Publications

#Repression37: The Last Meeting

21 April 2017
117
0
#Repression37: The Last Meeting
The sinister 1937 year goes farther back into history, taking with it the images of people who left in oblivion 80 years ago. NDH portal opens the unknown pages of the life of the Ryskulovs

A famous historian-archivist Marat Khassanayev (1946-2002) in his article: "The first meeting. The last meeting" told about the meeting with the wife of Turar Ryskulov - Aziza Tubekovna in 1989. That's how he describes it.

On the spring May Day of 1989, fate gave me a rare opportunity to meet with the wife of the legendary Turar, Aziza-apa Tubekovna. I looked anxiously at the wrinkled face of a woman who had seen a lot, with amazingly lively eyes, eyes that had not lost their luster. I wanted to see the captivating features of that young beauty that forever conquered Turar Ryskulov's heart. Their happiness was short-lived, but it was so great that half a century later, in spite of the suffering, Aziza-apa brightens even externally at the mention of the name of her beloved. I thought that in his last hour Turar Ryskulov called for his dear images of people, saw his father and mother, children, sad glance of the young wife - they invisibly warmed his great soul before a grievous trial in this world.

This is the image of the communist Turar Ryskulov, whose true dimensions of personality, as well as his contribution to the practical implementation of the Marxian concept of social justice, have not yet been adequately investigated.

The first question I asked Aziza-apa was how Turar Ryskulov was captured. I did not dare to ask the question that worried me about where and how they first met. I hoped for a follow-up meeting, I did not expect that it was our first and last meeting. Exactly a month later Aziza-apa died.

Here is her story about the circumstances of the arrest of the Deputy Chairman of the Council of People's Commissars of the RSFSR, Turar Ryskulov:

"On May 3, 1937, Turar went on vacation. We were with him on vacation in Kislovodsk. Nothing foretold troubles. It was a beautiful weather - it was spring, and we were young and happy. On May 20, Turar completed his long-standing work on the history of Kazakhstan and Central Asia with a volume of forty printed sheets. He was already preparing to send his work either to Moscow, or to Alma-Ata.

Aziza Ryskulova, Moscow, 1930

On May 21, 1937, at seven o'clock in the morning, three young men from the organs appeared. "Are you Turar Ryskulov?" the oldest of them asked drily. Turar replied in the affirmative. "We must take you to Moscow, get dressed. Remove the trouser belt and your tie" - habitually rapped out a member of the NKVD. "So you came to arrest me," Turar said excitedly, "but I will prove in Moscow that I am not guilty of anything!"

They searched in our room, where we rested. They found Turar's work on the history of Kazakhstan and Central Asia, demanded to sign each sheet. Turar long signed his thick manuscript; occasionally throwing at me short farewell glances through his round glasses. However, he was very calm. It was felt that Turar wanted to tell me something, but was burdened by the presence of strangers. I watched with a sinking heart the diminished pile of sheets signed by him, internally feeling that each sheet he postponed brings separation from Turar, and perhaps forever. Somehow unexpectedly, Turar got up, looked guiltily at me, turned, and, accompanied by three people from the organs, strode towards the exit. I rushed after him. He walked in the middle of a group of guards, unusually untidy - without a tie and jacket.

As they walked along the central avenue, I noticed a half-open window of the next building, from which Philip Issayevich Goloshchekin, who was also resting in Kislovodsk, looked stealthily. A day later I went to Moscow. On the third day I reached and found our apartment sealed. There were several rooms in our Moscow apartment. After that I went to K.E. Voroshilov, S.M. Budenny, M.I. Kalinin, and G.G. Dimitrov, with the same question: "Why did they arrest Turar?"

All of them sympathetically shook their heads, called Turar a communist loyal to the party, but allowed the possibility of circumstances they did not know, which was the reason for his arrest.

At the same time, I learned about the arrest of Eskendir, the 16-year-old son of Turar (from his first wife). How the trial of Turar was held and whether it was at all - I do not know. Since then, I've never seen my husband again."

With these words, Aziza-apa left her self-control.

The stiff folds of her stubborn mouth quivered and again, for a moment, a fragile woman, shocked by separation from her beloved, appeared. I stood up, deeply moved by the grandeur of the memory of the heart of this amazing woman.

Our further conversation took place in some haste, but I tried not to miss anything from what she said.

