Публикации

Воздавая должное науке

13 Апреля 2017
1042
0
Воздавая должное науке
Видный казахский поэт и публицист, этнограф и просветитель Машхур-Жусуп Копеев, имя которого можно поставить рядом с самыми громкими именами за все обозримое прошлое человечества

Прежде всего, надо учесть, что до сих пор биографии, написанной собственной рукой автора, не найдено. Единственная биографическая рукопись, написанная племянником Копеева Жолмуратом Жусупулы, полностью не переведена с арабского. Поэтому мы имеем отрывочные биографические сведения об авторе.

Машхур-Жусуп Копейулы родился в 1858 году (год овцы по восточному летоисчислению, арабское название месяца «ережеп») в урочище Ашамай тас, расположенном между гор Кызылтау, ныне Баянаульского района Павлодарской области. Имя, которое ему дали родители, было Адам-Жусуп.

Позже, когда ему исполнилось 9 лет, султан Баянаульского округа Мусса Шорманов за великолепное исполнение легенд, дастанов, поэм прозвал его Машхур Жусуп, т.е. «известный». Это имя закрепилось за ним в народе навсегда.

Эпоха, в которой он вырос (коней 19 века) отмечена крупными противоречивыми для Казахстана историческими событиями. Российская империя полностью вытеснила Кокандское ханство и Бухарский эмират из южных регионов Казахстана и полностью колонизировала всю территорию Казахстана. В Казахстанской степи начали главенствовать Российские законы. Чиновники начали проводить имперскую политику по отношению к коренному населению.

С 1858 года родители Машхур Жусупа поселились в горах Кызылтау. В 1861 году, когда ему исполнилось 3 года, семья лишилась всего скота во время зимней бескормицы. Тогда отец Машхур Жусипа Копей решил: «Не скот опора человеку, а знанья», и отдал своего уже 5-ти летнего сына в медресе учиться грамоте.

Машхур-Жусуп с 1877 по 1881 годы учился в Бухарском медресе Кокелдаш (Узбекистане). Здесь он овладел арабским, персидским, тюркским, русским языками. В библиотеке этого медресе была и литература на русском языке. Изучал труды Аристотеля, Платона, Сократа, Абу али ибн Сина, Аль-Фараби, Ходжа Ахмета Яссави, Абулгази Бахадурхана и других мыслителей восточных стран. В 1887, 1895, 1907 годах он трижды путешествовал по Средней Азии. Был в городе Коканд, Туркестан, Бухара, Ташкент, Самарканд, Хива где углубил свои знания.

В целях собирания казахского устного народного творчества, материалов для шежире (генеалогическая схема казахских родов) и по палеэтнографии (обычаям и обрядам) Машхур-Жусуп бывал во многих аулах Баянаульского внешнего округа, нынешнего Бухаржырауского и Нуринского районов Карагандинской области, в поселке старого Экибастуза, известной Кояндинской ярмарке, предгорьях Ерейментау и Кокшетау, урочище Жидебай (где была зимовка Абая Кунанбаева), ауле Кабантакыр (ныне Шарбактинский район Павлодарской области), городах Павлодар, Семей, Каркаралинск, Акмолинск, Атбасар, Троиц (ныне Челябинская область), даже побывал у кипчаков, проживавших в XIX веке на территории нынешней Западно-Казахстанской области.

Машхур-Жусуп Копеев встречался с Абаем Кунанбаевым, русским востоковедом-тюркологом, этнографом В.В.Радловым, народными композиторами Акан Сери Кормакасулы, Мади Балиулы, Жаяу Муса Байжановм, выдающимися поэтами Шакарим Кудайбердиевым, Султанмахмутом Торайгыровым, видным писателем Жусупбеком Аймаутовым, первым казахским режиссером Жуматом Шаниным, чемпионом мира по борьбе Кажымуканом Мунайтпасовым, поэтом-импровизатором Иса Байзаковым, народной певицей Майрой Уаликызы.

До 1917 года в издательстве Хусаиновых в городе Казани вышли его поэтические сборники «Опыт, накопленный жизнью» (1907г.) и книга прозы «Кому принадлежит Сарыарка» (1907г.).

В них подняты проблемы социального равенства, просвещения, свободы слова, осмыслено высокое назначение искусства. Показательными в этих сборниках являются стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери» и другие. В традициях устного народного творчества им написаны поэмы «Торг чертей», «Ястреб и соловей», «Рассеянный человек», «Старик и двое молодых» и другие. Хорошее знание арабского и персидского языков позволило Машхур-Жусупу глубоко изучить поэзию Востока.

