«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

Well-to-do peasant

1048 1
Well-to-do peasant
In the funds of the State Archives of Astana, documents on the military-economic history of Akmola County were revealed. Interesting data are in the reports of the Akmola military commissariat

In the initial period of the construction of the Red Army, in separate operational directions, formations, called fronts and armies, were created. Parts and detachments of fronts were united in the army. In connection with the rebellion of the Czechoslovakian Corps as of June 13, 1918, the Council of People's Commissars established the Revolutionary Military Council to lead the detachments operating against the insurgent corps on scattered local fronts. In June-August 1918 the troops were transformed into infantry divisions and consolidated into five armies (1, 2, 3, 4, and 5). The Civil War required the creation of an administrative apparatus for solving military and economic problems arising in Siberia and Kazakhstan.

Against the South Army of Ataman Dutov, the Semipalatinsk and Kokchetav groups of troops were established.

On August 27, 1919, the All-Russian Central Executive Committee adopted a resolution "On the formation of civil administration in Siberia," according to which the Siberian Revolutionary Committee was established, the newly formed provinces and regions were subordinated to Sibrevcom.

On November 15, 1919, by the resolution of the Sibrevcom and the Revolutionary Military Council of the Fifth Army, the Omsk Revolutionary Committee was formed.

November 25, 1919 Separate Steppe Brigade took Akmolinsk.

The county revolutionary committees were established in the counties. For their organization and the first steps by Omsk Gubrevkom in January 1920, 16 million rubles were allocated, including Akmola County - 2.0 million rubles. Alexander Eremin was appointed chairman of the Akmolinsk district revolutionary committee.

When researching the funds of the State Archives of Astana, a number of office sources on the military and economic history of the Akmola district were revealed. These are the reports of the district revolutionary committee, reports on the work, statistical information on the number of Russian and Kirghiz revolutionary committees.

We bring to your attention some data from the "Report on the Activities of the Akmola County Military Commissariat" as of 1920.

The organization of the Akmolinsk County Military Commissariat for military affairs was started on December 7, 1919, when the County Revolutionary Committee was appointed by the County Military Commissar and the Mobilization Commission of the Kokchetav group was transferred to the County Military Commissariat, from which a mobilization department was formed, which began to mobilize, announced on the orders of the Military Council of the 5th Army.

The work of the Mobilization Department from the day of its foundation to March, 1 (1920) was as follows:

1. The mobilization of citizens of the city and the district born in 1898, 1897, 1896, 1895, 1894, 1893, 1892, 1891, 1890, and 1889 was made. On the basis of the order of the Revolutionary Military Council of the 5th Army and the order of the Military Council of the Kokchetav Group as of December 4, 1919.

2. The mobilization of former officers, officials, doctors and paramedics in January. Detailed reports on these mobilizations are presented in the Gubvoencomat under No. 397 as of 1919 and No. 94.

3. On accounting for military liable. Due to the telegraph order of the Gubvoencomat, accounting is not carried out, but preparatory work is underway for accounting.

4. The account of horses. For lack of forms and books, work on accounting is very much inhibited. According to the registration of horses, an order was given to the volost of the Revolutionary Committees on the presentation of the general statements on Form No. 3, for each village separately, indicating the householders who have horses. The above-mentioned lists have already arrived from many Russian volosts and continue to arrive. Of the Kyrgyz volosts, not a single sheet has yet been submitted, why they sent out a secondary circular instruction in the Kyrgyz language about the immediate submission of the above-mentioned statements.

5. In the last days of February, citizens began to come from the county, sick leave and deferment were given during the December mobilization, a commission was formed to re-examine them and, at the same time, the Gubvoencomat was asked what to do with the arrivals. The commission accepted 165 people.

