Publications

Traditional life in the steppe: national games of Kazakh people

23 October 2015
1429
0
Traditional life in the steppe: national games of Kazakh people
The games had special significance in the life of any nation since the long time, it is the ritual, sports and military competition and a platform for communication of generations

Many of them subsequently lost their original purpose, developing and being reinvented. The example of such games is alaman baiga, kokpar, saiys and audaryspak. 

Kazakh people mostly led a nomadic life and the equestrian events and all kinds of horse competitions and games on horses developing strength, agility and courage in people were widespread. The veneration of horses and love of equestrian games have become Kazakh people’s tradition that preserved to our days. Intertwining of the entertaining game with the elements of the spiritual culture an art song had an important meaning in each game. 

Let us consider some of the common games of Kazakh people.

 Baiga is the horse race for middle-distances (3, 6, 9km) which is one of the most ancient and popular competitions. Baiga was held on all holidays and was available to everyone. Kazakh baiga was arranged on the flat terrain in a vicious circle. The races were held on the following distances: from 1,2 to 2 km for horses not older 3 years (kunan baiga), from 2,5 to 4,8 km for horses up to 4 years (donen baiga); from 5 to 8 km for horses in the age of 5 and older (baiga). The prizes were different depending on the number of riders, mostly up to 3-5 riders. 

Kokpar tartu is known as goat shredding in common parlance. The origin of kokpar has several origins: firstly, the players of the game depict the ravenous wolves attacking the flock and kill the sheep likewise; secondly, they escaped with the loot in this manner and thirdly probably rescued a wounded warrior in like vein. The aim of the game — to bring thrown goat carcass to the agreed place first. Everyone tries to grab the carcass by the referee’s signal, the rest rushed in pursuit to snatch the kill. So the rider who caught the carcass tries to hold it tight in the saddle, holding under the leg or throwing from one side to another from other competitors and break away from his pursuers.

 Kyz kuu, the main point of this game is that the horseman must catch the girl on the horse. According to the ancient custom prevalent in the Sak tribe, before a young man marries a girl, ne had to prove his riding skills, the ability to stay in a saddle. The custom required the horseman to catch his bride on a horse. The game «Kyz kuu» was started on the holidays or gatherings. The girl and the man riding the horse came to the field. By the host’s signal the girl beating a horse with a whip rushed ahead and the man riding on the horse tried to catch her and kiss. If he failed, then he had to ride away from the girl, as in this case, the girl began to whip him with power by catching him. All this used to turn to funny and entertaining performance for all gathered people. 

Kume alu is the game, the meaning of which is «grab the coin». According to the rules of the game is that riders must collect as many coins wrapped in a handkerchief and scattered across the field on a specific turn by the signal. Initially, the game used silver ingots, which were later replaced by coins. Later the simplified children’s version of this competition has appeared. 

baac9116c7b5f0d5806ac0c6c271d6df.jpg

Altybakan (literally «six pillars») Kazakh swings built of six pillars, the ends of which were drawn with a strong rope, a cross-pole was established on the top, where a pair of ropes for legs and a seat was secured. Altybakan is the entertainment for young people and therefore it was held in the evening. A girl and a boy swayed on a swing and had to begin a merry song, the others sang together, played the dombra and couples replaced each other. Youth games contrary to the provisions Shariat, contributed to a close acquaintance, understanding, friendship between boys and girls, which usually turned into love. 

0e87e95d59414c7ade9b391eaf17f87b.JPG

Asyk atu is originally children’s game in colored and hooved knuckles. The other representatives of aul — young people and adults often joined to this game. There are some variants of playing asyk. The most famous alshi, onka khan, best as, atbakyl, zhirma bir, the payoff was knuckles or money. Kazakh people also played games which are common in other nations, for instance, blind man’s bluff (zhasrynbak, sokyr teke, sokyr siyr), guessed riddles (zhumbaktar). Thus, the games historically common among Kazakh people covered many aspects of its labor, spiritual activity and life, both settled and nomadic. Most of the games continued existence, but in different way. Over time, with changing of society’s material life, the form and content of the game has changed.

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
MOST READ
Quiz

What historical movie about the Kazakh-Dzungarian wars did you like best?

Публикации

Традиционная жизнь в степи: национальные игры казахов

22 Октября 2015
1217
0
Традиционная жизнь в степи: национальные игры казахов
Издавна в жизни любого народа игры имели особое значение, это и ритуал, и спортивно-военное состязание, и площадка для общения поколений.

Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером таких игр может служить аламан байга, кокпар, сайыс, аударыспак. 