According to her, further events were as follows:

A few days after the arrest of Turar Ryskulov on that ill-fated day on May 21, 1937, his son Eskendir from the first marriage was arrested. He was then 16-17 years old. He played in the yard of the house with his friend - the son of the manager of the affairs of the Council of People's Commissars of the RSFSR Gerasimov, when the Chekists came. The fate of the young Eskendir is sad. At the trial on the case of Eskendir Ryskulov, Aziza Tubekovna Ryskulova, the wife of T. Ryskulov, was present. In his speech at the court, Eskendir stated that neither he nor his father Turar Ryskulov, are enemies of the people. To his accusers he said: "What kind of enemy am I? My father is a member of the Party of Lenin from 1917; he is an honest, devoted communist!" In prison, Eskendir fell ill and soon died.

Turar Ryskulov with children Sophia and Eskendir

In February, 1938, mother-in-law of Turar Ryskulov was imprisoned - Arifa Yessenkulova - mother of Aziza Ryskulova. After that, was arrested and sentenced to 10 years Aziza Tubekovna’s brother - Shamil Yessenkulov, called "Ryskulov's spy". The same fate befell the close relative of Turar Ryskulov - Moldabekov Orazbai.

On the days of May Day celebrations in 1938, the turn of Aziza Tubekovna Ryskulova herself came. She was arrested as a member of the family of a traitor to the Motherland.

The children of the Ryskulov family were sent to the orphanage. Their one-year-old daughter, Rida (born in Moscow in 1937), since May 1938, was with her mother in all the prisons in the Lubyanka, in Butyrskaya prison, where once Emelyan Pugachev and I.V. Stalin were captured, in the prisons of Penza, Omsk, Petropavlovsk, Akmolinsk. In 1942-1944, Rida was in the Osakar orphanage without a mother. In 1944, Rida was visited and taken care of by the sister of Aziza Ryskulova - Nadia, who was studying at that time in Moscow. In the same year, Rida was transferred to the Tambov children's home. Nevertheless, in 1944-1947, Aziza Tubekovna managed to get her daughter again and until 1948 she was with her in the Karlag prison.

T. Ryskulov's daughters Sophia and Maya were in a difficult situation, subjected to persecution, lived in an atmosphere of constant fear and suspicion. His daughter Saule from May 5, 1938 to May 26, 1939 was in the village of Dubka Savrinsky district of the Odessa region in the so-called Dubka house (town).

In 1939-1940 she lived with her distant relative Aunt Saida and Uncle Rashid. In 1941-1945 she was in the Chelyabinsk region in the Chesma orphanage. In 1945-1946, Saule already lived in Moscow with her mother’s sister Nadia. In 1946-1947, Saule and her aunt Nadia, returned to Alma-Ata. In 1948, after many years of toil and separation, she met with her own mother and sister Rida. When they were released from prison, however, they were in a free settlement without the right to live in cities and towns. They lived in the suburbs of Alma-Ata, hiring private apartments on the collective farm "Paris Commune" and later on the collective farm "Taranchi". They did not have a home. After returning from the camps, Aziza Tubekovna Ryskulova with children did not have a permanent job. Their whole life was spent looking for shelter and temporary work. The mother with her daughters Saule and Rida until 1953 knocked about private apartments, not having a permanent home.

In 1951, Saule graduated with high marks from a high school under the sinister number 37. After the end of the decade she could not enter Alma-Ata either at KazGU, KazPI, or agricultural or medical institutions. "Daughter of the Enemy of the People" was not accepted anywhere for study. In these difficult days, when she no longer had anyone to believe, a helping hand was given by the responsible worker of the regional party committee Faina Vulfovna Stengolts and the head of the department of Marxism-Leninism Naumets. They affected the objective evaluation of the commission when they accepted her for study. Later, as an excellent student and activist, the staff of the medical institute elected Saule Ryskulova a delegate to the Lenin Young Communist League of Kazakhstan. However, her surname was deleted from the list in higher authorities. It is in this difficult for the family Ryskulov time close relatives, instead of helping, on the contrary, turned away from them. And this, too, was the product of the Stalinist regime.

The XX Party Congress rehabilitated Turar Ryskulov, Aziza Ryskulova, Arifa Ataulovna and Shamil Yessenkulov, Moldabekov Orazbai.

The years 1956-1958 passed. Despite the rehabilitation, the general situation of the Ryskulov family has not improved. In Uzbekistan, Turkmenistan, Tajikistan, Kyrgyzstan, Kazakhstan, Moscow were published a lot of films, articles, books, in which the incorrect evaluation of the role and personality of the largest figure of the party and state Turar Ryskulov continued. At that time, there was only one major article by a well-known party worker, member of the party since 1931, Baizharassov Rakhmaly, published in the newspaper “Socialist Kazakhstan” in I960, which gives an analysis of the activities of Turar Ryskulov. However, in the opinion of the then secretary of the Central Committee of the Communist Party of Kazakhstan on ideology, the article did not mention the mistakes of Turar Ryskulov and it was in this connection that the editor of the newspaper “Socialist Kazakhstan” Kassym Sharipov was removed from his post.

