«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future»
N.A.Nazarbayev

Ancient cities of Kazakhstan: “Taraz. Through the milestones of millennia”

3610 0
Ancient cities of Kazakhstan: “Taraz. Through the milestones of millennia”
Taraz is not only the city of Kazakhstan, it belongs to Eurasia as it is the joint of the caravan ways, center of science and culture, crafts and trade of the vast continent
At that place where now the blocks of the modern city Taraz, important industrial and cultural center of the country, there are the remnants of one of the biggest medieval cities of Kazakhstan, known to the historians as Taraz. The first mentioning about it is given in the Byzantine sources and dates late VI c. At that very time one of great empires of the medieval times Byzantium tried to make a contract with the Turkic people, whose state was stretching from the Pacific ocean in the east to the Black sea in the west. The Emperor Yustinian II sent the embassy headed by Zemarkh who was the commander-in-chief of the eastern part of the empire, to the quarters of the Turkic kagan Dizabul. During his trip Zemarkh, according to the description of Menandr, visited Talas and somewhere not far he was hosted in the quarters of the Turkic kagan, sovereign of the great power. 


As a consequence, Taraz (Talas) was written almost all the medieval geographers, historians, travelers, and that is not surprising, because the city took one of the central locations on the Great Silk way. 


The striking intuition of the greatest orientalist consequently was fully proved by the research works of the archeologists M. E. Masson, A. N. Bernshtam and G. I. Patsevitch. Their diggings at the settlement located in the center of modern Taraz, gave so bright and rich findings that it is not necessary to doubt the identification of this settlement and ancient Taraz. 


The center of Taraz, its oldest part was citadel, in Persian “ark” or “kuhendiz”. In this most facilitated part of the city there was the residence of the influencial figure. Surrounded by the wall territory of the city shakhristan was adjacent to the citadel. It is the fortified central part of the city where the wealthy population inhabited: officials, merchants, landowners, clergymen. There were the settlements of the elite, rich merchants, craftsmen, also the trade stalls. To the walls of shakhristan from all the sides the trade-craft buildings — rabads were adjacent. There the craft workshops, the masters’ dwellings, also the huts of the poor city people were placed. 

b61a2ccd72a979baad50b1601fa7d9ae.jpg

The ancient Taraz at the same time was the center of the huge oasis. Besides Taraz here tens of large and tiny towns, settlements, separate country estates and castles were included. By the present time just collapsed ruins — hills were left. In the hot summer time the grass is faded, and, if to rise somewhere to the top, the yellow spots in the green of the field massifs are distinctly seen. 


Taraz was the center of important and highly-developed in the cultural and economic attitude district. Its boundaries, as the scientists stated, were intensely guarded from immediate attacks of enemies. The oasis defended the fortresses with stable military posts. It was impossible to pass them over, and to seize such a strongly fortified fortress was not easy, taking into account the fact that the suddenness of the attack was excluded, usually providing a half of the success. While locked in the walls posts were fearlessly fighting the enemy, huge war troops of Taraz already aimed their strike and made the unwelcome comers to hastily make sail. At least, as the historian reports, when in late IX c. the founder of the powerful medieval dynasty of Samanids Ismail ibn Akhmed started war in Taraz, he experienced many difficulties, and only after long and persistent resistance the emir of Taraz was had to surrender and with numerous dekhkans converted to Islam. 

c2035ea2fc98db63ea891bb5089d96b6.jpg

Joining of Taraz to Central Asia and strengthening of trade-economic connections with the biggest centers — Bukhara and Samarkand — undoubtedly, played a positive role. 


For that time the wide spread of the glaze ceramics is peculiar; white, green and yellow glazing. Besides the carved underglaze, so called etched ornament now appears underglaze painting with colourful paints: dark brown, red and black on the white background. The theme of the ornament is plant, gaining more and more geometrical shapes. The significant meaning in the decoration stylized writings, representing the sayings of the religious character have. 


To the same period one of the most interesting findings — a ceramic lamp made in the shape of yurt cab be referred. In fact, it is the diminished manifold model of the real yurt of the nomad. It has all the necessary attributes of the felt yurt: kerege, threads tightening the felt, and even the hole in the roof — tuyndyk, serving as the chimney pipe. The finding of the model of the yurt in the city, center of crafts, trade and agriculture, allows the archeologists to make quite an interesting conclusion about the dwelling of people in Taraz, for whom the nomadic way of life being the basis of life since recent times, became only the memories, reflected in the arts and crafts. 


