Publications

Where is the gold of Admiral Kolchak?

19 April 2017
384
0
Where is the gold of Admiral Kolchak?
Alexander Kolchak is better known for the movie "Admiral" of 2008 – a wonderful film about a scientist, a military man, one of the brightest figures of the Civil War. And what was he really like?

As for the movie "Admiral", it's hard to say something good here, says Maxim Stelmak, chief archivist of the Civil War History Research Center.

"I have to say that this movie is unhistorical, sometimes even lying. I certainly do not understand the acting, maybe Khabensky even played brilliantly, but the trouble is that he did not play Kolchak, but a collective image of some ideal white officer, who is divorced from reality. Some people believe that having watched the full version of the film "Admiral", they are excellent specialists in the history of the Civil War and Kolchak's personal life," the researcher summed up.

100 years ago, on April 15, 1917, the admiral was summoned to Petrograd. The military minister Guchkov saw Kolchak as the head of a military coup to eliminate dual power and establish a military dictatorship and invited Alexander Vassilyevich to head the Baltic Fleet. The appointment of Kolchak to the Baltic Sea did not take place, and history could go quite another way.

The Center for Studying the History of the Civil War

During the years of Soviet totalitarianism, a lot of "white spots" accumulated in the historical science about the initial period of the construction of the Soviet state, including the Civil War, and where there is no place for truth, myths are born. The last quarter of a century has shown the desire to restore historical truth of the era of the Civil War and the activities of opposing forces on political convictions.

Omsk was of key importance for the anti-Bolshevik struggle in the east of Russia. In this connection, it was not accidental that in 2012, the opening of the Center for Studying the History of the Civil War in Omsk was in the mansion of the merchant Batyushkin, a house that, from December 1918 to November 1919, was the personal residence of the Supreme Ruler, Admiral Alexander Vassilyevich Kolchak. The opening of the Civil War History Research Center was a response to the long-overdue need for a systematic study of the events of this controversial period in the past. Visiting the Center allowed me to better know the past, to assess the historical personalities who connected their life with Omsk at a turning point. The Center for Studying the History of the Civil War is headed by Galina Borodina, and the main archivist of the Civil War History Research Center Maxim Stelmak, arranged an excursion.

Map of the Civil War

In the assembly hall under Kolchak there was a hall for meetings. In the center of the hall there is a detailed map of the Civil War. There are some mistakes, of course, says Maxim Stelmak, the chief archivist of the Civil War History Research Center, but the armies are shown in detail: both Red and White.

In June 1918, Omsk was occupied by the Whites, largely thanks to the Czechs. That raises a reasonable question: how did the Czechs find themselves in Siberia?

During the First World War, Czechoslovakia was part of the Austro-Hungarian Empire, and then the Czech Republic took the side of the Russian Empire. Russia left the war, and what to do with those who wanted to fight? The military leadership decided: "Well, if they want, let's send them to the Western Front." But through the Western Front it is impossible - German troops are there. Then the only possible decision was made: by railroad through the Far East, from there, they were loaded onto ships and sent to Europe by sea.

Thus, from Penza to the Far East, echelons with 50 thousand Czechs, well-armed professional soldiers, stretched out. During transportation there were clashes with prisoners of war, for example, in Chelyabinsk there was a clash with Austrian prisoners of war. Machine guns and cannons were immediately taken away from the Czechs, and they hid the revolvers and rifles. To prevent similar incidents in Moscow, they decided to disarm the Czech soldiers.

These measures caused a misunderstanding; the Czechs decided that they want to extradite them to the Austrian authorities, where the tribunal awaits them. The "white" underground took this advantage, the Czechs came out and Omsk in June 1918 was taken.

But the White Army had enough allies besides the Czechs.

 

 

This is about 700 French soldiers. In addition, about 4,000 soldiers France sent from the colonies, in this case from Vietnam. 7,500 Americans, 1,000 British soldiers, 4,000 Canadians, 2,000 soldiers from Italy, 10,000 Poles, 4,000 Romanians and 4,000 Serbs were also part of the Allied forces. The main force in the Far East was 50,000 Japanese soldiers.