Volost military commissariats are organized, but the connection with them is not entirely satisfactory, the papers are received with delay, and their activities are not yet very fruitful, since the duties of the Volost Military Commissars in many volosts are assigned to the chairmen of the Revcoms, who are already busy with work, the same is the Vol Military Committee, since this post is in most cases executed by the Secretary of the Revolutionary Committees, because in many rural districts there are no well-trained and able to successfully perform this post workers, is addressed to the receipt of employees on the post by the clerk of the Volvoencomat to the County Military Commissariat, but it can not satisfy the latter, since they themselves need such.

Several circular orders have been sent out about the complete surrender of all weapons and military equipment left in the volosts, which are gradually being sent to the County Military Commissariat. To instruct the Volost military commissariats, the assistant of the Uyezdvoencomat Aleinikov was sent to the county. The guard battalion is gradually replenished, but few volunteers who want to enter the military service are almost gone. At present there are about 200 people in Karaulbat. There is a strong need for uniforms and equipment, which was requested in the Gubvoencomat. In general, the Akmolinsk Uyezd Military Commissariat is organized quite satisfactorily and if the Gubvoencomat hastens to supply it with all the instructions that guide visitors and statutes, the Uezdvoencomat can successfully perform the tasks assigned to it.

Akmola County Military Commissar Kopylov

Ag. The military leader Polyakov

In additional reports as of 1920 it was reported that there were unfavorable conditions that complicated work on the contentment of units. Uprodcom and Ueconot, which are sources of food, heating and lighting, do not have the necessary supplies, and the Uezdvoencomat itself has to find means and ways of satisfying the portions to be supplied.

The garrison is set up in a revolutionary way, only the dissatisfaction of the Red Army soldiers from Akmola County is felt because the Kokchetav group, when mobilizing left three volosts and the Red Army men alone live at home. The mood of the citizens of the city and the county-the Russian-is partly revolutionary, partly neutral and in no greater number counter-revolutionary (peasants and speculators), although they do not make speeches, but hiss and try to sow discord and doubt among the dark masses of the peasantry. The Kyrgyz population, by virtue of their fanaticism, although they are not active, regard the authorities with distrust and hamper the work of not only the Uezdvoencomat (collection of weapons and property), but also of other institutions. Political work among Muslims is very, very weak, and therefore the agitators-organizers will have to show maximum strength and energy. The party life of villages is such with a small exception, the cells of RKP in the parishes very, very little.

The bulk of the documents of the Akmola revolutionary committee were sent to Omsk as a report and for information on the work done. At the same time, the periodicity and terms of submission were strictly determined. The value of archival documents is unquestionable due to the fact that they tell about a very important period in the history of Kazakhstan.

The history of the civil war in Soviet times was thoroughly imbued with ideology, which penetrated through war films, stories, songs, poems that idealized the heroes of the civil war. The streets of towns and villages of Tselinograd, Kokchetav, Atbasar and other towns and villages bore the names of the heroes of the Civil War.

This year our country marks a big date - the 100th anniversary of the creation of the Alash autonomy. In this connection, a natural question arises, but how did the government of Alash deal with the issues of military organization, mobilization and military support?

The editorial staff of the National Digital History portal plans to cover the issues of the activities of the Alash party and leaders of the national intelligentsia on the pages of the portal.

                                                                                                               

By Arman SULEIMENOV

Translated by Raushan MAKHMETZHANOVA

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111).

Comments

To leave comment you must enter or register

Юра П04.03.2017, 14:44

Как гражданину Казахстана, очень интересно!!! Спасибо, ждем продолжения...

Бас редакторға сұрақ +7 707 686 75 81
Қазақша Русский English

Публикации

«Кулаки выступлений не делают, но шипят»

03 Марта 2017
792
1
«Кулаки выступлений не делают, но шипят»
В фондах Государственного архива г. Астаны были выявлены документы по военно-экономической истории Акмолинского уезда. Интересные данные есть в отчетах Акмолинского военного комиссариата

В начальный период строительства Красной армии на отдельных операционных направлениях были созданы формирования, называемые фронтами и армиями. Части и отряды фронтов объединялись в армии. В связи с мятежом чехословацкого корпуса 13 июня 1918 года решением Совнаркома был создан Реввоенсовет для руководства отрядами, действовавшими против восставшего корпуса на разрозненных местных фронтах. В июне-августе 1918 года войска были преобразованы в пехотные дивизии и сведены в пять армий (1, 2, 3, 4, 5). Гражданская война требовала создания административного аппарата для решения военных и экономических задач, возникающих в Сибири и Казахстане.

