Публикации

НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ В НАУРЫЗ МЕЙРАМЫ

19 Марта 2017
235
0
НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ В НАУРЫЗ МЕЙРАМЫ
Национальных казахских игр исследователи насчитали 315 видов, а разновидностей национального спорта и вовсе 500. Расскажем о самых популярных из них, которые традиционно проводятся на Наурыз мейрамы

Столетиями Наурыз праздновался традиционно: богатый дастархан, который украшало главное блюдо праздника Наурыз коже, ритуалы, связанные с очищением и обновлением, поздравления и одаривание подарками, народные гуляния и национальные игры. Традиции празднования Наурыза с течением времени практически не изменились. Единственное, стало трудно найти арык да посадить дерево жителям казахстанских городов. А если кроме шуток, то наш народ по-прежнему умеет веселиться и радоваться в день наступления весны, обновления жизненных сил и природы.

По традиции празднование Наурыза начиналось на рассвете. Взрослые мужчины и женщины, молодежь и дети под чутким руководством аксакалов собирались все вместе. Мужчины расчищали арыки, родники и колодцы, молодежь и старики высаживали молоденькие деревья и желали: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево — посади десять!».

После этого ритуала жыршы-зазывалы обходили все дворы и улицы и приглашали на праздник. Шумные, веселые, наряженные в разноцветную одежду, они могли предстать и в образе героев народных сказок. И начиналось торжество. Люди ходили друг к другу в гости, обнимались и поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали добра, пели песни, которые издревле исполнялись в этот день, веселились, устраивали праздничные представления. Например, в шутку мужчины боролись с женщинами, молодежь состязалась в скороговорках, отгадывала загадки.

Испокон веков празднование Наурыза сопровождалось массовыми народными играми и традиционными конными состязаниями.

В этот день рядом с юртами обязательно устанавливали «Алтыбакан» — качели. К вечеру вокруг них собиралась молодежь веселиться и петь песни. Катались на алтыбакане парами, парня и девушку в это время подбадривали песнями и шутками. Веселье могло продолжаться до полуночи.

Конечно же, самой любимой игрой парней и девушек была народная забава «Кыз куу», в которой девушка убегает от джигита верхом на коне, а он догоняет ее, чтобы одарить поцелуем. Не догнал — получай шлепки камчой под разочарованное улюлюканье зрителей. Девушка могла вызвать джигита на состязание и с условием, что в случае победы он приобретает право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит будет выполнять любые ее желания. Таким образом, Наурыз мог даже превращаться в свадебные торжества.

Одной из любимых народных игр было шуточное состязание мужчин и женщин «Айкыш-уйкыш» («Навстречу друг другу»). Молодежь, старики, мужчины и женщины среднего возраста разбивались на группы — мужскую и женскую — и отходили на определенное расстояние. Ведущий шутками и рифмованными присказками вызывал двух участников: мужчина и женщина из каждой группы выбегали друг другу навстречу, сталкивались и менялись командами. Женщина шла в мужскую, мужчина, соответственно, в женскую.

Джигиты в этот праздничный день показывали всю свою силу и ловкость в конных состязаниях. Аударыспак, или борьба на лошадях — одна из самых зрелищных национальных игр. По условию всадники должны перетянуть друг друга из седла. Победителем становился тот, кому удавалось сбросить своего противника с лошади. Конечно же, джигитам требовались ловкость, сила и умелое управление конем.

В джигитовке участвовали только искусные и отважные всадники. На полном ходу лошади джигит соскакивает с нее и за долю секунды возвращается обратно в седло. Он поднимает мелкие предметы с земли, висит на лошади, показывает акробатические номера и многое другое. Помните легендарного борца Балуана Шолака? Так вот, равных ему в акробатических представлениях на лошади не было. Сегодня признано, что кокпар и джигитовка по зрелищности не уступает испанской корриде.

Кокпар — это проверка на силу, меткость и умение искусно держаться в седле. На открытом участке собирались и участники, и зрители. На расстоянии 50–60 шагов от всадников бросали тушу козла, по команде все участники состязания бросались к ней. Джигит, первым поднявший с земли тушу, старается оторваться как можно дальше от своих соперников. Не тут то было, его догоняют и начинается настоящая схватка. Нередко до 20–30 человек набрасываются на захватившего тушу первым, и тут нужно не упустить случай и отобрать кокпар. Состязание могло длиться до вечера, а потом победитель имел право ездить с кокпаром по дворам, показывать добычу и получать за это подарки и угощения.

Не менее популярным конным состязанием, чем кокпар, была байга. Кто быстрее из наездников доскачет до цели, тот и становился победителем. Это настоящее испытание как для джигитов, так и для их скакунов. Существуют разные виды байги в зависимости от дистанции. Скачки на длинные и сверхдлинные дистанции называются Аламан байга. Всем известна история о тулпаре Кулагере, ставшая легендой. Он выигрывал все состязания и слава о нем ходила далеко за пределами казахской степи.

Не обходился этот праздник и без состязаний самых сильных и самых умных. Национальная борьба қазақ күресі устраивалась на всех торжествах казахского народа. Конечно же, схватка сильнейших устраивалась и на Наурыз. В приемах қазақ күресі сходились палуаны, побеждал из них самый крепкий, выносливый и сильный духом.

Игра «Тогыз кумалак» является одной из древнейших, исследователи еще называют ее «алгеброй чабанов». За игровую доску садились двое участников, им необходимо было иметь высокую скорость подсчета и владеть тактикой, логикой, смекалкой, математическим мышлением и выдержкой.

Первый день празднования наступления весны заканчивался айтысом. Акыны, которые состязались в мастерстве, яркости и образности своих песен, олицетворяли добро и зло, уходящий старый и наступающий новый год. С заходом солнца их голоса умолкали, разжигался большой костер. С зажженными от него факелами люди обходили все селение, пели песни, танцевали. Так завершался праздник Наурыз мейрамы — день весеннего обновления и равноденствия.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Какая из задач, поставленных Президентом Казахстана на ХХV сессии АНК, является наиболее важной для укрепления национального единства и согласия: