендах, бытующих о нем в народе в будущем мы опубликаем материалы на страницах портала. Имя данное Абызу ате было - Ибраһим, в некоторых источниках говорится – Когентуп (Көгентүп).

Камни с тамгой в ущелье Сауысканды

Члены экспедиции направились в сторону хребтов старого Каратау, на границу Шиелинского и Сузакского (Южно-Казахстанская область) районов. Здесь увидели камни с тамгой в ущелье Сауысканды, раскинувшегося на 10 километров вдоль отрогов знаменитого Каратау. Петроглифы сфотографировали, и собрали кое-какую информацию о населенном пункте. Наскальные рисунки на хребтах Улкеншокы (Большая сопка) и Кишишокы (Малая сопка) у Сулейменского джайляу справа от реки Сауыскандык вдоль хребтов Каратау в 60-и километрах северо-восточнее от аула Енбекши Шиелинского района относятся к эпохе бронзы и являются ценным достоянием. Наскальные рисунки ІІ тысячелетия до н.э. отображают традиционные верования той эпохи. Основная часть рисунков свидетельствует о развитии животноводства. Среди них есть рисунки мужчины в звериной шкуре, горного козла, горбатых верблюдов, архаров, телег. Сегодня это наследие предложено для включения в список памятников ЮНЕСКО.

Кто такой Сунак ата?

«Земля Сунака словно рай, и сад степной

И сыновья как ангелы, все индивиды.

Потомки с чистою душой и телом,

Рождаются от пылкости любви»,

так воспевала народная поэтесса Фариза Онгарсынова. Сунак является одной из этнических групп. Один из казахских родов, не относящихся ни к одному жузу. Сегодня в Жанакорганском районе есть сельский округ Сунак. Наша экспедиция остановилась вблизи этого аула, поклонилась памятнику Сунак ата, посвятив молитву.

Летописная история Саурана и Сыганак

У каждого края есть свои историко-культурные отличия. Основные исторические отличия Жанакурганского района – история сунаков и руины древних городов Сыганака и Саурана. Расположенные вдоль Великого Шелкового пути, древние города Сыганак и Сауран, находящийся ныне на территории Южно-Казахстанской области, таят в себе бесценные тайны истории. Их исторические башни, построенные для подачи сигнала во время вражеских набегов, и многоэтажные дувалы не оставят никого равнодушным.

Экспедиция остановилась в Сауране, пережившем непростые времена, страшные войны, и от которого до сегодняшнего дня сохранились значительная часть стен, и посетила музейный комплекс под открытым небом. Здесь полностью решены проблемы с дорогой, подачей электроснабжения, для туристов в городе созданы благоприятные условия. Для посещения туристов реликвии древнего города полностью отреставрированы.

Второй город, где остановилась историко-культурная экспедиция, был город – Сыганак. Сыганак (VІ-ХVІІІ вв.) с его двухтысячелетней историей является уникальным историко-культурным памятником, город в свое время был столицей – Кипчакского ханства, Белой Орды, ханства Абильхаира, затем Казахского ханства. Во время нашего посещения в городе велись археологические раскопки. Раскопки ведутся Институтом археологии при Казахско-Турецком Международном университете имени Х.А.Яссави.

Резюме: Край Сырдарьи выполнила немало работ по обновлению национальной истории. Восстановлено множество исторических реликвии, отреставрированы древние города, произведена опись более 1000 исторических памятников. Не будет лишним сказать, что у сырдарьинцев стоит поучиться делу восстановления национальной истории.

На земле Сырдарьи – ставшей матерью всего Алаша, достаточно ценных реликвий истории. Хотелось бы чтобы некоторая часть этих шедевров истории были включены списки ЮНЕСКО и взяты под охрану на международном уровне. Объекты древнего строительства и места древних городов наравне с цивилизациями Рима, Египта, Китая могли бы поведать тайны летописной истории. Наследия земель предков начинают постепенно исчезать под песками и осадками. Поэтому пришло время показать верность наследию предков и обновить национальную историю.

Кызылорда-Шиели-Байгекум-Жанакурган-Сунаката-Сауран-Кызылорда

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Что из богатств Жети казына является наиболее востребованным в современном обществе?