Публикации

Популярной достопримечательностью стала мечеть (медресе) Калжан-ахуна в Кызылординской области

20 Октября 2013
216
0
Популярной достопримечательностью стала мечеть (медресе) Калжан-ахуна в Кызылординской области
Реставрация мечети и при ней медресе Калжан-ахуна прошла согласно планово-реставрационному заданию Министерства культуры и информации РК в рамках государственной Программы «Культурное наследие».

Посещаемой людьми достопримечательностью стала после реставрации мечеть (медресе) Калжан-ахуна в Кызылординской области, - сообщает корреспондент Bnews.kz.

В Жалагашском районе Кызылординской области реставрация мечети и при ней медресе Калжан-ахуна прошла согласно планово-реставрационному заданию Министерства культуры и информации РК в рамках государственной Программы «Культурное наследие». Работы вели сотрудники мастерской — филиала РГП «Казреставрация» по руководством директора филиала Биртая Бижанова.

Калжан-ахун родился в 1862 году в Хивинском ханстве. Его отец, Болекбай, был из рода «табын» местечка Жаманкагалы (сейчас это территория Актюбинской области), но в молодости, гостя у родственников в Каракалпакии, поступил на службу в ханскую ставку, где занимал высокий пост. Скончался чиновник в возрасте 90 лет. Калжану, его сыну, тогда было тринадцать. Тем не менее, юноша получил прекрасное по тем временам образование. После начальных ступеней в медресе Хивы и Бухары, в 27 лет он закончил юридический факультет медресе Кукульдаш и получил звание «ахун», что означало ко всему прочему и принадлежность к числу выдающихся ораторов.

В низовья Сырдарьи Калжан-ахун приехал по приглашению Кете Шумекей Ораз имама. Вся жизнь Калжан-ахуна была посвящена просветительской деятельности. Медресе, о котором идет речь, было построено в 1916 году, в едином комплексе с ней расположены также мечеть и дом, в котором просветитель проживал. Кстати, мечеть была построена даже немного раньше медресе. На старинном здании ее была обнаружена табличка – «1334 год хиджры». В переводе на общепринятое летоисчисление это 1913 год. Возведена была мечеть из жженого кирпича размером 27х14х7, скрепленного известковым раствором. Часть двора мечети занята айваном с михрабной нишей. В мечети имеются несколько захоронений, принадлежащих самому Калжан-ахуну и его семье. Рекогносцировка территории выявила в свое время сырцовые стены первого здания медресе, позже практически разрушившегося. Рядом с руинами сырцового медресе позже образовалось кладбище, на котором население близлежащих аулов хоронило своих близких. 

То медресе, которое отреставрировали – одноэтажное здание, имеющее традиционную планировку. Ориентировано оно главным фасадом на северо-запад, имеет широкий двор. Все помещения расположены по периметру. Фасадные помещения выложены из жженого кирпича, остальные – из сырцового. 

После революции, с 1917 по 1930 год медресе использовалось как школа-интернат, а в тридцатых годах, в период коллективизации его превратили в скотный двор. Во время Второй Мировой войны здесь снова открывают школу, местные жители говорят, что после на территории комплекса «мечеть-медресе Калжан-ахуна» размещали спецпереселенцев. До реставрации медресе было практически заброшенным зданием, хотя официально признано памятником истории и архитектуры еще в 1986 году. 

Последний ремонт до восстановления здесь был проведен в 1998 году силами местных жителей. Был полностью снят культурный слой вокруг медресе. Заложены кирпичами некоторые оконные и дверные проемы. Территорию вокруг медресе огородили металлическим забором, установили на входе постамент из бетона, подъездную территорию выложили бетонными плитами. Кстати, это, пожалуй, единственный случай, когда реконструктивная самодеятельность принесла, кроме вреда, и немного пользы. Те захоронения, что были прямо перед фасадом медресе, люди перенесли на кладбище, а, огородив территорию солидным забором, фактически поставили преграду и современным стихийным захоронениям. 

Реставраторам работа над объектом понравилась. Они вложили в него силу и душу. 

Место доброе, светлое – рассказывает Куаныш Токтамуратов, бригадир реставраторов. – Мы до этого работали над одним из мавзолеев в Кармакшы, так там история прямо мистическая произошла. Первоначально надо было расчистить мавзолей от мусора, убрать обрушенные части строения, но как только парни входили в него, откуда-то из-под хлама появлялась ядовитая змея, ложилась в центре руины и шипела на людей. Погибнуть от укуса твари никто не хотел, и тогда местные старики посоветовали нам позвать имама. Имам приехал, прочитал в мавзолее молитвы, попросил змею не мешать нам, объяснил, что мы хорошее дело делаем, и она нам больше не мешала. Грелась вблизи на солнышке, но к людям не подползала. А в мечети Калжан-ахуна реставраторы не боялись ночевать, несмотря на близость огромного кладбища и всякие там суеверия. Натягивали пологи от комаров и ложились спать прямо в центральном корпусе. Потому, что под крышей строения прилепили свои гнезда ласточки, а уж они с весьма опасными стражами легенд типа змей, скорпионов и сколопендр рядом не живут.

После реставрации мечеть и медресе, расположенные у дороги, посещают не только паломники, но и проезжающие мимо путники. Сейчас старинное строение — это красивейшее здание и одна из самых интересных достопримечательностей в области. 

Источник: bnews.kz



Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Как вы считаете, будет ли интересен читателю журнал NDH digest, если его номера будут соответствовать историческим этапам развития Казахстана?