Publications

The religious politics of the autocracy in Kazakhstan

20 April 2017
115
0
The religious politics of the autocracy in Kazakhstan
In addition to the planting of Christianity, the tsarist government pursued a policy of weakening Islam as believed that Islam prevents the spread of the Orthodox faith

The Kazakhs from ancient times professed the Islam of the Sunni direction of the Hanafites. As the number of resettled peasants increased, the tsarist government pursued a policy of infringing the rights of the Muslim population. Since the beginning of the XIX century, the autocracy began to openly pursue a policy of Christianization of the Kazakh population. On the part of the nomads, strong opposition was met.

One of the representatives of the Omsk diocese I. Golubushkin at the beginning of the twentieth century stressed: "according to religion, the Kirghiz are Muslims, but they are alien to fanaticism." Along with Islam, the Kazakhs had pre-Muslim beliefs. They believed in the spirits of their ancestors. They appealed to the Old Turkic God Tengri with the words "Tanir zharylgasyn!" ("Let Tanir help!") During the crop failure, the absence of rains on the graves of their ancestors they held a religious rite Tassatyk. They revered the saints, for example, Khoja Ahmed Yasawi. Among the nomadic and semi-nomadic population, a special place was occupied by baksy (shamans).

And the funeral rites of the steppe people remained conservative. The Kazakhs buried the dead according to Muslim customs. Each tribe buried their relatives in their cemeteries. Relatives prayed for the deceased after 3, 7, 40 (sometimes 100) days and a year later. In honor of their revered ancestors they gave “As” (commemoration). They usually took place one year after the death of respected people. In traditional society, “As” was of great social and cultural importance. The most important socio-political, economic and social issues were solved there. During the conduct of the “As”, tens and hundreds of yurts were placed, memorial prayers were read, and representatives of various tribes were specially invited to this celebration: aksakals, akyns, biys, batyrs, orators and strongmen. They organized sports games and competitions: horse racing, wrestling competition, archery with a solid prize fund. Conducted and competitions of akyns - aytys. Lush, plentiful “As” could arrange only rich people.

At the end of the 19th century, the names of people who made pilgrimage (hajj) to Mecca, Qunanbai-kazhy, Dyuissenbai-kazhy, Sheget-kazhy, Bayazid-kazhy and others were widely known in the Steppe.

In the last quarter of the XVIII century, the Russian Empress Catherine II pursued a policy of supporting Islam. This was due to the following circumstances. First, it was the desire of the tsarist government to consolidate the Kazakhs by strong ties with Russia. In this case, only Russian Tatars were used as mullahs. Secondly, such a step should lead to the restriction of ties between Kazakhs and Central Asian Muslim centers. Thirdly, these measures should have mitigated the belligerent mores of the nomads. On the whole border with the Kazakh steppe were built mosques at the state expense. As a rule, they were built under fortifications both at the initiative of the authorities and at the request of Kazakh khans, sultans and foremen. At the mosques, there were small madrasah. Printing houses were set up for publishing books in Arabic.

More and more often from different places higher authorities received signals about the drunkenness of churchmen and their violation of order during worship. Most of the churchmen did not understand what functions they were supposed to perform, "they sing and read badly, they do not know the church rules, almost all lives are drunk. They prove inadequate to their purpose." Not only that some church ministers trampled on the foundations of Orthodoxy with their drunken life, they also attracted the same people or used unseemly methods to increase the number of baptized. It was known the case of the transition of the Kazakh woman from Islam to Orthodoxy, who supposedly for a short time (from April 2 to 5, 1896) was prepared for the rite of baptism. But the inquiry of the prosecutor's office showed that she was baptized "by deception, being swilled for several days with vodka."

In its colonial policy, the tsarist administration devoted much attention to the Christianization of the nomadic and semi-nomadic Kazakh population. By the beginning of the XIX century, the socio-political situation in the Kazakh zhuz began to change. And for the tsarist government, the most favorable conditions for the implementation of a new policy - the Christianization of the Kazakhs were formed. The position of the autocracy in the international arena has appreciably increased. So, in the Patriotic War of 1812 against the French, Russia emerged victorious.

The beginning of the revitalization of the tsarist authorities for the Christianization of the Kazakhs dates back to 1808, when hunger began in the regions bordering on Russia. The tsarist government, taking advantage of the social and economic situation of the border nomads, has stepped up its activities to transfer Kazakhs to the fold of the Orthodox faith.