1960 for the family of Turar Ryskulov became the year of black gloom because of bureaucrats from ideology, party careerists and figures of the period of stagnation.

Marat Khassanayev (1946-2002)

Only decades after the appeal of a group of veterans of the party with a letter directly to Moscow at the CPSU Central Committee, the deputies of the head of the ideological department, Yakovlev, Slastinin and Lyakhov for a month were engaged in clarifying the truth and expressed an objective assessment of the activities of Turar Ryskulov. They fully supported the opinion of Turar Ryskulov as a major figure in the Communist Party and the Soviet government, the communist of the Lenin wave, the most prominent revolutionary, the organizer of the establishment of Soviet power in Central Asia and Kazakhstan, the great scientist, historian, economist, publicist, public figure of allied and international importance, who is the pride of not only the Kazakh, but all the peoples of the East. Life confirms the objective conclusions of the last party commission of Yakovlev.

And yet, Turar Ryskulov's life and activities can not be considered fully investigated. A complete collection of his works, his lifetime books and more than 100 articles have not been published.

The materials from the book by Marat Khassanayev: "Paryz. Duty"

Publishing house "Arys", 2013

                               

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
MOST READ
Quiz

Which of the tasks set by the President of Kazakhstan at the XXV session of the Assembly of People of Kazakhstan is the most important for strengthening national unity and harmony?

Публикации

#Репрессия37: ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА

21 Апреля 2017
523
0
#Репрессия37: ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА
Все дальше уходит в историю зловещий 1937 год, забирая с собой образы людей, ушедших в небытие 80 лет назад. Портал NDH открывает неизвестные страницы жизни семьи Рыскуловых

В статье «Первая встреча. Последняя встреча…» Известный историк-архивист Марат Хасанаев (1946-2002) рассказал о встрече с супругой Турара Рыскулова Азизой Тубековной в 1989 году. Вот как он это описывает.

Весенним майским днем 1989 года судьба подарила мне редкую возможность встречи с женой легендарного Турара - Азизой-апа Тубековной. Я с волнением вглядывался в изрезанное морщинами лицо много повидавшей женщины с удивительно живыми, не потерявшими блеск глазами. Мне хотелось увидеть внутренним взором пленительные черты той юной красавицы, навсегда покорившей сердце Турара Рыскулова. Счастье их было недолговечно, но оно было так велико, что спустя полстолетия, несмотря на пережитые страдания, Азиза-апа светлеет даже внешне при упоминании милого ее сердцу имени. Мне подумалось, что в свой последний час Турар Рыскулов призывал к себе дорогие ему образы людей, видел отца и мать, детей, печальный взгляд молодой супруги - они невидимо согрели его великую душу перед тяжким испытанием в этом бренном мире.

Таков образ коммуниста Турара Рыскулова, истинные масштабы личности которого, так же, как и вклад его в практическую реализацию марксовой концепции социальной справедливости, до сих пор в должной мере не исследованы.

Первый вопрос, который я задал Азизе-апа был о том, как был схвачен Турар Рыскулов. Задать волновавший меня вопрос о том, где и как они впервые познакомились, я не посмел. Надеялся на последующую встречу, не предполагал, что это была наша первая и последняя встреча. Ровно месяц спустя Азизы-апа не стало.

Вот ее рассказ об обстоятельствах ареста заместителя председателя Совнаркома РСФСР Турара Рыскулова: 

«3 мая 1937 года Турар вышел в отпуск. Мы с ним находились на отдыхе в Кисловодске. Ничто не предвещало беды. Стояла прекрасная погода - была весна, а мы были молоды и счастливы. 20 мая Турар закончил свою давнюю большую работу по истории Казахстана и Средней Азии объемом в сорок печатных листов. Он уже готовил к отправке свой труд то ли в Москву, то ли в Алма-Ату.

Азиза Рыскулова, г. Москва, 1930-е гг.

21 мая 1937 г. в семь часов утра явились трое молодых людей из органов. «Вы Турар Рыскулов?» - сухо спросил старший из них. Турар ответил утвердительно. «Мы должны доставить Вас в Москву, одевайтесь. Снимите брючный ремень и галстук» - привычно отчеканил сотрудник НКВД. «Так вы пришли меня арестовать, - взволнованно произнес Турар, - но я и в Москве докажу, что я ни в чем не виноват!».

