«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

As the British raised industry in Kazakhstan

1598 0
As the British raised industry in Kazakhstan
In 1913, the first mining operations began at the Zhezkazgan copper deposit and at the Sarysu concentrator factory by the Spassk Joint Stock Company, under the leadership of Leslie Urquhart

The enterprise was nationalized after the October Revolution in the 1920s. How and when did it all start? Against the backdrop of what historical events occurred the development of the industry of the Akmola region?

During the scientific internship researcher, Ph.D. in Philology M.L. Anafinova had the opportunity to obtain a copy of the book "In the Kirgiz Steppes" by John W. Wardell in the library of Cambridge University, published in London by Gallery Press in 1961. To date, the Russian-Kazakh translation of the book "In the Kirgiz Steppes" is ready for publication. The book is richly illustrated with photographs and maps of Kazakhstan at that time; it describes not only everyday life and culture of the Kazakhs, the nature of the region, but the economic state and development of industry in Northern Kazakhstan. The dignity of the book is that the author managed to preserve in his documents the historicity, authenticity and, at the same time, his own vision of Northern Kazakhstan of that time. John W. Wardell is not a scholar-historian, not an ethnographer introduced the West his vision of the people of Kazakhstan, and their primordial ancient lands, the development of industry on this ancient land.

Madina Anafinova told us an amazing story of a British engineer who by some quirk of fate turned out to be in Kazakhstan. John W. Wardell served engineering training at the Office of Stockton Work, Wrightson and Company in the UK, where for three years he worked as a designer, specializing in ore development equipment, and in his spare time studying non-ferrous metallurgy.

In November 1913, in order to improve his knowledge on this topic, and hoping to gain practical experience, he went to work for Walter J. Perkins, a consultant in the metallurgical industry in London, who was engaged in the development of projects for the Company Spassk Ore Deposits of the British Company with large ore Concessions in Siberia. These projects included the modernization of copper smelters at the Spassk Plant, the installation of an extractive and processing plant in Sarysu and Spassk, and equipment for mining and smelting operations for new Atbasar deposits of the same company.

By the end of April 1914 all the machines for this project had been ordered, most of the drawings for the construction of brick and wooden buildings were completed. It was decided to send three engineers from Walter J. Perkins to the Spassk Company as soon as possible to prepare the final work in the mines to assist in the construction work. In 1914, John Wardell, as a design engineer in the British company, along with other British specialists arrived at the Atbasar Mines of Akmola Province, and then at the Spassk Plant. Two engineers were sent to Atbasar, and John Wardell was chosen to be sent to Spassk. All of them had to leave England on May 16, 1914 with a contract until 1917.

Once in the millstone of the October Revolution, and after a long journey, Wardell returned to England only at the end of November 1919, after five and a half years.

In February 1920, John Wardell once again went to work for the Management of Wrightson and the Company. In connection with the development of ore processing equipment, for five years he worked for the Company as their representative in London, and then was transferred to work at Stockton on Tees. Here, for three years, John Wardell worked as an engineer and chief designer, and the next thirty years as general manager.

John W. Wardell wanted to write the book after his return to London, when the whole Western world prayed for the collapse of the Russian Revolution, but the fall of the USSR did not happen. John W. Wardell published the book only after forty years of the existence of the Soviet Union.

The author notes: "Since I was one of the few Englishmen who last visited Kazakhstan (if at all, after all, anyone else has been there since the creation of the Soviet Union), and the living conditions have since changed forever, I think that it is desirable to keep this report for the residents of the country, for history, about how the Kazakhs lived for centuries until great changes. To this I added a description of the country, its climate, and other details, records of my impressions of those five full years of events about the life of the British community, isolated in this remote part of the world. The first is important for understanding the country in which my adventures have taken place, the second, I hope, reflects my own ideas."

So John W. Wardell describes the events of those years.