But in the Steppe, there were practically no nomads willing to accept Christianity. There were explanations for this. Firstly, the steppe population of Kazakhstan basically consisted of Kazakhs who professed Islam. Secondly, the local population had a strong opposition to the activities of Orthodox missionaries. Thirdly, by this time, the position of Islam through Tatar mullahs also strengthened somewhat. Therefore, until the middle of the XIX century, the results of Christianization of nomads were insignificant. For example, in the vast Omsk region there were only 25 baptized Kazakhs, in Tomsk province - 4 and in Tobolsk - 66.

Christianization of steppe Kazakhs receives some impetus since 1881, when the Kyrgyz mission was opened. It was created on the basis of the Altai spiritual mission. The latter was engaged in the Christianization of the Kalmyks of the Biysk District of Tomsk Province.

The new mission was engaged in the Christianization of the Kazakhs of the vast Semipalatinsk region. Creation of a mission in the territory of this region was explained by the fact that throughout the XIX century it was he who distinguished a significant number of zhataks. From the side of nomadic Kazakh communities there was an active opposition to the Kyrgyz mission. The Kazakhs organized searches for the departed Kazakhs in the peasant-Cossack villages. This is what the Orthodox missionaries wrote about this in their report: "The relatives and neighbors of the Mohammedan medium use all means to prevent their members from accepting holy baptism, resorting to cunning, insolent violence and revenge."

To better educate the Orthodox faith, the newly baptized were sent to missionary camps, where they studied the Russian language, reading and writing and the foundations of a new faith.

The pace of the missionary activity was insignificant. In addition, there was a reverse outflow to Islam. Therefore, it is no accident that the materials of the All-Russian Population Census of 1897 showed in the territory of Kazakhstan the presence of only 660 neophytes.

In parallel with the planting of Christianity, the tsarist government pursued a policy of weakening Islam. The tsarist government considered Islam an obstacle to the spread of the Orthodox faith. Kazakhs were forbidden to study in the countries of the East, for example, in Turkey. The activity of the mullahs was placed under the control of tsarism. In 1867-1868 the religious affairs of the indigenous population were subordinated to the Minister of Internal Affairs. In each volost it was allowed to have only one mullah. Among the nomads mullah could only be a Kazakh, a subject of the Russian Empire. The Mullahs were confirmed and dismissed by the military governor. The construction of mosques was carried out with the permission of the governors-general. On the right to teach local residents the diplomas and arrangements for mosques in schools, the mullahs had to obtain the permission of the county governor. The maintenance of mosques and schools at them was carried out at the expense of local societies. Wakfs were categorically forbidden.

The activities of Christian missionaries and the restriction of the positions of Islam caused protests by the indigenous population. In 1889 nomads of Kokchetav district of Akmola region appealed to the tsar with a request to appoint their mufti from Kazakhs, but they were categorically refused. The prohibitions on the construction of mosques led to the fact that the locals built them without permission. In 1903, underground religious organizations were established in the cities of Kokchetav, Petropavlovsk, Akmola, Pavlodar, and Semipalatinsk. There were mullahs, teachers and Kazakh students. Their activities were directed against the religious policy of the tsarist government. The movement was led by the mullahs Nauan Khazret (Nauryzbai Talasov), Mukhamedzhan Bekishev, Shaimerden Kosshygulov and Smagul Balzhanov. In order to preserve their national identity, they urged the local society to actively oppose the missionary activity of tsarism. So, they sent letters of support to influential people in the Steppe - Saduakas Shormanov from Pavlodar County, Abai Qunanbayev from Semipalatinsk district of Semipalatinsk region.

A vivid example of such confrontation was the statement of the Kyrgyz woman of Karamolinsk volost Malika Smagulova, who was a victim to the activities of an impure missionary. She stated her complaint in a petition addressed to the Head of the Committee of Ministers, Count Witte. Here is what she writes about this in the petition of December 18, 1905.

