Публикации

Были ли у казахов шуты?

02 Ноября 2016
2111
0
Были ли у казахов шуты?
О существовании шутов в традиционной казахской жизни сформировались две разные точки зрения

В традиционной жизни казахского народа шутам была отведена важная роль. 

Вместе с певцами, танцорами и поэтами гастролерами в самой гуще праздников, игр и торговых ярмарок находились и шуты. Они привлекали народ песнями, шутками и сатирическими сказаниями на насущные темы того времени.

Как известно, шуты были во многих странах мира. В средневековье артистов комедиантов можно было встретить на ярмарках, в центре города, на различных празднествах. Они представали героями литературных драм и мираклей (в основном это были смешные интермедии), могли быть участниками церковных и школьных постановок.

Наиболее часто актеры забавники встречались в 16-18 веках в Европе. До сегодняшних дней во многих городах Европы шуты, или комедианты, создают свои драматургические и цирковые постановки. 

Позже шуты стали выражать свое творчество в театральных пьесах. Основная миссия шутов - это всяческое развлечение высших слоев общества. Одеяние у шутов должно быть сшито из ярких и разноцветных тканей, а к одежде, во все времена, крепились колокольчики и погремушки.

 

Английские, французские писатели включали шутов в свои произведения в качестве героев. В качестве примера можно привести исторические произведения Уильяма Шекспира, П. Кальдерона.

Особое место занимали шуты в традиционной жизни казахского народа. Об этом подробно пишет ученый историк Бикумар Камалашулы в своей монографии «Обычаи и традиции казахского народа». Роль шутов в этой книге представлена более обширно.

«Шуты делятся на несколько типов: диуана, баксы, кезбе, шейхи. Несмотря на то, что они смешат и веселят народ, на самом деле они высмеивают ошибки, несправедливость отдельных правящих людей, раскрывают недостатки быта, предрекают народу незавидную судьбу, проявляя тем самым обеспокоенность о людях. Кто-то уважал их, а кто-то люто ненавидел за правду и подвергал гонениям», - характеризует Б. Камалашулы.

Издавна на казахских тоях проводились айтысы, кюй тартысы (состязания домбристов), соревнования борцов, а также игры шутов. На тоях шуты устраивали забавы среди зрителей, шутили так, что люди не могли скрыть улыбку. Бикумар Камалашулы широко описывает творчество забавников, выступавших на тоях.

«Казахи использовали шутов в качестве забавы для гостей. Шуты в смешной форме рассказывали о событиях, происходящих в ауле, в округе, поддевали острыми замечаниями, насмехались. Обычно никто не смел на них обижаться. А если кто-то и вспыхивал, то его тут же успокаивали», - пишет Б. Камалашулы.

Художественный образ шутов ярко выражен в казахской истории и литературе. Имена некоторых из них остались в памяти как имена исторических личностей, о ком-то в народе сложились легенды и рассказы, кто-то стал литературным героем. Всем известны имена Алдара косе, Кожанасыра (Ходжа Насреддина).

 

Шутник Зарубай – исторический персонаж

В древние времена наряду с поэтами и жырши, певцами и домбристами у народа пользовались успехом и ортекеши (ортекеші) (кукловод с ортеке, деревянной фигуркой горного козла, которая привязывается к домбре и приводится в движение игрой на ней).

Их манеры и исполнение были похожи на шутовское выступление. Например, в начале 1920 года артист по имени Зарубай, облачался в костюм зайца, прыгал и танцевал над пиалками на столе, не задевая ни одну из них. Это искусное представление с разнообразными движениями длилось по целому часу. Публика безудержно хохотала над его ухищрениями. 

Шутник Елеусиз – Амангали Сыпабеков

В казахской истории был шутник по имени Елеусиз (Незаметный). Благодарный народ за его умения превратил его в персонажа из легенд, дав ему новое имя Кулакай. В народе о нем бытует очень много рассказов и преданий. Рассказы о его остром языке и находчивости не сходили с уст восточных народов.

В художественной литературе о хитреце Кулакае написал в своем романе «Огонь Прометея» народный писатель Кабдеш Жумадилов.

«Предок Кулакая – Кыдыр произошел из ветви семи братьев Жолымбет рода Мұрын.

В шесть лет он выбрал занятие, родственное тому, чем промышляли Кожанасыр и Алдар косе. Места его пребывания были всегда полны шуток-прибауток, смеха и веселья.

Слава Кулакая-ку (хитреца) распространилась по казахской земле. Настоящее имя Кулакая – Елеусиз» – пишет К. Жумадилов.

Елеусиз выступал на различных праздниках, тоях. Вот, что о нем пишет еще: «Кулакай нашел для себя необычное развлечение – он показывал «игру». Он изображал людей и животных. Зрители, видя, как он копирует их голоса и манеры покатывались со смеху. Он мог сам изобразить целый аул: воющие собаки, мычащие и блеющие коровы и овцы, женщины, зовущие своих коров, шум и суета при перекочевке.

Искусство и талант Кулакая можно сравнить с современными актерами театра «Әзіл әлемі» Канатом Альжаппаровым, Амангалием Сыпабековым. Такие, на первый взгляд, бесхитростные шутки, где сюжеты брались из повседневной знакомой жизни, смешили людей и в те времена и сегодня.

Вся жизнь и творчество Кулакая – это смех. Даже внешний вид Кулакая вызывал улыбки. Поговаривали: «Кто не засмеется, увидев Кулакая, у того, непременно, лицо искривится».

Были ли в казахском обществе шуты или не были?

О существовании шутов в традиционной казахской жизни сформировались две разные точки зрения.

Писатель, ученый-этнограф Акселеу Сейдимбек утверждал, что в казахском обществе не было шутов и забавников. Выражая свое мнение о художественном фильме «Кулагер», он пишет: «Возле Батыраша, как шут перед французскими королями, ходит один сайкымазак (забавник). Он делает все, что пожелает. Этот социальный тип чужд для казахского общества».

Были ли на самом деле у казахов шуты-сайкымазаки? Мы предлагаем Вам, уважаемые читатели, проанализировать этот вопрос. Поделитесь своими мыслями.

Алтынбек КУМЫРЗАК

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?