The group of Spassk deposits in Kazakhstan, where I lived for almost five years, settled in two settlements in the old part of Akmolinsk. The new settlement, founded in 1916, was in the old part of Semipalatinsk, but now all four settlements are in a new part of Karaganda. The main settlement where the smelting work was done was located in the Spassk Mills owned by the British Company, which I will continue to refer to as Spassk, as was customary during my two-year stay. Spassk is located about 725 kilometers south of Omsk. The most accessible city on the Trans-Siberian Railway is Petropavlovsk, which is 820 kilometers to the north-north-west; and the old capital of the region - Akmolinsk, is located 300 kilometers from the Spassk deposits along the same road. The closest point on the border of Xinjiang is 730 kilometers to the southeast; Lake Balkhash is 400 kilometers to the south-south-east. Two other earlier developments are the coal mine in Karaganda, 42 kilometers from Spassk on the Petropavlovsk road, and the Uspensky copper mine, which is shortly called Uspensky, 110 kilometers south-southwest of Spassk. The new settlement and development work was in Sarysu, ten miles from the Uspensky Road to Spassk and was my home for the next three years.

Here, in Spassk, I met seven young people. Two of them were Cornish H.K. Robson and H. Pella were assistants to the smelting furnaces; two New Zealander - assistant factory R.J. Morgan and geologist H. Farmer; Canadian prospector J. Stevenson; Secretary from London R. Barker and Danish clerk T. Ristoft. The staff in Spassk consisted of J.V. Bryant, CEO, and Cornwall Bachelor of middle age who lived in a large, well-equipped house. This house also served as a hotel for Russian officials visiting the Company. The head of the plant, an elderly Englishman named Turner, worked in Russia almost all his life and chief accountant E.T. Boyce, an Englishman of middle age - both were married and lived in smaller buildings. In the south, from west to east, along the front of the plain are conveniently located houses for employees, Turner, Bryant, Boise's house and offices. D.E. Harbottle, a superintendent of a coal mine originally from Lancashire, lived in Karaganda. He was married and had two children. There also lived his assistant J. Campbell, an old bachelor from Scotland. In Uspensky lived married superintendent of the farm Farmer and an elderly New Zealander. Three assistants: Cornish H. Quirk and two New Zealander F. Larsen and K. Farmer were single. Inspector R.A. Purvis - my compatriot from the north was married and had a child. Mrs. Purvis, H. Farmer and C. Farmer were the children of the director of the mine. Including me, the full staff consisted of eighteen people and only I was from Britain itself.

In the first year of my two-year stay in Spassk, I was busy completing technical works for the reconstruction of the plant, and closing down the plant in Sarysu. In this I was helped by two Russian engineer-draftsmen, Baldin and Pavlovich. In the second year, when equipment from Great Britain and Russia arrived for the reconstruction of Spassk, other assistants were sent me.

Soon the translation of the fourth chapter of the book, kindly provided by the scientist M.L. Anafinova will be presented to the attention of readers. The chapter "Spassk Fields" describes in detail the events that took place in the Spassk Fields in one of the most dramatic periods of our history.

 

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Comments

To leave comment you must enter or register
Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English

Публикации

Как британцы в Казахстане промышленность поднимали

08 Июня 2017
1301
0
Как британцы в Казахстане промышленность поднимали
В 1913 году начались первые горные работы на Жезказганском медном месторождении и на Сарысуйской обогатительной фабрике компанией «Спасское акционерное общество», под руководством Лесли Уркарта

Предприятие было национализировано после Октябрьской революции в 1920-е годы. Как и когда все это начиналось? На фоне каких исторических событий происходило развитие промышленности Акмолинского региона?

