Публикации

25 лет Независимости: достижения в сфере образования

20 Декабря 2016
2264
0
25 лет Независимости: достижения в сфере образования
Ко Дню Независимости интернет портал NATIONAL DIGITAL HISTORY представляет спецпроект «Достижения в сфере образования»

В результате прогрессивных структурных реформ сформирована национальная модель образования, направленная на повышение качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворение потребностей личности, общества и государства.

Сформирована нормативная правовая база сферы образования и науки. Приняты Законы Республики Казахстан «Об образовании», «О высшем образовании», «О науке», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О государственной образовательной накопительной системе», «О государственной молодежной политике», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» и др.

Реализованы 5 государственных программ, направленных на развитие системы образования (Государственная программа информатизации системы среднего образования на 1997-2002 годы, Государственная программа «Образование», Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы, Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы). Структура казахстанской системы приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования.

В первые годы независимости свыше 82% детских садов были закрыты. Число детей, получающих дошкольное образование, сократилось до 10,6%.

По поручению Главы государства обеспечено строительство, восстановление детских садов, ранее арендованные и приватизированные здания детсадов были возвращены, увеличилось количество открытых частных детских садов и мини-центров.

В результате принятых мер охват детей дошкольным воспитанием и обучением увеличился в 8 раз с 10,2% в 1999 году до 81,6% в 2015 году.

Сеть дошкольных организаций образования составляет 9,3 тыс. единиц, из них 2,2 тыс. являются частными.

Всего за 25 лет в республике построено около 500 детских садов.

Законодательно введен государственный образовательный заказ на дошкольное воспитание, упрощена процедура лицензирования дошкольных организаций, введена обязательная предшкольная подготовка.

Разработаны и реализуются отчественные программы «Балбөбек», «Қайнар», «Алғашқы қадам», «Зерек бала» и др.

За последние пять лет количество педагогических кадров дошкольных организаций увеличилось на 44,7 тыс. чел. и составило 80,8 тыс. чел. Улучшен их качественный состав. Сегодня высшую и первой категорию имеют 30,5% кадров, это по сравнению с 2011 годом увеличено почти на 17% (23,6%).

Улучшается инфраструктура среднего образования, ликвидируются трехсменное обучение и аварийные школы. Всего за 25 лет в республике построено около 1400 школ.

Сегодня функционируют свыше 7 тыс. дневных общеобразовательных школ, где обучаются 2,7 млн. учащихся.

Проведена масштабная работа по подключению школ к Всемирной сети Интернет. Охват широкополосным Интернетом достиг около 76% школ. Если в 2001 голу на 1 компьютер приходилось 62 ученика, сейчас это соотношение составляет 1:11.

Реализуется Дорожная карта по обучению на трех языках.

В сравнении с 2005 годом количество школ лингафонных мультимедийных кабинетов возросло на 2079 единиц (2005 г. – 789, 2015 г. - 2868). В 2015 году доля школ, оснащенных кабинетами физики, химии, биологии новой модификации составила 68,1 % (4876).

В школах внедряется проект «Система онлайн обучения».

Внедрен независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ). За годы функционирования в ЕНТ приняло участие свыше 3,4 млн. выпускников. Отмечается ежегодный рост среднего балла результатов ЕНТ (по сравнению с 2007 годом общий средний балл в 2015 году вырос на 8,5 баллов и составил 79,5 баллов). Введена повторная сдача ЕНТ. Это снизило накал и риски коррупции.

Создано 20 Назарбаев Интеллектуальных школ с обновленным содержанием образования, опыт которых поэтапно будет распространен на всю систему образования.

В первых классах 30 пилотных школ завершен процесс апробации обновленных учебных программ и планов, учебников и учебно-методических комплексов. С 2016-2017 учебного года все первоклассники будут обучаться по обновленному содержанию.

С 2013 года начата апробация подушевого финансирования на базе 63 пилотных школ в 5 областях республики (Актюбинская, Алматинская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области).

Утверждены концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в республике. Всего инклюзивным образованием охвачено свыше 46 тыс. детей или 32% от общего количества детей школьного возраста.

По сравнению с 1991 годом значительно улучшился качественный состав педагогов (в 1991 году доля педагогов с высшим образованием составляла 66%, в 2015 году – 91%). В целях стимулирования педагогического труда проводится республиканский конкурс «Лучший педагог», ежегодно 48 победителей конкурса награждаются денежным вознаграждением в размере 1000 МРП. 