"My husband Kirgiz Smail Kakin, on the agreement of the missionary Aleksey, accepted Orthodoxy. With the permission of the same missionary, Smail threw me and married another also baptized Kirghiz. My young children Abubakir, Eleusiz, Kairzhan and Amirzhan remained with me in the steppe. It was not enough for the missionary to take my husband and my father's children away from me, he decided to forcibly take away my children from me and baptized them to increase his strongholds that depict his activities, for which he resorted to the assistance of the county police. My husband was baptized in April 1902 and at that time my sons were Abubakir 12 years old, Eleusiz 9 years old, Kairzhan 6 years old and Amirzhan 3 years old. In August of the same year my children were taken from me through the district chief, handed over to the missionary and the latter baptized them involuntarily in tears. My children and the husband himself were never Christians, they were not prepared for this, and the children were baptized with power over which there is little need, and the husband tempted to marry another and pecuniary handouts. The last for the Kirghiz was of great importance and, although for a while they gave him the opportunity to eat enough meat. According to the law of the baptism of young children, the Mohammedans are said, not otherwise than with the consent of their parents. When converting to Christianity, not to allow the slightest coercive means in the image of the Apostolic preaching. How could a missionary have the right to take my sons from me through the County Chief and baptize them without my consent? And now he does not even have the slightest idea of ​​a Christian religion, who does not know prayers and is tempted to give him another wife, to be considered compulsory and disagreeable even against the law ordering him to act in the image of the Apostolic preaching. The most gracious Manifesto of 1905 granted the people freedom of conscience. Now there is no need for the missionaries, in their illegal methods, to increase the Orthodox by the Kirghiz, whose ignorance places them below the babies; as stated by the Kirghiz of this region in the petition filed to Your Excellency. My children beg me to take them back to me, they do not want to be Russian, to profess their faith, but remain Kyrgyz, Mohammedans and want to live with their mother. These are their words, their desire. One of them, Abubakir, filed a request to the Prosecutor of the district court in which he even asked to bring to responsibility the County Chief who arrested him in the city at the request of the missionary and sent him to arrest the same. The prosecutor gave this request to the governor. It has not been considered so far, despite the fact that it was necessary to apply to the governor from the telegram promulgated in the newspapers with this request. Now, I ask your Excellency, on the strength of the Manifesto of October 17, 1905, to release my children Abubakir 16 years old who submitted your request, Eleusiz 13 years, Kairzhan 12 years, Amirzhan 6 years and return them to me as baptized without my consent, seized from me by force, not wishing to be Christians and live with the father who committed the crime - marriage with the existence of an old (marriage). I think that your Excellency understands the suffering of the mother, who forcibly deprived children of the criminal father and the tears of children, torn from her by the will of the missionary to increase their accountability."

It is interesting, but Malika Smagulova defended the honor and dignity of Smail Kakin, despite the fact that he threw her and took the children. In the petition it is clear that the missionary did not neglect any means in the struggle for the soul of the Kirghiz, did not spare money or persuasion, even proposed a new wife.

It should be noted that a significant amount of money was spent on the maintenance of the mission center: according to average estimates based on the analysis of the statistical data given in the "Review of the activities of the Office of the Orthodox Confession during the reign of Emperor Alexander III", an average of 267 rubles was spent on the baptism of a Muslim, while in the whole of Russia this figure was 77 rubles.

In 1907, in Omsk, under the steppe governor-general, a meeting was convened, where actual problems of the spiritual life of the Kazakh society were also discussed. It also contained demands for the need to stop the activities of Orthodox missionaries. The local population demanded a free transition of Orthodox Kazakhs back to Islam. It was proposed to open a special Steppe Muftiat. The participants of the meeting raised the problem of abolishing censorship of spiritual books published in Kazakh, Tatar and Arabic. The program documents of the national party "Alash" (1917) also contained demands for the termination of missionary activity in the territory of the compact arrangement of the indigenous population.

                               

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
MOST READ
Quiz

Which of the tasks set by the President of Kazakhstan at the XXV session of the Assembly of People of Kazakhstan is the most important for strengthening national unity and harmony?

Публикации

Религиозная политика самодержавия в Казахстане

20 Апреля 2017
1640
0
Религиозная политика самодержавия в Казахстане
Помимо насаждения христианства царское правительство проводило политику ослабления ислама, т.к. считало, что ислам препятствует распространению православной веры

Казахи издревле исповедовали ислам суннитского направления ха-нифитского масхаба. По мере увеличения численности переселенческого крестьянства царское правительство осуществляло политику ущемления прав мусульманского населения. С начала XIX века самодержавие стало открыто проводить политику христианизации казахского населения. Со стороны кочевников было встречено жесткое противодействие.

