Publications

Folk festival on Nauryz

19 March 2017
51
0
Folk festival on Nauryz
Researchers counted 315 types of National Kazakh games and 500 of national sports. Let's talk about the most popular of them, which are traditionally held on Nauryz

For centuries Nauryz was celebrated traditionally: a rich dastarkhan that adorned the main dish of a holiday – Nauryz kozhe, rituals associated with cleansing and renewal, congratulations and presenting gifts, folk festival and national games.

Traditions of the celebration of Nauryz over the course of time remained practically unchanged. The only thing became difficult to find aryk and plant trees to residents of Kazakhstan cities. And if, in addition to jokes, our people still know how to have fun and rejoice on the day of the onset of spring, renewal of vitality and nature.

Traditionally, the celebration of Nauryz began at dawn. Adult men and women, young people and children under the strict guidance of aksakals gathered together. The men cleared the irrigation ditches, springs and wells, young people and old people planted young trees and wished: "Let the tree remain in the memory of the man, rather than the flock", "Cut down one tree - plant ten!"

After this ritual, zhyrshy-barkers walked around all the yards and streets and invited to the party. Noisy, funny, dressed in colorful clothes, they could appear in the image of the heroes of folk tales. And the celebration began. People went to each other's houses, hugged and congratulated each other on New Year's Eve, wished for good, sang songs that had been performed on this day since ancient times, had fun and arranged festive performances. For example, as a joke, men fought against women, young people competed in tongue twisters and solved riddles.

From time immemorial, the celebration of Nauryz was accompanied by massive folk games and traditional horse running.

On this day, alongside the yurts, it was necessary to install the "Altybakan" - a swing. In the evening, young people gathered around it to have fun and sing songs. They swung in pairs; the guy and the girl at that time were encouraged by songs and jokes. The fun could last until midnight.

Of course, the most favorite game of guys and girls was folk fun "Kyz kuu", in which the girl runs away from the dzhigit on horseback, and he catches up with her to give a kiss. Not caught up - get slapping under the disappointed hooting of the audience. The girl could cause a dzhigit to compete with the condition that if he wins, he acquires the right to her hand and heart, and if she wins, the dzhigit would fulfill all her desires. Thus, Nauryz could even turn into wedding celebrations.

One of the favorite folk games was a comic contest of men and women "Aikysh-uikysh" ("Towards each other"). Young people, old men, middle-aged men and women broke into groups - male and female - and moved a certain distance. The master with jokes called two participants: a man and a woman from each group ran out to meet each other, faced and changed teams. The woman went to the male, the man, respectively, into the female.

Dzhigits on this festive day showed all their strength and agility in horse running. Audaryspak, or wrestling on horses is one of the most spectacular national games. By condition, the riders must pull each other from the saddle. The winner was the one who managed to drop his opponent from the horse. Of course, the dzhigits needed agility, strength and skillful control of the horse.

Only skillful and brave horsemen participated in dzhigitovka. At full speed of the horse dzhigit jumps off it and for a split second returns back to the saddle. He lifts small objects from the ground, hangs on a horse and shows acrobatic skits and much more. Do you remember the legendary fighter Baluan Sholak? So, there were no equals in acrobatic skits on the horse. Today it is recognized that the kokpar and the dzhigitovka are not inferior to the Spanish bullfight.

Kokpar is a test of strength, accuracy and skill to adhere to the saddle. On the open site gathered the participants and the audience. At a distance of 50-60 steps from the riders was thrown the goat carcass, at the command all the participants rushed to it. Dzhigit, the first to take the carcass from the ground, tries to come off as far as possible from his rivals. But he was caught up and the real fight begins. Often up to 20-30 people attack the captive carcass first, and then you need not miss the chance and take away the kokpar. The match could last until the evening, and then the winner had the right to ride with the kokpar in the yards, show the prey and get gifts and treats for it.

Equally popular equestrian competition than kokpar, was baiga. Who is faster from the riders to the goal, he became the winner. This is a real test for both dzhigits and their horses. There are different types of baiga depending on the distance. Jumps for long and super long distances are called Alaman baiga. Everyone knows the story of Kulager tulpar, which became a legend. He won all the competitions and the glory of him went far beyond the Kazakh steppe.

This holiday did not do without the competitions of the strongest and most intelligent. The national struggle Kazakh kuresi was held at all celebrations of the Kazakh people. Of course, the battle of the strongest was arranged for Nauryz. The competition Kazakh kuresi won a stout-hearted man.

The game "Togyz Kumalak" is one of the oldest; the researchers also call it "shepherd's algebra". For the game board sat two participants, they needed to have a high counting speed and to own tactics, logic, ingenuity, mathematical thinking and endurance.

The first day of the celebration of the spring came to an end with aytys. Akyns, who competed in the craftsmanship, brightness and imagery of their songs, personified good and evil. With the setting of the sun their voices fell silent, a big fire was kindled. With torches lit from it, people walked around the village, sang songs, and danced. So Nauryz holiday was over - the day of spring renewal and equinox.

                

By Makhabbat BOLSHINA

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111).

Author:

Comments

To leave comment you must enter or register
Quiz

Did you like the historical series "Kazakh Khanate", which describes the history of the creation of Kazakh statehood?

Публикации

НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ В НАУРЫЗ МЕЙРАМЫ

19 Марта 2017
235
0
НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ В НАУРЫЗ МЕЙРАМЫ
Национальных казахских игр исследователи насчитали 315 видов, а разновидностей национального спорта и вовсе 500. Расскажем о самых популярных из них, которые традиционно проводятся на Наурыз мейрамы

Столетиями Наурыз праздновался традиционно: богатый дастархан, который украшало главное блюдо праздника Наурыз коже, ритуалы, связанные с очищением и обновлением, поздравления и одаривание подарками, народные гуляния и национальные игры. Традиции празднования Наурыза с течением времени практически не изменились. Единственное, стало трудно найти арык да посадить дерево жителям казахстанских городов. А если кроме шуток, то наш народ по-прежнему умеет веселиться и радоваться в день наступления весны, обновления жизненных сил и природы.