 

Статистические данные по результатам ЕНТ за 2004-2016 годы

По годам

Всего законч

Участвовали в ЕНТ

Каз/рус

Город/село

Преодолели порог

Не преодолели

Средний балл

Подтвердили «АБ»

 

 

1

2004

235540

179216

76,1%

Каз – 105599

Рус - 73617

Город – 95375

Село - 83841

135866

75,8%

43350

24,2%

52,3

733(52%)

2

2005

219190

182383

83,2%

Каз – 106956

Рус - 75427

Город – 96707

Село - 85676

157847

86,5%

24536

13,5%

60,4

1564(67,3%)

3

2006

190948

159483

83,5%

Каз – 93331

Рус - 66152

Город – 82767

Село - 76716

120005

75,2%

39478

24,8%

63,2

1215(39,3%)

4

2007

174356

142707

81,8%

    Каз – 83301

    Рус - 59406

Город – 70183

Село - 75526

99088

69,4%

43619

30,6%

71,1

1855 (58,9%)

5

2008

145758

116280

79,8%

Каз – 68860

Рус - 47420

Город – 56294

 Село - 59986

104415

89,8%

11865

25,6%

68,0

1107 (35,8%)

6

2009

132461

106805

80,6%

Каз – 64538

   Рус - 42267

Город – 51211

Село - 55594

91329

85,5%

15480

14,5%

74,9

1703 (57,2%)

7

2010

138162

107545

78%

Каз – 67745

Рус - 39800

Город – 51124

Село - 56421

95949

89,3%

11596

10,7%

84,8

2647 (71,8%)

8

2011

160201

126168

79%

    Каз – 84120

    Рус - 41989

Город – 57283

Село - 68826

114034

90,4%

12134

9,6%

86,7

3259 (65,4%)

9

2012

156974

117432

75%

Каз – 80941

Рус - 36392

Город – 53545

Село - 63788

74278

63,2%

43154

36,8%

70,9

1445 (25%)

10

2013

139102

95487

69%

Каз – 66660

   Рус - 28795

Город – 45431

Село - 50024

68022

71%

27465

29%

74,5

1553 (34%)

11

2014

133226

87593

65,7%

Каз – 61654

Рус - 25910

Город – 43675

Село - 43889

67357

77%

20236

23%

76,9

1956 (44,5%)

12

2015

124382

83263

67%

Каз – 60129

Рус – 23134

Город – 42519

Село - 40743

67795

81%

15468

19%

79,5

2356 (54,1%)

13

2016

121092

84079

69%

 

Каз – 61739

Рус – 22340

Город – 42916

Село - 41125

67332

77%

20232

23%

81,2

2371

(50%)

 

За 13 лет в ЕНТ приняли участие 1 млн. 587 тысяч выпускников

 

Казахстан присоединился к Конвенции ООН о правах ребенка.

С 2007 года при Правительстве Республики Казахстан функционирует Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В 2015 году горчим питанием обеспечено 100% детей школьного возраста из малообеспеченных семей. 91% детей охвачен подвозом к школе.

Функционируют 860 организаций дополнительного образования с охватом свыше 670 тысяч детей, 84 % или более 2 млн. детей охвачены оздоровлением в детских оздоровительных организациях. В республике введено материальное стимулирование казахстанских семей, принявших детей-сирот на воспитание.

С 2004 года получило развитие патронатное воспитание, с 2011 года опекунам и попечителям производится ежемесячная выплата пособия в размере 10 МРП.

С января 2015 года казахстанским гражданам, усыновившим ребенка, производится единовременная денежная выплата в размере 75 МРП.

Благодаря принятым мерам за последние 10 лет общее число детей-сирот в стране сократилось на 21 тыс. чел., число воспитанников детских домов - на 10 тыс. детей. Сократилось количество учреждений для детей-сирот с 204 в 2006 году до 146 - в 2015 году.

С 2006 по 2014 годы обеспечены жильем свыше 2,5 тыс. выпускников, из них в 2014 году – 541 чел. В 2015 году свыше 1,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получили жилье.

 

По сравнению с 1991 годом сеть организаций ТиПО увеличилась на 114 единиц, и составила 807 колледжей, из них 42,7% являются частными. Контингент обучающихся увеличился на 35,5 тыс. человек или на 9,3%. Подготовка специалистов ТиПО осуществляется по 32 направлениям отраслей экономики.

Функционирует Национальный совет, 14 отраслевых и 13 региональных советов по подготовке профессионально-технических кадров. Для трансляции мирового опыта по ТиПО создан Холдинг «Кәсіпқор». В городах Астана, Алматы, Караганда, Уральск, Щучинск и Шымкент функционируют Межрегиональные центры по повышению квалификации работников системы ТиПО.

С 2010 года национальная система ТиПО является активным участником Туринского процесса. В течение последних 2-х лет Казахстан является участником международного движения World Skills International. Реализуется социальный проект «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!», направленный на решение региональной диспропорции в распределении рабочей силы.

Для реализации приоритетных проектов индустриально-инновационного развития определены 10 базовых колледжей. В рамках дуальной системы обучения 348 колледжей страны осуществляют образовательную деятельность в партнерстве с предприятиями, заключено 1718 договоров о сотрудничестве.

 

Функционирует 131 вуз, из них 9-ти университетам присвоен особый статус национального вуза. В 2010 году осуществлен первый набор абитуриентов в созданный по инициативе Президента Республики Казахстан «Назарбаев Университет», опыт которого транслируется в другие вузы республики.