In XI-XII cc. during the ruling of the dynasty of the Karakhanids in Central Asia Taraz achieved the peak of its blossom. At this time it became the capital of one of the specific ownerships. Its political independence was expressed foremost in the local mint of the coins on behalf of the owners of Taraz. The significance and power of the city were expressed in the fact that in early XI c. the rulers of Samarkand and Kashgar were subject to the Taraz owner Tugankhan. 


The layers of the settlement of that time during the archeological diggings gave a multitude of findings, brightly characterizing the cultural-economic rise of Taraz. 

fe4895b1a78b38425929d684ceed7385.jpg

Ancient water pipe 


In the eastern part of Taraz the archeologists discovered the location of the 15 m wide water pipe. Clay pipes 0,7 m in size and 0, 25 m in diameter were connected with clay pipe socket. There lay on the certain clay pillow. The water pipe was connected with the Talas river, thus, water was sent to the all the parts of the city. Undoubtedly, the construction of the water pipe required certain technical knowledge. 

By that same time one more dug object — bath house (in the plan view presenting the rectangular 13,6×12,4 m in size).

4ab9f4a5930350c6e91c29c0d1d4bd6b.jpg

Findings of the bath hamam with the water pipe 


It is well known what popularity the bath houses had in the east, that is why, the builders’ attention to their decoration does not have to surprise us. However, the luxurious finish of the Taraz bath house strikes, though only meager remnants of the basements, walls, shelves for sitting, baths came to us. 

In XII and in early XIII cc. Semirechye became the area of bloody war collisions, many cities were looted and destroyed. 

0c8af16dfc03963c84636a121383b2e8.JPG

Ruins of the ancient watch-tower, guarding the approaches of Taraz. IX-XII cc.


After the ruin Taraz could not recover, although the live revived in it. The city is known as Yangi. However, the scientists can not say with confidence whether that name is related to the ancient Taraz or any new city built no far away was meant. In the settlement of Taraz itself certain areas where the people even in XV-XVIII cc. continued to live. The traditions of the settled lifestyle did not cease, and the arable farming developed here. 

In XIX cc. at the ruins of Taraz Aulie-Ata, that became one of the blooming, most beautiful cities of our republic — Dzhambul emerged, and then in 1998 the city was returned its ancient name Taraz. 

fbd0e51befbe7300623220846c00bf9f.jpg

In 2002 Kazakhstan celebrated the anniversary of Taraz, which turned 2000. Namely, at the turn of I c. BC and in early I c. AD Taraz was formed as the city — center of political and economic life of the large region, and since that time it started to develop fast. The anniversary of Taraz — the milestone on the way of development of the sovereign Kazakhstan which has a rich history. 

Taraz is not only the city of Kazakhstan, but it also belongs to Eurasia as it is the joint of the caravan ways, center of science and culture, crafts and trade of the huge continent. 


Material was prepared on the basis of the encyclopedia “Ancient cities of Kazakhstan” by K.Baypakov

Comments

To leave comment you must enter or register

Публикации

Древние города Казахстана: «Тараз. Сквозь вехи тысячилетий»

02 Сентября 2015
4996
0
Древние города Казахстана: «Тараз. Сквозь вехи тысячилетий»
Тараз — это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром науки и культуры, ремесла и торговли огромного материка

На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного города Тараза, важного промышленного и культурного центра страны, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана, известного историкам под именем Тараз. Первое упоминание о нем содержится в византийских источниках и относится к концу VI в. Именно в это время одна из крупных империй поры средневековья Византия пытается заключить договор с тюрками, государство которых простиралось от Тихого океана на востоке до Черного моря на западе. Император Юстиниан II отправляет посольство во главе с Земархом, который был военачальником восточной части империи, в ставку тюркского кагана Дизабула. Во время своей поездки Земарх, по описанию византийского историка Менандра, побывал в городе Таласе и где-то недалеко от него был принят в ставке тюркского кагана, повелителя огромной державы. 

Впоследствии о Таразе (Таласе) писали почти все средневековые географы, историки, путешественники, и это не удивительно, ведь город занимал одно из центральных положений на Великом Шелковом пути. Поэтому не случайно, что при описании Тараза авторы отмечают, в первую очередь, его торговое значение. Вот что, например, пишет китайский путешественник Сюань-Цзянь: «Талас имеет окружность от 8 до 9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из многих стран». 

