Публикации

25 лет Независимости: достижения в сфере образования

20 Декабря 2016
1134
0
25 лет Независимости: достижения в сфере образования
Ко Дню Независимости интернет портал NATIONAL DIGITAL HISTORY представляет спецпроект «Достижения в сфере образования»

В результате прогрессивных структурных реформ сформирована национальная модель образования, направленная на повышение качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворение потребностей личности, общества и государства.

Сформирована нормативная правовая база сферы образования и науки. Приняты Законы Республики Казахстан «Об образовании», «О высшем образовании», «О науке», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О государственной образовательной накопительной системе», «О государственной молодежной политике», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» и др.

Реализованы 5 государственных программ, направленных на развитие системы образования (Государственная программа информатизации системы среднего образования на 1997-2002 годы, Государственная программа «Образование», Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы, Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы). Структура казахстанской системы приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования.

В первые годы независимости свыше 82% детских садов были закрыты. Число детей, получающих дошкольное образование, сократилось до 10,6%.

По поручению Главы государства обеспечено строительство, восстановление детских садов, ранее арендованные и приватизированные здания детсадов были возвращены, увеличилось количество открытых частных детских садов и мини-центров.

В результате принятых мер охват детей дошкольным воспитанием и обучением увеличился в 8 раз с 10,2% в 1999 году до 81,6% в 2015 году.

Сеть дошкольных организаций образования составляет 9,3 тыс. единиц, из них 2,2 тыс. являются частными.

Всего за 25 лет в республике построено около 500 детских садов.

Законодательно введен государственный образовательный заказ на дошкольное воспитание, упрощена процедура лицензирования дошкольных организаций, введена обязательная предшкольная подготовка.

Разработаны и реализуются отчественные программы «Балбөбек», «Қайнар», «Алғашқы қадам», «Зерек бала» и др.

За последние пять лет количество педагогических кадров дошкольных организаций увеличилось на 44,7 тыс. чел. и составило 80,8 тыс. чел. Улучшен их качественный состав. Сегодня высшую и первой категорию имеют 30,5% кадров, это по сравнению с 2011 годом увеличено почти на 17% (23,6%).

Улучшается инфраструктура среднего образования, ликвидируются трехсменное обучение и аварийные школы. Всего за 25 лет в республике построено около 1400 школ.

Сегодня функционируют свыше 7 тыс. дневных общеобразовательных школ, где обучаются 2,7 млн. учащихся.

Проведена масштабная работа по подключению школ к Всемирной сети Интернет. Охват широкополосным Интернетом достиг около 76% школ. Если в 2001 голу на 1 компьютер приходилось 62 ученика, сейчас это соотношение составляет 1:11.

Реализуется Дорожная карта по обучению на трех языках.

В сравнении с 2005 годом количество школ лингафонных мультимедийных кабинетов возросло на 2079 единиц (2005 г. – 789, 2015 г. - 2868). В 2015 году доля школ, оснащенных кабинетами физики, химии, биологии новой модификации составила 68,1 % (4876).

В школах внедряется проект «Система онлайн обучения».

Внедрен независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ). За годы функционирования в ЕНТ приняло участие свыше 3,4 млн. выпускников. Отмечается ежегодный рост среднего балла результатов ЕНТ (по сравнению с 2007 годом общий средний балл в 2015 году вырос на 8,5 баллов и составил 79,5 баллов). Введена повторная сдача ЕНТ. Это снизило накал и риски коррупции.

Создано 20 Назарбаев Интеллектуальных школ с обновленным содержанием образования, опыт которых поэтапно будет распространен на всю систему образования.

В первых классах 30 пилотных школ завершен процесс апробации обновленных учебных программ и планов, учебников и учебно-методических комплексов. С 2016-2017 учебного года все первоклассники будут обучаться по обновленному содержанию.

С 2013 года начата апробация подушевого финансирования на базе 63 пилотных школ в 5 областях республики (Актюбинская, Алматинская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области).

Утверждены концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в республике. Всего инклюзивным образованием охвачено свыше 46 тыс. детей или 32% от общего количества детей школьного возраста.

По сравнению с 1991 годом значительно улучшился качественный состав педагогов (в 1991 году доля педагогов с высшим образованием составляла 66%, в 2015 году – 91%). В целях стимулирования педагогического труда проводится республиканский конкурс «Лучший педагог», ежегодно 48 победителей конкурса награждаются денежным вознаграждением в размере 1000 МРП. 

