Публикации

Дина Мухамедхан: Казахская народная песня - кладезь многовековой мудрости наших предков

17 Октября 2013
310
0
Дина Мухамедхан: Казахская народная песня - кладезь многовековой мудрости наших предков
Как показывает история, чаще всего в согласии с собой и с другими живут народы, которые научились уважать свое прошлое, свою историю и культуру.

Казахская народная песня - кладезь многовековой мудрости наших предков. В  этом убеждена директор общественного фонда «Центр образования и культуры им. Каюма Мухамедханова», международный эксперт, профессор, доктор PhD Дина Мухамедхан.

Как сообщалось, в Алматы на днях прошел концерт казахской народной песни. Как отмечали присутствующие, он стал праздником торжества души, разума и народного духаБесплатный концерт для молодежи «Дала дауылпаздары» (Голоса степей), где звучали мудрое слово и искренность чувств великих предков казахов - Абая, Асета, Балуан Шолака и Естая, талантливейших поэтов-композиторов, певцов и музыкантов - и был организован фондом, который возглавляет Д.Мухамедхан. Она подчеркнула, что акцию поддержало управления внутренней политики акимата Алматы.

«Увы, сегодня наша молодежь больше и лучше знает современную российскую и западную эстраду, нежели певческую культуру своей страны. Воспитание духовно-нравственных ценностей, чистоты души и помыслов, воспетых в творчестве казахских поэтов-композиторов - главная цель нашей акции. Именно эти ценности сохраняют народы и закладывают основы для любого развития», - считает глава фонда.

 По ее словам, этот вопрос приобрел особую значимость сегодня, когда моральная деградация общества приобрела массовый характер, где коммерческий интерес затмил человеческую суть и чувства, отличающие человека от всего остального мира. Это - умение любить человека и уважать его достоинство, оставаться разумным в любом общении.

 Особое внимание мы уделили песням о чистой, как родник, и хрупкой, как тончайший хрусталь, любви, которую Абай, Асет, Балуан Шолак и Естай смогли сохранить и пронести через всю свою жизнь. Они написали об этом мелодичные песни, которые стали душой народа: «Козимнин карасы», «Айтым салем, Каламкас», «Инжу-маржан», «Галия», «Корлан», «Кусни-Корлан». Они были исполнены сильными, чистыми голосами молодых певцов под домбру и аккордеон. Красивые песни звучали в исполнении заслуженных деятелей культуры и лауреатов многих республиканских и международных конкурсов Саята Нургазина, Еркина Шукиманова, Ардак Исатаевой, Нуржан Жампейисова и других. Зал был заполнен: студенты вузов и учащиеся колледжей, школьники, пенсионеры и ветераны войны и труда с огромным интересом слушали, сопереживали, пели вместе с артистами», - рассказала Д.Мухамедхан.

Ранее фонд провел опрос, который выявил, что большинство молодежи плохо знает жизнь великих казахских поэтов и композиторов, путается в названиях и содержании их произведений. «Так, определенной частью молодежи (80%) остается неусвоенным большой пласт культуры. И семья, и учреждения образования, и общество в целом ответственно за это. Духовная скудость и пустота дают о себе знать, когда вступают в силу такие опасные явления в жизни общества, как маргинальность, оторванность от своих корней и культуры народа. Это порождает безответственное отношение к земле и народу, культуре и духовным ценностям, результаты этого уже очевидны, считает эксперт.

 По ее словам, люди старшего поколения очень хорошо знают не только сами казахские песни, но и историю их создания. Во многом - благодаря таким известным ученым, как Каюм Мухамедханов. Именно ему народный поэт и композитор Естай еще в 1939 году рассказал историю песни «Корлан». Позднее К.Мухамедханов написал статью «Две незабываемые встречи» (к 100-летию со дня рождения Естая Беркимбаева), вышедшую в газете «Семей таны» 25 февраля 1970 года». Дочь ученого - Дина Мухамедхан - перевела эту публикацию на русский язык. Здесь приводится отрывок.

 «21 июня 1939 года начался Второй съезд писателей Казахстана в Алма-Ате. Сюда приехал Джамбул со своими учениками, с которым я ранее имел честь встречаться. Участниками съезда были Мухтар Ауэзов, Иван Шухов, Леонид Соболев, с Украины приехали Десняк, Мосенко, из Башкирии - Ю. Гореер, а также татарский писатель А.Шамов, киргизский писатель М.Елебеков и другие известные писатели и деятели культуры.