То же самое, но спустя три с лишним столетия сообщает Ибн Хаукаль: «Тараз — место торговли мусульман с тюрками» А ал-Макдиси пишет так: «Тараз — большой укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот города течет большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров». 

Однако ни один из древних авторов не называет точного месторасположения Тараза, и поэтому довольно долго его искали в разных местах. Тараз отождествлялся то с развалинами городища Тоймакент на правом берегу Таласа, то с местечком Тала на р. Карабура, то с известным средневековым городищем Садыр-Курган. В.В. Бартольд более всего был склонен помещать средневековый Тараз на месте Аулие-Ата, так до середины XIX в. назывался Тараз. При этом он ссылался на ал-Макдиси, который при описании Тараза указывал на большую реку, протекающую через город. Такой рекой мог быть только полноводный Талас. 

Поразительная интуиция крупнейшего востоковеда впоследствии была полностью подтверждена исследованиями археологов М.Е. Массона, А.Н. Бернштама и Г.И. Пацевича. Псоле раскопок на городище, расположенном в центре современного Тараза, найдены настолько яркие и богатые находки, что сомневаться в тождестве этого городища и древнего Тараза уже не приходится. 

Центром Тараза, его самой старой частью являлась цитадель, по-персидски «арк» или «кухендиз». В этой наиболее укрепленной части города помещалась резиденция властвующего класса общества. К цитадели примыкала окруженная стеной территория города, называемая шахристаном. Это укрепленная центральная часть города, где размещалось богатое население: чиновники, купцы, землевладельцы, священнослужители. Здесь находились жилища знати, богатых купцов, ремесленников, здесь же были торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья — рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, а также хижины бедного городского люда. 

a5a7183ba937d642178bd4b491a7f1e0.jpg

Древний Тараз в то же время был центром большого оазиса. Кроме Тараза сюда входили десятки крупных и мелких городков, селений, отдельных усадеб и замков. К настоящему времени от них остались лишь оплывшие развалины — холмы. В жаркое летнее время трава на них выгорает и, если подняться куда-нибудь на возвышенность, то отчетливо видны желтые вкрапления в зелень массивов полей. 

Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно-экономическом отношении района. Границы его, как установили ученые, усиленно охранялись от внезапных нападений врагов. Оазис защищали крепости с постоянными военными гарнизонами. Обойти их было невозможно, а взять приступом такую сильно укрепленную крепость было нелегко, тем более что исключалась внезапность нападения, обычно обеспечивающая половину успеха. Пока запертые в стенах гарнизоны мужественно отбивались от врага, крупные военные отряды Тараза уже нацеливали свой удар и заставляли непрошенных пришельцев спешно убраться восвояси. По крайней мере, как сообщает источник, когда в конце IX в. Основатель могущественной среднеазиатской династии Саманидов Исмаил ибн Ахмед пошел войной на Тараз, то перенес много трудностей, и лишь после долгого и упорного сопротивления эмир Тараза вынужден был сдаться и с многочисленными дехканами принял Ислам. 

d834230fecea77679c72a5c9df78bd53.jpg

Присоединение Тараза к Средней Азии и усиление торгово-экономических связей с крупнейшими центрами — Бухарой и Самаркандом, — несомненно, сыграли и свою положительную роль. 

Для этого времени характерно широкое распространение поливной керамики. Полива белая, зеленая, жёлтая. Помимо резного подглазурного, так называемого гравированного орнамента, теперь появляется подглазурная роспись разноцветными красками: темно-коричневой, красной и черной по белому фону. Сюжет орнамента растительный, приобретающий все более и более геометрические формы. Существенное значение в украшении занимают стилизованные надписи, представляющие собой изречения религиозного характера. 

К этому же периоду относится одна из интереснейших находок — керамический светильник, сделанный в виде юрты. Это фактически уменьшенная во много раз модель настоящей юрты кочевника. Она имеет все необходимые атрибуты войлочной юрты: полги, имитирующие деревянный остов- кереге, стягивающие кошму веревки и даже отверстие в крыше — тундык, служившее дымоходом. Находка модели юрты в городе, центре ремесла, торговли и земледелия, позволяет археологам сделать крайне интересный вывод о проживании в Таразе населения, для которого кочевой быт, составляющий еще недавно основу жизни, стали лишь воспоминанием, отразившимся в прикладном искусстве. 

В XI-XII вв. во время правления в Средней Азии династии Караханидов Тараз достигает апогея в своем расцвете. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность его проявилась прежде всего в местном чекане монеты от лица таразских владетелей. А значение и мощь города выразились в том, что в начале XI в. Таразскому владетелю Туганхану подчинялись правители Самарканда и Кашгара. Естественно, что эта политическая сила была следствием экономического могущества города. 