During the so-called democratic counter-revolution, the Provisional Siberian Government was formed. Such "governments" at that time were not few and it was decided to create a single state body.

In September 1918, the Provisional All-Russian Government or the Directorate was established in Ufa. Because of the actions of the Red Army, the Directorate from Ufa moved to Omsk.

On November 18, 1918, the Directorate was overthrown and the period of democratic counter-revolution was over. Kolchak came to power. He recalled: "I left Omsk for the front, and when I returned, the Directorate was no more." Here he is a little cunning, says M. Stelmak. Without taking direct part in the coup, he knew full well about the upcoming event.

In Omsk, he was actually the ruler from November 1918 to November 1919. Under the pressure of the Fifth Army under the command of Tukhachevsky, the Government from Omsk moved to Irkutsk. But Kolchak himself arrived there at the end of 1919.

There at that time was the Political Center, in fact, the anti-Kolchak association.

In January 1920, Kolchak resigned as commander, he was arrested and questioned. The court was scheduled to be held in Moscow.

Soldiers of the Czechoslovak military corps

But in February 1920, the army of Kappel approached Irkutsk (V. Kappel himself was killed by that time; the army was commanded by S. Voytsehovsky). In Irkutsk, a tense situation developed and the authorities decided to take extreme measures: to prevent the enemies from having to take the city and liberate Kolchak.

On February 7, 1920 Kolchak was shot. The documents prove that this happened without the knowledge of Moscow, on the initiative of the Irkutsk authorities.

Omsk is often called the third capital of Russia. But here it is important to indicate the reasons why Omsk has become the capital. According to Maxim Stelmak, Kolchak had his own political power here - the Cadet Party. When the question arose where to place the capital, there were different proposals: Irkutsk, Tomsk. But there it was impossible in any case; there was an educated population, the intelligentsia. And Omsk was a city of officials - executive, obedient people. A hundred years ago it was said that Omsk is the city without a base, without a foundation, but it was drilled with discipline and traditions. Thus, the city became the capital not only due to its merits, but also largely due to shortcomings.

Next to Kolchak was a representative of the Siberian Cossacks Pavel Ivanov-Rinov. After the overthrow in Omsk of the Soviet power he became the military ataman of the Siberian Cossack army. After the appointment of the Minister of War A.V. Kolchak, he was appointed Commander of the Semirechye Front with the retention of the post of Commander of the Siberian Army. Ivanov-Rinov officially recognized Alexander Vassilyevich as the Supreme Ruler of Russia. It is worth noting that Ivanov-Rinov has a direct relationship to the suppression of the national liberation movement of 1916. In 1916 he was appointed the Governor of Semirechye. He played a decisive role in suppressing the anti-Russian insurrection in Kazakhstan. He acted very harshly. Glory for him was not the best.

Soldiers of Ataman Annenkov

Another odious figure was Ataman Annenkov. His squad was based in Semipalatinsk and left behind the most difficult memories. They say that when he was driving around the city in a car he liked to crush animals and even said: "It’s a pity that I could not crush at least one Kyrgyz."

 

His soldiers also were famous in cruelty. There are reports that when stepping-back from Yekaterinburg they participated in the Jewish pogrom.

Despite the fact that Kolchak was the supreme ruler, newspapers wrote about him and the soldiers did not really know him. There were times when for the elderly Cossacks it was a discovery that Kolchak was Russian! And when the soldiers asked: "Who is he?" others answered: “This is the famous English general Tie Chak!”

"A.V. Kolchak - the last owner of Siberia", a picture of Vera Vladimirova

In the exposition of the hall the central place is occupied by the picture of the artist Vera Vladimirova “A.V. Kolchak - the last owner of Siberia”, where he is shown already at the time of retreat from Omsk to Irkutsk. But here the artist, despite the talent extended a little away from history. The Admiral is portrayed on horseback, although it is known that at that time he was traveling only by train.