Поскольку казахи в большинстве своем вели кочевой образ жизни, наибольшее распространение получили конные состязания и всевозможные игры на лошадях, развивающие в людях силу, ловкость, мужество. Почитание лошади и любовь к конным играм стали традицией у казахов, сохранившихся до наших дней. Немаловажное значение в каждой игре имело и переплетение развлекательной игры с элементами духовной культуры и песенного творчества.

 Рассмотрим некоторые из распространенных игр казахского народа. 

 Байга - скачка на средние дистанции (3, 6, 9 км.) является одним из древних и популярных видов состязаний. Байга проводилась на всех праздниках и была доступна всем желающим. Казахская байга устраивалась на ровной местности по замкнутому кругу. Скачки проходили на следующие дистанции: от 1,2 до 2 км. для лошадей не моложе 3-х лет (кунан байга), от 2,5 до 4,8 км для лошадей до 4-х лет (донен байга); от 5 до 8 км для лошадей в возрасте 5 лет и старше (собственно байга). Призы, в зависимости от количества наездников были разными, в основном до 3–5 всадников. 

 Кокпар тарту - известен в просторечии как козлодранье. Происхождение кокпара имеет несколько истоков: во-первых, участники игры изображают хищных степных волков, нападающих на стада и подобным образом уничтожающих их баранов; во-вторых, таким способом убегали прежде с добычей, в-третьих, также, вероятно, таким способом спасали от плена раненого батыра. Цель в игре — первым донести брошенную тушу козла до условленного места. По сигналу судьи каждый старался захватить тушу, остальные бросались в погоню, чтобы вырвать добычу. Поэтому всадник, овладевший тушей, старался покрепче удержать ее на седле, зажать под ногу или перекидывать с одной стороны на другую от наседавших соперников и оторваться от преследователей. 

Кыз куу - суть этой игры в том, что джигит на коне должен догнать девушку-всадницу (дословно - догони девушку). Согласно древнему обычаю, бытующему еще в сакских племенах, прежде чем юноша женится на девушке, он должен был доказать свое мастерство наездника, умение держаться в седле. Обычай требовал, чтобы джигит, претендующий на руку и сердце девушки, догнал свою невесту на резвом скакуне. Для этого на народных собраниях или на праздниках затевалась игра «Кыз куу». Девушка и юноша верхом на лошадях выходили на поле. По сигналу хозяина торжества девушка стегнув коня вырывалась вперед, а парень верхом на своем скакуне пытался догнать ее и поцеловать. Если ему это не удавалось, то уже ему приходилось скорее скакать от девушки, так как в таком случае девушка, догнав его, начинала, что есть силы стегать камчой. Все это превращалось в веселое и увлекательное зрелище для всех собравшихся.

 Куме алу — эта игра в дословном переводе с казахского означает «подними монету». Согласно правилам игры всадники на определенном рубеже по сигналу должны на скаку успеть собрать как можно больше монет, завернутых в платочек и заранее разбросанных по полю. Изначально для игры использовались серебряные слитки, которые впоследствии были заменены на монеты. Позже появился упрощенный детский вариант этого соревнования. 

fb99b6c820fc996e347552e4fcfdf069.jpg


Алтыбакан (буквально «шесть столбов») - казахские качели, сооруженные из шести столбов, концы которых перетягивали прочной веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда закрепляли парные арканы для ног и для сиденья. Алтыбакан - это развлечение для молодежи и потому проходил в вечернее время. Девушка и юноша раскачивались на качелях и должны были при этом начать какую-нибудь веселую песню, остальные подхватывали ее, играли на домбре, пары сменяли друг друга. Молодежные игры, вопреки предписаниям шариата, способствовали близкому знакомству, взаимопониманию, дружбе между юношами и девушками, перераставшими нередко в любовь. 

b6279d72953b0727aac7af8ab3b9a720.JPG


Асык ату - изначально детская игра в раскрашенные овечьи и надкопытные бабки (костяшки). Нередко к этим играм подключались и другие представители аула - молодежь и взрослые. Существовует несколько вариантов игры в асыки. Наиболее известны алши, онка хан, бес тас, атбакыл, жирма бир, в качестве выигрыша являлись бабки или деньги.

Разумеется, казахи играли также и в игры, распространенные у многих народов, например, жмурки (жасрынбак, сокыр теке, сокыр сиыр), отгадывали загадки (жумбактар). Таким образом, игры, исторически распространенные среди казахского народа, охватывали многие стороны его трудовой, духовной деятельности и быта, как оседлого, так и кочевого. Большинство игр продолжило свое бытование, но в другом качестве. Со временем с изменением материальной жизни общества изменилась непосредственно форма и содержание игр.

Материал опубликован в рамках  86 и 87 шагов раздела «Идентичность и единство» программы «100 конкретных шагов» по вхождению в число 30 самых развитых государств мира.


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Интересуетесь ли Вы историей Независимого Казахстана?