Публикации

Традиционная жизнь в степи: казахские приметы и поверья - от колыбели до старости

05 Ноября 2015
1797
0
Традиционная жизнь в степи: казахские приметы и поверья - от колыбели до старости
Многие казахские приметы и поверья, дошедшие до наших дней, носят отголоски языческой веры (тенгризм, шаманизм, суфизм и др.). Некоторые же приметы и поверья трактуются в отдельных сурах Корана.

Примета — нестрогая закономерность между двумя явлениями, необязательно имеющая научное основание. Многие приметы имеют суеверное основание и называются суевериями. Приметы существуют издревле во многих культурах и цивилизациях.

Поверья — древние народные предания, основанные на мистических представлениях об отношениях между явлениями окружающего мира и судьбой человека.

Исторические источники казахских примет и поверий 

3f4a6cefade67793dd3ade8b6242e3a8.jpg


Многие казахские приметы и поверья, дошедшие до наших дней, носят отголоски языческой веры (тенгризм, шаманизм, суфизм и др.). Некоторые же приметы и поверья трактуются в отдельных сурах Корана. 

Еще Ч. Ч. Валиханов писал: «… Киргизы (казахи) приписывают особенную силу «кие» некоторым стихиям, например, огню (который был божеством), некоторым животным, птицам и разным предметам, полезным в их кочевом быту, и воздают им известного рода почет, думая, что исполнение этих почетных обрядов утверждает за ними богатство и счастье; Құт — это слово заключает в себе идею счастья, соединенного с богатством, а неисполнение — бедность и какое-нибудь зло. 

Предметы, имеющие такую силу кие, называют киелы, а карательная их сила кеср (зло). «… если животное имеет какую-нибудь особенность, то его называют аулие и почитают выражением счастья; лошади с гнездами на гривах и хвостах, которые делают, по понятиям (казахов), злые духи — шайтаны, почитаются также на предмет счастья (құт), таких животных никому не отдают: „счастье уйдет“ (в сновках — „құт кетеді“), если отдают — тогда берут так называемый слекей — слюну. Например, у лошадей вырывают клочок гривы, ослюнивают в слюне животного и кладут в калту, то есть в карман».

 Г. Н. Потанин более детально описал этот обычай и добавил следующее: «Говорят, что если слюну не обтереть, то скот не будет водиться»; если забудут соблюсти этот обычай, то через день и более догоняют проданную скотину; если купленная скотина заболеет, а хозяин, продавший ее, может по обычаю возвратить ее старому хозяину и сказать: «Ты не отер слюны; она заболела, возьми ее назад». И тот должен взять ее обратно. 

79655d6dc8081d56b44af66ffcb4886e.jpg


Собирая этнографические материалы по религиозным воззрениям, А.Диваев определяет в жизни казахского народа следующие признаки некогда существовавшего «язычества»: 

1. Когда молодая сноха в первый раз вступает в дом свекра, бросают в огонь очага кусочки бараньего сала; 

2. Весною, когда киргизы (казахи) из зимовок впервые вступают на летовки, навьюченные со скарбом верблюды проводятся между двумя пылающими кострами, специально для того разведенными; 

3. За бесплодие не отсылают жену к отцу, посылают ее ночевать к святым местам и жечь там свечу или затапливать огонь; 

4. В продолжение 40 дней зажигали по 40 «шырақ" (сальных фитилей) по покойному, умершему. Все это, несомненно, подтверждает, — указывает Диваев, — существование в древности культа поклонению огню казахов домусульманского периода. 

Таким образом, приметы и поверья, которые издавна бытуют в истории казахского народа, являются характерным отражением многовековых традиций и опыта людей, их морали, нравственности определенных заповедей, оставленных предками подрастающим поколениям. 

Детям и взрослым: от колыбели до старости

7cb8fc08797393a29a2a356cf6f6decc.jpg


 У казахов колыбель не принято продавать, отдавать незнакомым людям или выбрасывать. Ей специально и отдельно отводили священную роль в продолжении рода. Ее старались сохранить и передать из поколения в поколение.

 Только что родившегося младенца до того, как он коснется материнской груди, обычно прикладывали на короткое время к чистой, продезинфицированной шерсти убитого волка, который у казахов приравнивался к священным животным. Предполагалось, что в результате такого обряда ребенку передавались сила и выносливость волка.

 Чтобы младенец скорее стал прямо держат головку, проделывали следующий обряд: брали целиком шейную кость барана, которого забили на шильдехану (пиршество в честь новорожденного), отваривали ее, очищали от мяса, затем через хрящевые отверстия шейных позвонков этой кости пропускали палочку. 

Первые остриженные волосы ребенка закапывают в землю там, где не ходят люди — иначе, по поверью, быть ребенку несчастным в жизни. 

bc73ca2f39f95246e5d0b99bf9b0174c.jpg


Если у мальчика на голове два темени — «не раз женится»; если у девочки — «быть ей замужем не единожды». 

Бытует и такое поверье: если ребенку дашь проползти между ногами трех бабушек — оградишь его от всех жизненных неурядиц и несчастий. 

Если ребенок, согнувшись, смотрит в промежуток между своими ногами, — жди долгожданного гостя или путника. 

По древнему поверью: если дед попьет воду из ладоней своего правнука, — такой старец после своей смерти обязательно попадет в рай.

 Большой грех — устраивать стирку в святой для мусульман день — пятницу. Также в пятницу не переезжают куда-либо. 

Женщине нельзя переходить или перебегать дорогу перед пешими либо едущими верхом мужчинами и взрослыми — для нее это может обернуться несчастьем.

 Оружие батыров не использовалось в быту или других хозяйственных нужд. Это считалось плохой приметой. 

Не рекомендуется набрасывать одежду на плечи (внакидку, не продевая руки в рукава) и ходить так, — плохая примета. В будущем «можешь покалечиться или лишиться рук». 


Материал подготовила Малика МУРСАЛИМОВА

На базе книги Асмы Калыбековой «Народная мудрость казахов о воспитании».

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?