One of the popular legends about Kolchak is the myth of the gold reserve. Of course gold was, 650 million rubles in gold. It was stored in Omsk. Even from a part of the gold reserve they made a museum exhibition. But gold bars were shown not to ordinary citizens, but to foreign allies, diplomats, and military men. If we talk about the fate of gold, the question immediately arises: "And where did it go?" Everything is simple.

Of the 650 million rubles, 200 million was spent on the purchase of arms abroad. 450 million remained and they almost returned to the opponents of the "Whites". Then, when recounting, it turned out that 13 boxes of gold for the amount of 780 thousand rubles were lost.

Apparently a part of the officers took them abroad, now it is impossible to say for sure. They wanted to accuse the Czechs, but there is no direct evidence.

In Omsk, the common expression "to send to the Republic of Irtysh" is preserved. Kolchak's enemies, arrested prisoners, were taken to the bank of the Irtysh, shot and bodies were thrown into the Irtysh. If political opponents thus solved their questions and eliminated their opponents, they said "he was sent to the Republic of Irtysh," and it became clear to everyone that no one would return from there.

The result of the civil war was a hasty evacuation; the White troops left Omsk and finally blew up the railway bridge across the Irtysh. But it did not save the situation, in November 1919 the river froze, the weather was anomalously cold. In May 1920, a trial of the ministers of the government of Kolchak took place; four people received the highest penalty.

The excursion of the Center led us to Kolchak's office, where we saw him, we can say, live. There is no exact information about the physical parameters of Alexander Kolchak, but judging from the photo documents, in fact he was lower.

The separate office of the Center is represented by the scientific achievements of Kolchak. In the early twentieth century, he participated in two polar expeditions, under the leadership of Toll. The expedition was stuck in the ice and Toll decided to continue his research on his own. He sent the team back, but he himself remained. Kolchak went in search of Toll, but found only traces of his death. For this expedition and contribution to the study of oceanography Kolchak was awarded the gold medal of the Russian Geographical Society. In honor of the scientist even a small island was named Kolchak.

You can not ignore the family history of the admiral. Kolchak's wife, Sofya Fedorovna Omirova, was born in 1876 and received a decent education in the Smolny Institute. With Alexander they were to be married after his first expedition.

On his return, their wedding took place; they were married on March 5, 1904. But he soon left for the Russo-Japanese War, from where he returned only after 2 years. In fact, Sofia was waiting for him for 6 years.

It would seem, she waited for him, but Kolchak meets Anna Vassilyevna Timireva. Anna was married to a naval officer, Rear Admiral N.S. Timirev, a colleague of A. Kolchak.

In 1918-1919 Anna Timireva, divorced her husband and went to Omsk to Kolchak, becoming his actual wife, she went with him to the east, and in January 1920 in Irkutsk voluntarily went under arrest to stay close to her beloved.

The topic of Kolchak's relations with the leaders of Alash Horde, his view on the creation of the Alash autonomy is interesting, Mustafa Chokay wrote a lot about this. But this is a topic for a separate conversation. As they say, to be continued.

The Board of editors of the “National Digital History” portal expresses their gratitude to the Center for the Study of Civil War History for the material provided.

On the main photo: a mosaic depicting Admiral Kolchak is adorned a restaurant located not far from the Civil War History Research Center.

 

Astana – Omsk - Astana                               

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
MOST READ
Quiz

What historical movie about the Kazakh-Dzungarian wars did you like best?

Публикации

Где золото адмирала Колчака?

19 Апреля 2017
1494
0
Где золото адмирала Колчака?
Александр Колчак больше известен по фильму «Адмирал» 2008 года. Замечательный фильм об ученом, военном, одной из ярких фигур периода Гражданской войны. А каким он был на самом деле?

 Что касается фильма «Адмирал», здесь сложно говорить что-то хорошее, считает главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны Максим Стельмак.