Во время научной стажировки исследователь, кандидат филологических наук М.Л. Анафинова имела возможность получить в библиотеке Кембриджского Университета копию книги «In the Kirgiz Steppes». John W. Wardell. (В Киргизских Степях) Джона Уилфорда Уорделла, опубликованную в Лондоне издательством Галери Пресс в 1961 году. На сегодняшний день готов к публикации русско-казахский перевод книги «In the Kirgiz Steppes». John W. Wardell. В Киргизских Степях. Қырғыз (Қазақ) Даласында. Джон Уилфорд Уорделл. Книга богато иллюстрирована фотографиями и картами Казахстана того времени, в ней описаны не только быт, и культура казахов, природа края, но экономическое состояние, развитие промышленности Северного Казахстана. Достоинство книги в том, что автору удалось сохранить в своих документах историчность, достоверность и в то же время, собственное видение Северного Казахстана того времени. Дж. Уорделл не ученый-историк, не этнограф представил западу свое видение народа Казах, и его исконных древних земель, развитие промышленности на этой древней земле.

Библиотека Кембриджского университета

Мадина Анафинова рассказала нам удивительную историю британского инженера, оказавшегося волею судьбы в Казахстане. Джон Уорделл отслужил срок инженерной подготовки в Управлении Стоктонских работ, Райтсон и Компания в Великобритании, где в течение трех лет работал в качестве конструктора, специализируясь на оборудовании по разработке руды, а в свободное время изучал цветную металлургию.

М. Анафинова во время работы в библиотеке

 

В ноябре 1913 года с целью повышения своих знаний по этой теме, и надеясь получить практический опыт, пошел работать к Уолтеру Дж. Перкинсу, консультирующему металлургическую отрасль в Лондоне, который как раз и занимался разработкой проектов для Компании Спасские Рудные Месторождения Британской Компании с большими рудными концессиями в Сибири. Эти проекты включали модернизацию медеплавильных фабрик на Спасском заводе, установку добывающей и перерабатывающей фабрики в Сары Су и в Спасском, и оборудование добывающих и плавильных работ для новых Атбасарских месторождений этой же самой компании.

К концу апреля 1914 года все станки для этого проекта были заказаны, большинство чертежей для строительства кирпичных и деревянных зданий завершены. Было решено в кратчайший срок направить трех инженеров из компании «Уолтер Дж. Перкинс» в Спасскую Компанию для подготовки завершающих работ на шахтах для оказания помощи в строительных работах. В 1914 году Джон Уорделл, будучи инженером-конструктором в Британской компании, вместе с другими английскими специалистами прибыл на Атбасарские копи Акмолинской губернии, а затем на Спасский завод. Двоих инженеров направили в Атбасар, а Джона Уорделла выбрали для отправки в Спасский. Все они должны были выехать из Англии 16 мая 1914 года с контрактом вплоть до 1917 года.

Попав в жернова Октябрьской революции, и проделав долгий путь, Уорделл вернулся в Англию лишь в конце ноября 1919 года, спустя пять с половиной лет.

В феврале 1920 года Джон Уорделл вновь пошел работать в Управление Райтсон и Компания. В связи с разработкой оборудования по переработке руды, в течение пяти лет он работал в Компании в качестве их представителя в Лондоне, а затем был переведен на работу в Стоктон он Тиз. Здесь, в течение трех лет Джон Уорделл проработал в качестве инженера и главного конструктора, а последующие тридцать лет генеральным директором.

Книгу Дж. Уорделл хотел написать сразу по возвращении в Лондон, когда весь западный мир молился за крушение Русской революции, но падение СССР не произошло. Дж. Уорделл издал книгу лишь спустя сорок лет существования Советского Союза.

Автор отмечает: «Так как я был одним из немногих англичан, последним посетившим Казахстан (если вообще, в конце концов кто-либо еще был там со времени создания Советского Союза), а условия жизни с тех пор, возможно, изменились навсегда, я думаю, что желательно сохранить этот отчет для жителей страны, для истории, о том, как жили Казахи на протяжении веков до великих перемен. К этому я добавил описание страны, ее климата, и другие подробности, записи моих впечатлений тех пяти полных событий лет о жизни британского сообщества, изолированного в этой отдаленной части мира. Первое является важным для понимания страны, в которой происходили мои приключения, второе, я надеюсь, отражает мои собственные представления».