Против Южной армии атамана Дутова были созданы Семипалатинская и Кокчетавская группы войск. 

27 августа 1919 года ВЦИК принял постановление «Об образовании гражданского управления в Сибири», согласно которому был создан Сибирский революционный комитет, вновь образованные губернии и области были подчинены Сибревкому.

15 ноября 1919 года по постановлению Сибревкома и Реввоенсовета 5-й армии был образован Омский ревком.

25 ноября 1919 года Отдельная Степная бригада заняла Акмолинск.

В уездах стали создаваться уездные ревкомы. На их организацию и первые шаги Омским Губревкомом в январе 1920 года было выделено 16 млн. рублей в том числе Акмолинскому уезду - 2,0 млн. рублей. Председателем Акмолинского уездного ревкома был назначен Александр Еремин.

При исследовании фондов Государственного архива г. Астаны был выявлен ряд делопроизводственных источников по военно-экономической истории Акмолинского уезда. Это отчеты уездного ревкома, доклады о работе, статистические сведения о количестве русских и киргизских ревкомов.

Предлагаем вашему вниманию некоторые данные из «Отчета о деятельности Акмолинского Уездного военного комиссариата» 1920 года.

Начало организации Акмолинского Уездного военного Комиссариата по военным делам было положено 7 декабря 1919 года, когда был назначен Уездным Ревкомом Уездный военный комиссар и передана Мобилизационная комиссия Кокчетавской группы в распоряжение Уездвоенкомата, из которой и был сформирован мобилизационный отдел, приступивший к работе по проведению мобилизации, объявленной по распоряжению Роввоенсовета 5 армии.

Работа Мобилизационного отдела со дня его основания по 1-ое марта с.г. (1920 г.) выразилось в следующем:

1. Произведена мобилизация граждан города и уезда родившихся в 1898, 1897, 1896, 1895,1894, 1893, 1892, 1891, 1890, и 1889 гг. на основании приказа Реввоенсовета 5 армии и приказа Военного совета Кокчетавской группы от 4 декабря 1919 года.

2. Произведена мобилизация бывших офицеров, чиновников, врачей и фельдшеров в январе с.г. Подробные отчеты об этих мобилизациях представлены в Губвоенкомате за № 397 1919 г. и № 94 с.г.

3. По учету военнообязанных. Вследствие телеграфного распоряжения Губвоенкомата, учет не производится, но ведутся подготовительные работы по учету.

4. По учету лошадей. За отсутствием бланков и книг, работа по учету очень сильно тормозится. По учету лошадей сделано распоряжение в волостные Ревкомы о представлении общих ведомостей по форме №3, по каждому селению отдельно с указанием домохозяев, имеющих лошадей. Вышеозначенные ведомости уже от многих русских волостей поступили и продолжают поступать. Из киргизских же волостей пока не представлено ни одной ведомости, почему им разослано вторичное циркулярное предписание на киргизском языке о немедленном представлении вышеназванных ведомостей.

5. В последних числах февраля стали прибывать из уезда граждане коим были выданы отпуска по болезни и отсрочки при декабрьской мобилизации, была сформирована комиссия для переосвидетельствования и вместе с тем запрошен Губвоенкомат, как поступить с прибывающими. Комиссией принято 165 человек.