«Я вынужден сказать, что эта картина антиисторическая, местами даже лживая. Я конечно в актерской игре не разбираюсь, может быть Хабенский даже сыграл гениально, но беда в том, что он сыграл не Колчака. А собирательный образ некоего идеального белого офицера, от реальности далекий. Часть людей считают, что если они посмотрели полную версию фильма «Адмирал», то они прекрасные специалисты по истории гражданской войны и личной жизни Колчака», - резюмировал научный сотрудник.

100 лет назад, 15 апреля 1917 года адмирала вызвали в Петроград. Военный министр Гучков видел Колчака в роли главы военного переворота для ликвидации двоевластия и установления военной диктатуры и предложил Александру Васильевичу возглавить Балтийский флот. Назначение Колчака на Балтику не состоялось, а история могла пойти совсем по другому пути.

Центр изучения истории Гражданской войны

За годы советского тоталитаризма в исторической науке накопилось немало «белых пятен» о начальном периоде строительства советского государства, в том числе и о Гражданской войне, а там, где нет места правде, рождаются мифы. Последняя четверть века показала стремление к восстановлению исторической правды эпохе Гражданской войны и деятельности противоположных по политическим убеждениям сил.

Омск имел ключевое значение для антибольшевистской борьбы на востоке России. В связи с этим неслучайным было открытие в 2012 году Центра изучения истории Гражданской войны в Омске именно в особняке купца Батюшкина – доме, который с декабря 1918 по ноябрь 1919 гг. был личной резиденцией Верховного правителя, адмирала Александра Васильевича Колчака. Открытие Центра изучения истории Гражданской войны стало ответом на давно назревшую необходимость системного исследования событий этого неоднозначного периода в прошлом. Посещение Центра позволило мне лучше узнать прошлое, дать оценку историческим личностям, связавшим свою жизнь с Омском в переломную эпоху. Центр изучения истории Гражданской войны возглавляет Галина Юрьевна Бородина, а экскурсию нам провел главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны Максим Стельмак.

Карта Гражданской войны

В актовом зале при Колчаке находился зал для заседаний и совещаний. В центре зала размещена подробная карта Гражданской войны. Некоторые ошибки конечно же есть, не отрицает наш гид, главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны Максим Стельмак, - но подробно показаны перемещения армий: и красных, и белых.

В июне 1918 года Омск был занят белыми, во многом благодаря чехам. Ту возникает резонный вопрос: как чехи оказались в Сибири?

В годы Первой Мировой войны Чехословакия входила в состав Австро-венгерской империи, затем Чехия перешла на сторону Российской империи. Россия из войны вышла, а что делать с теми, кто хотел воевать? Военное руководство решило: «Ну раз хотят, давайте их на Западный фронт отправим». Но через Западный фронт нельзя – там германские войска. Тогда было принято единственное возможное решение: железной дорогой через Дальний Восток, оттуда погрузить на корабли и морским путем отправить в Европу.

Таким образом от Пензы до Дальнего Востока протянулись эшелоны с 50 тысячами чехов, хорошо вооруженных профессиональных солдат. Во время транспортировки возникали стычки с военнопленными, например, в Челябинске было столкновение с австрийскими военнопленными. Пулеметы и пушки у чехов сразу забрали, а револьверы и винтовки они припрятали. Чтобы подобных инцидентов больше не возникало в Москве приняли решение чешских солдат разоружить.

Эти меры вызвали у чехов недопонимание, они решили, что их хотят выдать австрийским властям, где их ждет трибунал. Этим воспользовалось «белое» подполье, чехи выступили и Омск в июне 1918 года был взят.

Но союзников у Белой армии было достаточно и помимо чехов.

Это около 700 французских солдат. Кроме того, около 4 000 солдат Франция прислала из колоний, в данном случае из Вьетнама. 7500 американцев, 1000 британских солдат, 4000 канадцев, 2000 солдат из Италии, 10000 поляков, 4 000 румын и 4 000 сербов также входили в союзные войска. Главной силой на Дальнем Востоке было 50 тысяч японских солдат. 