Они произвели обыск у нас в комнате, где мы отдыхали. Нашли труд Турара по истории Казахстана и Средней Азии, потребовали подписать каждый лист. Турар долго подписывал свою толстую рукопись, иногда бросая на меня короткие прощальные взгляды через стекла своих круглых очков. Однако он был очень спокоен. Чувствовалось, что Турар хотел мне что-то сказать, но тяготился присутствием посторонних. Я с замиранием сердца следила за уменьшавшейся стопкой подписываемых им листов, внутренне чувствуя, что каждый откладываемый им лист приближает разлуку с Тураром, и быть может, навсегда. Как-то неожиданно Турар встал, виновато взглянул на меня, повернулся, и в сопровождении трех человек из органов, зашагал к выходу. Я кинулась за ним. Он шел в середине группы конвоиров, непривычно неряшливый - без галстука и пиджака.

Когда они шли по центральной аллее, я обратила внимание на приоткрытое окно соседнего корпуса, из которого украдкой выглядывал Филипп Исаевич Голощекин, тоже отдыхавший в Кисловодске. Через день я выехала в Москву. На третий день добралась и обнаружила нашу квартиру опечатанной. В нашей московской квартире было несколько комнат. После этого я зашла к К.Е. Ворошилову, С.М. Буденному, М.И. Калинину, Г.Г. Димитрову, все с одним и тем же вопросом: «Почему арестовали Турара?».

Все они сочувственно качали голову, называли Турара преданным партии коммунистом, однако допускали возможность обстоятельств, им неизвестных, что послужило причиной его ареста.

В эти же дни я узнала об аресте 16-летнего сына Турара (от первой жены) Ескендира. Как проходил судебный процесс над Тураром и был ли он вообще - мне неизвестно. С тех пор я никогда больше не видела своего мужа».

При этих словах самообладание покинуло Азизу-апа.

Жесткие складки ее упрямого рта задрожали и в ней снова на миг проглянула хрупкая женщина, потрясенная разлукой с любимым человеком. Я встал, до глубины души взволнованный величием памяти сердца этой удивительной женщины.

Наш дальнейший разговор проходил в некоторой торопливости, но я старался ничего не упустить из сказанного ею.

По ее словам, дальнейшие события проходили так:

Спустя немного дней со дня ареста Турара Рыскулова в тот злополучный день 21 мая 1937 года, был арестован его сын от первого брака Ескендир. Ему тогда шел 16-17 год. Он играл во дворе дома со своим приятелем - сыном управляющего делами СНК РСФСР Герасимова, когда пришли чекисты. Судьба юного Ескендира печальна. На судебном процессе по делу Ескендира Рыскулова присутствовала Азиза Тубековна Рыскулова - жена Т. Рыскулова. В своем слове на суде Ескендир заявил, что ни он, ни его отец, Турар Рыскулов, не являются врагами народа. Своим обвинителям он сказал: «Какой же я враг народа? Мой отец член партии Ленина с 1917 года, он честный, преданный делу коммунист!». В тюрьме Ескендир заболел и вскоре умер.

Турар Рыскулов с детьми Софой и Ескендиром

В феврале 1938 года была посажена в тюрьму теща Турара Рыскулова - Есенкулова Арифа Атауловна - родная мать Азизы Тубековны Рыскуловой. После этого был арестован и осужден на 10 лет и брат Азизы Тубековны - Шамиль Есенкулов, названный «шпионом Рыскулова». Такая же судьба постигла и близкого родственника Турара Рыскулова Молдабекова Оразбая.

В дни первомайских праздников 1938 года пришел черед и самой Азизы Тубековны Рыскуловой. Она была арестована как член семьи изменника Родины (сокращенно тогда называли зловещей аббревиатурой ЧСИР).

Дети семьи Рыскуловых были отправлены в детдома. Годовалая их дочь Рида (родившаяся в Москве в 1937 году) с мая 1938 года находилась с матерью во всех тюрьмах на Лубянке, в Бутырской тюрьме, где когда-то томились и Емельян Пугачев, и сам И.В. Сталин, в тюрьмах Пензы, Омска, Петропавловска, Акмолинска. В 1942-1944 годах Рида находилась в Осакаровском детском доме уже без матери. В 1944 году Риду стала навещать и заботиться о ней сестра Азизы Рыскуловой Надия, обучавшаяся в то время в Москве. В том же году Риду перевели в Тамбовский детский дом. Все же в 1944-1947 годах Азизе Тубековне удалось вновь заполучить дочь и она до 1948 года находилась с ней в отделении Долинка Карлага.