Растет экспорт образовательных услуг. За период времени с 2001 года по 2014 год количество иностранных студентов возросло на 10 тыс. чел.

За годы независимости подготовлены 2,7 млн. кадров с высшим образованием. Если в 1991 году выпуск специалистов с высшим образованием составил 42 тыс., то в 2015 году – 142 тыс. человек.

Реализуется международная программа «Болашак», за период реализации которой присуждено 11 727 стипендий, подготовлено более 8 000 специалистов зарубежом.

Изменился качественный состав ППС (в 1999-2000 учебном году остепененность ППС вузов составляла 24%, в 2015-2016 учебном году – 50%).

С 2010 года Казахстан является участником Болонского процесса. Осуществлен переход к трехступенчатой модели подготовки кадров: бакалавриат - магистратура - докторантура.

С 2006 года ежегодно 200 лучшим преподавателям вузов присуждается грант «Лучший преподаватель вуза» для проведения научных исследований. Реализуется программа академической мобильности обучающихся. Около 3 тыс. студентов прошли обучение в лучших зарубежных вузах.

В 11 вузах ведется подготовка квалифицированных кадров для реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития-2 (ГПИИР-2). Начата подготовка 1900 специалистов по 24 инновационным образовательным программам. За счет средств Национального Фонда созданы новые лаборатории, оснащенные современным оборудованием. Реализуется социальный проект «Мәңгілік ел жастары – индустрияға!», предусматривающий обучение молодежи из трудоизбыточных регионов в учебных заведениях трудодефицитных регионов.

В целях интеграции образования и науки 4 высшими учебными заведениями начата совместная с НИИ подготовка научных кадров (на базе КазНУ им. аль-Фараби; на базе КазНИТУ им. К.И. Сатпаева; на базе КазНАУ; на базе КАТУ им. С. Сейфуллина).

Ведущие казахстанские университеты представлены в мировых рейтингах. В 2015 году в рейтинге Quacquarelli Symonds World University Rankings отмечено 9 казахстанских вузов. За успехи в учебе учреждена стипендия Президента Республики Казахстан.

Функционирует Государственная образовательная накопительная система.

 

В 1999-2003 годах основные приоритеты государственной молодежной политики были реализованы в рамках в Концепции государственной молодежной политики.

Реализованы отраслевые программы молодежной политики «Молодежь Казахстана», «Программа молодежной политики на 2003-2004 годы», «Программа молодежной политики на 2005-2007 годы», а также «Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы».

С 2013 года реализуется Концепция государственной молодежной политики до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее».

Функционируют 200 молодежных ресурсных центров, Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан, советы по делам молодежи при акиматах областей, гг. Астаны и Алматы.

Реализуется проект «Жасыл ел», в котором приняли участие более 200 тысяч молодых людей.

В 2014 году созданы Национальные студенческие лиги по массовым видам спорта. Реализуется международное молодежное сотрудничество с 12 странами (Украина, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, Азербайджан, Беларусь, Королевство Саудовская Аравия, Грузия, Катар, Федеративная Республика Германия, Египет, Иорданское Хашимитское Королевство) и в рамках участия в 3-х международных организациях (Совет по молодежной политике Содружества Независимых Государств, Молодежный совет Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Шанхайская организация сотрудничества).

Функционируют свыше 1000 различных молодежных организаций.

 

В 1990-е годы в Казахстане насчитывалось 289 научных учреждений, общая численность работников, занятых основной научно-технической деятельностью составляла 50,6 тыс. человек. Начало 90-х годов характеризовалось значительным сокращением численности кадров науки. В настоящее время научно исследовательскими и опытно конструкторскими работами занимались 24,5 тыс. человек и 392 научных организаций.

Увеличился приток молодежи в науку. Количество ученых в возрасте до 35 лет увеличилось с 6,4 тыс. чел. в 2011 году до 9,0 тыс. чел. в 2015 году.

Действует новая модель управления наукой и новые механизмы финансирования науки (базовое финансирование, грантовое финансирование, программно-целевое финансирование).

При Правительстве Республики Казахстан создана Высшая научно-техническая комиссия, функционируют 5 Национальных научных советов. Действует независимая система государственной научно-технической экспертизы научных проектов.

Ежегодно присуждаются 6 именных премий и 75 государственных научных стипендий, в том числе 50 - для талантливых молодых ученых (за последние 5 лет присуждено 30 премий и 375 государственных научных стипендий, в том числе 250- для талантливых молодых ученых).

Впервые в декабре 2015 года Главой государства награждены 40 лауреатов новой Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники имени аль-Фараби.

Наблюдается значительный рост публикационной активности казахстанских ученых в международных рейтинговых изданиях (по итогам 2015 года в международных журналах опубликовано свыше 1,9 тыс. статей).

Проводится работа по развитию международного сотрудничества в рамках 8 международных комиссий и подкомитетов по научно-техническому сотрудничеству, реализуются свыше 40 международных проектов. 

Даулет ИЗТЕЛЕУ 

Выражаем благодарность Министерству науки и образования РК за предоставленые статистические данные

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?