Публикации

История становления Таможенного союза

13 Января 2017
920
0
История становления Таможенного союза
В январе 1997 года Президенты Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России подписали решение «О мерах по реализации соглашений о Таможенном союзе»

В момент развала Советского Союза теперь уже бывшие советские республики, констатируя, что СССР перестал быть геополитической реальностью, все же договорились сотрудничать «в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков» в рамках Содружества Независимых Государств.

Необходимо особо отметить, что первым почувствовал необходимость создания экономической организации после образования Содружества Независимых Государств президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

29 марта 1994 года в Москве Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой создания Евразийского союза. В его основу предполагалось положить общность интересов постсоветских государств. По его мнению, это необходимо для беспрепятственного движения товаров и услуг. Создание Таможенного союза СНГ он считал первоначальным этапом формирования будущего Евразийского экономического сообщества. Эта идея начала реализовываться в ряде нормативно правовых документов.

С первых дней деятельности СНГ перед его членами встал вопрос об альтернативных структурах, способных обеспечить национальную экономическую безопасность. Для этого в январе 1997 года Президенты Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России подписали решение «О мерах по реализации соглашений о Таможенном союзе».

Таможенный союз (ТС) – межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагал отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза, унификацию методов оценки качества и сертификации, создание единой базы данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза являлось основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Стороны также договорились о едином решении по определению основных направлений, этапов и сроков проведения экономических реформ, о создании общего рынка; обеспечении равного права на имущество, приобретаемого в собственность, владение, пользование и распоряжение им на территории любого из этих государств в соответствии с их национальным законодательством; о создании единой модельной нормативной базы гражданского законодательства и государственного регулирования экономики.

Была достигнута договоренность о создании стабильности в денежно-валютной и валютно-финансовой областях, эффективности платежно-расчетной системы. На начальном этапе решено «добиваться существенного снижения инфляции и стабилизации обменных курсов национальных валют, полной контролируемости национальных валют, обеспечивать равный доступ субъектов — резидентов сторон на рынки валют государств — участников Договора. Центральные банки сторон должны создать межбанковский союз в целях взаимных консультаций по осуществляемым мерам. На последующих этапах стороны реализуют переход к единым стандартам и практике регулирования банковской деятельности и в зависимости от достигнутой степени интеграции будут вводить единую валюту».

В целях реализации этого Решения были сформированы совместные управления интеграции вышеназванных задач: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентский комитет. 22 октября 1997 года председателем Межгосударственного союза был избран президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

28 апреля 1998 года к Таможенному союзу присоединилась Республика Таджикистан, а через год главами пяти государств был заключен Договор «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве».

Позднее, в июне 1998 года, по инициативе России и Казахстана сфера стран — участниц Таможенного союза значительно расширилась. Были заключены в его рамках новые соглашения: «О формировании Транспортного союза», «О международном автомобильном сообщении», «О единых условиях транзита через территории стран-участников Таможенного союза», «О взаимодействии энергетических систем» и другие межведомственные соглашения и протоколы.

26 февраля 1999 года главами государств был подписан Договор «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». Эти документы позволили значительно упростить процедуры внутри граничного контроля, активизировать совместную деятельность по расширению торгово-экономического сотрудничества, усовершенствовать основы общего таможенного тарифа и определить закономерности применения защитных мер в торговых отношениях, укрепить национальные валютно-финансовые структуры.

По многим видам товаров были утверждены единые таможенные тарифы, оговорен порядок нетарифного регулирования. При активном участии и по инициативе России и Казахстана были сформированы основные направления по сближению национальных законодательств, что явилось началом формирования единого правового пространства.

Сложившийся в те годы экономический союз стран-участниц заложил в непростых обстоятельствах довольно прочную основу под Таможенный союз. Затем развитие интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС привело к возобновлению попыток стран-участниц создать Таможенный союз.

Принципиальное решение по этому вопросу было принято еще в 2006 года на сочинском неформальном саммите сообщества. Вместе с тем Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, рассмотренный 6 октября 2007 года в Душанбе на заседании Межгоссовета, подписали только Белоруссия, Казахстан и Россия, тогда как другие страны СНГ выразили намерение присоединиться к ним «по мере готовности».

Это обстоятельство подтвердило заметное отличие стран — участниц ЕврАзЭС друг от друга по методам, темпам, направлениям и показателям экономического развития.

На основе Договора были учреждены Межгосударственный совет на уровне президентов стран-участниц как высший орган и Комиссия Таможенного Союза как единый постоянно действующий орган данного интеграционного объединения. Доминирующую позицию в комиссии заняла Россия (57% голосов), Беларусь и Казахстан получили по 21,5%. Все решения принимаются 2/3 голосов.

В этой связи уместно отметить, что интенсивность, например, в торговле между государствами ТС, уже в 2009 года была выше, чем средний уровень торговли любых других стран, состоящих в любом другом таможенном союзе. И это очень важный показатель, который свидетельствует о большом взаимном потенциале. Поэтому задача стран-участниц состоит в повышении конкурентоспособности их экономик, что является императивом, так как экономическая политика трех стран должна быть направлена на модернизацию и диверсификацию экономики, на рост отраслей, связанных с высокими технологиями.

Официально Таможенный союз стал функционировать с 1 января 2010 года с введением единого таможенного тарифа. Затем, с 1 июля 2010 года, вступил в силу общий Таможенный кодекс. Ровно через год внутри ТС был отменен таможенный контроль на границах между странами-участницами.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что его механизм планомерно совершенствуется, укрепляется договорно-правовая база. В результате торговый оборот постоянно увеличивался, ради чего и создавался Таможенный союз. При этом страны - участницы ТС на неформальном саммите, прошедшем 19 декабря 2009 года в Алматы решили создать Единое экономическое пространство (ЕЭП).

9 декабря 2010 года президенты трех стран - участниц Таможенного союза подписали в Москве декларацию о формировании Единого экономического пространства. При этом уже официально было зафиксировано их стремление «к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом». Всего было подписано 17 документов по созданию Единого экономического пространства.

С формированием Таможенного союза и Единого экономического пространства в странах-участниц расширились возможности для создания совместных предприятий, которые стали работать на единый рынок и получили защиту от поставок китайских товаров по бросовым ценам.

Махаббат БОЛЬШИНА

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111) 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Интересуетесь ли Вы историей Независимого Казахстана?