Дочери Т.Рыскулова Софа и Мая находились в тяжелом положении, подвергались преследованиям, жили в обстановке постоянного страха и подозрительности. Дочь Сауле с 5 мая 1938 года по 26 мая 1939 года находилась в селе Дубка Савринского района Одесской области в так называемом Дубченском доме (городке).

В 1939-1940 годах она жила у своей дальней родственницы тети Саиды и дяди Рашида. В 1941-1945 годах она находилась в Челябинской области в Чесменском детском доме. В 1945-1946 годах Сауле уже жила в Москве у сестры Азизы Рыскуловой Надии. В 1946-1947 годах Сауле вместе со своей тетей Надией вернулась в Алма-Ату. В 1948 году она после долгих лет мытарств и разлуки встретилась с родной матерью и сестрой - Ридой. Освободившись из тюрьмы они, однако, находились на свободном поселении без права проживания в больших и малых городах. Жили они в пригороде Алма-Аты, наняв частные квартиры в колхозе «Парижская коммуна» и позже в колхозе «Таранчи». Своего дома у них не было. После возвращения из лагерей Азиза Тубековна Рыскулова с детьми не имели постоянной работы. Вся их жизнь уходила на поиски пристанища и временной работы. Мать с дочерьми Сауле и Ридой до 1953 года мыкалась по частным квартирам, не имея постоянного жилья.

В 1951 году Сауле с отличием закончила среднюю школу под зловещим номером 37. После окончания десятилетки она не смогла поступить в Алма-Ате ни в КазГУ, ни в КазПИ, ни в сельскохозяйственный, ни в медицинский институты. «Дочь врага народа» нигде не принимали на учебу. В эти тяжкие дни, когда ей уже не кому было верить, руку помощи протянули ответственный работник обкома партии Фаина Вульфовна Штенгольц и заведующая кафедрой марксизма-ленинизма Наумец. Они повлияли на объективную оценку комиссии при приеме ее на учебу. Позже, как отличника учебы и активиста, коллектив медицинского института избрал Сауле Рыскулову делегатом на съезд ЛKCM Казахстана. Однако ее фамилия была вычеркнута из списка в вышестоящих инстанциях. Именно в это тяжелое для семьи Рыскуловых время близкие родственники, вместо того, чтобы помочь, наоборот, отвернулись от них. И это тоже было порождением сталинского режима.

XX съезд партии реабилитировал Турара Рыскулова, Азизу Рыскулову, Арифу Атауловну и Шамиля Есенкуловых, Молдабекова Оразбая.

Шли 1956-1958 годы. Несмотря на реабилитацию, общее положение семьи Рыскуловых не улучшилось. В Узбекистане, Туркмении, Таджикистане, Киргизии. Казахстане, Москве выходило множество фильмов, статей, книг, в которых продолжалась неверная оценка роли и личности крупнейшего деятеля партии и государства Турара Рыскулова. В то время появилась только одна крупная статья известного партийного работника, члена партии с 1931 года Байжарасова Рахмалы, опубликованная в газете «Социалистик Казахстан» в I960 году, в которой дан анализ деятельности Турара Рыскулова. Однако по мнению тогдашнего секретаря ЦК Компартии Казахстана по идеологии в статье не были указаны ошибки Турара Рыскулова и именно в этой связи редактор газеты «Социалистик Казахстан» Касым Шарипов был снят с должности.

1960 год для семьи Турара Рыскулова стал годом черного мрака по вине бюрократов от идеологии, партийных карьеристов и деятелей периода застоя.

 

Марат Хасанаев (1946-2002)

Только спустя десятилетия после обращения группы ветеранов партии с письмом непосредственно в Москву в ЦК КПСС заместители заведующего идеологическим отделом тт. Яковлев, Сластинин и Ляхов в течение месяца занимались выяснением истины и высказали объективную оценку о деятельности Турара Рыскулова. Они полностью поддержали мнение о Тураре Рыскулове, как о крупном деятеле Коммунистической партии и Советского правительства, коммунисте ленинской волны, виднейшем революционере, организаторе установления Советской власти в Средней Азии и Казахстане, большом ученом, историке-экономисте, публицисте, общественном деятеле союзного и международного значения, являющегося гордостью не только казахского, но и всех народов Востока. Жизнь подтверждает объективные выводы последней партийной комиссии Яковлева.

И все же до сих пор жизнь и деятельность Турара Рыскулова нельзя считать полностью исследованной. Еще не издано полное собрание его сочинений, не увидели свет его прижизненные книги и более ста статей.

Использованы материалы из книги Марата Хасанаева «Парыз. Долг». Издательство «Арыс», 2013.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Как вы считаете, будет ли интересен читателю журнал NDH digest, если его номера будут соответствовать историческим этапам развития Казахстана?