 

В период так называемой демократической контрреволюции образовалось Временное Сибирское правительство. Таких «правительств» в то время было не мало и было принято решение создать единый государственный орган.

В сентябре 1918 года в Уфе было создано Временное Всероссийское правительство или Директория. Из-за действий Красной армии Директория из Уфы переместилась в Омск.

18 ноября 1918 года Директорию свергли и закончился период демократической контрреволюции. К власти пришел Колчак. Он вспоминал: «Я выехал из Омска на фронт, а когда вернулся Директории уже нет». Здесь он немного лукавит, считает М. Стельмак. Не принимая прямого участия в перевороте, он прекрасно знал о готовящемся мероприятии.

В Омске правителем он был фактически год с ноября 1918 по ноябрь 1919 года. Под давлением 5-ой армии под командованием Тухачевского Правительство из Омска переместилось в Иркутск. Но сам Колчак приехал туда уже в конце 1919-го года.

Там у власти в это время находился Политический центр, по сути, антиколчаковское объединение.

В январе 1920 года Колчак снял с себя полномочия командующего, его арестовали и стали допрашивать. Суд планировали провести в Москве.

 

Солдаты чехословацкого военного корпуса

Но в феврале 1920 года к Иркутску подошла армия Каппеля (сам В.Каппель к тому времени погиб, армией командовал С.Войцеховский). В Иркутске сложилась напряженная ситуация и власти решили пойти на крайние меры: чтобы врагам не было необходимости брать город и освобождать Колчака,

7 февраля 1920 года Колчак был расстрелян. Документы доказывают, что это произошло без ведома Москвы, по инициативе иркутских властей.

Омск часто называют третьей столицей России. Но здесь важно указать причины, по которым Омск стал столицей. По мнению Максима Стельмака, у Колчака здесь была своя политическая сила – кадетская партия. Когда встал вопрос, где разместить столицу, были разные предложения: Иркутск, Томск. Но там нельзя было ни в коем случае, там было образованное население, интеллигенция. А Омск был городом чиновников – исполнительных, послушных людей. Сто лет назад говорили, что Омск – это город Акакиев Акакиевичей: без базы, без фундамента, но зато вымуштрованный дисциплиной и традициями. Таким образом город стал столицей не только благодаря своим достоинствам, но и во многом благодаря недостаткам.

Рядом с Колчаком находился представитель Сибирского казачества Павел Иванов-Ринов. После свержения в Омске советской власти стал войсковым атаманом Сибирского казачьего войска. После назначения военным министром А.В. Колчака назначен командующим Семиреченским фронтом с сохранением должности командующего Сибирской армией. Иванов-Ринов официально признал Александра Васильевича Верховным Правителем России. Стоит отметить, что Иванов-Ринов имеет непосредственное отношение к подавлению национально-освободительного движения 1916 года. В 1916 году он был назначен Семиреченским губернатором. Сыграл решающую роль в подавлении антирусского мятежа в Казахстане. Действовал очень жестко. Слава за ним шла не самая лучшая.

 

Солдаты атамана Анненкова

 

Еще одной одиозной фигурой был атаман Анненков. Его отряд базировался в Семипалатинске и оставил после себя самые тяжелые воспоминания. Рассказывают, когда он ездил по городу на автомобиле любил давить животных ради развлечения и даже говорил: «Жаль, что я не смог задавить хотя бы одного киргизенка».

Жестокостью прославились и его солдаты. Есть сведения что при отступлении из Екатеринбурга они участвовали в еврейском погроме.

 

Несмотря на то что Колчак был верховным правителем, о нем писали газеты, а солдаты его толком не знали. Бывали случаи, когда для пожилых казаков было открытием что Колчак – русский! А когда солдаты спрашивали «кто это?», другие отвечали: «Да это же известный английский генерал Тью Чак!».

 «А.В. Колчак – последний хозяин Сибири», картина Веры Владимировой

В экспозиции зала центральное место занимает картина художницы Веры Владимировой «А.В. Колчак – последний хозяин Сибири», где он показан уже в момент отступления из Омска к Иркутску. Но здесь художница, несмотря на талант немного отошла от истории. Адмирал изображен верхом на коне, хотя известно, что он в это время передвигался только поездом, по железной дороге.