По традиции празднование Наурыза начиналось на рассвете. Взрослые мужчины и женщины, молодежь и дети под чутким руководством аксакалов собирались все вместе. Мужчины расчищали арыки, родники и колодцы, молодежь и старики высаживали молоденькие деревья и желали: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево — посади десять!».

После этого ритуала жыршы-зазывалы обходили все дворы и улицы и приглашали на праздник. Шумные, веселые, наряженные в разноцветную одежду, они могли предстать и в образе героев народных сказок. И начиналось торжество. Люди ходили друг к другу в гости, обнимались и поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали добра, пели песни, которые издревле исполнялись в этот день, веселились, устраивали праздничные представления. Например, в шутку мужчины боролись с женщинами, молодежь состязалась в скороговорках, отгадывала загадки.

Испокон веков празднование Наурыза сопровождалось массовыми народными играми и традиционными конными состязаниями.

В этот день рядом с юртами обязательно устанавливали «Алтыбакан» — качели. К вечеру вокруг них собиралась молодежь веселиться и петь песни. Катались на алтыбакане парами, парня и девушку в это время подбадривали песнями и шутками. Веселье могло продолжаться до полуночи.

Конечно же, самой любимой игрой парней и девушек была народная забава «Кыз куу», в которой девушка убегает от джигита верхом на коне, а он догоняет ее, чтобы одарить поцелуем. Не догнал — получай шлепки камчой под разочарованное улюлюканье зрителей. Девушка могла вызвать джигита на состязание и с условием, что в случае победы он приобретает право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит будет выполнять любые ее желания. Таким образом, Наурыз мог даже превращаться в свадебные торжества.

Одной из любимых народных игр было шуточное состязание мужчин и женщин «Айкыш-уйкыш» («Навстречу друг другу»). Молодежь, старики, мужчины и женщины среднего возраста разбивались на группы — мужскую и женскую — и отходили на определенное расстояние. Ведущий шутками и рифмованными присказками вызывал двух участников: мужчина и женщина из каждой группы выбегали друг другу навстречу, сталкивались и менялись командами. Женщина шла в мужскую, мужчина, соответственно, в женскую.

Джигиты в этот праздничный день показывали всю свою силу и ловкость в конных состязаниях. Аударыспак, или борьба на лошадях — одна из самых зрелищных национальных игр. По условию всадники должны перетянуть друг друга из седла. Победителем становился тот, кому удавалось сбросить своего противника с лошади. Конечно же, джигитам требовались ловкость, сила и умелое управление конем.

В джигитовке участвовали только искусные и отважные всадники. На полном ходу лошади джигит соскакивает с нее и за долю секунды возвращается обратно в седло. Он поднимает мелкие предметы с земли, висит на лошади, показывает акробатические номера и многое другое. Помните легендарного борца Балуана Шолака? Так вот, равных ему в акробатических представлениях на лошади не было. Сегодня признано, что кокпар и джигитовка по зрелищности не уступает испанской корриде.

Кокпар — это проверка на силу, меткость и умение искусно держаться в седле. На открытом участке собирались и участники, и зрители. На расстоянии 50–60 шагов от всадников бросали тушу козла, по команде все участники состязания бросались к ней. Джигит, первым поднявший с земли тушу, старается оторваться как можно дальше от своих соперников. Не тут то было, его догоняют и начинается настоящая схватка. Нередко до 20–30 человек набрасываются на захватившего тушу первым, и тут нужно не упустить случай и отобрать кокпар. Состязание могло длиться до вечера, а потом победитель имел право ездить с кокпаром по дворам, показывать добычу и получать за это подарки и угощения.

Не менее популярным конным состязанием, чем кокпар, была байга. Кто быстрее из наездников доскачет до цели, тот и становился победителем. Это настоящее испытание как для джигитов, так и для их скакунов. Существуют разные виды байги в зависимости от дистанции. Скачки на длинные и сверхдлинные дистанции называются Аламан байга. Всем известна история о тулпаре Кулагере, ставшая легендой. Он выигрывал все состязания и слава о нем ходила далеко за пределами казахской степи.

Не обходился этот праздник и без состязаний самых сильных и самых умных. Национальная борьба қазақ күресі устраивалась на всех торжествах казахского народа. Конечно же, схватка сильнейших устраивалась и на Наурыз. В приемах қазақ күресі сходились палуаны, побеждал из них самый крепкий, выносливый и сильный духом.

Игра «Тогыз кумалак» является одной из древнейших, исследователи еще называют ее «алгеброй чабанов». За игровую доску садились двое участников, им необходимо было иметь высокую скорость подсчета и владеть тактикой, логикой, смекалкой, математическим мышлением и выдержкой.

Первый день празднования наступления весны заканчивался айтысом. Акыны, которые состязались в мастерстве, яркости и образности своих песен, олицетворяли добро и зло, уходящий старый и наступающий новый год. С заходом солнца их голоса умолкали, разжигался большой костер. С зажженными от него факелами люди обходили все селение, пели песни, танцевали. Так завершался праздник Наурыз мейрамы — день весеннего обновления и равноденствия.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Какая из задач, поставленных Президентом Казахстана на ХХV сессии АНК, является наиболее важной для укрепления национального единства и согласия: