Публикации

Наследник Алаша

01 Октября 2016
1333
0
Наследник Алаша
К 70-летнему юбилею известного ученого, историка, алашеведа Мамбета Кулжабаевича Койгельдиева

Он хорошо знаком казахам как ученый-историк, алашевед. Личность известного ученого, одновременно преуспевающего не только в образовании, но и в науке является ярким примером для последующего поколения. В настоящее время он возглавляет кафедру истории Казахстана в Казахском национальном педагогическом университете. Также он руководит научно-исследовательским центром «История в пересказе», организованным при кафедре. Такие исследовательские проекты, как «Алашеведение», «История в пересказе» и другие фундаментальные научные проекты, сформированные в отечественной исторической науке за годы независимости, уже дают свои плоды. Его взгляды высоко ценятся в обществе, и труды профессионального историка воспринимаются с особым теплом.

8ec9d634817fcbfd7bafe4f69879d367.jpg

В этот день, когда уважаемый нами учитель празднует свой юбилей, хочется поделиться сокровенными тайнами о тех прошедших годах учебы в аспирантуре Исторического факультета КазНУ имени Аль-Фараби. В середине 1990-х годов для аспирантов исторического факультета по специальности «Отечественная история», кафедры археологии и этнологии Казахского национального университета имени аль-Фараби имя заведующего кафедрой «Новая и новейшая история Казахстана», доктора исторических наук, профессора Мамбета Кулжабаевича Койгельдиева упоминалось особо. В это время он обрел известность своими работами по теме национального движения «Алаш». Как говорил Мыржакып Дулатов, это было время, «когда ученый оседлал коня науки». В нашей памяти сохранилось, как профессор Серик Курмангалиевич Жакыпбеков на очередном заседании кафедры сказал: «Тема Алаш стала для него знаменательной». Мамбет Койгельдиев, успешно сочетавший руководство кафедрой с научными исследованиями, смог объединить учебный процесс с научной работой. Он собрал вокруг себя талантливых и одаренных учеников. Под его научным руководством актуальные вопросы истории нации, охватывающие непростые времена движения Алаш, историю Казахстана 1917-1918 годов, нашли отражение в следующих научно-исследовательских работах: «Деятельность органов власти Казахстана при Временном правительстве», «Казахские комитеты: история становления и деятельности», «Южный Казахстан в период двух революций 1917 года», «Исламское движение в общественно-политической жизни Казахстана в начале ХХ века», «Казахские съезды: рассмотренные вопросы, решения и их выполнение (1917-1918 гг.). Исторический анализ», «Казахстан в период подготовки к собранию всероссийского курултая и защиты его идей», «Национально-освободительное восстание казахского и кыргызского народов Жетысуйской области в 1916 году». Таким образом, исследовательские работы молодых историков о непростых вопросах нашей истории, искаженной в советской историографии и обретшей совсем другое значение, получили известность. Так, период формирования школы алашеведения профессора Мамбета Кулжабаевича соприкасается с «Концепцией формирования исторического сознания в Республике Казахстан» 1995 года, годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий в 1997 году и годом национальной истории в 1998 году. Как точно определил профессор Набижан Мухаметханович: «его активная деятельность в области образования и науки совпала с периодом независимости. Это можно рассматривать как второй период общественной, научной деятельности ученого». В результате неустанного труда Мамбет Кулжабаевич успешно защищает докторскую диссертацию в 1994 году на тему «Общественно-политическая деятельность казахской демократической интеллигенции (начало ХІХ-ХХ вв.)». В том же году он опубликовал сборник произведений Алихана Бокейханова, а в 1995 году выпустил книгу «Движение «Алаш». Также, хотелось бы подчеркнуть, что Мамбет Кулжабаевич всегда с особенным вдохновением говорил, что Алихан Бокейханов был лидером Алашского движения. На одном научном собрании Национальной академии наук Республики Казахстан алашевед, академик, ученый-историк Кенес Нурпеисов сказал: «Вот, наш Мамбет готов биться с кем угодно, кто упоминает Алихана Бокейханова». Это было точное определение про моего учителя, и сегодня мы этому свидетели. Поэтому мы можем смело утверждать, что не найдется человека, который изучил тему Алашского движения лучше, чем он.

af6a344dc80e5609a6a9b89e453a5bd6.jpg

Мы познакомились с профессором Мамбетом Кулжабаевичем во время учебы в аспирантуре. Мы были свидетелями того, как он проявлял уважение и к старшим, и к младшим. Он мог показать характер, когда это требовалось, относился ко всем справедливо, был очень трудолюбив, душой болел за молодежь и всегда проявлял заботу. Он заставлял профессоров-преподавателей кафедры проводить свои уроки для соискателей и аспирантов и требовал не красть их труды. Он говорил, что кафедра не должна препятствовать аспирантам и соискателям заниматься наукой. Эти качества усилили его авторитет среди аспирантов, вызывая восхищение. Но некоторые ученые ему завидовали, говоря: «Как вы все 5-6 аспирантов будете одновременно изучать проблемы 1917-1918 годов?». На что мы, аспиранты, говорили: «Если вы лучше нашего руководителя, почему не берете руководство над 5-6 диссертациями о сложных периодах казахской истории?». Первое требование профессора Мамбета Кулжабаевича в качестве научного руководителя – это не повторять вопросы уже защищенных диссертаций, то есть не допускать плагиат. В частности, он призывал качественно использовать архивные документы и материалы периодических печатных изданий «Казах», «Сарыарка», «Бірлік туы», «Жас азамат», «Алаш», которые являлись оригинальными источниками и предоставляли новые сведения об истории Алашского движения. Вообще, школа КазНУ, сохранившая традицию обучения и вовлечения в науку, очень сильна. Для нас считалось большим достижением поступить в аспирантуру после окончания университета.

В середине 1990-х годов для дальнейшей работы в высшем учебном заведении было необходимо защитить кандидатскую диссертацию. А для этого существовал всего один путь – иметь хорошего научного руководителя и выбрать актуальную научную тему, утвердить эту тему, и, если есть возможность, поступить в аспирантуру. А дальше все приходило только честным трудом, все зависело от руководителя и самого себя. Только после поступления в аспирантуру мы стали понимать смысл слов «Если ты выбрал хорошую тему – это уже часть победы». Не просто было выбрать научного руководителя и добиться его согласия. Было много вопросов в голове - «С чего надо начинать говорить?», «Как он меня примет?», «Смогу ли я оправдать его ожидания?». Для того чтобы напрямую подойти к научному руководителю без «посредников», приходилось проходить немало ступеней, если не рассчитывать каждые шаги, можно было упасть с «тонкого моста» науки. 

Через пять лет после окончания университета я заново открыла двери исторического факультета КазНУ. Здесь мне удалось встретиться со своим преподавателем истории Мамбетом Кулжабаевичем и открыто обсудить насущные темы. В первую очередь я описала ситуацию в ВУЗах и сказала, что хочу вплотную заняться наукой. На что он ответил, что есть очень много тем для исследования и что надо вначале выбрать направление. После продолжительных бесед, мой научный руководитель, профессор Мамбет Кулжабаевич остановился на теме «Казахские съезды». Затем немного подумав, спросил у меня, знаю ли я арабскую графику, сказал, что это очень серьезная неисследованная тема и что он не дает ее всем подряд. Я пообещала, что оправдаю его надежды по мере своих возможностей. Так, после года стажировки в КазНУ под научным руководством Мамбета Кулжабаевича по направлению Кызылординского государственного университета имени Коркыт-ата я поступила в аспирантуру. Во время учебы в аспирантуре мы прошли большую школу, поняли, что такое чистота в науке. Всему этому мы научились у Мамбета Кулжабаевича. На последнем курсе аспирантуры я прошла предзащиту в кафедре и в июне 1999 года успешно защитила кандидатскую диссертацию. Во время предзащиты в кафедре профессор Серик Курмангалиев предложил в будущем выпустить «Постановления и решения казахских съездов» в виде хрестоматии и внести его в учебный процесс в ВУЗах. Это идея воплотилась в жизнь в 2007 году при прямом влиянии моего учителя, профессора Мамбета Кулжабаевича. Четвертый том многотомного исследования «Казахское национально-освободительное движение», выпущенного в рамках государственной программы «Культурное наследие» получил название «Казахские съезды». Не могу забыть слова наставления своего научного руководителя, которые он мне давал во время написания и защиты диссертации: «Чтобы написать эту тему до конца ты, прежде всего, должна ее полюбить», «Для того, чтобы вовремя защитить эту работу ты должна писать хотя бы полстраницы в день», «эту тему никто не знает лучше тебя», «при любых обстоятельствах ты должна оставаться при своем мнении».

Сегодня, вспоминая эти слова, я понимаю, что это были слова наставника, готовившего ученика к большой жизни. Он хотел заранее научить умению защитить себя, вооружить глубоким знанием. В аспирантуре КазНУ мы прошли большую школу, адаптировались в научной среде, сформировали свое понимание. В этом огромная заслуга моего учителя, ученого-историка Мамбета Кулжабаевича. Я очень благодарна своему Учителю.


К.М. Ильясова,

кандидат исторических наук,

доцент,

ведущий научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК  

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?