Волостные военные комиссариаты организованы, но связь с ними не вполне удовлетворительна, бумаги получают с запозданием, и деятельность их пока не сильно плодотворна, так как обязанности Волостных военных комиссаров во многих волостях возложены на председателей Ревкомов, которые и без того заняты работой, тоже самое проходит с делопроизводством Волвоенкоматов, так как эту должность в большинстве случаев исполняют секретаря Ревкомов, потому что во многих волостях нет хорошо обученных и могущих с успехом исполнять эту должность работников, адресуется получением работников на должности делопроизводителем Волвоенкоматов в Уездвоенкомат, но таковой не может удовлетворить, так как сами нуждаются в таковых.

Разослано несколько циркулярных предписаний и приказов о не полной сдаче всего оружия и военного имущества, оставленного в волостях, которые постепенно поступают в Уездвоенкомат.

Для инструктирования Волостных военных комиссариатов командирован в уезд помощник Уездвоенкоматов Алейников.

Караульный батальон постепенно пополняется, но мало добровольцев, желающих поступить на военную службу почти нет. В настоящее время в Караулбате насчитывается около 200 человек.

Ощущается сильная нужда в обмундировании и снаряжении, которое затребовано в Губвоенкомате.

В общем, Акмолинский Уездный Военный Комиссариат сорганизован вполне удовлетворительно и если Губвоенкомат поспешит снабдить его всеми инструкциями, руководящими приезжими и законоположениями, то Уездвоенкомат с успехом может выполнять возложенные на него задачи.

Акмолинский уездный военный комиссар Копылов

И.О. военного руководителя Поляков

В дополнительных докладах за 1920 год сообщалось, что сложились неблагоприятные условия, осложнившие работы по довольствию частей. Упродком и Уэконот, являющиеся источниками снабжения продовольствием, отоплением и освещением, не имеют необходимых запасов и Уездвоенкомату приходится самим изыскивать средства и способы удовлетворения приданных на довольствие частей.

Гарнизон настроен революционно, только ощущается недовольство красноармейцев из Акмолинского уезда по причине того, что Кокчетавская группа, при мобилизации три волости оставила в покое и одногодки красноармейцев живут дома и занимаются хозяйством. Настроение граждан города и уезда – русского – частью революционное, частью нейтральное и в не большем количестве контрреволюционное (кулаки и спекулянты), хотя выступлений и не делают, но шипят и стараются посеять рознь и сомнение среди темных масс крестьянства. Киргизское население, в силу своего фанатизма, хотя не выступает активно, относятся к власти с недоверием и тормозят работу не только Уездвоенкомата (сбор оружия и имущества), но и других учреждений. Политическая работа среди мусульман ведется очень и очень слабо, а поэтому агитаторам–организаторам придется проявить максимум силы и энергии. Партийная жизнь деревень и сел такова за небольшим исключением, ячеек Р.К.П. в волостях очень и очень мало. 

Основная масса документов Акмолинского ревкома присылалась в Омский губревком как отчетная и для сведения о проделанной работе. При этом, строго были определены периодичность и сроки представления. Ценность архивных документов неоспорима в связи с тем, что они рассказывают об очень важном периоде в истории Казахстана.

История гражданской войны в советское время была насквозь пропитана идеологией, которая проникала через военные фильмы, рассказы, песни, стихи, идеализировавшие героев гражданской войны. Улицы городов и поселков Целинограда, Кокчетава, Атбасара и других городов и поселков носили имена героев гражданской войны.

В этом году наша страна отмечает крупную дату – 100-летие создания автономии Алаш. В этой связи возникает закономерный вопрос, а как справлялась с вопросами военной организации, мобилизации, военного обеспечения правительство Алаш?

Редакция портала National Digital History планирует осветить вопросы деятельности партии Алаш и лидеров национальной интеллигенции на страницах портала.

 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Юра П04.03.2017, 14:44

Как гражданину Казахстана, очень интересно!!! Спасибо, ждем продолжения...

САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Что из богатств Жети казына является наиболее востребованным в современном обществе?