 

Статистические данные по результатам ЕНТ за 2004-2016 годы

По годам

Всего законч

Участвовали в ЕНТ

Каз/рус

Город/село

Преодолели порог

Не преодолели

Средний балл

Подтвердили «АБ»

 

 

1

2004

235540

179216

76,1%

Каз – 105599

Рус - 73617

Город – 95375

Село - 83841

135866

75,8%

43350

24,2%

52,3

733(52%)

2

2005

219190

182383

83,2%

Каз – 106956

Рус - 75427

Город – 96707

Село - 85676

157847

86,5%

24536

13,5%

60,4

1564(67,3%)

3

2006

190948

159483

83,5%

Каз – 93331

Рус - 66152

Город – 82767

Село - 76716

120005

75,2%

39478

24,8%

63,2

1215(39,3%)

4

2007

174356

142707

81,8%

    Каз – 83301

    Рус - 59406

Город – 70183

Село - 75526

99088

69,4%

43619

30,6%

71,1

1855 (58,9%)

5

2008

145758

116280

79,8%

Каз – 68860

Рус - 47420

Город – 56294

 Село - 59986

104415

89,8%

11865

25,6%

68,0

1107 (35,8%)

6

2009

132461

106805

80,6%

Каз – 64538

   Рус - 42267

Город – 51211

Село - 55594

91329

85,5%

15480

14,5%

74,9

1703 (57,2%)

7

2010

138162

107545

78%

Каз – 67745

Рус - 39800

Город – 51124

Село - 56421

95949

89,3%

11596

10,7%

84,8

2647 (71,8%)

8

2011

160201

126168

79%

    Каз – 84120

    Рус - 41989

Город – 57283

Село - 68826

114034

90,4%

12134

9,6%

86,7

3259 (65,4%)

9

2012

156974

117432

75%

Каз – 80941

Рус - 36392

Город – 53545

Село - 63788

74278

63,2%

43154

36,8%

70,9

1445 (25%)

10

2013

139102

95487

69%

Каз – 66660

   Рус - 28795

Город – 45431

Село - 50024

68022

71%

27465

29%

74,5

1553 (34%)

11

2014

133226

87593

65,7%

Каз – 61654

Рус - 25910

Город – 43675

Село - 43889

67357

77%

20236

23%

76,9

1956 (44,5%)

12

2015

124382

83263

67%

Каз – 60129

Рус – 23134

Город – 42519

Село - 40743

67795

81%

15468

19%

79,5

2356 (54,1%)

13

2016

121092

84079

69%

 

Каз – 61739

Рус – 22340

Город – 42916

Село - 41125

67332

77%

20232

23%

81,2

2371

(50%)

 

За 13 лет в ЕНТ приняли участие 1 млн. 587 тысяч выпускников

 

Казахстан присоединился к Конвенции ООН о правах ребенка.

С 2007 года при Правительстве Республики Казахстан функционирует Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В 2015 году горчим питанием обеспечено 100% детей школьного возраста из малообеспеченных семей. 91% детей охвачен подвозом к школе.

Функционируют 860 организаций дополнительного образования с охватом свыше 670 тысяч детей, 84 % или более 2 млн. детей охвачены оздоровлением в детских оздоровительных организациях. В республике введено материальное стимулирование казахстанских семей, принявших детей-сирот на воспитание.

С 2004 года получило развитие патронатное воспитание, с 2011 года опекунам и попечителям производится ежемесячная выплата пособия в размере 10 МРП.

С января 2015 года казахстанским гражданам, усыновившим ребенка, производится единовременная денежная выплата в размере 75 МРП.

Благодаря принятым мерам за последние 10 лет общее число детей-сирот в стране сократилось на 21 тыс. чел., число воспитанников детских домов - на 10 тыс. детей. Сократилось количество учреждений для детей-сирот с 204 в 2006 году до 146 - в 2015 году.

С 2006 по 2014 годы обеспечены жильем свыше 2,5 тыс. выпускников, из них в 2014 году – 541 чел. В 2015 году свыше 1,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получили жилье.

 

По сравнению с 1991 годом сеть организаций ТиПО увеличилась на 114 единиц, и составила 807 колледжей, из них 42,7% являются частными. Контингент обучающихся увеличился на 35,5 тыс. человек или на 9,3%. Подготовка специалистов ТиПО осуществляется по 32 направлениям отраслей экономики.

Функционирует Национальный совет, 14 отраслевых и 13 региональных советов по подготовке профессионально-технических кадров. Для трансляции мирового опыта по ТиПО создан Холдинг «Кәсіпқор». В городах Астана, Алматы, Караганда, Уральск, Щучинск и Шымкент функционируют Межрегиональные центры по повышению квалификации работников системы ТиПО.

С 2010 года национальная система ТиПО является активным участником Туринского процесса. В течение последних 2-х лет Казахстан является участником международного движения World Skills International. Реализуется социальный проект «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!», направленный на решение региональной диспропорции в распределении рабочей силы.

Для реализации приоритетных проектов индустриально-инновационного развития определены 10 базовых колледжей. В рамках дуальной системы обучения 348 колледжей страны осуществляют образовательную деятельность в партнерстве с предприятиями, заключено 1718 договоров о сотрудничестве.

 

Функционирует 131 вуз, из них 9-ти университетам присвоен особый статус национального вуза. В 2010 году осуществлен первый набор абитуриентов в созданный по инициативе Президента Республики Казахстан «Назарбаев Университет», опыт которого транслируется в другие вузы республики.

Растет экспорт образовательных услуг. За период времени с 2001 года по 2014 год количество иностранных студентов возросло на 10 тыс. чел.

