Publications

Introduction of land reforms

15 August 2016
1126
0
Introduction of land reforms
In 1993, Land-use Conveyancing Institute was established on the second stage of privatization.

The necessity in it was obvious. Transition to a market economy required a major reconstruction of agricultural complex, firstly, rejection of old industrial relations, where the state played main and single role. 

 The most important question was about the private ownership of land. It had special and historical roots in Kazakhstan. Kazakh people had never had land in private ownership; it has always been ancestral even in the period of the Kazakh Khanate and the Russian Empire. The land and agriculture production were state-controlled in the Soviet Union. 

 After the Soviet Union collapse, there was a fundamental transformation in the field of agriculture. However, the level of social inertia of residents remained very high. President N.A.Nazarbayev noted, that in 90s, agricultural producers expected the former support from the state and hope for external solution of all economic problems. These attitudes and expectations were so stable that was reflected even in the second half of 2000s.

cab6ed693e0a69ea3a31e0bc506ae25c.jpg

 In 2006, Head of the state drew attention in the book ‘The Kazakhstan Way’ to the fact that ‘expectation of a special relationship has survived all fifteen years of independence and still preserved in our farmers’. 

EVENTS AND FACTS. Land reforms started in 1991 in Kazakhstan. 

 Nursultan Nazarbayev, President of the Republic of Kazakhstan: ‘It was the first step directed at change of people’s psychology initially focused on exclusive state property of land. Today, everyone perceives a right of every person to have land on own property’. 

 Thus, rural residents accustomed to the state paternalism, management and governance and therefore to public funding and state responsibility were not mentally prepared to introduction of land private ownership. 

 The inertia of social sentiment was very strong in the village. It was particularly noticeable in contrast with the urban population. Social surveys in the mid −1990s showed that urban population, at least, its most active part represented by businessmen supported the introduction of the right of land private ownership. The situation was completely opposite in the countryside. 

 Moreover, established paternalism created orientation to the constant support from the state in rural environment regardless of efficiency degree. Speaking at a solemn meeting of public representatives and workers of agricultural complex of the republic, President drew attention to the following numbers: ‘about 350 households, i.e. every fifth was constantly unprofitable in last (Soviet) five years’.

c18dddbb57785445f5e774354ec8d090.jpg

 Head of the state was disturbed by the mood of countrymen, who waited decision from the government. Under the circumstances, social consequences of radical reforms could become negative. At the same time, there is no reason to argue that government initiatives were not supported by village. Despite the severe inertial forces, a stratum of population understanding and accepting the need for change began to form in the village. 

 EVENTS AND FACTS: In 1993, Land-use Conveyancing Institute was legally introduced on the second stage. 

 ‘Numerous meetings with active farmers, who despite all the difficulties, tried to work according to marker rules and convinced me that there is a need for agrarian reform corresponding to the new economic conditions’, N.A.Nazarbayev wrote. 

 Thus, the objective need for change became imminent, but implementation of reforms demanded accuracy. Therefore, the Law ‘On the land reform’ adopted in June 1991 which created legal and economic conditions for different form of farming in rural areas, had not introduced private ownership of land. All land was declared as state property and the right of ‘lifelong inheritable possession’ applied to private farms and country house construction. Landowners and land users, who produce agricultural products leased the land from the state and received the right to farm on it. 

 Thus, the FIRST STAGE of land reform (1991-1994) was preparatory one. State agricultural enterprises were transformed into collective ones. 472 farms were privatized in the republic. Members of labor collectives were endowed property shares. Heads of state farms, who had 20 years of administration work were given 10 % property shares and 10% were given to administration for 5 years. After achievement of positive results, this part of share became their property in 5 years. Distribution of shares have held steadiness of large farms.

 On the SECOND STAGE of privatization (1993-1995) Land-use Conveyancing Institute was legally introduced. Market trading started, the land was bought and sold and used as recognizance to obtain loans in banks and microcredit organizations. The rights on lands shares were expanded — shares, which workers received after privatization. 

f40b647b2db8ae382b738c84de0328da.jpg

 The owners of suspended land shares and property shares had a right to create small enterprises, agricultural production cooperative, peasant farms and their integrations. 

EVENTS AND FACTS: Agrarian reforms increased business initiative in rural areas. 

 By 1995, 84% state agricultural enterprises were privatized in the republic. 3300 small enterprises, joint stock companies and peasant farms were formed on their base. However, the share of farms in total production was insignificant — they could not develop without financial support of the state. As a result, agricultural production declined and the country has become increasingly dependent on food imports. 

However, the main result of the first years of agrarian reforms was introduction of entrepreneurial initiative ideas, private property ideas including land to conservative rural environment. The genetic memory of the peasants, which embodied the negative experience of several generations was not in hurry to trust the fundamental principal of its existence to changes. It was impossible to hurry. Therefore, the ownership of land was replaced by the right of possessing it. Land reform was waiting in the wings. 


 History of Kazakhstan from ancient times to our days: in 7 volumes — Astana: Eurasian Integration Institute, 2015.


Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
MOST READ
Quiz

Are you interested in the history of independent Kazakhstan?

Публикации

Начало земельных реформ

04 Августа 2016
1391
0
Начало земельных реформ
В 1993 г. на втором этапе приватизации был законодательно введен институт купли-продажи права землепользования

Их необходимость была очевидной. Переход к рыночной экономике требовал коренной перестройки агропромышленного комплекса. Прежде всего – отказа от старых производственных отношений, где главную и единственную роль играло государство. 

Самый главный, жгучий вопрос – о частной собственности на землю. В Казахстане он имел особенные, исторические корни. Казахи никогда не имели земли в частной собственности – она всегда была родовой. И в эпоху Казахского ханства, и во времена Российской империи. В Советском Союзе земля была только государственной, сельскохозяйственное производство – государственным. 