Одной из популярных легенд о Колчаке – это миф о золотом запасе. Конечно золото было, 650 млн рублей золотом. Оно хранилось в Омске. Даже из части золотого запаса сделали музейную выставку. Но золотые слитки показывали не простым горожанам, а иностранным союзникам, дипломатам, военным. Если говорить о судьбе золота, сразу встает вопрос: «А куда оно делось?». Тут все просто.

Из 650 млн рублей 200 млн было потрачено на покупку оружия за границей. 450 млн осталось, и они практически вернулись противникам «белых». Потом, при пересчете оказалось, что пропало 13 ящиков золота на сумму 780 тысяч рублей.

Видимо часть офицеров вывезла их за границу, сейчас точно сказать уже нельзя. Хотели обвинить чехов, но прямых доказательств нет.

В Омске сохранилось расхожее выражение «отправить в Республику Иртыш». Врагов Колчака, арестованных заключенных, выводили на берег Иртыша, расстреливали и тела выбрасывали в Иртыш. Если политические противники таким образом решали свои вопросы и устраняли своих оппонентов, то говорили «его отправили в Республику Иртыш», и всем становилось понятно, что оттуда уже никто не вернется.

Итогом гражданской войны была спешная эвакуация, белые отряды покинули Омск и напоследок взорвали железнодорожный мост через Иртыш. Но ситуацию это не спасло, в ноябре 1919 года река замерзла, погода была аномально холодной. В мае 1920 года состоялся суд над министрами правительства Колчака, 4 человека получили высшую меру наказания. 

Экскурсия по Центру привела нас в кабинет Колчака, где мы увидели его, можно сказать, вживую. Нет точной информации о физических параметрах Александра Колчака, но судя по фотодокументам фактически он был ниже ростом.

 

Отдельный кабинет Центра представлен научными достижениями Колчака. В начале ХХ века он участвовал в 2-х полярных экспедициях, под руководством Толля. Экспедиция застряла во льдах и Толль решил своими силами продолжить исследования. Команду он отправил обратно, но сам остался. Колчак отправился на поиски Толля, но нашел лишь следы его гибели. За эту экспедицию и вклад в изучение океанографии Колчак был награжден золотой медалью Русского географического общества. В честь ученого даже небольшой остров был назван Колчак. 

Нельзя обойти стороной семейную историю адмирала. Жена Колчака, Софья Федоровна Омирова, родилась в 1876 году и получила достойное образование в Смольном институте. С Александром они должны были пожениться после его первой экспедиции.

По его возвращению состоялась их свадьба, они обвенчались 5 марта 1904 года. Но он вскоре ушел на русско-японскую войну, откуда вернулся только через 2 года. Фактически Софья ждала его 6 лет.

Казалось бы, дождалась, но Колчак встречает Анну Васильевну Тимиреву. Анна была замужем за морским офицером, контр-адмиралом Н.С. Тимиревым, сослуживцем А. Колчака. 

В 1918-1919 годах Анна Тимирева, разведясь с мужем и уехала в Омск к Колчаку, став его фактической женой, вместе с ним ушла на восток, а в январе 1920 года в Иркутске добровольно пошла под арест, чтобы оставаться рядом с любимым.

Интересна тема взаимоотношений Колчака с лидерами Алаш Орды, его взгляд на создание Алашской автономии, много об этом писал Мустафа Чокай. Но это тема для отдельного разговора. Как говорится, продолжение следует.

Редакция портала National Digital History выражает благодарность Центру изучения истории гражданской войны за предоставленный материал.

На главном фото: мозаика с изображением адмирала Колчака украшает ресторан, расположенный недалеко от Центра изучения истории гражданской войны.

Астана-Омск-Астана

Фото автора 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Интересуетесь ли Вы историей Независимого Казахстана?