За годы независимости подготовлены 2,7 млн. кадров с высшим образованием. Если в 1991 году выпуск специалистов с высшим образованием составил 42 тыс., то в 2015 году – 142 тыс. человек.

Реализуется международная программа «Болашак», за период реализации которой присуждено 11 727 стипендий, подготовлено более 8 000 специалистов зарубежом.

Изменился качественный состав ППС (в 1999-2000 учебном году остепененность ППС вузов составляла 24%, в 2015-2016 учебном году – 50%).

С 2010 года Казахстан является участником Болонского процесса. Осуществлен переход к трехступенчатой модели подготовки кадров: бакалавриат - магистратура - докторантура.

С 2006 года ежегодно 200 лучшим преподавателям вузов присуждается грант «Лучший преподаватель вуза» для проведения научных исследований. Реализуется программа академической мобильности обучающихся. Около 3 тыс. студентов прошли обучение в лучших зарубежных вузах.

В 11 вузах ведется подготовка квалифицированных кадров для реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития-2 (ГПИИР-2). Начата подготовка 1900 специалистов по 24 инновационным образовательным программам. За счет средств Национального Фонда созданы новые лаборатории, оснащенные современным оборудованием. Реализуется социальный проект «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!», предусматривающий обучение молодежи из трудоизбыточных регионов в учебных заведениях трудодефицитных регионов.

В целях интеграции образования и науки 4 высшими учебными заведениями начата совместная с НИИ подготовка научных кадров (на базе КазНУ им. аль-Фараби; на базе КазНИТУ им. К.И. Сатпаева; на базе КазНАУ; на базе КАТУ им. С. Сейфуллина).

Ведущие казахстанские университеты представлены в мировых рейтингах. В 2015 году в рейтинге Quacquarelli Symonds World University Rankings отмечено 9 казахстанских вузов. За успехи в учебе учреждена стипендия Президента Республики Казахстан.

Функционирует Государственная образовательная накопительная система.

 

В 1999-2003 годах основные приоритеты государственной молодежной политики были реализованы в рамках в Концепции государственной молодежной политики.

Реализованы отраслевые программы молодежной политики «Молодежь Казахстана», «Программа молодежной политики на 2003-2004 годы», «Программа молодежной политики на 2005-2007 годы», а также «Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы».

С 2013 года реализуется Концепция государственной молодежной политики до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее».

Функционируют 200 молодежных ресурсных центров, Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан, советы по делам молодежи при акиматах областей, гг. Астаны и Алматы.

Реализуется проект «Жасыл ел», в котором приняли участие более 200 тысяч молодых людей.

В 2014 году созданы Национальные студенческие лиги по массовым видам спорта. Реализуется международное молодежное сотрудничество с 12 странами (Украина, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, Азербайджан, Беларусь, Королевство Саудовская Аравия, Грузия, Катар, Федеративная Республика Германия, Египет, Иорданское Хашимитское Королевство) и в рамках участия в 3-х международных организациях (Совет по молодежной политике Содружества Независимых Государств, Молодежный совет Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Шанхайская организация сотрудничества).

Функционируют свыше 1000 различных молодежных организаций.

 

В 1990-е годы в Казахстане насчитывалось 289 научных учреждений, общая численность работников, занятых основной научно-технической деятельностью составляла 50,6 тыс. человек. Начало 90-х годов характеризовалось значительным сокращением численности кадров науки. В настоящее время научно исследовательскими и опытно конструкторскими работами занимались 24,5 тыс. человек и 392 научных организаций.

Увеличился приток молодежи в науку. Количество ученых в возрасте до 35 лет увеличилось с 6,4 тыс. чел. в 2011 году до 9,0 тыс. чел. в 2015 году.

Действует новая модель управления наукой и новые механизмы финансирования науки (базовое финансирование, грантовое финансирование, программно-целевое финансирование).

При Правительстве Республики Казахстан создана Высшая научно-техническая комиссия, функционируют 5 Национальных научных советов. Действует независимая система государственной научно-технической экспертизы научных проектов.

Ежегодно присуждаются 6 именных премий и 75 государственных научных стипендий, в том числе 50 - для талантливых молодых ученых (за последние 5 лет присуждено 30 премий и 375 государственных научных стипендий, в том числе 250- для талантливых молодых ученых).

Впервые в декабре 2015 года Главой государства награждены 40 лауреатов новой Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники имени аль-Фараби.

Наблюдается значительный рост публикационной активности казахстанских ученых в международных рейтинговых изданиях (по итогам 2015 года в международных журналах опубликовано свыше 1,9 тыс. статей).

Проводится работа по развитию международного сотрудничества в рамках 8 международных комиссий и подкомитетов по научно-техническому сотрудничеству, реализуются свыше 40 международных проектов. 

Даулет ИЗТЕЛЕУ 

Выражаем благодарность Министерству науки и образования РК за предоставленые статистические данные

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

какая историческая кинокартина о казахско-джунгарских войнах вам понравилась больше всего?