После распада Советского Союза произошла коренная трансформация социально-экономических в сфере сельского хозяйства. Однако уровень социальной инерции жителей села оставался очень высоким. Президент Н. А. Назарбаев отмечал, что в 90-е годы, сельскохозяйственные производители в регионах ожидали былой поддержки со стороны государства и надеялись на внешнее решение всех своих экономических проблем. Эти установки и ожидания остались настолько устойчивыми, что находили свое отражение даже во второй половине 2000-х. 

1ccd923bda2fb2ce034f8722bcf959f9.jpg

Так, в 2006 году в книге «Казахстанский путь» Глава государства обращает внимание на то, что «ожидание особого отношения пережило все пятнадцать лет независимости и сохранилось у наших сельхозпроизводителей до сих пор». 

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ. В Казахстане в 1991 году начинались земельные реформы. 

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан: «Это был первый шаг, направленный на изменение психологии людей, прежде ориентированной на исключительную собственность государства на землю. Сегодня всеми спокойно воспринимается естественное право каждого человека иметь в своей собственности земельный участок». 

Таким образом, сельские жители, привыкшие к государственному патернализму, хозяйствованию и управлению, а соответственно – к государственному финансированию и государственной ответственности, не были морально готовы к введению частной собственности на землю. 

Инерционность социальных настроений была очень сильной на селе. Особенно хорошо это заметно на контрасте с городским населением. Социологические опросы середины 1990-х показывали, что городское население, по крайней мере, наиболее активная его часть в лице бизнесменов уже поддерживала введение права частной собственности на землю. На селе ситуация была полностью противоположной. 

Более того, укоренившейся патернализм создавал в сельской среде установку на постоянную поддержку со стороны государства. На поддержку вне зависимости от степени эффективности. Выступая на торжественном собрании представителей общественности и работников агропромышленного комплекса республики, Президент обратил внимание на следующие цифры: «постоянно убыточными в последние (советские) пятилетки были порядка 350 хозяйств, т.е. каждое пятое». 

462b4c4957137d435695d05934c254b4.jpg

Главу государства больше всего тревожили настроения сельчан, по старой памяти ожидавших решения сверху. Конечно, в сложившихся условиях социальные последствия радикальной реформы могли стать негативными. В то же время нет оснований заявлять, что инициативы государства не встречали поддержки со стороны села. Несмотря на серьезные инерционные силы, на селе начала формироваться прослойка населения понимающая и принимающая необходимость перемен. 

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: В 1993 г. на втором этапе приватизации был законодательно введен институт купли-продажи права землепользования. 

«Многочисленные встречи с активными фермерами, которые, несмотря на все трудности, пытались самостоятельно работать по рыночным правилам, убедили меня в том, что назрела необходимость проведения аграрной реформы, соответствующей новым экономическим условиям» – напишет позже Н. А. Назарбаев. 

Таким образом, объективная необходимость перемен назрела, однако реализация преобразований требовала аккуратности. Поэтому принятый в июне 1991 года Закон «О земельной реформе» хотя и создавал правовые и экономические условия для различных форм хозяйствования на селе, тем не менее, не вводил частную собственность на землю. Все земли провозглашались государственной собственностью, а право «пожизненного наследуемого владения» распространялось только на личные подсобные хозяйства и дачное строительство. Землевладельцы и землепользователи, производящие сельскохозяйственную продукцию, арендовали землю у государства и получали право самостоятельно хозяйствовать на ней. 

Таким образом, ПЕРВЫЙ ЭТАП земельной реформы (1991–1994 гг.) был подготовительным. Государственные сельскохозяйственные предприятия преобразовались в коллективные. По республике приватизировали 472 совхоза. Членов трудовых коллективов наделяли имущественными паями. Руководителям совхозов, имеющим 20-летний стаж руководящей работы, дали 10% имущественного пая и еще 10% передали в управление сроком на 5 лет. При достижении положительных результатов эта часть пая становилась через 5 лет их собственностью. Такое распределение паев сохраняло стабильность работающих крупных совхозов. 

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ приватизации (1993–1995 гг.) был законодательно введен институт купли-продажи права землепользования. Начался рыночный оборот, землю стали покупать и продавать, а также использовать в качестве залогов для получения займов в банках и микрокредитных организациях. Расширялись права по распоряжению земельными паями – то есть долями, которые работники получали после приватизации. 

f398af869618c64e67632193389491e5.jpg

Владельцы условных земельных долей и имущественных паев имели право путем добровольного их объединения создавать малые предприятия, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские хозяйства и их объединения. 

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: Аграрные реформы повысили предпринимательскую инициативу на селе. 

К 1995 году в республике приватизировали 84% государственных сельскохозяйственных предприятий. На их базе образовалось около 3 300 малых предприятий, акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако доля фермерских хозяйств в общем объеме производства оказалась незначительной – они не могли развиваться без финансовой поддержки государства. В результате сельскохозяйственное производство сокращалось, и страна все больше зависела от импорта продовольствия. 

Тем не менее главным итогом первых лет аграрной реформы стало проникновение в консервативную сельскую среду идеи предпринимательской инициативы, идеи частной собственности, в том числе и на землю. Генетическая память крестьян, вобравшая в себя негативный опыт нескольких поколений, не спешила доверять первооснову своего существования нововведениям. И здесь спешить было нельзя. Поэтому право собственности на землю пока была заменено на право владения ею. Земельная реформа ждала своего часа. 

История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 7 т. – Астана: Институт Евразийской интеграции, 2015.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?