Историческая заслуга Машхур-Жусупа Копеева состоит в том, что он собрал и сохранил поэтическое наследие крупного представителя устной поэзии XVIIIвека Бухар-Жырау Калкаманулы и установил место его захоронения. Буцхар-Жырау в записях Машхур-Жусупа изображен справедливым прорицателем, активным поборником единения казахского народа, человеком, воплощавшим в себе лучшие черты своей эпохи. По крупицам Машхур-Жусуп Копеев собирал стихотворения Бухар-Жырау, стараясь сохранить их оригинальность, а также он собрал сведения о жизни певца, став первым его биографом.

В целом труды Машхур-Жусупа Копеева – глубокий океан философии в безграничной бездне жизни. В своих произведениях он затрагивает многие вопросы общественной и культурной жизни народа. Часто давал современникам советы по ведению домашнего хозяйства, критически относился к некоторым общественным явлениям.

Машхур-Жусуп был одним из активных авторов газет «Киргизская степная газета» и «Особое прибавление к Акмолинским областным ведомостям», которые выходили в 1888 – 1902 годах в городе Омске на казахском и русском языках. В своих статьях, опубликованных в этих газетах, он призывал казахов тянуться к знаниям, извлекать из них пользу. Он писал статьи о вреде палов (сплошное выжигание степной растительности), о том, как косить траву, сохранить ее, каких коней разводить, на каких землях что сеять, как лечить лошадей, как искать подземные воды и т.д.

Машхур-Жусуп Копеев – ярчайший представитель казахской литературы, выступал за европеизацию казахской молодежи и осуждал колониальную экспансию российского правительства, но любил русскую демократическую литературу и пропагандировал ее на страницах журнала «Айкап», который выходил в городе Троицке.

Наряду с большим теоретическим и поэтическим наследием широко известно шежире Машхур-Жусупа о родоплеменном составе и происхождении казахского народа, где подробно прослеживается древо жителей-казахов Сарыарки (регион Казахского мелокосопочника).

При жизни Машхур-Жусуп предсказал свою смерть и заранее говорил стихами: «Доживу до 73-х лет, до этого хоть топором отрубите мою голову, но не сможет никто меня убить, после 73-х в золотом замке держите, но не удержите меня». Он первый единственный человек на территории Казахстана, который хоронил себя открыто.

В 1929 году наняв двоих строителей (плотника и каменщика), на холме Ескелді построил себе могилу, которая была в виде двухкомнатной квартиры, где в первой комнате располагались по его завещанию Коран, его книги, седло, сбруи, вещи, которыми пользовался лично сам, посуда, маленький стол для посетителей, возле печки лежали уголь, дрова. А в другой комнате по указанию и схеме самого поэта был вырыт погреб размером 3 на 4 метра, глубиной выше роста человека. При построении своей могилы Машхур-Жусуп сказал: «Я после смерти буду лежать в этом погребе, на топчане открыто, не бойтесь, я не встану, никого не трону, только не забывайте менять мое белье, когда оно начнет желтеть. Мою могилу считайте моим домом, пусть заблудившиеся путники спокойно могут у меня переночевать, как в гостинице, приготовят и покушают, только пусть аккуратно пользуются и обратно поставят мои вещи, пусть мой дом зимой и летом служит народу, как при жизни. Кто хочет посмотреть на мое тело и почитать молитву, может спустится в погреб, где я буду лежать».

Машхур-Жусуп Копеев умер, как сам предсказал, 27 ноября 1931 года. Его тело до 1952 года лежало, не испортившись, но по указанию высших партийных органов могила была снесена. Те, которые принимали участие в снесении могилы святого человека Машхур-Жусупа, безнаказанными не остались: многие умерли сразу, заболели психическими болезнями, у некоторых умерли жены, дети, пострадали близкие родственники. Об этих трагедиях ни раз подробно писали многие авторы на страницах периодической печати Павлодарской области и республики.

В 1954 году прошлого века надгробное сооружение Машхур-Жусупа было востановлено. К сожалению, его тело так и осталось засыпанным грунтом.

Оригинальные произведения М.Ж.Копеева в разное время входили в литературные хрестоматии, учебники и сборники казахской поэзии.

До сих пор творческое наследие поэта не получило должной оценки и не стало предметом научного изучения.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Что из богатств Жети казына является наиболее востребованным в современном обществе?