Спасские медеплавильные печи

 

Так Дж. Уорделл описывает события тех лет.

Группа Спасских месторождений в Казахстане, где я прожил в течение почти пяти лет расположилась в двух поселениях в старой части Акмолинска. Новое поселение, основанное в 1916 году, находилось в старой части Семипалатинска, но сейчас все четыре поселения находятся в новой части Караганды. Главный поселок, где производились плавильные работы, расположился в Спасских Заводах, принадлежащих Британской Компании который я далее буду называть Спасский, как было принято во время моего двухлетнего проживания. Спасский расположен приблизительно в 725 километрах на юг от Омска. Самый доступный город на Транссибирской Железной дороге – Петропавловск, который находится в 820 километрах к северо-северо-западу; а старая столица региона – Акмолинск, находится в 300 километрах от Спасских месторождений по той же самой дороге. Самая близкая точка на границе Синьцзян –730 километров на юго-восток, озеро Балхаш в 400 километрах на юго-юго-восток. Две другие более ранние разработки: угольная шахта в Караганде, в 42 километрах от Спасского на Петропавловской дороге, и медный рудник – Успенский, который коротко называется Успенский, в 110 километрах к юго-юго-западу от Спасска. Новое поселение и работы по разработке месторождений находились в Сары Су, в десяти милях от Успенской дороги к Спасску и были моим домом в течение последующих трех лет.

Здесь, в Спасском, я познакомился с семью молодыми людьми. Двое из них – корнуэлльцы Х.К. Робсон и Г. Пеллью были помощники плавильных печей; два новозеландца – помощник завода Р.Дж. Mорган, и геологоразведчик Х. Фармер; канадский изыскатель, Дж, Стивенсон; секретарь из Лондона Р. Баркер и датский клерк Т. Ристофт. Штат сотрудников в Спасском состоял из Дж.В. Брайанта, генерального директора, Корнуоллского бакалавра средних лет, который жил в большом, хорошо оснащенном доме. Этот дом также служил гостиницей для приезжих российских чиновников, посещающих Компанию. Руководитель завода, пожилой англичанин по имени Тёрнер проработал в России почти всю свою жизнь и главный бухгалтер Э.Т. Бойс, англичанин средних лет – оба были женаты и жили в зданиях поменьше. На юге, с запада на восток, вдоль передней части равнины удобно расположились дома для сотрудников, Тёрнера, Брайанта, дом Бойса и офисы. Д.Е. Харботтл, суперинтендант угольной шахты родом из Ланкашира жил в Караганде. Он был женат и имел двоих детей. Там же проживал его помощник Дж. Кэмпбелл, старый холостяк из Шотландии. В Успенском жили женатые суперинтендант шахты Фармер и пожилой новозеландец. Трое ассистентов: корноуэллец Х. Куирк и два новозеландца Ф. Ларсен и К. Фармер были холосты. Инспектор, Р.А. Первис мой соотечественник с севера был женат и имел ребенка. Госпожа Первис, H. Фермер и К. Фармер были детьми директора шахты. Включая меня, полный штат состоял из восемнадцати человек и лишь я один был из самой Британии.

Сары суйская мельница зимой. Фото John W. Wardell

В первый год моего двухлетнего пребывания в Спасском я был занят завершением технических работ по реконструкции завода, и свертывания завода в Сары Су. В этом мне помогали два российских инженера-чертежника, Балдин и Павлович. На второй год, когда прибыло оборудование из Великобритании и России на реконструкцию Спасского мне прислали других помощников.

Вскоре вниманию читателей будет представлен перевод четвертой главы книги, любезно предоставленный ученым М.Л. Анафиновой. В главе "Спасские месторождения" в деталях описаны события, происходившие на Спасских Месторождениях в один из самых драматичных периодов нашей истории.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Что из богатств Жети казына является наиболее востребованным в современном обществе?