Публикации

Начало земельных реформ

04 Августа 2016
1391
0
Начало земельных реформ
В 1993 г. на втором этапе приватизации был законодательно введен институт купли-продажи права землепользования

Их необходимость была очевидной. Переход к рыночной экономике требовал коренной перестройки агропромышленного комплекса. Прежде всего – отказа от старых производственных отношений, где главную и единственную роль играло государство. 

Самый главный, жгучий вопрос – о частной собственности на землю. В Казахстане он имел особенные, исторические корни. Казахи никогда не имели земли в частной собственности – она всегда была родовой. И в эпоху Казахского ханства, и во времена Российской империи. В Советском Союзе земля была только государственной, сельскохозяйственное производство – государственным. 

После распада Советского Союза произошла коренная трансформация социально-экономических в сфере сельского хозяйства. Однако уровень социальной инерции жителей села оставался очень высоким. Президент Н. А. Назарбаев отмечал, что в 90-е годы, сельскохозяйственные производители в регионах ожидали былой поддержки со стороны государства и надеялись на внешнее решение всех своих экономических проблем. Эти установки и ожидания остались настолько устойчивыми, что находили свое отражение даже во второй половине 2000-х. 

1ccd923bda2fb2ce034f8722bcf959f9.jpg

Так, в 2006 году в книге «Казахстанский путь» Глава государства обращает внимание на то, что «ожидание особого отношения пережило все пятнадцать лет независимости и сохранилось у наших сельхозпроизводителей до сих пор». 

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ. В Казахстане в 1991 году начинались земельные реформы. 

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан: «Это был первый шаг, направленный на изменение психологии людей, прежде ориентированной на исключительную собственность государства на землю. Сегодня всеми спокойно воспринимается естественное право каждого человека иметь в своей собственности земельный участок». 

Таким образом, сельские жители, привыкшие к государственному патернализму, хозяйствованию и управлению, а соответственно – к государственному финансированию и государственной ответственности, не были морально готовы к введению частной собственности на землю. 

Инерционность социальных настроений была очень сильной на селе. Особенно хорошо это заметно на контрасте с городским населением. Социологические опросы середины 1990-х показывали, что городское население, по крайней мере, наиболее активная его часть в лице бизнесменов уже поддерживала введение права частной собственности на землю. На селе ситуация была полностью противоположной. 

Более того, укоренившейся патернализм создавал в сельской среде установку на постоянную поддержку со стороны государства. На поддержку вне зависимости от степени эффективности. Выступая на торжественном собрании представителей общественности и работников агропромышленного комплекса республики, Президент обратил внимание на следующие цифры: «постоянно убыточными в последние (советские) пятилетки были порядка 350 хозяйств, т.е. каждое пятое». 

462b4c4957137d435695d05934c254b4.jpg

Главу государства больше всего тревожили настроения сельчан, по старой памяти ожидавших решения сверху. Конечно, в сложившихся условиях социальные последствия радикальной реформы могли стать негативными. В то же время нет оснований заявлять, что инициативы государства не встречали поддержки со стороны села. Несмотря на серьезные инерционные силы, на селе начала формироваться прослойка населения понимающая и принимающая необходимость перемен. 

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: В 1993 г. на втором этапе приватизации был законодательно введен институт купли-продажи права землепользования. 

«Многочисленные встречи с активными фермерами, которые, несмотря на все трудности, пытались самостоятельно работать по рыночным правилам, убедили меня в том, что назрела необходимость проведения аграрной реформы, соответствующей новым экономическим условиям» – напишет позже Н. А. Назарбаев. 

Таким образом, объективная необходимость перемен назрела, однако реализация преобразований требовала аккуратности. Поэтому принятый в июне 1991 года Закон «О земельной реформе» хотя и создавал правовые и экономические условия для различных форм хозяйствования на селе, тем не менее, не вводил частную собственность на землю. Все земли провозглашались государственной собственностью, а право «пожизненного наследуемого владения» распространялось только на личные подсобные хозяйства и дачное строительство. Землевладельцы и землепользователи, производящие сельскохозяйственную продукцию, арендовали землю у государства и получали право самостоятельно хозяйствовать на ней. 

Таким образом, ПЕРВЫЙ ЭТАП земельной реформы (1991–1994 гг.) был подготовительным. Государственные сельскохозяйственные предприятия преобразовались в коллективные. По республике приватизировали 472 совхоза. Членов трудовых коллективов наделяли имущественными паями. Руководителям совхозов, имеющим 20-летний стаж руководящей работы, дали 10% имущественного пая и еще 10% передали в управление сроком на 5 лет. При достижении положительных результатов эта часть пая становилась через 5 лет их собственностью. Такое распределение паев сохраняло стабильность работающих крупных совхозов. 

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ приватизации (1993–1995 гг.) был законодательно введен институт купли-продажи права землепользования. Начался рыночный оборот, землю стали покупать и продавать, а также использовать в качестве залогов для получения займов в банках и микрокредитных организациях. Расширялись права по распоряжению земельными паями – то есть долями, которые работники получали после приватизации. 

f398af869618c64e67632193389491e5.jpg

Владельцы условных земельных долей и имущественных паев имели право путем добровольного их объединения создавать малые предприятия, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские хозяйства и их объединения. 

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: Аграрные реформы повысили предпринимательскую инициативу на селе. 

К 1995 году в республике приватизировали 84% государственных сельскохозяйственных предприятий. На их базе образовалось около 3 300 малых предприятий, акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако доля фермерских хозяйств в общем объеме производства оказалась незначительной – они не могли развиваться без финансовой поддержки государства. В результате сельскохозяйственное производство сокращалось, и страна все больше зависела от импорта продовольствия. 

Тем не менее главным итогом первых лет аграрной реформы стало проникновение в консервативную сельскую среду идеи предпринимательской инициативы, идеи частной собственности, в том числе и на землю. Генетическая память крестьян, вобравшая в себя негативный опыт нескольких поколений, не спешила доверять первооснову своего существования нововведениям. И здесь спешить было нельзя. Поэтому право собственности на землю пока была заменено на право владения ею. Земельная реформа ждала своего часа. 

История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 7 т. – Астана: Институт Евразийской интеграции, 2015.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?