Публикации

ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ КОЧЕВНИКОВ

24 Ноября 2016
1731
0
ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ КОЧЕВНИКОВ
Было обнаружено огромное сходство казахских, киргизских и алтайских орнаментов с ворсовыми коврами, найденными в пазырыкских курганах

Взаимосвязь казахов с Алтаем имеет глубокую историю, ее корни уходят далеко в прошлое, в эпоху Андроновской культуры.  Археологические данные указывают на многие общие черты между культурой тех племен и казахской культурой. Например, как говорил исследователь М. Муканов, если обратить пристальное внимание на памятники древней эпохи, на орнаменты глиняных посуд, то можно заметить их большое сходство с сегодняшними казахскими орнаментами.

А в алтайской истории древние кочевники – саки выполняли огромную роль. Существование единого хозяйства, основы животноводства кочевников создали условия для развития общей культуры и тесной взаимосвязи между регионами, населенными саками. Согласно антропологическим данным, обнаруженные в алтайских курганах различные предметы, указывают на тесную связь культуры того времени с культурой нынешних народов Сибири и Центральной Азии. Например, было обнаружено огромное сходство казахских, киргизских и алтайских орнаментов с ворсовыми коврами, найденными в пазырыкских курганах. Однообразие хозяйства, материальной культуры кочевых племен, населявших эту местность, особенно ярко выражается в их ремесле, пище, предметах быта.   Несмотря на то, что прошло две с половиной тысяч лет и что они подверглись большим изменениям, они до сих пор остаются свидетелями богатого культурного наследия и истории тех народов.

В последнее время тщательно исследуется памятники сакской эпохи. Берель, Укок и другие найденные памятники известны всему миру. Они являются нашими историческими памятниками и дают нам множество информации о традициях, обычаях, быте алтайских казахов.

Сведения об этногенетической взаимосвязи алтайцев с казахами существуют в народном фольклоре. Взять к примеру легенду о братьях Белеуте и Телеуте, которые очень рано лишились родителей. Они унаследовали только одну кобылу и одно ружье. Когда они делили между собой эти имущества на местности Тайкескен Шунак, Белеуту досталась кобыла, а Телеуту ружье. По этой легенде  Белеут является прородителем казахов, которые занимались разведением скота,  а Телеут является предком алтайцев, которые начали заниматься охотой.  Если верить исследованиям российских ученых, то казахи начали населять Алтай только в XVIII-XIX вв. А до этого между ними не было никакой связи, утверждают они. С.И. Руденко, который участвовал в научной экспедиции по исследованию алтайских казахов в 1927 году, говорил: «Часть найманов населяла эти места с давних времен, а другая часть переехала сюда в XVIII веке, после распада Джунгарского государства». Известный историк М. Муканов, изучая происхождение найманов, приходит к такому заключению: «.... на протяжении нескольких веков найманы были в подчинении сначала у монголов, затем у джунгаров. Если бы они были родственными с монголами, то за это долгое время они бы влились бы с ними в единое целое. Однако они смогли сохранить свой язык, особенности своей культуры».

Исходя из этого, мы не можем отрицать тот факт, что часть казахов, находясь в подчинении у Джунгарского государства, могла населять Алтайские земли. Историк К. Пищулина пришла к заключению, что «в XVIII веке казахи и толенгуты населяли южный Алтай в тесном общении». Во время колониального гнета, проведенной Россией в отношении казахов, сколько наших сородичей уехали на Алтай и в Китай, в ходе всеобщей коллективизации большинство казахских земель были отобраны  и отданы русским крестьянам, а бедным казахам, лишенным земель,  пришлось уехать в чужие края. Если верить статистическим данным, выявленным в результате исследовательских работ  С.И. Руденко, в это время только из Семиречья переселились порядком 3000 семьей. Это означает, что наши соотечественники не только уехали с Родины, но и обосновались в чужих краях.

В последние годы, в рамках программы «Культурное наследие» были привезены около 500 документов из зарубежных архивов, касательно   истории нашей страны. Среди них особую ценность представляют письма Абылай хана и Цянь Луна, написанные друг-другу, имеющие огромную важность.  Многим известна борьба Абылай хана с Китаем в XVIII веке за Алтайские, Тарбагатайские земли.  В своем письме, адресованном императору Цянь Луну, Абылай хан писал, что массовое переселение казахов на восток после распада Джунгарского ханства означало их возвращение на родину. А то, что Цянь Лунь в одном из своих писем написал: «...правда, что вы когда-то лишились этих земель. Однако эти места теперь принадлежат Китаю», можно понимать, как его признание, что казахи населяли эти места издавна. Еще один актуальный вопрос в изучении истории алтайских казахов касается «диаспоры» и «ирредента». В настоящее время наиболее населенная казахами местность Горного Алтая – это район Кошагаш. Здешние казахи делятся на Жазотырских казахов и Шуйских казахов.

Даулет ИЗТЕЛЕУ

Перевод: Г. Сериккызы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111) 

 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?