 Съезд продолжался неделю. Я был в составе делегации от Семипалатинска. Поэт Естай - в делегации из Павлодара. Помню его облик: умные, задумчивые глаза, густые ресницы и брови, широкий лоб, усы и торчащую бородку. Подойти к нему было невозможно: его всегда окружали люди. Все жаждали общения с ним. Вместе со всеми я слушал его песни, которые он исполнял под домбру.

 Мы возвращались домой в одном поезде. Всю дорогу в наш вагон шли люди - поздороваться с ним, послушать его песни. Ему тогда было 70 лет, но душа его была молода. Дорога проходила через Семипалатинск. И я осмелился пригласить Естая погостить у меня дома. Он согласился. В Семипалатинске я не докучал ему. Он просто отдыхал у нас дома. Часто брал в руки домбру и тихонько с душой напевал о чем-то. Естай был человеком красивой души. И когда он просто говорил, казалось, что лилась мелодичная песня. Его стих был точен и правдив.

 Как-то в разговоре Естай заметил, что он открыт не со всеми, а только с искренними людьми. В одной из бесед я спросил, какая была самая первая песня, которую он написал. Естай сразу изменился в лице. Мне показалось, что он даже нахмурился. Но спустя какое-то время начал свой рассказ.

 ...Это была песня «Хорлан» (в современном варианте «Корлан»). Я сочинил ее в возрасте 20 лет. Это была любовная драма. Хорлан была дочерью богатого человека из волости Сункар, из рода кыпчак-урук. Я увидел Хорлан вместе с ее сестрой на одной из свадеб, где я пел. Мне она сразу понравилась, и я ей приглянулся. Мы познакомились, полюбили друг друга и решили не расставаться. Через год я решился выкрасть ее, для меня не было другого пути. Но мне это не удалось. Ее отец - султан, узнав о моем плане, быстро сосватал ее за другого ...

И Естай запел песню о своей любимой девушке. А мне показалось, что он смахнул слезу... Спустя шесть лет после замужества Хорлан, Естай разыскал ее, чтобы увидеть и приветствовать свою любимую. Уже будучи старцем, в 1931 году, вновь поехал повидать ее. Естай посвятил Хорлан еще одну песню.

 Песня «Хорлан» навсегда вошла в историю классики казахской песни. Ахмет Жубанов отмечал сердечность произведений Естая. Среди его песен также известны «Гульдарай», «Рождение дня», «Майский колокольчик». Он сам исполнял свои песни».

 В тот приезд Естай пробыл в доме К.Мухамедханова две недели. Вторая встреча состоялась в 1945 году в ходе празднования 100-летия Абая. К.Мухамедханов был тогда ответственным секретарем комиссии по проведению юбилея Абая и пригласил Естая как почетного гостя. Он приехал и спел песню-посвящение Абаю на этих торжествах. Тогда же Естай подарил К.Мухамедханову свою прощальную песню. Эту песню с фотографией певца, воспоминаниями о нем и его биографией ученый передал Ахмету Жубанову. Он в то время готовил к изданию книгу «Заманы булбулдары» (Соловьи столетия), в которую включил и Естая.

«Только духовно-нравственные ценности сохраняют народ: они создают основу для устойчивого развития. Поэтому наш центр уделяет особое внимание воспитанию молодежи, разрабатывает новые модели, эффективно используя содержание и средства образования и культуры. При этом мы рассматриваем такие большие массовые мероприятия, как концерт, лишь началом для укрепления духа и воспитания души: затем непременно должна следовать вдумчивая и большая работа. И она не терпит спешки и суеты, ведь воспитание духовных, культурных ценностей - это благородная работа души, ума и сердца, и мы призваны отдавать ей наши знания и силы», - заявила Дина Мухамедхан.

Как показывает история, чаще всего в согласии с собой и с другими живут народы, которые научились уважать свое прошлое, свою историю и культуру. «Наша задача - привить это нашей молодежи. Фраза «Как ты относишься к себе, так к тебе будут относиться другие» - придумана далеко не сегодня», - напомнила Д.Мухамедхан.

Источник: inform.kz

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Как вы считаете, будет ли интересен читателю журнал NDH digest, если его номера будут соответствовать историческим этапам развития Казахстана?