Публикации

Традиционная жизнь в степи: национальные игры казахов

22 Октября 2015
1217
0
Традиционная жизнь в степи: национальные игры казахов
Издавна в жизни любого народа игры имели особое значение, это и ритуал, и спортивно-военное состязание, и площадка для общения поколений.

Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером таких игр может служить аламан байга, кокпар, сайыс, аударыспак. 

Поскольку казахи в большинстве своем вели кочевой образ жизни, наибольшее распространение получили конные состязания и всевозможные игры на лошадях, развивающие в людях силу, ловкость, мужество. Почитание лошади и любовь к конным играм стали традицией у казахов, сохранившихся до наших дней. Немаловажное значение в каждой игре имело и переплетение развлекательной игры с элементами духовной культуры и песенного творчества.

 Рассмотрим некоторые из распространенных игр казахского народа. 

 Байга - скачка на средние дистанции (3, 6, 9 км.) является одним из древних и популярных видов состязаний. Байга проводилась на всех праздниках и была доступна всем желающим. Казахская байга устраивалась на ровной местности по замкнутому кругу. Скачки проходили на следующие дистанции: от 1,2 до 2 км. для лошадей не моложе 3-х лет (кунан байга), от 2,5 до 4,8 км для лошадей до 4-х лет (донен байга); от 5 до 8 км для лошадей в возрасте 5 лет и старше (собственно байга). Призы, в зависимости от количества наездников были разными, в основном до 3–5 всадников. 

 Кокпар тарту - известен в просторечии как козлодранье. Происхождение кокпара имеет несколько истоков: во-первых, участники игры изображают хищных степных волков, нападающих на стада и подобным образом уничтожающих их баранов; во-вторых, таким способом убегали прежде с добычей, в-третьих, также, вероятно, таким способом спасали от плена раненого батыра. Цель в игре — первым донести брошенную тушу козла до условленного места. По сигналу судьи каждый старался захватить тушу, остальные бросались в погоню, чтобы вырвать добычу. Поэтому всадник, овладевший тушей, старался покрепче удержать ее на седле, зажать под ногу или перекидывать с одной стороны на другую от наседавших соперников и оторваться от преследователей. 

Кыз куу - суть этой игры в том, что джигит на коне должен догнать девушку-всадницу (дословно - догони девушку). Согласно древнему обычаю, бытующему еще в сакских племенах, прежде чем юноша женится на девушке, он должен был доказать свое мастерство наездника, умение держаться в седле. Обычай требовал, чтобы джигит, претендующий на руку и сердце девушки, догнал свою невесту на резвом скакуне. Для этого на народных собраниях или на праздниках затевалась игра «Кыз куу». Девушка и юноша верхом на лошадях выходили на поле. По сигналу хозяина торжества девушка стегнув коня вырывалась вперед, а парень верхом на своем скакуне пытался догнать ее и поцеловать. Если ему это не удавалось, то уже ему приходилось скорее скакать от девушки, так как в таком случае девушка, догнав его, начинала, что есть силы стегать камчой. Все это превращалось в веселое и увлекательное зрелище для всех собравшихся.

 Куме алу — эта игра в дословном переводе с казахского означает «подними монету». Согласно правилам игры всадники на определенном рубеже по сигналу должны на скаку успеть собрать как можно больше монет, завернутых в платочек и заранее разбросанных по полю. Изначально для игры использовались серебряные слитки, которые впоследствии были заменены на монеты. Позже появился упрощенный детский вариант этого соревнования. 

fb99b6c820fc996e347552e4fcfdf069.jpg


Алтыбакан (буквально «шесть столбов») - казахские качели, сооруженные из шести столбов, концы которых перетягивали прочной веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда закрепляли парные арканы для ног и для сиденья. Алтыбакан - это развлечение для молодежи и потому проходил в вечернее время. Девушка и юноша раскачивались на качелях и должны были при этом начать какую-нибудь веселую песню, остальные подхватывали ее, играли на домбре, пары сменяли друг друга. Молодежные игры, вопреки предписаниям шариата, способствовали близкому знакомству, взаимопониманию, дружбе между юношами и девушками, перераставшими нередко в любовь. 

b6279d72953b0727aac7af8ab3b9a720.JPG


Асык ату - изначально детская игра в раскрашенные овечьи и надкопытные бабки (костяшки). Нередко к этим играм подключались и другие представители аула - молодежь и взрослые. Существовует несколько вариантов игры в асыки. Наиболее известны алши, онка хан, бес тас, атбакыл, жирма бир, в качестве выигрыша являлись бабки или деньги.

Разумеется, казахи играли также и в игры, распространенные у многих народов, например, жмурки (жасрынбак, сокыр теке, сокыр сиыр), отгадывали загадки (жумбактар). Таким образом, игры, исторически распространенные среди казахского народа, охватывали многие стороны его трудовой, духовной деятельности и быта, как оседлого, так и кочевого. Большинство игр продолжило свое бытование, но в другом качестве. Со временем с изменением материальной жизни общества изменилась непосредственно форма и содержание игр.

Материал опубликован в рамках  86 и 87 шагов раздела «Идентичность и единство» программы «100 конкретных шагов» по вхождению в число 30 самых развитых государств мира.


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Интересуетесь ли Вы историей Независимого Казахстана?