Слои городища этого времени при археологических раскопках дали множество находок, ярко характеризующих культурно-экономический подъем Тараза. 

4416686a3b8e8c78c83982f9f4c77682.jpg

Древний водопровод

В восточной части Тараза археологи открыли участок водопровода длиной около 15 м. Глиняные трубы размером 0,7 м и диаметром 0,25 м соединялись глиняными муфтами. Лежали они на своеобразной глиняной подушке. Водопровод был подключен к р. Талас, под напором его стремительного течения вода подавалась во все концы города. Несомненно, постройка водопровода требовала определенных технических знаний, она характеризует сравнительно высокую степень инженерной мысли. 

К этому же времени относится еще один раскопанный объект — баня (в плане представляющая собой прямоугольник размером 13,6×12,4м). 

2dd5caa08794a76f7e4674b9971c4b14.jpg

Находки бани хамам с водопроводом

Хорошо известно, какой популярностью пользовались бани на востоке, поэтому внимание строителей к их оформлению не должно нас удивлять. И тем не менее, пышная отделка таразской бани невольно поражает, хотя до нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, полок для сидения, ванн, ниш. 

Пол ее вымощен плитками обожженного кирпича. Вход в баню сделан в северной стене. Он вел в небольшую комнатку с полками для сидения. Стены украшены богатой фресковой росписью. Это комната соединялась с помещениями, в которых находились ванны. В стенах помещений с ваннами были устроены ниши, также заполненные фресковой росписью. Она наносилась на поверхность штукатурки, слегка лощенной и сравнительно устойчивой к воздействию воды. 

В XII и в начале XIII в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города в это смутное время были разграблены и разрушены. По сообщению Якута, хорезмшах Мухаммад, будучи не в силах защитить окраины своих владений, «разрушил своими руками пограничные крепости и отдал их на разграбление своим войскам. Жители выселились оттуда и покинули их с сожалением. И остались эти сады опустевшими на своих опорах, заставляя плакать глаза и скорбеть сердце. Он остался с разрушенными замками и пустыми жилищами и дворами. Заблудился проводник этих каналов, и они стали течь, блуждая во все стороны без воли». 

Разгром довершили кочевники каракитаи, а затем монголы. «Они погубили всех тех, кто оставался там, включив в их число тех, которых они погубили помимо их. И не осталось от тех прекрасных садов и высоких замков ничего, кроме разрушенных стен и следов исчезнувших народов». Какой яркий пример бессмысленности войн скрывается за этими сухими строчками древней хроники. 

3e3f4a6b3b3226241f5a84dd2ae5ffab.JPG

Развалины древней сторожевой башни, охранявшей подступы Тараза. IX-XII вв.

После разгрома Тараз уже не мог оправиться, хотя жизнь в нем возродилась. 

Город известен позднее под именем Янги. Однако ученые до сих пор не могут с уверенностью сказать, относилось ли это название к древнему Таразу, или имелся ввиду какой-то новый город, отстроенный неподалеку. На городище самого Тараза отмечаются лишь отдельные участки, где продолжало ютиться население и в XV-XVIII вв. Однако традиции оседлости не прерывались, земледелие здесь развивалось. Вдоль берегов Таласа по-прежнему стояли поселения хлеборобов и ремесленников, жизнь продолжалась... 

В XIX в. На развалинах Тараза возник Аулие-Ата, который стал одним из цветущих, красивейших городов нашей республики — Джамбулом, а затем в 1998 г. городу было возвращено его древнее имя Тараз. 

a13ea90358b86b6761fb59c1d4ec2c2e.jpg

В 2002 году Казахстан отметил юбилей Тараза, которому исполнилось 2000 лет. Именно на рубеже эр, в конце I в. до н.э. и начале I в. н.э. Тараз сформировался как город — центр политической и экономической жизни обширного региона, и с этого времени он стал быстро развиваться. Юбилей Тараза — это веха на пути развития суверенного Казахстана, имеющего богатую историю, наполненную героическими событиями, подвигами полководцев и воинов, деяниями ученых, творениями поэтов и художников. 

Тараз — это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром науки и культуры, ремесла и торговли огромного материка.

Материал подготовлен на основе энциклопедии К. Байпакова «Древние города Казахстана»

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Интересуетесь ли Вы историей Независимого Казахстана?