Один из представителей Омской епархии И. Голубушкин в начале ХХ века подчеркивал: «по религии киргизы - мусульмане, но чужды фанатизма». Наряду с исламом у казахов бытовали домусульманские верования. Они верили в духов предков. Обращались к древнетюркскому богу Тенгри со словами «Танир жарылгасын!» («Пусть поможет Танир!»). Во время неурожаев, отсутствия дождей на могилах предков проводили религиозный обряд тассатык. Они же почитали святых, например, Ходжу Ахмеда Йасауи. Среди кочевого и полукочевого населения особое место занимали баксы (шаманы).

Консервативными оставались у степняков и погребальные обряды. Казахи хоронили умерших по мусульманским обычаям. Каждый род хоронил своих сородичей на своих кладбищах. Родственники делали поминки по умершему через 3, 7, 40 (иногда 100) дней и через год. В честь своих почитаемых предков проводили асы (поминки). Они обычно устраивались через год после кончины уважаемых людей. В традиционном обществе ас имел большое социальное и культурное значение. Здесь решались важнейшие общественно-политические, хозяйственные и социальные вопросы. При проведении аса ставили десятки и сотни юрт, читали поминальные молитвы, специально приглашались на это торжество представители различных родов: аксакалы, акыны, бии, батыры, ораторы и силачи. Организовывались спортивные игры и состязания: скачки лошадей, состязания борцов и силачей, стрельба из лука с солидным призовым фондом. Проводили и состязания акынов — айтысы. Пышные, обильные асы могли устраивать только богатые люди.

Истории известны асы Абылай хана, Сагыная, Оскенбая (отца Ку-нанбая) и Сапак бия.

В конце XIX века в Степи были широко известны имена людей, совершивших паломничество (хадж) в Мекку, Кунанбая-кажы, Дуйсенбая-кажы, Шегет-кажы, Баязид-кажы и других.

В условиях последней четверти XVIII века российская императрица Екатерина II проводила политику поддержки ислама. Это объяснялось следующими обстоятельствами. Во-первых, желанием царского правительства закрепить казахов прочными узами с Россией. При этом в качестве мулл использовали исключительно российских татар. Во-вторых, подобный шаг должен был привести к ограничению связей казахов со среднеазиатскими мусульманскими центрами. В-третьих, эти меры должны были смягчить воинственные нравы кочевников. По всей границе с Казахской степью за государственный счет возводились мечети. Как правило, они строились при укреплениях как по инициативе властей, так и по просьбе казахских ханов, султанов и старшин. При мечетях функционировали небольшие медресе. Строились типографии для издания книг на арабском языке.

Все чаще из разных мест в вышестоящие духовные инстанции поступали сигналы о пьянстве церковников и нарушении ими порядка при богослужении. Большая часть церковников вообще не понимали, какие функции они должны были выполнять, «поют и читают дурно, церковного устава не знают, почти все жизни нетрезвой. Оказываются несоответствующими своему назначению». Мало того, что некоторые церковные служители своей нетрезвой жизнью попирали устои православия, они ещё и привлекали таких же людей или использовали неблаговидные приемы для увеличения численности крещеных. Было известно дело о переходе казашки из ислама в православие, которая якобы за короткий срок (с 2 по 5 апреля 1896 года) была подготовлена к обряду крещения. Но дознание прокуратуры показало, что крещена она была «обманом, будучи спиваема в течение нескольких дней водкой».

В своей колониальной политике царская администрация большое внимание уделяла христианизации кочевого и полукочевого казахского населения. В этом она видела один из путей, способных сделать из номадов настоящих верноподданных Российской империи. К началу XIX века социально-политическая ситуация в казахских жузах начала меняться. И для царского правительства сложились самые благоприятные условия для осуществления новой политики — христианизации казахов. Заметно усилились позиции самодержавия на международной арене. Так, в Отечественной войне 1812 года против французов Россия вышла победителем.

Начало активизации царских властей по христианизации казахов относится к 1808 году, когда в приграничных с Россией районах начался голод. Царское правительство, пользуясь социально-экономическим положением приграничных номадов, активизировало свою деятельность по переводу казахов в лоно православной веры.

Но в Степи желающих принять христианство практически не было. Этому были свои объяснения. Во-первых, степное население Казахстана в основном состояло из казахов, исповедовавших ислам. Во-вторых, со стороны местного населения существовало сильное противодействие деятельности православных миссионеров. В-третьих, к этому времени несколько укрепились и позиции ислама через ходжей и татарских мулл. Поэтому до середины XIX века результаты христианизации номадов были незначительными. К примеру, в обширной Омской области было всего лишь 25 крещеных казахов, в Томской губернии — 4 и в Тобольской — 66.

Христианизация степных казахов получает некоторый импульс с 1881 года, когда была открыта Киргизская миссия. Она была создана на основе Алтайской духовной миссии. Последняя занималась христианизацией калмыков Бийского округа Томской губернии.

Новая миссия занималась христианизацией казахов обширной Семипалатинской области. Создание миссии на территории этого региона объяснялось тем, что на протяжении всего XIX века именно он выделял значительное число жатаков. Со стороны кочевых казахских общин существовало активное противодействие Киргизской миссии. Казахи организовывали поиски ушедших казахов в крестьянско-казачьи селения. Вот что писали об этом в своем отчете православные миссионеры: «Родные и ближние магометанской среды употребляют все способы не допустить своих членов к принятию святого крещения, пускают в ход хитрость, наглое насилие и мщение».

Для лучшего обучения православной вере новокрещенных отправляли в миссионерские станы, где они изучали русский язык, грамоту и основы новой веры.

Темпы проведения миссионерской деятельности были незначительны. К тому же существовал обратный отток в ислам. Поэтому не случайно, что материалы Всероссийской переписи населения 1897 года показали на территории Казахстана наличие всего 660 неофитов.

Параллельно с насаждением христианства царизм проводил политику ослабления ислама. Царское правительство считало ислам препятствием на пути распространения православной веры. Казахам запрещали учиться в странах Востока, например, в Турции. Деятельность мулл ставилась под контроль царизма. В 1867—1868 годах религиозные дела коренного населеная были подчинены министру внутренних дел. В каждой волости было разрешено иметь только по одному мулле. Среди кочевников муллой мог быть только казах, подданный Российской империи. Муллы утверждались и увольнялись военным губернатором. Строительство мечетей производилось с разрешения генерал-губернаторов. На право преподавания местным жителям грамоты и устройства при мечетях школ муллы должны были получать разрешения уездного начальника. Содержание мечетей и школ при них осуществлялось за счет самих местных обществ. Вакуфы были категорически запрещены.

Деятельность христианских миссионеров и ограничение позиций ислама вызывали протесты коренного населения. В 1889 году кочевники Кокчетавского уезда Акмолинской области обратились к царю с просьбой о назначении у казахов своего муфтия, но получили категорический отказ. Запреты на строительство мечетей привели к тому, что местные жители строили их без разрешении. В 1903 году в городах Кокчетаве, Петропавловске, Акмоле, Павлодаре, Семипалатинске были созданы подпольные религиозные организации. Туда входили муллы, учителя и казахские студенты. Их деятельность была направлена против религиозной политики царского правительства. Движение возглавили муллы Науан Хазрет (На-урызбай Таласов), Мухамеджан Бекишев, Шаймерден Косшегулов и Смагул Балжанов. С целью сохранения национальной самобытности они призывали местное общество активно противостоять миссионерской деятельности царизма. Так, они обращались с письмами о поддержке к влиятельным лицам в Степи - Садуакасу Шорманову из Павлодарского уезда, Абаю Кунанбаеву из Семипалатинского уезда Семипалатинской области.

Ярким примером такого противостояния стало обращение киргизки Карамолинской волости Малики Смагуловой, ставшей жертвой деятельности нечистого на руку миссионера. Свою жалобу она изложила в прошении на имя Господина Председателю Комитета Министров Графа Витте. Вот что она пишет об этом в Прошении от 18 декабря 1905 года.

«Муж мой киргиз Карамолинской волости Смаил Какин, по уговору живущего в Горноярском поселке миссионера Алексея, принял православие. С разрешения того же миссионера Смаил меня бросил и женился на другой также крещенной киргизке. Маленькие дети мои и Смаила Абубакир, Елеусиз, Каиржан и Амиржан остались при мне в степи. Миссионеру мало было отобрать от меня мужа и у детей отца, он для увеличения своих оплотов, рисующих его деятельность, вздумал насильно отобрать от меня и детей и окрестить их, для этого он прибегнул к содействию уездной полиции. Муж мой принял крещение в апреле 1902 года, и в это время сыновья были от роду Абубакир 12 лет, Елеусиз 9 лет, Каиржан 6 лет и Амиржан 3 года. В августе того же года дети мои были отобраны у меня через уездного начальника, переданы миссионеру и последним крещены невольно в слезах. По душе дети мои да и сам муж не были христианами никогда, к этому не приготовлялись, и дети были крещены силой над которыми и немного нужно, а муж – соблазном жениться на другой и денежными подачками. Последнее для киргиза имело большое значение и, хотя на время давали ему возможность досыта поесть мяса. По закону крещения малолетних детей магометан говорится, не иначе как с согласия их родителей, изъявленных письменно (п. XIV ст. 70 прил. Уст. о пред. и крест.) 70 Ст. Уст. о пред. и крест. предписывает при обращении в христианство не дозволять ни малейших принудительных средств поступая по образу проповеди Апостольской. Какое же имел право миссионер отбирать от меня сыновей моих через Уездного Начальника и крестить их без моего согласия? Никакого. Насильное отнятие детей от меня и крещение их, даже крещение мужа неподготовленного к вере как требует 5 ч. положения к 70 ст. и сейчас даже не имеющего ни малейшего понятия о христианской религии, не знающего молитв и соблазном дать ему другую жену, так как старая ему надоела следует считать принудительными и несогласными даже противными закону, повелевающему поступать по образу проповеди Апостольской. Всемилостивейший Манифест 1905 года даровал народу свободу совести. Теперь нет надобности в миссионерах, в их нелегальных приемах увеличить православных киргизами, невежество которых ставит их ниже младенцев; о чем заявлено киргизами данной области в петиции поданной Вашему Сиятельству. Дети мои умоляют меня взять их обратно к себе, они не желают быть русскими, исповедовать их веру, а остаются киргизами, магометанами и желают жить с матерью. Это их слова, их желание. Один из них, Абубакир, подал просьбу об этом Прокурору окружного суда в которой даже просил привлечь к ответственности Уездного начальника, арестовавшего его в городе по требованию миссионера и переславшего к последнему под арестом же. Прокурор просьбу эту передал губернатору. Она не рассмотрена до сих пор несмотря на то, что из телеграммы, обнародованной в газетах с этой просьбой и следовало обратиться к губернатору. Теперь я прошу Ваше Сиятельство в силу Манифеста 17 октября 1905 года освободить моих детей Абубакира 16 лет, подававшего вам просьбу, Илеусиза 13 лет, Каиржана 12 лет, Амиржана 6 лет и возвратить их мне, как окрещенных без моего согласия, отобранных от меня силой, не желающих быть христианами и жить с отцом, совершившим преступление – брак при существовании старого (брака). Я думаю, что для вашего сиятельства понятны страдания матери, у которой насильно отняты дети к преступному отцу и слезы детей, оторванных от нее по воле миссионера для увеличения своей отчетности».

Интересно, но Малика Смагулова отстаивала честь и достоинство Смаила Какина, несмотря на то, что он ее бросил и забрал детей. В прошении видно, что миссионер в борьбе за душу киргиза не пренебрегал никакими средствами, ни денег, ни уговоров не жалел, даже жену новую предложил.

Стоит отметить, что на содержание миссионерского центра расходовались значительные суммы: по средним подсчетам, основанным на анализе статистических данных, приведенных в «Обзоре деятельности ведомства Православного исповедания за время царствования императора Александра III», на крещение одного мусульманина в среднем затрачивалось около 267 рублей, в то время как в целом по России этот показатель равнялся 77 рублей.

В 1907 году в Омске при степном генерал-губернаторе было созвано совещание, где обсуждались и актуальные проблемы духовной жизни казахского общества. Здесь также содержались требования о необходимости прекращения деятельности православных миссионеров. Местное население требовало свободного перехода православных казахов обратно в ислам. Было предложено открыть особый Степной муфтиат. Участниками совещания была поднята проблема отмены цензуры духовных книг, издаваемых на казахском, татарском и арабском языках. В программных документах национальной партии «Алаш» (1917) также содержались требования о прекращении миссионерской деятельности на территории компактного проживания коренного населения.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Что из богатств Жети казына является наиболее востребованным в современном обществе?